стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
152

Силовой захват мира

№ 12 (453) от 2 апреля 2015 ["Аргументы Недели", Константин Гурдин ]

Россия крутит мир, в 2015 году мы совершили прорыв в экспорте мощных турбин. Продажи этого сложного и невероятно дорогого оборудования могут принести больше, чем экспорт вооружений. Мощные турбины — штука настолько колоссальная, что сравнивать размер с человеческим ростом неуместно. Лучше с кораблём или самолётом.

Когда недавно, впервые за 47 лет работы, меняли турбину 10-го гидроагрегата Саратовской ГЭС, кран опускал 68-мегаваттную установку весом 314 т, с колёсами диаметром 10,3 м в чашу-кратер, легко вмещающую 15-этажный дом. Работу проделали ювелирную, поскольку зазор от лопастей до стенки был менее сантиметра.Само собой, стоимость этих изделий такова, что впечатлит даже финансовых титанов.

Например, 10 новых турбин для Саяно-Шушенской ГЭС обошлись в 11 млрд рублей. На Братской ГЭС замена 18 турбинных колёс обошлась в 2,7 млрд рублей. Та же Саратовская ГЭС планирует за 12 лет заменить 21 гидротурбину, что обойдётся примерно в 40 млрд рублей.

Выпускать такие махины способны очень немногие страны. По сути, мировой рынок турбин, который в прошлом году разросся до 32 млрд долл., поделили германская «Сименс», североамериканская «Дженерал Электрик», российские Уральский турбинный завод и «Силовые машины». Раньше в гонке участвовал французский «Альстом», но в мае 2014 г. в ходе напряжённой схватки с американцами его энергетические предприятия выкупила «Сименс».У каждого свои сильные стороны.

В РФ только осваивают выпуск революционных парогазовых турбин, которые поднимают КПД станций с 30−40% до 60−70%. Зато в гидротурбинах нам нет равных. Наши установки работают на знаменитой Асуанской плотине, индийской ГЭС «Тери» и китайской станции «Тяньвань».

В 1980‑х гг. СССР поставил турбины на турецкие станции «Искандерун» и «Орханели».Это, можно сказать, турбинная история. Сейчас дела идут ещё лучше. Только за последние полгода Россия поставила три установки на 46 МВт — каждая для турецкой ГЭС Кыгы, мощнейшую 125-мегаваттную турбину для финской станции «Раахе» и два 300-мегаваттных энергоблока для Сырдарьинской ТЭС в Узбекистане. В 2014 г. российское оборудование победило в международном конкурсе на реконструкцию крупнейшей ГЭС Прибалтики, Плявиньской станции в Латвии.Но главным направлением турбинного прорыва стала Латинская Америка. Это наиболее интересное направление.

«В Латинской Америке, с её горами, ГЭС преобладают. В Парагвае, Уругвае, Перу и Бразилии такие станции дают до 70% энергии. Российское гидрооборудование отличает большой запас мощности, оно идеально подходит для ГЭС, работающих в горной местности. К тому  же наши машины в 2−3 раза дешевле германских и американских», — рассказывает научный сотрудник аналитического центра проблем энергетики А. Рыжова.

У наших турбин были все шансы, они не упущены. В 2010 г. РФ поставила турбины для аргентинской гидростанции «Лос Караколес» и чилийской «Ла Игера». Самый поразительный успех — подписанный в 2015 г. контракт с мексиканской ГЭС «Ла Йеска». Это уникальное сооружение с самой высокой в мире насыпной плотиной высотой 220 м оснастили двумя российские турбинами на 375 МВт каждая. Вообще на реке Рио-Гранде в Мексике построено два каскада ГЭС мощностью 975 и 750 мегаватт. Почти всё силовое оборудование российское.

