стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
23

Красноярский алюминиевый завод (фоторепортаж)

Автор фоторепортажа - LJ user feelek

 

"РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод" — второй по величине алюминиевый завод в мире. КрАЗ производит 27 % всего производимого в России алюминия и 3 % мирового производства. Производственная мощность КрАЗа - 1 млн тонн алюминия в год.

1. Завод построен в 1964 году на окраине Красноярска. КрАЗ работает от энергии Красноярской ГЭС, и потребляет около 70 % производимой ею электроэнергии. Сырьё поставляется с Ачинского глинозёмного комбината.

КрАЗ состоит из 25 корпусов электролиза (2233 электролизера), трех литейных отделений и отделения производства анодной массы.

2. Один из электролизных цехов. Цеха огромные, в каждом находится до 120 электролизеров. Для перемещения грузов используется специальный транспорт. А сами рабочие, чтобы передвигаться по достаточно большой заводской территории, нередко пользуются велосипедами.

3. Алюминий производится путем электролиза глинозема в расплавленном криолите. Для производства одной тонны алюминия-сырца требуется примерно 1938 кг глинозёма, 21,5 кг фтористых солей, 550 кг угольных электродов (анодной массы или обожжённых анодов) и до 16 000 квт-ч электроэнергии. Большинство электролизеров на заводе работает по технологии Содерберга.

Эта технология была предложена в 1920-х годах норвежскими исследователями и была принята российскими металлургами как более экономичная и эффективная методика по сравнению с используемой ранее системой Холла-Эру. Самообжигающиеся аноды позволили снизить себестоимость алюминия и практически исключить «человеческий фактор» в процессе электролиза.

Электролизер в котором собственно и происходит получение алюминия.

4. Но прогресс не стоит на месте. В последнее время компания РУСАЛ сделала немало важных достижений в области снижения энергозатрат, решения экологических проблем и повышения производительности установок Содерберга.

5. В 2009 году специалисты РУСАЛа создали новое поколение электролизеров Содерберга. Новая технология получила название «Экологичный Содерберг». Ключевое преимущество заключается в том, что вместо традиционной анодной массы используется коллоидный анод. Он содержит низкое количество пека, который является основным источником выбросов смолистых веществ. Усовершенствованная конструкция электролизера обеспечивает его высокую герметичность, что дополнительно снижает количество выбросов. Сейчас по технологии «Экологичный Содерберг» работает около 200 электролизеров КрАЗа.

6. Кроме того, все электролизеры оборудовали системой автоматической подачи глинозёма. Раньше несколько раз в сутки происходила разгерметизация электролизера для загрузки свежим глиноземом. После установления АПГ этого делать уже не нужно, и электролизер в течение всего производственного цикла остается герметичным.

7. Алюминий в процессе электролиза оседает на дне ванны. Процесс происходит при температуре 955°С. Забирается расплавленный металл с помощью вакуумного ковша, который за раз может брать до 5 тонн.

8. Корпус, где производится алюминий высокой чистоты (АВЧ).

9. АВЧ получают путем переработки первичного алюминия, «превращая» его в более чистый. Такая чистота нужна при использовании алюминия в высокотехнологичном производстве, поэтому АВЧ идет в основном на экспорт. Чистота такого металла до - 99,996%. Для очистки используются специальные электролизеры.

10. Производительность электролизера АВЧ - 600 килограммов в сутки.

11. Еще одна технология, используемая на КрАЗе - это обожженный анод. По этой технологии работает около 280 электролизеров.

12. Суть технологии в том, что с единицы площади получается почти в 1,5 раза больше алюминия. Соответственно, значительно снижаются капитальные затраты. Кроме того, в этой технологии полностью герметичны электролизеры и выбросы почти отсутствуют.

13. Особенностью такого способа является предварительное изготовление специального анода — этот процесс довольно дорогой. Зато уже на этапе производства можно избавиться от множества вредных примесей.

14. Для того, чтобы выделить алюминий, подается огромный ток до нескольких сотен килоампер.

15. Для снижения выбросов вредных веществ в атмосферу на КрАЗе был запущен в работу комплекс газоочистных установок.

