стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
17

Отчёт ГСС за 2012 год

Некоторые (да почти все!) СМИ заметили в отчете ГСС только сумму долга в $2 млрд, придумав нездоровую сенсацию о якобы скором банкротстве.

Однако предлагается изучить сам отчет, там есть немало интересного.

Из годового отчёта ГСС за 2012

 

Проектирование

В 2012 году были проведены конструкторские работы для завершения следующих задач:
1) Разработка конструкторской документации по продлению ресурса до 6 000 полетов, 9 000 летных часов.
2) Доставка, сборка, установка, проведение приемо-сдаточных испытаний тренажера FFS в ДПАП ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»;
3) Доставка, сборка, установка, проведение приемо-сдаточных испытаний тренажера FFS в учебном центре SJI, г. Венеция;
4) Разработка, изготовление, доставка, сборка и установка тренажера FFS для Ульяновского ВАУГА;
5) Получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ для подготовки летного экипажа, инженерно-технического персонала и кабинного экипажа самолета Sukhoi Superjet 100;
6) Защита эскизного проекта по самолету SSJ 100 NG;
7) Разработка, реализована и сертифицирована функция бортовой системы технического обслуживания самолетов RRJ-95;
8) Разработка документации для 7 дополнений к сертификату типа Авиарегистра МАК;
9) Разработка документации для валидации сертификата типа в EASA.

Испытания

В 2012 году были проведены следующие стендовые испытания:
1) Периодические статические испытания агрегатов из ПКМ (РН, РВ, внутренний и внешний закрылок, элерон, 1-я секция ВТ, створка ПОШ) в ФГУП «ЦАГИ»;
2) Периодические статические испытания штифтов «слабого звена» между ООШ и кессоном крыла в РНЭЦ «Авиатест ЛНК»;
3) Сертификационные частотные испытания «САУ-СДУ», планера и шасси самолета типовой конструкции RRJ-95B (изд. 95021);
4) Предварительные частотные испытания контура «САУ-СДУ» по CAT IIIA;
5) Выполнена стыковка правой ОЧК самолёта RRJ-95LR к планеру самолета 95002 в ФГУП «ЦАГИ»;
6) Испытания на живучесть и остаточную прочность стенок ниши передней опоры шасси в составе стенда «Бочка №1» в РНЭЦ «Авиатест ЛНК»;
7) Ресурсные испытания десяти однострингерных образцов стыка отъемной части крыла и центроплана в РНЭЦ «Авиатест ЛНК»;
8) Испытания на несущую способность и остаточную прочность горизонтального оперения на изолированном стенде в ФГУП «ЦАГИ»;
9) Наработка при сертификационных ресурсных испытаниях планера самолёта 95006 в ФГУП «СибНИА» составила 24000 лабораторных полетов (л.п.); 10) Наработка при сертификационных ресурсных испытаниях агрегатов механизации крыла на стенде S0114 в РНЭЦ «Авиатест ЛНК» составила: - предкрылок - min 40000 л.п.; - внутренная секция закрылка - 45000 л.п.; - внешняя секция закрылка - 140000 л.п.;- элерон - 48000 л.п.; - воздушный тормоз - 60000 л.п.
11) Сертификационные ресурсные испытания трех комплектов штифтов «слабого звена» между основной опорой шасси и кессоном крыла в РНЭЦ «Авиатест ЛНК» на стенде S4176C.

Производство

В 2012-м было произведено 14 ВС, поставлено 12 ВС:

Серийный номер ВС Заказчик Примечание
95013-95018 ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии» Переданы заказчику
95019 ОАО «Авиакомпания «Якутия» Передан заказчику
95022 Sky Aviation Подписан акт приемки-передачи
95020 ОАО «Авиакомпания «Якутия» Подписан акт приемки-передачи
95021 ОАО «Авиакомпания Московия» Подписан акт приемки-передачи
95023 SJI/Interjet Подписан акт приемки-передачи
95024 SJI/Interjet Подписан акт приемки-передачи
95026 Lao Central Airlines Изготовлен. Окончание отработок
95032 Опытный Long Range Изготовлен. Окончание отработок