Скоро наши турбины будут трудиться в Чили на ГЭС «Ламина» и в Колумбии на ГЭС «Урра-1». Контракты на производство уже подписаны. Особым предметом гордости стала Бразилия. Там идёт масштабное обновление энергетики, в ближайшие 6 лет потребуются новые установки на 30 гигаватт. Российские турбины уже работают в Бразилии, в 2009 г. двумя генераторами на 41 МВт каждый оснастили гидростанцию «Сан-Жоан». Чтобы закрепиться в этой стране, в 2015 г. российские производители выкупили половину акций крупнейшего местного турбинного предприятия, компании «Фезер». В её портфеле контракты на турбины для 12 ГЭС и двух ТЭС.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 36
    bigpotap bigpotap
    05.04.1510:31:14

    Это замечательно! Если бы еще и Россия для себя закупала побольше отечественных турбин (а не Сименс и Дженерал Электрик), было бы еще лучше!    

    • 9
      Дмитри Курочкин Дмитри Курочкин
      05.04.1510:56:02

      полностью с вами согласен на все 100%

    • 15
      Виталий Чернов Виталий Чернов
      05.04.1512:48:37

      В генерации — мы впереди планеты всей. Да и вообще в энергетике. НО, симки и пендосы поджимают в системах телметрии и управления, хотя наши в десятки раз лучше, но… дешевле. Шкафы смиок никто из наших толком рулить то не может, но закупают. Нахера — не известно. Есть и электроника и ПО своё — ничем не хуже, но… В итоге, на экспорт поставляем лучше, чем закупаем себе. И так во многих отраслях, кроме оборонки. Либерасты херовы давят! К счастью, атомная генерация — исключение.

      • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
        • 6
          Нет аватара abdulas
          05.04.1514:40:06

          где их нет?

        • 9
          Нет аватара Крым82
          05.04.1516:09:38

          Весь экономический блок на 100% либерасты. Все ти Шуваловы, Кудрины, Силуановы, Дворковичи и т. д.

          • 5
            Максим Кошелев Максим Кошелев
            05.04.1522:14:44

            Кудрин — никто. Его выперли    

            • 2
              Владимир Курин
              06.04.1506:40:10

              Был бы ни кто, его бы цитаты по новостям не показывали с завидной регулярностью. Тот же Силуанов, во многом, его последователь. Путин до сих пор называет его другом и доверенным лицом, хотя, касаемо Путина, возможно и не аргумент — он, как человек порядочный, от старых друзей не отказывается, если только они его не предавали, а Кудрин, по ходу, искренне верит в то, что несет и делал.

              • 0
                Максим Кошелев Максим Кошелев
                06.04.1517:55:55

                Горбачев вон тоже до сих пор говорит всякое и его слова по новостям показывают с завидной регулярностью и что?

                Есть старая народная мудрость: собака лает — краван идёт.

                Отредактировано: Максим Кошелев~18:56 06.04.15
            • 1
              Нет аватара homedition
              06.04.1509:48:03

              Кудрин выступает в качестве эксперта, его слова имеют вес в либеральной среде, хоть он и не занимает поста в правительстве.

    • 8
      Нет аватара trassersur
      05.04.1513:46:15

      Так ведь написано что,(В РФ только осваивают выпуск революционных парогазовых турбин, которые поднимают КПД станций с 30−40% до 60−70%.) За бугром такие турбины делают лучше, но работа идёт, будем надеяться что выйдем на «уровень». Конкуренция должна быть обязательно, когда её нет, развитие останавливается.

      • 1
        Gennadiy Teselkin
        05.04.1520:18:40

        Не нужно ля-ля, максимум 55% ПГТ выжимают…

        • 0
          Обыватель Российский Обыватель Российский
          05.04.1521:15:31

          по поводу ля ля 70% конечно цифра с потолка ,но 60−65 вполне реальность -все зависит от нескольких факторов 1температура газов перед газовой турбиной-чем выше,тем меньше надо подавать воздуха от компрессора на охлаждение газов ,отсюда и КПД и затраты на мощности СН ниже. есть высонапорные камеры сгорания ,но пока они не обеспечивают небходимую плотность.2 у пиндосов и всех англосаксов частота 60hz соответсвенно частота вращения 3600 ,отсюда весовые характеристики ниже 3- параметры получаемого пара -чем выше -тем выше мощность и выше КПД ,Т.К меньше пара идет в конденсатор при той же мощности ,соответственно меньше потери с ох водой

          Отредактировано: openid.yandex.rurossiisky-obivatel~22:20 05.04.15
          • -1
            Gennadiy Teselkin
            05.04.1523:57:22

