стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
19

ОАО «Апатит» продолжают строительство Юкспорского тоннеля № 2

В канун Дня шахтёра будет уместно рассказать о том, как ЗАО «Фос­Агро АГ» и ОАО «Апатит» продолжают строительство Юкспорского тоннеля № 2. Значимость этого сооружения трудно переоценить. Тоннель должен обеспечить надёжную транспортировку руды с новых горизонтов Кировского рудника


 Источник фото: f-tm.ru



Стройка под флагами

«Здесь будет железнодорожный тоннель, и я вижу, как он строится! Меня просто переполняют эмоции!» – говорила коллега из «Хибинского вестника», когда её впервые взяли на большой производственный объект. Мы, как говорится, бывалые корреспонденты, видевшие не одно строящееся могучее сооружение, тоже готовы подписаться под её словами. И в самом деле, очень увлекательно наблюдать, как усилиями человека прокладывается путь сквозь гору. Корреспонденты «Хибинского вестника» в очередной раз посетили Юкспорский тоннель в сопровож­дении директора по капитальному строительству ОАО «Апатит» Ильи Меликова.

Два года назад лишь срезанный склон горы Юкспор да подготовленная рядом площадка свидетельствовали о том, что здесь затевается большое строительство. Затем специалисты

РСМУ ОАО «Апатит» возвели портал будущего тоннеля. Оставалось сомкнуть его с телом горы и начать проходку. Для выполнения этого непростого дела «Апатит» подрядил профессиональных тоннелестроителей из Уфы.

Как театр начинается с вешалки, так стройка – с промплощадки. По ней можно судить о культуре производства. Башкирские горняки в этом деле на высоте. Ровная площадка, флагштоки, на которых развеваются флаги собственной головной организации, заказчика и России, аккуратные домики АБК. Перед ними – мойка для сапог, чтобы строительную грязь не тащить в кабинеты. Уже построены и работают очистные сооружения для сточных вод тоннеля. Самоходные машины «живут» под крышей, в своём ангаре. Всё грамотно, продумано до мелочей – ощущается опыт предыдущих строек. Так же рационально организовано строительство. Даже помещение, вырубленное в скале и отведённое для выдачи заданий на смену, называется нарядная. Понятно, в чём смысл, но само слово несёт в себе нечто праздничное.

Почти метро

Вместе с руководителем стройки Павлом Шаповалом мы меряем шагами тоннель. Под ногами – скала. Но это пока, потом будет бетонное основание, по которому проложат рельсы. Высоко над головой тянется огромный гибкий воздуховод. По мере углуб­ления тоннеля понадобится нагнетать больше свежего воздуха, поэтому таких вентиляционных рукавов будет два.

Тоннельщики применяют самую передовую самоходную технику: «Апатит» обеспечил и свою привезли. Вот в нише «притаилась» буровая установка «Максиматик». После небольшого ремонта она вновь готова приступить к бурению скважин. Пыша жаром, проехала мимо машина ТОРО. Колесо – с человеческий рост! Подземные самосвалы вывозят породу из забоя и временно складируют её в камерах-накопителях, чтобы быстро провести откатку после взрыва и не тормозить работу в забое. А потом породу вывозят наружу. Но не сваливают кучами, а тут же ровняют грейдерами – готовят отсыпку под будущую железную дорогу, по которой повезут руду на фабрику.

Поражает монолитная отделка стен и свода тоннеля. Передвижная опалубка (её изготовили специально под этот тоннель и смонтировали на базе козлового крана) «съедает» за один раз непрерывной подачи 150 кубометров бетона. При застывании получается красивая ровная поверхность, почти как в метро. Бетон светлый, мелкодисперсный, с базальтовой фиброй. Качеству бетона отводится особое место. Его проверяют в строительной лаборатории, прямо на промплощадке стройки.

– При сооружении таких объектов без лаборатории нельзя, – объясняет Павел Шаповал. – Бетон – основной материал и для торкретирования, и для постоянной отделки. Качество тут очень важно. Мы проводим испытания всех образцов, прежде чем сделать выбор поставщика.

«Экватор» позади!

Наконец мы оказываемся у груди забоя. Сегодня тоннель врезался вглубь уже на 840 мет­ров. Проектная длина тоннеля –1634 метра, значит, «экватор» пройден!

– Есть удовольствие от проделанной работы? – спрашиваю руководителя стройки.

– Ну, конечно, – отвечает. – Ежедневно в 7 утра я приезжаю на работу и первым делом иду в тоннель. Когда вижу то, что сделано, каждый раз испытываю гордость за свой коллектив.

За плечами Павла Ивановича Уфимский железнодорожный тоннель, Днепропетровское метро. В их строительстве он принимал участие в качестве механика, начальника участка. А вот Юкспорский тоннель – это первый его объект, где он – руководитель стройки.

– Это моё детище, – говорит Павел Иванович. – Я его начинал и хочу завершить и сдать заказчику в эксплуатацию в полной готовности. У нас для этого есть всё. Но самое главное – это люди. Про наших специалистов говорят: кто прошёл у нас школу, достойны называться и проходчиками, и инженерами подземного строительства. Кад­ры мы воспитываем сами. Когда начинали Юкспорский тоннель, то в первую очередь формировали костяк специалистов, прислали сюда самых опытных, проверенных не одним десятком лет работы. А теперь подключаем понемногу молодое поколение, чтобы учились, набирались опыта.

Всё по плану

Башкирские горняки работают вахтовым методом: месяц здесь, месяц дома на отдыхе. Всего вахта насчитывает 75 человек: 60 рабочих и 15 – ИТР. Основа коллектива – проходчики, трудятся также крепильщики, горнорабочие, специалисты по работе на шахтной поверхности: бетонщики, плотники, водители. Молодые ребята, которые только прибыли, в летние месяцы никак не могли привыкнуть к полярному дню, говорили, светло круглые сутки, спать невозможно.

Олег Панарин, проходчик 5-го разряда, – из опытных рабочих. На строительстве тоннелей он с 1985 года, а на Юкспорском тоннеле – с первого дня.

– Это наш обычный труд, ставший за десятилетия привычным, нашзаработок, наш хлеб, – говорит он.

Начальник участка Алексей Пащенко в Хибинах уже год. Надолго он объект не оставляет – лишь иногда уезжает с отчётом на несколько дней. На вопрос, что особенного в нашем тоннеле, отвечает:

– Нормальная порода, нормальная работа. Могу точно сказать: эту гору мы обязательно пройдём.

Срок окончания строительства – 4-й квартал 2013 года, а в октябре-ноябре 2012-го должна завершиться проходка.

– Ну, как, Илья Русланович, всё идёт по плану? – спрашиваем Илью Меликова.

– И даже с некоторым опережением, – говорит директор по капстрою ОАО «Апатит». – В целом мы в плане. Проходка, крепление и отделка тоннеля идут одновременно. Вместе со строительством ведётся монтаж коммуникаций. Как только закончатся проходческие работы, будем делать основание, укладывать железнодорожное полотно и монтировать контактную сеть.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Нет аватара mtl-ru
    03.09.1110:05:33
    похоже на тоннель к морю из дворца путина! Кажется что там поезд не уместится
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,