90

Экскурсия по заводу «Хевел» — как производят солнечные модули

Сейчас у Вас есть уникальная возможность увидеть то, что через несколько часов будут показывать Дмитрию Анатольевичу Медведеву в Новочебоксарске. Приглашаю на большую экскурсию по заводу «Хевел» в Новочебоксарске. О котором давно ходит много слухов, что внутри нет никакого производства и никогда не будет. Приглашаю посмотреть фотографии и сделать свои выводы. Идём?

#2.

Для начала несколько общих кадров. Это уже готовые образцы солнечных модулей, которые стоят на территории завода. На самом деле их многие жители Чебоксар и Новочебоксарска видели, проезжая завод Хевел:

#3. Репортаж делался в конце декабря, когда шел снег с дождём, и на модулях образовалась наледь:#4. Что нас ждёт внутри?#5. На заводе работают не только русские, но и иностранцы, которые помогают настраивать оборудование. Специально для них:#6. Нас предупредили, что внутри чистота и просто бахилами здесь не отделаться#7. Шапочки, перчатки, бахилы, халаты. Всем строго обязательно! Даже директору:#8. Поздравляю! Мы попали внутрь и кажется здесь не так уж и пусто#9. Экскурсия была для двух человек: ivand_cheb собирал информацию для статьи, а я выступал в роли фотографа. Поэтому мне приходилось отвлекаться от рассказа, да еще и кучу незнакомых терминов. Поэтому не могу во всех подробностях рассказать о процессе, но покажу все, что снял там и прокомментирую по возможности.#10. Хевел для производства солнечных модулей использует микроморфную тонкопленочную технологии. Она базируется на применении микроморфных покрытий — «тонких пленок» на основе кремния, являющихся следующим поколением технологии, уже зарекомендовавшей себя на рынке — фотоэлектрических модулей на основе аморфного кремния.#11. Производство представляет из себя конвейер, причем он практически полностью автоматизирован. Если посмотреть на схему, то в центре голубым цветом выделена автоматизированная транспортная линия, которая стекла из одного станка в другой. Сами станки расположены вокруг этой линии и занимают основную часть здания — выделены желтым цветом. #12. Если коротко описать процесс, то сначала происходит очистка стекла, затем наносится фронтальный токопроводящего слоя; 1-ый этап лазерного скрайбирования; нанесение фотоактивного слоя кремния; 2-ой этап лазерного скрайбирования; нанесение тыльного токопроводящего слоя; 3-ий этап лазерного скрайбирования и сборка модуля#13. Система LPCVD для фронтальных и тыльных контактов:#14.#15.#16. Автоматизированная транспортная линия перемещает стёкла по линии нанесения тонкопленочных покрытий и подложки по линии сборки модуля#17. Попасть внутрь этой автоматической транспортной линии — нельзя (напомню это участок на схеме выделен голубым цветом). Если попытаться открыть эту дверь, то вся система автоматически останавливается и включается сирена. Поэтому будем наблюдать через специальные окошки:#18. Внутри расположены несколько роботов (посмотрите потом на видео) и погрузчиков. Робот производит погрузку\выгрузку подложек и перемещает их от одного этапа сборки к другому.#19. На фото видно как робот захватил одну из подложек и переносит его в кассетку. Кассета — это набор из 20 подложек. Робот собирает подложки в кассеты и затем эти кассеты перемещаются на нужную операцию. Скорость работы робота впечатляет. Кассету из 20 подложек они собирает примерно за минуту или даже быстрее!#20.#21.#23. Установка лазерного скрайбирования сегментирует модули на индивидуальные ячейки и последовательно соединяет ячейки друг с другом в единую электрическую сеть#24. Химпром и Хевел в одном кадре. Почувствуй разницу:#25.#26.#27.#28.#29. Установка очистки краев модуля лазерной абеляцией#30.#31. Удаление покрытия с кромок солнечного модуля производится с целью электрической изоляции. Для удаления покрытия с кромок используется мощный лазер. Результат:#32.#33.#34.#35. Здесь производится герметизация краев модуля - система наносит на зачищенный край модуля слой герметика (по всему периметру):#36. Совмещение заготовки модуля, ламинирующей пленки и заднего стекла#37. Зачистка:#38. Еще один робот. Этот устанавливает клеммную коробку:#39. Уже почти все готово#40. Солнечный модуль прибыл в контрольную установку измерения сопротивления изоляции:#41. Теперь модуль поступает в имитатор солнечного излучения. Каждый модуль (!) проходит проверку на эксплуатационные характеристики при стандартных условиях измерения. Система управления производством передает данные измерений на установку наклейки этикеток. На основе этих данных модули сортируются по мощности.#42. Все измерения пройдены, остался завершающий этап — клеммная коробка заполняется двухкомпонентным герметиком и коробка закрывается крышкой.#43. Далее модули маркируются и отправляются на склад!#44. Общий план завода Хевел#45. Готовый солнечный модуль производства Hevel с подписью Аркадия Дворковича:#46. #47. Пример использования: В Республике Алтай введена в строй крупнейшая в России солнечная электростанция мощностью 5 МВт:фото с сайта: hevelsolar.com

  • 12
    Нет аватара arslan.ayupoff
    01.02.1614:00:44

    Заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО автору экскурсии и фотографий Алексею Заболотнову МАСТЕРУ своего дела.   