Для обеспечения сроков сдачи самолетов проведены следующие мероприятия:
- перевод более 65 % производственного персонала на эффективную систему мотивации;
- создание обособленного структурного подразделения в г. Ульяновске;
- расширение производственных площадей КнАФ ЗАО «ГСС» за счет аренды дополнительного корпуса;
- набор основных производственных рабочих в количестве 100 человек.
Численность основных производственных рабочих на конец 2012 года составила 406 человек.
Согласно Договору «На монтаж, отработку интерьера и системных сборок на самолетах семейства RRJ», заключенного с ЗАО «Авиастар-СП», ОСП ЗАО «ГСС» в г. Ульяновск передает ВС для монтажа интерьера. Также согласно Договора «Об окраске воздушных судов», заключенного с ОАО «Спектр-Авиа», ОСП ЗАО «ГСС» в г. Ульяновск передает ВС для окраски.

продажи

В 2012 году были заключены следующие договоры поставки ВС:
- на 6 ВС для ОАО «Авиационная Компания «Трансаэро»;
- на 2 ВС для ОАО «Авиакомпания Московия».
Был реализован опцион на 5 самолетов компании Interjet, и оформлен еще один опцион на 10 самолетов.

В 2012 году работа по заключению договоров поставки в значительной степени была осложнена позицией многих заказчиков о приостановлении переговоров в ожидании результатов расследования катастрофы в Джакарте. Официальное заключение расследования было опубликовано только 18 декабря 2012 года. После этого службой продаж возобновлена работа с большинством заказчиков.

конкуренты

Структура портфеля заказов в сегменте 60-120 мест на конец 2012 года.

  Заказано Поставлено Осталось заказов
Embraer 1093 908 185
Bombardier 794 621 173
ЗАО «ГСС» 179 17 162
Другие 324 12 312

Структура поставок за три предыдущих года в сегменте 60-120 мест.

  2010 год % 2011 год % 2012 год %
Embraer 94 70% 71 61% 138 82%
Bombardier 41 30% 41 35% 19 11%
ЗАО «ГСС» 0 0% 5 4% 12 7%

Бухгалтерская отчетность

  • 1.JPG
  • 1.JPG

В 2012 году ЗАО «ГСС» произвело и поставило заказчикам 12 ВС, получив выручку в размере 9 520 млн. рублей и показав значительное увеличение (+177%) по сравнению с 3 431 млн. рублей в 2011 году (год первых 5 поставок ВС). Резкое увеличение выручки вызвано в первую очередь ростом объема продаж на начальном этапе серийного производства. На размер полученной выручки в 2012 году также оказал влияние рост выполняемых работ по НИОКР.
Отдельно стоит отметить получение Обществом сертификата EASA в начале 2012 года, что позволило ЗАО «ГСС» начать экспортные продажи.
12 ВС в 2012 году были поставлены следующим авиакомпаниям:
- 6 ВС «Аэрофлоту» как стартовому заказчику;
- 2 ВС «Авиакомпании «Якутия»;
- 1 ВС «Авиакомпании Московия»;
- 2 ВС Авиакомпании «Interjet (Интерджет)» (Мексика);
- 1 ВС Авиакомпании «Sky Aviation (Скай Авиэйшн)» (Индонезия).

  • 2.JPG
  • 2.JPG

В 2012 году себестоимость составила 11 528 млн. рублей. Ее увеличение в абсолютном значении с 5 593 млн. рублей в 2011 году объясняется, в первую 85 очередь, ростом производственных затрат, связанных с увеличением объема производства ВС. В то же время, в относительных величинах опережающие темпы роста выручки (+177%) над темпами роста себестоимости (+106%) свидетельствуют об активной политике продаж Общества, об увеличении цен реализации ВС, а также о снижении себестоимости в рамках отчетного
периода. ЗАО «ГСС» проводит политику сокращения издержек по следующим направлениям: оптимизация расходов по закупке материалов, расходов в части заработной платы, внедрение Lean-технологии на производстве и оптимизации накладных расходов.