            Вот, что конкретно написано на сайте «Южная ТЭЦ» под Питером:

            «Проект предусматривал установку парогазового энергоблока (две газовые турбины ГТЭ-160 и паровая турбина Т-125/150) электрической мощностью 450 МВт и тепловой 341 Гкал/ч. Энергоблок соответствует современным мировым стандартам и будет работать с КПД 51%"

            • 0
              lexat7 lexat7
              06.04.1508:53:36

              Вы не туда смотрите. Посмотрите ПГУ-420 Московских ТЭЦ там повыше будет, практически 60%, зимой при хороших морозах вполне вероятно и больше. Но, согласен 70% на данном этапе развития техники — бред журналиста! По газовым турбинам — ждем и надеемся на наших парней из НПО «Сатурн» и не только для энергетиков, но и для корабелов! Хотя у них и есть ГТЭ-110 и в принципе блок на их основе, ПГУ-495 с КПД в 52%, но в Москве и Питере поставили почему-то Siemens, говорят наши еще сырые, как-то так.

    • 2
      MagiRus MagiRus
      05.04.1522:39:06

      Не путайте гидротурбины и паровые турбины с газовыми, которые у нас никогда особо не выпускали ранее и у нас пока просто нет полностью собственных газовых турбин высокой мощности с приемлемыми характеристиками.

      • Комментарий удален
        • 1
          MagiRus MagiRus
          06.04.1519:31:11

          Во-первых непосредственно Энергомашкорпорация к ГТУ не имеет никакого отношения, во-вторых максимальная мощность ГТУ Пермских моторов составляет 25 МВт, что слишком мало для серьезных ТЭС (да и вообще в мире никто не делает серьезные ТЭС чисто с ГТУ, ибо по сути это просто газотурбинный мотор, а ля как устанавливается на самолетах), ну, а в-третьих, речь вообще не шла не о ГТУ, а о парогазовых установках (ПГУ), включающих в себя паровые и газовые турбины (по сути те же ГТУ, но работающие в комплексе с паровой турбиной). Вот такая, к примеру, газовая турбина от Силовых машин, производимая по лицензии Сименса. Мощность в 157 МВт явно повыше чем у классической ГТУ, не считая съем энергии с паровых турбин, например таких. И вот их этих турбин как раз кошерно делать крупные, современные ТЭС. Полностью свои же, нелицензированные, газовые турбины по мощности не превышают 61 МВт.

          Отредактировано: MagiRus~20:35 06.04.15
          • 1
            Нет аватара Veteran
            06.04.1523:11:19

            Газотурбинные генераторы класса Е ГТЭ — 65 МВт собственная разработка и производство питерских «Силовых машин', а ГТЭ-160 МВт по лицензии Сименс «Питерские Силовые машины «в 2001 г получили право производства и продажи. С 2003 г сами производят собирают на ОАО «Ленинградский металлический завод» ,до 2009 г поставили 20шт ,локализация в производстве которых достигла к 2009 г 60%!

            При этом часть комплектующих в России не производится. Например, даже для отечественной газовой турбины ГТЭ-110 которую собирают на НПО «Сатурн» и лицензионной ГТЭ-160 некоторые важнейшие узлы и детали (например, диски для роторов) закупаются только за рубежом.

            ГТД-110 — это одновальная газовая турбина для применения в составе энергетических и парогазовых установок большой мощности (от 110 до 495 МВт и выше), созданная в рамках Федеральной целевой программы «Топливо и энергия» для нужд отечественной энергосистемы и являющаяся пока единственной российской разработкой в сфере газотурбинного машиностроения высокой мощности. В настоящее время пять ГТД-110 находятся в эксплуатации у Газпромэнергохолдинга (ГЭХ) и «Интер РАО» В настоящее время ПО «Сатурн» работает над созданием ГТД-110М, модернизированного газотурбинного двигателя ГТД-110 мощностью 110 МВт состоящего полностью из российских комплектующих!

            ГТД-110М станет основой для создания российских ПГУ большой мощности (от 110 до 495 МВт и выше).

