стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
10

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии

Автор репортажа - Александр "Russos" Попов

 

  • (c) Russos, 2011
  • (c) Russos, 2011

 

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии по праву считается одной из красивейшей станций Московского метрополитена. Кроме того, она уникальна и по конструктивному решению.

С некоторыми оговорками можно сказать, что ее проект является дальнейшим развитием первых колонных станций Московского метрополитена — Маяковской и Павелецкой Замоскворецкой линии.

Перед тем как рассказывать о Комсомольской, я хочу кратко осветить историю московских и питерских колонных станций.
Первой колонной станцией глубокого заложения в Москве, в СССР и вообще в мире стала Маяковская, открытая 11 сентября 1938 года. Это был очень смелый инженерный проект. В целом, несмотря на прекрасное архитектурное решение, он получился очень сложным и трудоемким в строительстве.

Учтя все сложности возведения такой колонной станции, инженеры разработали более экономичный проект — Павелецкая Замоскворецкой линии. Но увы, началась война, и ее ход внес свои коррективы в теперешний вид станции. Она была открыта 20 ноября 1943 года в сильно упрощенном виде: без центрального зала и только с пилонной частью (по сути — небольшой распределительный зал) около выхода в город. Дело в том, что все металлоконструкции колонно-прогонного комплекса остались в захваченном немцами Днепропетровске.

И только после войны, в результате сложнейшей реконструкции, которая длилась почти 10 лет без перерыва движения поездов и пассажиров, она была из двухзальной переделана в колонную, которую мы видим сейчас. Первая очередь реконструкции была открыта 21 февраля 1953 года, а окончательно завершены все работы были только к апрелю 1959 года! А в память о первоначальном проекте нам остался старый участок около выхода в вокзалу.

Следующей колонной станцией была Курская Кольцевой линии, открытая 1 января 1950 года. Проект, стоящий особняком, оказался очень сложным и трудоемким в строительстве, и после этого такие колонные станции больше не строились.

Для первой очереди Ленинградского метрополитена было разработано два уникальных проекта колонной станции. Первый опирается на опыт уже построенных Маяковской и Павелецкой. По нему было сооружено две станции: «Технологический институт» и «Балтийская». По второму проекту была сооружена станция «Кировский завод». Что самое интересное, этот проект, скорее всего, послужил основой для разработки московской колонной станции, а питерцы в итоге пошли своим путем, разработав свой собственный тип.

Общим недостатком всех этих проектов (кроме «Курской» и «Кировского завода») является наличие в своде среднего зала распорки в том или ином виде. Необходимость ее устройства вызывается разностью распоров среднего и боковых тоннелей при существующей величине их пролетов.

Для решения этой проблемы был разработан проект станции с увеличенным пролетом среднего свода. Здесь благодаря принятому соотношению пролетов среднего и крайних тоннелей удалось достигнуть уравновешивания распоров и отказаться от верхних распорных элементов в среднем своде. По этому проекту, как вы уже догадались, была построена станция «Комсомольская» Кольцевой линии.

На этом история уникальных колонных станций, сделанных по индивидуальным проектам, закончилась. Уж больно они оказались дороги и трудоемки в строительстве.

К колонным станциям вернулись почти через 20 лет, когда был разработан и построен Китай-город. Это был прорыв в области строительства, а этот проект успешно дожил до наших дней (например, Достоевская и Трубная являются усовершенствованными станциями этого вида). Но это все выходит за рамки данного рассказа. Может, я как-нибудь расскажу историю различных конструктивных типов станций, а пока давайте вернемся к Комсомольской-кольцевой.



1. Это колонная станция глубокого заложения, построенная по индивидуальному проекту. Обделка станции выполнена из чугунных тюбингов и состоит из двух незамкнутых колец путевых тоннелей наружным диаметром 9,5 м и повышенного среднего свода кругового очертания диаметром 11,5 м. В нижней части среднего тоннеля предусмотрена мощная железобетонная распорная плита толщиной 1 м, монолитно связанная с железобетонными фундаментами под колонны.


Тоннели и метрополитены / Под ред. д-ра техн. наук, проф. В.Г. Храпова. — М.: Транспорт, 1989.

2. Ширина боковых платформ (от края платформы и до оси колонны) принята 2,8 м, а пролет среднего зала между осями колонн — 11 м. Для придания большей жесткости сводам боковых тоннелей и облегчения их работы при действии возможного избыточного распора в каждом кольце обделки боковых тоннелей на уровне опорных тюбингов установлены металические распорки из двутавра № 36.

Лиманов Ю.А. Метрополитены. — М.: Транспорт, 1971.

3. Увеличение пролета среднего зала и ликвидация верхних распорок позволили существенно увеличить объем и высоту среднего зала, что благоприятно повлияло на качество архитектурного офрмления станции.

Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века / под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1966. ARTYX.RU: История искусств.