  • 3.JPG
  • 3.JPG

Несмотря на то, что результат 2012 года не был позитивным и составил -4 581 млн. рублей, в относительных величинах он значительно улучшился по сравнению с 2011 годом, отрицательное значение рентабельности чистой прибыли сократилось до - 48% в 2012 против -112% в 2011 (-57%).
Основные факторы, которые привели к улучшению данного показателя, были следующими:
- более, чем двукратный рост объема продаж (9 520 млн рублей в 2012 против 3 430 млн рублей в 2011);
- более выгодные для Общества цены реализации ВС;
- политика оптимизации расходов, проводимая руководством Общества.

  • 4.JPG
  • 4.JPG

На протяжении 2012 года ЗАО «ГСС» инвестировало средства в оборотные и внеоборотные активы, их суммарный размер увеличился с 60 488 млн. рублей в 2011 до 77 700 млн. рублей в 2012 (+28% год к году).
Рост размера внеоборотных активов (+10%) был вызван дальнейшей разработкой SSJ-100, в том числе версии Long Range, и работами, связанными с разработкой новых опций по запросам покупателей, с которыми заключены твердые контракты.
В 2012 году оборотные активы увеличились до размера 34 323 млн. рублей (+60% к 2011 году). Рост оборотных активов в основном связан с увеличением доли назавершенного производства и запасов на складах ЗАО «ГСС» для обеспечения текущего и планового показателей по выпуску ВС.
В Обществе за истекший период появились дополнительные производственные мощности, было открыто Обособленное структурное подразделение ЗАО «ГСС» в Ульяновске, проведены процессы оптимизации производства.
Проведенные меры должны позволить ЗАО «ГСС» в 2013 году обеспечить плановые показатели производства.

  • 5.JPG
  • 5.JPG

Финансовый долг на конец 2012 года составил 62 828 млн. рублей (+28% к 2011 году). Рост совокупной задолженности обусловлен необходимостью привлечения заемных средств для финансирования операционной деятельности Общества в связи с увеличением объемов производства.
Принимая во внимание уровень накопленного убытка по состоянию на конец 2012 года (-13 142 млн. рублей), акционеры ЗАО «ГСС» приняли решение о «докапитализации» Общества, начиная с 2013 года, с целью обеспечения непрерывного развития программы и дальнейшего развития производственной линии.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


  • -9
    Нет аватара petrenko.vasiliy.64
    11.07.1321:00:04
    Производитель Superjet оказался на грани дефолта - Ъ
    ЗАО Гражданские самолеты Сухого (ГСС, производитель самолетов Sukhoi Superjet) оказалось на грани дефолта, передает КомммерсантЪ.

    По данным Ъ, объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ВЭБ обсуждают способы финансового оздоровления обремененного долгами ЗАО Гражданские самолеты Сухого (ГСС, производитель самолетов Sukhoi Superjet), рассказали изданию два источника, знакомые с ходом переговоров. В консультациях участвуют профильные министерства.
    «Проблему надо решать до конца года, иначе ГСС придется объявлять дефолт по кредитам», - объяснил изданию один из источников.

    ГСС уже сейчас находится в состоянии, близком к дефолтному, - кредиторская задолженность компании на начало года достигла $2,1 млрд (из них $300 млн - перед связанными сторонами), отмечает источник.

    Детально структура долга не раскрывается, но в отчетности ГСС говорится, что в 2012 году компания нарушила условия обслуживания кредитов, взятых в ЕБРР, и ковенанты по обязательствам перед банками WestLB и ВТБ. ГСС удалось договориться о том, что до конца 2013 года банки не будут требовать досрочного погашения займов, но до этого времени компании необходимо решить свои финансовые проблемы.

    В 2012 году ЗАО ГСС продало 12 самолетов Sukhoi Superjet (SSJ), в 2013 году планируется продать 27. Выручка компании по МСФО в 2012 году - $198 млн, убыток - более $111 млн. 71,99% и 3% акций ЗАО ГСС принадлежат входящим в ОАК ОАО Сухой и ОКБ Сухой, 25% плюс 1 акция - World Wings S.A. (структура итальянской Finmeccanica).

