стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
16

Истребитель МиГ-35, или зачем нам «4++»?

Не так давно из Индии пришли не совсем приятные новости: в финал тендера на закупку новых истребителей прошли Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale, а российский МиГ-35 остался за бортом конкурса. По официальной информации, индийских военных не устроили его бортовая радиолокационная станция и двигатели.

• Конечно, проигрыш тендера не является чем-либо из ряда вон выходящим в сфере экспорта и импорта оружия и военной техники: взять хотя бы тот же «Рафаль», которому пока ни разу не удавалось выиграть конкурс на поставку за границу. Тем не менее, приятного в проигрыше МиГ-35 мало.

• К тому же, сразу после нехорошей новости начались не менее плохие разговоры. Сводились они к следующему: «раз даже Индию (далеко не самую продвинутую страну в плане вооруженных сил) не устраивает этот самолет, то российским ВВС он тем более не нужен». Какая-никакая логика в этом утверждении есть, но насколько оно соответствует действительности?

• Для начала рассмотрим техническую сторону дела. Планер МиГ-35 мало отличается от оригинального МиГ-29. Основные отличия кроются внутри – в двигателях, бортовом радиоэлектронном оборудовании и другой «начинке». Поэтому, собственно говоря, МиГ-35 и является истребителем поколения 4++, которое подразумевает планер четвертого поколения и аппаратуру, более совершенную, чем в просто «4».

• Силовая установка МиГ-35 состоит из двух турбореактивных двигателей РД-33МК с форсажной тягой около 9000 кгс. Основу бортового оборудования составляет БРЛС «Жук-А», оснащенная активной фазированной антенной решеткой. Также МиГ-35 имеет набор самой современной электроники, которая, по словам разработчиков, будет актуальна ещё в течение следующих 15-20 лет, как минимум. Кроме того, ряд обновлений получила топливная система: выросла емкость баков, а самолет может дозаправляться в полете и выполнять функции танкера.

• Теперь перейдем к качеству и количеству. МиГ-29 был принят на вооружение в 1983 году и с тех пор большинство машин проходили только ремонт, но не модернизацию. В конце того же десятилетия, надо заметить, велись работы по созданию его модернизированного варианта, который должен был пойти в войска в 90-х годах. Однако события, начавшиеся в жизни страны, плохо повлияли и на судьбу МиГ-29М.

• В итоге самой новой модификацией истребителя в отечественных ВВС является МиГ-29СМТ, но и этих самолетов не так уж и много, чтобы они кардинально меняли ситуацию. А легкий истребитель, тем временем, нужен. Причем нужен как можно скорее: у старых «двадцать девятых» скоро закончится ресурс, а новых слишком мало. Значит, требуется некая замена для устаревающих машин.

• Что же мы имеем в итоге? Есть нужда в новых самолетах, и есть несколько вариантов «соискателей» на это место. Основными претендентами на него считаются МиГ-29СМТ и МиГ-35. У каждого из них есть свои преимущества, поэтому выбор будет непрост. МиГ-35 имеет лучшее оборудование, а МиГ-29СМТ уже освоен в производстве, да и сам по себе дешевле.

• Что же до освоения самолета личным составом и технической стороны эксплуатации, то оба истребителя примерно равны: «СМТ» в большой степени унифицирован с исходным МиГ-29, а «35» требует куда меньше работ. Как видим, военным есть из чего выбрать. При этом утверждается, что при постоянных модернизациях и своевременных ремонтах МиГ-35 сможет оставаться в строю до 2035-40 года, что само по себе немало. За это время на смену этому представителю поколения 4++ сможет прийти истребитель по-настоящему пятого. Пока, правда, какой-либо информации о разработке такой машины нет. Однако ВВС такая машина нужна, ведь вряд ли в будущем получится обойтись одними тяжелыми Т-50.

• И все же, стоит ли «тридцать пятый» внимания? Неспроста же индийцы отказались от этого самолета. Что именно не понравилось индийской конкурсной комиссии в двигателе РД-33МК, неясно. Зато с БРЛС кое-какие соображения имеются. Скорее всего, индийцев не устроили характеристики РЛС «Жук-МАЭ», установленной на самолете-демонстраторе.

• Само собой, у радиолокационной станции, созданной почти десять лет назад, показатели вряд ли будут лучше, чем у РЛС «Жук-А», которая будет устанавливаться на серийных самолетах. У конкурентов МиГ-35 – «Рафаля» и «Еврофайтера» — надо сказать, дела обстоят не сильно лучше. Дело в том, что и их БРЛС, хотя и оснащены активной фазированной решеткой, не имеют значительного лидерства в показателях.
В общем, МиГ-35 нашим ВВС нужен. Хотя бы потому, что новый МиГ-35 — это гораздо лучше, чем МиГ-29 с подходящим к концу ресурсом, пусть даже и дороже. И дело, как говорилось выше, не только в ресурсе. Тем не менее, последнее слово будет за ответственными лицами из министерства обороны – именно от их решения всегда зависели, и впредь будут зависеть судьбы всех новых боевых самолетов.