4. Металлоконструкция станции состоит из двухстенчатого верхнего прогона, колонн и башмаков. Прогоны в статическом отношении представляют собой двухконсольные балки с длиной консолей, равной половине пролета, опирающиеся на колонны коробчатого сечения с шагом 4,5 м по длине станции. Вес одной секции металлоконструкции длиной 4,5 м составляет 52,96 т, а общий вес на всю станцию около 3 300 т. На фотографии вы видите процесс разработки породы в ядре среднего зала. Учитывая объемы, на станции был смонтирован экскаватор. Так же можно увидеть весь колонно-прогонный комплекс во всей красе. А слева, на заднем плане, виден не разобранный боковой тоннель. В целом процесс сооружения ничем не отличался от этапов строительства «Маяковской».

Из архива Московского метростроя.

5. Какие-то работы в среднем зале. В боковом зале хорошо видна распорка сверху.

Фото А. Столяренко, журнал Советский союз. 1951 №10. За скан спасибо
don_serhio.

6. По одной из легенд первоначальный проект станции был с очень толстыми колоннами после отделки. Говорят, что инженер чуть ли не с кулаками набросился на архитектора, мол, я столько времени потратил на разработку станции, чтобы колонны сделать как можно тоньше, а ты все это скрыл в облицовке. В итоге архитектор переделал проект и облицовка максимально теперь прижата к колонне.

.::кликабельно::.
Фото А. Столяренко, журнал Советский союз. 1951 №10. За скан спасибо
don_serhio.

7. Сборка мозаичного панно в мастерской.

Из архива Московского метростроя.

8. А теперь несколько старых видов станции после открытия.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

9. Обратите внимание на табличку над эскалатором.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

10. Это скорее уже рисунок, чем фотография.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

11. Наклон без рекламы.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

12. Коридор без дурацких болтающихся рекламных портянок!

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

13. Станцию не портит своим видом инфосос!

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

14. И тут тоже нет рекламы!

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

15.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

16.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

17.

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

18. Наверху аванзала нет будки полиции, рекламы и вообще ничего нету. И обратите внимание на завитки над дверью!

Московский метрополитен / Ред. С. Иодлович. — М.: Искра революции, 1953.

19. У меня эта станция вызывает весьма странные и противоречивые эмоции. Я считаю ее шедевром с точки зрения конструкции, но вот с архитектурной точки зрения она давит. Хотя на вкус и цвет, конечно.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

20. Первый в Москве четырехленточный эскалаторный тоннель диаметром 11,5 метра.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

21. Размер наклона поражает. Если не ошибаюсь, то такой же диаметр использовали при строительстве пересадки между станциями «Проспект Мира». Потом уменьшили расстояние между машинами и смогли разместить 4 ленты в тоннель диаметром 8,8 м.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

22. Панно в торце аванзала около нижней площадки эскалатора.


23. Подходной коридор от эскалаторов к станции с идиотской рекламой.


24. Хитрая организация ходков под станционным путем. Один большой и два маленьких по бокам.


25. Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

26. Но оформление станции подверглось цензуре после развенчания культа личности Сталина. Об это подробно пишет у себя
moscowhite: «Тут самая занятная история. Первоначально два последних мозаичных панно, «Вручение гвардейского знамени» и «Парад Победы», выполненные великим художником Павлом Кориным, выглядели так: на первом из них изображен Сталин, передающий знамя солдату (за спиной Генералиссимуса стоят его ближайшие сподвижники: Молотов, Берия, Каганович), а на втором – те же персоны из партийной верхушки выстроились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамена. После того, как товарищ Берия потерял доверие, а товарищ Маленков надавал ему пинков (реальный стишок тех времен, мне друг рассказывал, у которого дед работал когда-то в НКВД), на коринских панно с него бесцеремонно сняли очки. Потом пришла очередь Молотова и других верных соколов. В 1963 году настала пора глобальных перемен: вместо «Вручения гвардейского знамени» появилось «Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт», а «Парад Победы» превратился в «Триумф Победы». Корин, которому поручили подготовить новые эскизы панно, сделал эту композицию такой, чтобы в нее вошло как можно больше фрагментов прежнего «Парада». С картины просто исчезло все сталинское Политбюро (трибуна Мавзолея теперь оказалась пустой), а на переднем плане появилась аллегорическая фигура: Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом.

Мозаичные панно в отдельных фотографиях: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь и восемь.

«Как известно, мозаичные композиции Корина на Комсомольской связаны единой концепцией — они являются буквальной визуализацией речи Сталина, произнесенной 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!». Для тех пролетариев, кто не втыкает в художественные метафоры, речь генералиссимуса была высечена на мраморной доске, что висела справа от лестницы. Сейчас от нее остались только криво замазанные дырки».