            По состоянию на июнь 2014 г референция установок ГТЭ-160 составляет 35 едениц в составе энергоблоков ПГУ-230 и ПГУ -450 .

            Проблемы с производством газовых турбин класса F, единичной мощностью 340 МВт, в которых успешно опробовали и применяют одновальную компоновку ПГУ, когда газовая турбина мощностью 340 МВт и паровая турбина мощностью 160 МВт имеют общий вал. Такая компоновка позволяет существенно сократить сроки создания и стоимость энергоблока.

            Лицензия от Сименс на производство газотурбинных генераторов F класса мощностью от 168 до 292 МВт получена, собрали несколько штук ,но из-за поставки некоторых комплектующих из Германии и санкций, в настоящее время газовые турбины класса F в РФ не производятся.

            Завершается строительство в Питере нового завода «Силовых машин» по производству парогазовых генераторных установок!

            Минпромторг России в марте 2011 г. принял «Стратегию развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010−2020 годы и на перспективу до 2030 года», в соответствии с которой это направление в отечественном энергетическом машиностроении получает солидную поддержку от государства. В итоге российское энергетическое машиностроение к 2016 г. должно осуществить промышленное освоение, включая полномасштабные испытания и доработку на собственных испытательных стендах, усовершенствованных газотурбинных установок (ГТУ) мощностью 65−110 и 270−350 МВТ и парогазовых установок (ПГУ) на природном газе с повышением их коэффициента полезного действия (КПД) до 60%.

          • Комментарий удален
            • 0
              Нет аватара sonnos
              10.04.1523:35:36

              25 Мегаватт — это десять 250-квартирных домов, по сути — квартал в спальном районе города, какой уж город)… Если у Вас такие представления о мощности, хорошо, что вы уже не делаете турбины)

              Отредактировано: sonnos~00:36 11.04.15
    • Комментарий удален
  • 9
    Нет аватара Nother
    05.04.1518:43:28

    Как же надоедала безграмотность журналистов, которые пишут о предмете не разобравшись. НЕ СУЩЕСТВУЕТ в природе парогазовых турбин. Парогазовая турбина — технический оксюморон. Есть электростанции работающие по парогазовому циклу. На этих электростанциях работают газовые турбины, которые крутят генераторы, выхлопные газы этих турбин имеют высокую температуру и поэтому их не выбрасывают в трубу, а отправляют в парогенераторы-теплообменники, где эти газы кипятят воду и перегревают пар, который крутит паровую турбину, которая крутит генератор. То есть на парогазовых станциях в связке работают газовые турбины и паровые турбины, но нет никаки «парогазовых турбин».

    • 0
      Геннадий Сергеевич Ростовский
      05.04.1520:02:07

      Спасибо. Я только что опубликовал Ваше мнение в Фейсбуке на странице Аргументов недели, под этой статьёй — [ссылки отключены]

      Вполне возможно, что К.Гурдин, её написавший, с ним ознакомится.

    • 0
      Нет аватара Adept666
      06.04.1506:36:54

      Как же надоедала безграмотность журналистов

      На самом деле и вы и они в чём-то правы.     Реализация такой схемы на один или два генератора называется парогазовой установкой. Парогазовой турбиной можно назвать установку, у которой паровая и газовая турбины находятся на одном валу(этакая двухконтурная турбина) в схеме с одним генератором и которая может работать в комбинированном режиме(с применением парового контура или без него(отключен, греем атмосферу   ), но ес-но с потерей КПД).

      Отредактировано: Adept666~07:46 06.04.15
    • 0
      Нет аватара Veteran
      06.04.1523:02:48

      То есть на парогазовых станциях в связке работают

      газовые турбины и паровые турбины, но нет никаки «парогазовых

      турбин».

      Точнее газовая и паровая турбина сидят на одном валу на другом конце которого сидит генератор который они совместно крутят!

  • 6
    Нет аватара Sparker
    05.04.1518:57:51

    Шкафы смиок никто из наших толком рулить то не может, но закупают. Нахера — не известно. Есть и электроника и ПО своё — ничем не хуже, но…

    Абсолютно ты в точку попал!   