• Не хотелось бы, чтобы МиГ-35, как и многие другие модернизации «двадцать девятого», остался только опытной машиной, предназначенной для отработки новых технологий. Ведь из-за этого и парк самолетов не обновляется, и страдает сфера применения этих технологий.

СПРАВКА

Технические характеристики
Экипаж: 1 или 2 человека (МиГ-35/МиГ-35Д)
Длина: 17,3 м
Размах крыла: 11,99 м
Высота: 4,73 м
Площадь крыла: 42 м²
Масса пустого: 11000 кг
Нормальная взлётная масса: 17500 кг
Максимальная взлетная масса: 23500 кг
Масса топлива: 4800 кг
Двигатели: 2 × ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ»
Тяга максимальная: 2 × 5400 кгс
Тяга на форсаже: 2 × 9000 кгс
Масса двигателя: 1055 кг
Углы отклонения вектора тяги: ±15° в вертикальной плоскости, ±8° в любом направлении
Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с

Лётные характеристики
Максимальная скорость на высоте: 2100 км/ч (2,0 Маха)
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
Практическая дальность:
- без ПТБ: 2000 км
- с ПТБ: 3000 км
Продолжительность полёта: 2,2 ч
Практический потолок: 17500 м
Нагрузка на крыло:
при максимальной взлётной массе: 618 кг/м²
при нормальной взлётной массе: 468 кг/м²
Тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе: 0,77
- при нормальной взлётной массе: 1,03
Максимальная эксплуатационная перегрузка: 9 g
ЭПР: < 1 м² (без внешних подвесок)

Вооружение
Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-301
Точки подвески: 10
Боевая нагрузка: 6500 кг
Ракетное вооружение:
- УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ
- ракеты малой дальности Р-73
- противокорабельные Х-31А и Х-35
- противорадиолокационные Х-31П
- ракеты класса воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л
НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением
Свободнопадающие бомбы и авиационные мины.

Авионика
Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой «Жук-А»
Максимальная дальность обнаружения:
- аэродинамической цели: до 200 км (до 148 км на экспортных)
- наземной цели: до 60 км
Диаметр активной фазированной антенной решетки: 688 мм (500 мм на экспортных)
Количество ППМ: 1016 (680 на экспортных)
Масса: около 280 кг (240 кг на экспортных)
Объем: 0,275 м³ 

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


  • 0
    Aerodinamik Aerodinamik
    10.02.1222:52:06
    То что Миг вышел из тендера еще не значит, что он не понравился или плох. Ведь поставляется не только самолет, но и определенный перечень услуг по обслуживанию, обучению и т.д. В общем, причину мы вряд ли узнаем. А возможно индусы просто решили не зацикливаться на российской технике. По статье есть несколько замечаний - планер Миг-35 не от базовой модели Миг-29, а облегченного корабелки Миг-29К. Миг модернизировался еще в 80х - Миг-29С, в смысле новая серия. Ну и касательно будущего - как мне кажется, в перспективе нащих ВВС фронтовому истребителю в них места нет, разве только он не будет дешевым и технологически проще того же Т-50, т.е. станет массовым.
    • 0
      misha12 misha12
      11.02.1206:41:32
      Про перспективу в российских ВВС самолётов семейства МиГ-29 тоже большие сомнения.самолёт лёгкого класса по цене уже близок к машинам тяжёлого класса,а разница в характеристиках ощутимая.или нужно делать абсолютно новый самолёт,который действительно будет лёгкий в том числе и по цене или переходить только на тяжёлый класс.но конкретно на сегодняшний день намного выгодней закупать Су-30 или Су-35 вместо МиГ-35.
      • 0
        Нет аватара nikolaich
        11.02.1209:16:58
        Что, собственно, и показал алжирский скандал - когда МиГи были возвращены под надуманным предлогом, а потом Алжир быстренько и по-тихой "переобулся" на партию Су-30МКА.
        • 0
          Нет аватара denisrossos
          11.02.1212:25:49
          когда МиГи были возвращены под надуманным предлогом
          Ага, и видимо "по надуманным предлогом" были посажены в тюрьму те кто на алжирские Миги ставил старые детали. С алжирскими Мигами завод сокол реально накосячил. Это равносильно диверсии.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,