27. В треугольных фигурных рамах, опирающихся на основание свода и поднимающихся на четверть его дуги, изображены воинские атрибуты — знамёна и оружие (щиты, шлемы, мечи, пищали, мушкеты, палаши). Авторы этих изображений — С. М. Казаков и А. М. Сергеев.

Еще два орнамента: раз и два.

28. На мой взгляд, станции не повезло в том, что она находится на площади трех вокзалов, хотя она специально строилась под большой пассажиропоток. Сейчас он вырос до 110 тысяч человек и вся красота станции просто теряется на этом фоне.

.::кликабельно::.

29. И только ночью, когда никого нет, можно увидеть все ее великолепие.

.::кликабельно::.

30. Еще станцию облюбовали карманники с Кольцевой линии. Почти в открытую они тусуются кучками, потрошат кошельки и чувствуют себя совершенно безнаказанно. Полиции на станции традиционно пофиг на это.

.::кликабельно::.

31. Глубина заложения станции около 37 метров.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

32. После массового отправления ночных поездов дальнего следования после часа ночи станция наконец-то начинает пустеть. Да и на вход метро уже наконец-то закрыто.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

33. Фрагмент решетки ограждения перехода.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

34. Осталось загадкой назначение ниш около лесенки. В правой нише висела табличка с речью Сталина. Сейчас там просто памятная табличка про станцию. А в левой, которую видно на фотографии, ничего не было.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

35. Выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалу. Я считаю, что автоматы по продаже газет надо выкинуть.


36. Этот же аванзал. Слева от полицейской будки находится неприметная дверь. На ней написано, что это комната матери и ребенка. Где еще в метро у нас есть такое?


37. Здесь использован обычный трехниточный наклон.


38. Гермоворота.


39. Ожидается, что к 2015 году на станции будет построен еще один выход в город. Но пока никаких строительных работ не ведется.


40. Пересадка на Комсомольскую-радиальную и выход к Казанскому вокзалу.


41. Безусловно, оттого что убрали распорку в центральном зале, проект станции только выиграл.


42. Комсомольская стала одной из последних работ А. В. Щусева, который скончался 24 мая 1949 года, задолго до открытия станции. Проект был закончен работниками его мастерской.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

43. За работу над станцией он посмертно получил Сталинскую премию второй степени (1952 год).

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

44. Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен розовым гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина.

.::кликабельно::.

45. К сожалению, вся эта красота скрыта днем для пассажиров — им просто нет времени на это смотреть.

.::кликабельно::.

46. А вот тоннели там скучные. Нет камер съездов и вообще ничего интересного.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

47. Типичный вид перегонного тоннеля диаметром 5,6 м.

Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200

48. Зато было время поснимать несколько панорам в тоннеле.

.::кликабельно::.
Другие варианты от нейтральных до вырви глаз: Вариант 1, Вариант 2, Вариант 3, Вариант 4, Вариант 5, Вариант 6.

49. Если посмотрите, то на фото запечатлен интересный момент. Во-первых, уже используются тюбинги метровой ширины, а не 0,75 м. Во-вторых, еще не отказались от клиновидных колец (такое кольцо видно правее от центра) для поворота тоннеля. Сейчас для этих целей используют клиновидные прокладки между кольцами.

.::кликабельно::.

50. Тут клиновидное кольцо (левее центра) видно очень хорошо. Но такие кольца трудоемки в изготовлении и весьма скоро додумались до клиновидных прокладок.

.::кликабельно::.

51. И на закуску несколько нестандартных разверток для панорам.

.::кликабельно::.

52. Все для вашего выноса мозга.

.::кликабельно::.

53.

.::кликабельно::.

54.

.::кликабельно::.

Там же, в тоннелях около Комсомольской я снял это эпическо-ностальгическое видео про те времена, когда в метрополитен я лазил не всегда легально. :)

 




Сегодня открыли «Алма-Атинскую». Сейчас готовлю пост по ней. Так же, наконец-то, открыли второй выход с «Марьиной рощи». И, по слухам, открыли ЗАГС в яйце на Живописном мосту. Но вот насчет последнего очень не уверен.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 0
    Нет аватара Eugene_B
    25.12.1210:07:51
    Хороший материал, спасибо+. Соглашусь с вами - мне всегда эта станция казалась чрезвычайно помпезной, масштабной, но весьма бесвкусной. Та же Маяковская ИМХО намного изящнее.
    • 0
      Нет аватара WJ
      25.12.1211:12:10
      Соглашусь с вами
      С Александром "Russos"ом Поповым, если быть точным.
  • 0
    Rivagri Rivagri
    25.12.1213:54:03
    А мне нравятся станции метро ушедшей эпохи. И очень хорошо, что спускаясь под землю, люди видят возвышающее искусство. Плохо, что современные власти города не обязывают рекламодателей оформлять рекламу в метро в соответствующем станции стиле. Будки для контролёров и милиции могли бы сделать художественно, чтоб они не портили вид. С почтением из Приднестровья
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,