    Сам был свидетелем, как вместо комплектных распределительных устройств российского производства, очень простых в эксплуатации, закупали американское оборудование которое и дороже раз в 25, и надежностью особой не отличается! Плюс ещё и шеф-монтаж требуется, и лицензионным ПО связавают по рукам и ногам!

    • Комментарий удален
    • 5
      Владимир Курин
      06.04.1506:43:25

      Кто-то из отдела снабжения (и не только), наверное, купил себе квартиру(((.

  • 1
    Нет аватара Ritter
    05.04.1522:03:46

    Скажу только одно. На Саратовке только 2 наши турбины. Остальные 22 — Фойтовские.

  • 3
    Нет аватара mother-russia.org
    05.04.1523:48:01

    Для силового захвата нужны танки )), новое видео Арматы: mother-russia.org/blog/video/1385.html

  • 3
    SergeySeverny SergeySeverny
    06.04.1505:48:02

    «Силовые машины» — фирма замечательная, успехов им и процветания!

  • 8
    Нет аватара Paperworm
    06.04.1507:09:53

    Очень приятно читать такие новости. Сам энергетик и могу заявить, что Россия в энергетике на передовых позициях.

    У нас нет такого объема генерирующих мощностей как в Китае, Германии или США. Но! Нет в мире аналога ЕЭС. В той же Германии Система построена по принципу медного блина. Много генераторов и маленькая удаленность до потребителей. Вышел один генератор из строя, его тут же заменяет другой без потери устойчивости системы. Протяженность наших ЛЭП и удаленность потребления от генераторов вынуждает наших энергетиков использовать очень сложную систему автоматики для поддержания устойчивости системы, предотвращения колебаний. Генераторы в Сургуте и в Дагестане вращаются синхронно.

    Или противоаварийная автоматика. Случай был в 80−90 на Сургутской ГРЭС-2. Монтер случайно все ОРУ включил на заземление. Станция отключилась полностью. На ноль. И в эту же секунду на Волжских ГЭС автоматом все шлюзы начали открываться. Колоссально!

    По поводу импортного оборудования. Очень мучаются с ним релейщики, когда его согласовывают с российской релейкой. У них многое просто не предусмотрено, что требуется для работы в наших реалиях (расстояний и сложности сети линий электропередач).

    Нам есть, чем гордиться. Правда есть вопросы по поводу реформы в электроэнергетике. Но не будем забывать, кто ее начал…

  • 0
    ertegix ertegix
    06.04.1508:17:58

    Силовой захват мира))) Ахах, посмеялся над названием)

  • 0
    Нет аватара pershing
    06.04.1508:59:54

    Журналисты они такие:

    — Фото не турбины.

    — Свалили все в кучу, пишут про экспорт гидротурбин, тут же за чем-то пишут про газовые турбины, которые не экспортируются, а те что делаются (более менее мощные) делаются по лицензии Сименс.

    — Пишут, что экспорт может принести больше, чем экспорт вооружения. Вооружение продают на 15 млрд. доларов в год, проверили бы оборот «Силовых машин» общий порядка 2 млрд (из этого гидротурбин наверное млн 500).

    Мне кажется статью надо переписать, как минимум на этом сайте.

    • 0
      Нет аватара marmish
      06.04.1519:08:56

      По последнему пункту, мне кажется, вы не правы. В статье указано, что мировой рынок турбин в прошлом году разросся до 32 млрд долл. Разница между 15 и 32 млд — это и есть тот потенциал, на который замахнулся автор статьи     Мечтать ведь не вредно)) Будем и мы надеяться, что турбинщики сначала догонят, а потом и перегонят оружейников.

  • Комментарий удален
  • 4
    Нет аватара dale
    06.04.1512:27:39

    Извиняюсь, небольшой оффтоп, но, как говорится, «не выдержала душа поэта»    :

    Цитата — «…с мексиканской ГЭС «Ла Йеска». Это уникальное сооружение с самой высокой в мире насыпной плотиной высотой 220 м…"

    Так вот, самой высокой искусственной насыпной плотиной является построенная в Советском Союзе Нурекская ГЭС, тогда еще в Таджикской ССР, ныне Республика Таджикистан. Высота плотины — 305 метров. Так, на заметку…

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,