    Источники Ъ рассказали, что обсуждается вариант, конвертации $600 млн долга ГСС перед ВЭБом в акции ЗАО или его акционера - ОАО Сухой. Вероятнее вторая схема, уверят один из собеседников издания. Она привлекательнее для ВЭБа, поскольку ОАО Сухой в отличие от ГСС прибыльно.

    Оно владеет акциями и других предприятий, в том числе производителей военных самолетов, а также 49% SuperJet International (51% - у Finmeccanica), которая занимается продвижением и поставками SSJ за рубеж. У ОАК 87% акций ОАО Сухой, остальное - у Росимущества.

    Для расплаты с остальными кредиторами ГСС планирует выпустить облигации на $0,6-1 млрд под госгарантии. Но при этом компания просит дополнительной поддержки государства на программу SSJ. Так, предлагается перераспределить средства, заложенные в ФЦП на запуск производства грузового Ан-70, в пользу проекта SSJ NG.

    Речь идет примерно о 10,7 млрд руб. Есть вариант дополнительной субсидии для ГСС со стороны ВЭБа на сумму порядка 15 млрд руб. Эти средства, по словам собеседника Ъ, можно выручить от продажи ВЭБом 5% акций EADS (головная структура Airbus S.A.S.), которые ВЭБ купил в 2007 году у ВТБ. По вчерашним котировкам весь пакет стоил около 68,6 млрд руб, то есть речь может идти о продаже лишь части пакета.

    В ОАК и ВЭБе от комментариев отказались. Источник, близкий к ОАК, сказал, что переговоры о реструктуризации долгов ГСС продолжаются, идет диалог и с World Wings S.A., решение будет приниматься с учетом ее позиции. Источник, близкий к ВЭБу, отметил, что схема пока вызывает сомнения, в госкорпорации не очень заинтересованы в ее реализации в такой форме, в том числе в части продажи акций EADS. В World Wings S.A. не ответили на запрос «Ъ». В EADS не комментируют действия акционеров.

    Отметим, что региональный лайнер Superjet является первым самолетом, разработанным и выпущенным в России, а не в СССР. В 2012 году ГСС удалось продать 12 самолетов Sukhoi Superjet. В 2013 году планируется продать 27 машин. Убыток компании по международным стандартам отчетности в 2012 году составил $111 млн.

    Ранее сообщалось, что российские авиакомпании, которые потратили средства на приобретение Sukhoi Superjet 100, будут получать субсидии до 1 млрд рублей в год.

    Примечательно, что цена одного Superjet равняется около $35 млн, или чуть более миллиарда рублей. Ранее российские СМИ уже сообщали о неисправностях на самолетах Superjet Аэрофлота, а компания Якутия в прошлом месяце отправила один из своих лайнеров на доработку производителю.

    Правительство РФ уже заявляло о готовности предоставить льготные условия и для зарубежных покупателей. Например, в конце прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что Россия может предоставить иностранным перевозчикам кредиты на закупку техники на общую сумму в $2,5 млрд.
    • 5
      A_SEVER A_SEVER
      11.07.1321:08:29
      Производитель Superjet оказался на грани дефолта
      Слухи о "смерти" ГСС в очередной раз несколько преувеличены!    
    • 5
      Нет аватара brat_po_razumu
      11.07.1321:12:16
      Если ГСС не сумеет решить вопрос о своей задолженности нашему банку ВЭБ (что вряд ли) - то часть акций компании перейдет от итальянской компании Аления Аэронавтика и нашей ОАК (совладельцев ГСС) - российскому ВЭБу.

