стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
8

Протон: 50 лет и более 8 тысяч тонн на орбите

Полувековая история эксплуатации ракеты-носителя «Протон» — это космический рекорд и важный технологический ориентир на будущее, уверен Александр Хроленко.

Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»

Первый пуск ракеты УР-500 в двухступенчатом варианте с научной космической станцией «Протон-1» весом в 12 тонн состоялся 16 июля 1965 года. В декабре 2014 года с Байконура успешно стартовал 400-й «Протон».

Детище Владимира Челомея

  • Ракета-носитель «Протон-М»
  • Ракета-носитель «Протон-М»

Характеристики ракеты-носителя «Протон-М»

В 1962 году шифр УР-500 означал «универсальная ракета со стартовым весом 500 тонн». Новую ракету создавал коллектив под руководством Владимира Челомея (это был единственный в мире конструктор, который успешно создавал боевые МБР, крылатые ракеты и мирные космические системы, в том числе долговременные орбитальные станции).

Поначалу проект предполагал двойное применение ракеты-носителя (РН) — в мирных и военных целях. УР-500 разрабатывалась как тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР), оснащенная моноблочной головной частью с ядерным боезарядом мощностью 50 мегатонн (этот самый мощный отечественный заряд был испытан в 1961 году на Новой земле)

Проектирование и производство ракеты тяжелого класса в нашей стране велось впервые. И все же в МБР УР-500 воплотили выдающиеся тактико-технические характеристики, значительно превышающие возможности всех существовавших в то время на планете ракет. Удалось найти решения, которые до сих пор не имеют аналогов в мировой практике. А боевой вариант с повестки дня сняли.

Кто знает, сколько экономических полезностей находится сегодня в засекреченных боевых разработках — космических, авиационных, надводных и подводных? Хорошо бы постоянно учитывать и максимально использовать технологические возможности двойного применения.

Конструктивное совершенство

Ракета-носитель «Протон»

При создании новой ракеты приходилось решать множество разноплановых задач. Ранее для выведения космических аппаратов на орбиту применялись доработанные боевые варианты. Опыт создания МБР привел к выбору высококипящих компонентов топлива (азотный тетраксид и несимметричный диметилгидразин), которые являются токсичными и требуют осторожности в обращении, зато упрощают и удешевляют конструкцию. Новая РН создавалась исключительно как носитель космических аппаратов, что потребовало конструктивных изменений.

Для транспортировки частей РН на космодром железнодорожным транспортом диаметр центральных блоков ограничили 4,1 м.

В основу второй и третьей ступеней были положены первая и вторая ступени освоенной и испытанной МБР УР-200. Для первой ступени в КБ академика В.П. Глушко создали самый мощный в то время жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) с тягой 150 тонн, который обеспечил «Протону» и его модификациям соответствие растущим требованиям на протяжении десятилетий.

На второй ступени увеличили объемы топливных баков, изменили конструкцию фермы переходного отсека. Третью ступень создали на базе укороченной второй ступени (на ней установили один маршевый ЖРД).

В марте 1967 года запуском космического аппарата (КА) «Космос-146» начались летно-конструкторские испытания. В 1969 году произошли четыре аварийных пуска подряд. После этого создали наземную экспериментальную базу комплексной отработки и огневых технологических испытаний блоков. Ракета постоянно совершенствовалась.

Читать далее:

РИА Новости http://ria.ru/analytics/20150716/1130429571.html#ixzz3g4lUAlJE

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,