16. Благодаря «сухому» способу очистки газов, завод снизил выбросы по фтору, смолистым веществам, бензапирену, пыли. «Сухая» ступень очистки газов обеспечивает максимально технически достижимый уровень улавливания фторидов — до 99%.

17. Работающие до модернизации завода «мокрые» ступени газоочистки сохранены и они продолжают использоваться для «доочистки» газов и удаления SO2. Модернизация позволила сократить удельные выбросы предприятия: выбросы фтористого водорода были снижены в 1,5 раза, смолистых веществ – в 2,7 раза, бензо(а)пирена – в 2,5 раза. В 2009 году введением в эксплуатацию последней 23-й газоочистки, был завершен первый этап экологической модернизации КрАЗа.

18. Сенсорная панель управления системой газоочистки.

19. В настоящее время идет второй этап экологической модернизации. Он включает в себя полную замену электролизеров Содерберга на технологию «экологического Содерберга».

20. Третьим этапом должно стать начало производства алюминия по принципиального новой технологии "инертный анод". При реализации данного подхода будут полностью исключены выбросы парниковых газов, фреонов, полиароматических углеводородов. Электролизер с инертным анодом будет производить кислород. На сегодняшний момент завершаются стадии научно-исследовательских, лабораторных исследований и стендовых испытаний. Разработана проектная документация на строительство Опытного корпуса электролизеров с инертными анодами. Строительство Опытного корпуса планируется реализовать до 2015 г. на площадке ОАО «РУСАЛ Красноярск».

21. Идем дальше. Литейный цех.

22. Миксер, в котором к алюминию добавляют различные добавки – легирующие материалы в соответствии с необходимыми характеристиками конечного продукта.

23. Готовая продукция завода.

24. Есть и более впечатляющие образцы. Длина слитков 11,5 метров. КрАЗ - единственный в в мире завод, который выпускает слитки такой длины.

25.

26. Перемещаются слитки с помощью мостового крана.

27.

28. Более мелкие перевозятся на погрузчиках.

29.

30.

31.

32. Из печи переплава алюминий заливается в "котел".

33. Далее алюминий перевозится к миксеру и заливается.

34.

35. Готовая продукция идет на завод КраМЗ (Красноярского металлургического завода) а также многим другим производителям алюминиевых изделий как российским, так и зарубежным.

Выражаю огромную благодарность пресс-службе "РУСАЛ Красноярск" за организацию съемки.

При использовании материалов блога обязательна активная ссылка на источник.

 

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Нет аватара Денис Демидович
    06.02.1309:37:57
    То есть много энергии уходит не на выплавку алюминия, а на электролиз?
    • 0
      Нет аватара Dron
      06.02.1310:38:15
      Электролиз алюминия - основной потребитель электроэнергии. Все ГЭС строились в основном для питания алюминиевых заводов: Волховстрой- Волховский алюминиевый, Днепрогэс - Запорожский алюминиевый, сибирский какад - КрАЗ, Братский, Саяно-шушенская - Саяногорский и Хакасский и т.д.
      • 0
        ivankun ivankun
        07.02.1313:15:46
        А ещё для атомной промышленности.
  • 0
    Нет аватара RusSoft
    06.02.1310:37:16
    "8. Корпус, где производится алюминий высокой частоты (АВЧ)." - только не чАстоты, а чИстоты. Поправьте.
  • 0
    Нет аватара semmggu
    06.02.1311:05:49
    Эти фото уже были неделю назад.
  • 0
    Alien Alien
    06.02.1313:27:37
    Тоже работал когда-то в электролизе.. Вспомнить страшно! Жесть, а не работа.. но платят немало.    
    Отредактировано: Alien~13:27 06.02.13
  • 0
    Hitagara Hitagara
    06.02.1315:08:27
    Было: http://sdelanou...ru/blogs/28178/ Туда экскурсии что ли водят?
    Отредактировано: Hitagara~15:10 06.02.13
    • 0
      nanonews nanonews
      06.02.1320:07:35
      Да, повтор вышел, хоть и строго говоря, фотографии другие, другого автора. Но ведь те же самые практически... Похоже, что водят, раз уж у разных блоггеров настолько похожие репортажи. Там же и написано "Спасибо пресс-службе КрАЗа за интересную экскурсию по заводу".
      Отредактировано: nanonews~20:11 06.02.13
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,