      У кого-то такой сценарий (повторяю, весьма маловероятный, практически невероятный) вызывает острый зуд? По мне - так весьма неплохо было бы!
      • Комментарий удален
        • 0
          Samboris Samboris
          11.07.1321:39:41
          KAW: В коробке приводов разрушилась какая-то шестерня и потому выдавало стружку в масле. Первоначально хотели менять AGB, но после осмотра и консультаций с представителями, мужикам приказали менять мотор. Для замены не оказалось необходимого инструмента и пришлось ждать, когда подвезут с базы. Ну и поскольку в первый раз, то медленно было из-за незнания подходов и особенностей. Сама замена заняла день, а всё остальное время (пробыли там неделю) ушло на консультации, согласования и ожидание необходимых инструмента и приспособлений

          Slesaryuga: То, о чём я и говорил. Для начала, о криворуких сборщиках на "Сатурне". AGB поставляется из Италии. Со всеми степенями контроля, со всеми сертификациями. Что-то не слышу воплей и брызг с обвинениями западных поставщиков. Или их критиковать не хочется, не принято, они же "Боги" авиации, или как??? Далее, мотор поменяли, я полагаю, из-за того, что надо посмотреть на последствия разрушения, оценить всё точно. Это проще сделать у нас, на месте. Про инструмент и доступность понятно, опыт приходит с годами, надо больше практики, а то помню какие к нам приезжали спецы, пробовали метрическим инструментом работать на движке и не понимали, почему всё идёт как-то не так…


          Еще раз по поводу итальянцев (инцидент в Одессе 14,06)
          • 1
            Нет аватара torrnado
            12.07.1314:41:12
            "AGB поставляется из Италии. Со всеми степенями контроля, со всеми сертификациями. Что-то не слышу воплей и брызг с обвинениями западных поставщиков"
            Сборщики обязаны проверять надёжность поставляемых составляющих самолёта.
            • 0
              Bobcat Bobcat
              12.07.1323:23:20
              Сборщики обязаны проверять надёжность поставляемых составляющих самолёта.

              Не сборщики, а входной контроль.
          • 0
            Bobcat Bobcat
            12.07.1323:24:34
            Итальянцы -
            "Боги" авиации

            "Вы сделали мой день!" (с)    
            Отредактировано: Bobcat~23:24 12.07.13
  • 1
    Samboris Samboris
    11.07.1321:46:07
    "6) Защита эскизного проекта по самолету SSJ 100 NG"!!!
    Carambole 11 Jul 2013, 19:04
    ого-го!!!
    Именно это я и подозревал http://superjet100.info/news:365 
    Итак, стало абсолютно ясно, что на повестке дня проект SSJ-1XXng (SSJ-100ng, SSJ-115ng и напоследок SSJ-130ng).
    Поскольку ПД-10 для SSJ-130ng ждать очень-очень долго - сперва будет ПД-14 для МС-21, а уж после того ПД-10 (к тому же ещё там Иноземцев выпендривается…), принято решение делать сперва SSJ-100ng и SSJ-115ng с композитным крылом и двигателем Sam-146, форсированным до 8400 кг - это максимум, что позволяет соглашение между Снекмой и Дженерал Электрик по CFM-56.
    Напомню, что второй опытный двигатель Sam-146 выдал тягу 8600 кг…
    Этим SSJ-100NG и SSJ-115NG ...Нельзя не заметить, что между проектами SSJ-100 и МС-21 выбранные поставщики практически не пересекаются http://mc-21.wikidot.com/wiki:pki 
    Это, без сомнений, специально было сделано разработчиками МС-21…

    Уверен! SSJ-100NG полетит раньше МС-21!
    Отредактировано: Samboris~21:48 11.07.13
  • 0
    Нет аватара baur
    12.07.1307:54:14
    Хотя бы в названии дайте расшифровку ГСС. Это же не общепринятая аббревиатура.
  • Комментарий удален
  • 1
    Нет аватара 54767
    12.07.1314:35:32
    Алишер купил Коммерсант, а теперь с ним отдувается... сперва хулигана уволил, теперь бандерлог надо из штата вывести! хотя с другой стороны заказанный чёрный пиар ССДж показатель того, что забугорных не Гондурас беспокоит, а значит ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ ИДЁМ, ТОВАРИЩИ!
  • 0
    Нет аватара boblotini
    13.07.1303:16:42
    Я вижу, наши латвийские коллеги стараются! Кучу испытаний делают.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,