    • 0
      Zveruga Zveruga
      02.02.1613:23:49

      Фотоотчёт по Хевел не первый. Снова не показали установку напыления. Я уже начинаю подозревать, что она там самый секретный агрегат.

      А теперь по поводу англицизмов. Если с применением слова «абляция» я согласен (буквально удаление испарением минуя жидкую фазу, сразу из твёрдого состояния в газообразное), это научный термин, то со словом «скрайбирование» нет.

      Слово «скрайбирование» это устоявшийся в узкой профессиональной среде электронщиков термин обозначающий разрезание. Слово «сегментирование» обозначает тоже самое. Почему нельзя было в тексте для обычных людей применять этот термин?

      Я уверен, что наши учёные легко могли бы применять слово «разрезание» в описании технологических процессов производства микроэлектроники, но вот тем людям, которые учились за границей для работы в России на импортном оборудовании, этот иностранный термин приелся и они ни в какую не хотят использовать более верный и понятный отечественный аналог.

  • 2
    Wlad Aleksandrovich Wlad Aleksandrovich
    01.02.1614:17:08

    Читал статьи об альтернативных источниках электроэнергии так там написано, что окупаются только ветрогенераторы и то если у них определенная мощность срок безремонтной работы более 25 лет! Насколько я понял то это двухслойные панели как на космической станции, но их производство довольно дорогое!

    Думаю нужно еще почитать может все-таки и солнечные батареи начали самоокупаться!

    А этот обзор просто класс! Хотелось бы больше технической информации по поводу энергоэффективности данных панелей и примерной стоимости киловатта вырабатываемой ими электроэнергии!

    Отредактировано: Wlad Aleksandrovich~14:21 01.02.16
    • 1
      Алексей Новиков Алексей Новиков
      01.02.1615:43:29

      Думаю нужно еще почитать может все-таки и солнечные батареи начали самоокупаться!

      Не начали.

      • -1
        Настя Вилкова Настя Вилкова
        01.02.1617:27:05

        Когда такая солнечная электростанция включается в общую сеть, остальные участники рынка обязаны выкупать её энергию по повышенной цене. Таким образом, фактически, мы все и так уже всё это окупаем принудительно, хотя и не замечаем, т.к. доля солнечной электроэнергии в наших «розетках» смехотворно мала.

      • 9
        Нет аватара dimKC
        01.02.1617:40:45

        В статье приводится пример Кош-Агача, где установлены панели Nсум=5МВт (кстати, сейчас уже 10 МВт). Так там электроэнергия получается на ДГУ и стоимость ее 40 руб/кВт и выше. В таких условиях замена на солнечные батарейки уже не выглядит безнадежным делом, а очень даже выгодна и самоокупаема. Ну если очень грубо, то 5-9 лет. Хотя раньше у меня было другое мнение, пока не узнал цены на эл. энергию там.

        Отредактировано: dimKC~17:42 01.02.16
      • 0
        Нет аватара romix79
        02.02.1608:23:04

        Читал на этом ресурсе, что отходы от производства поликристалического кремния идут в про-во монокристалического который в свою очередь идет на про-во подложек для микроэлектроники.

        • 0
          Zveruga Zveruga
          02.02.1613:27:21

          Да. Но только здесь применяется несколько другая технология. Тут не выращивают поликристаллические буи, из которых потом режут пластины для солнечных панелей. Тут напыляют кремний на стекло. Это выходит гораздо дешевле.

    • 0
      Zveruga Zveruga
      02.02.1613:25:02

      Окупаются где и по сравнению с чем? Если рядом с вами находится гидроэлектростанция, то никакие ветряки и солнечные панели не выдержат конкуренции. А если традиционных источников энергии рядом нет?

  • -4
    запчасти ТВЭКС запчасти ТВЭКС
    01.02.1614:36:13

    хороший репортаж,но у нас нет компетенции производить такие автоматичские линии,которые, по сравнению со сложностью самого продукта, ни в какое сравнение не входят,вызывают восторг и изумление.и скорее всего никогда не будет.

    • 0
      Zveruga Zveruga
      02.02.1613:28:57

      Я думаю, что всё всё всё в одной отдельно взятой стране никогда не будет, хотя бы потому, что у нас бананы не растут и дешевле их возить из Африки.

  • 0
    Нет аватара Alkov
    01.02.1615:01:05

    И какой у них начальный КПД и сколько стоят?

    • 0
      Нет аватара zman
      01.02.1616:03:57

      о

      первый правильный вопрос

    • 0
      Vadim Z Vadim Z
      02.02.1610:36:22

      И какой у них начальный КПД и сколько стоят?

      читал, что до падения курса наши панельки были в 3-3.5 раза дороже китайских .

      интересно как сейчас обстоят дела?

      • 0
        Zveruga Zveruga
        02.02.1613:29:45

        В России несколько производителей солнечных панелей использующих различные технологии. У Хевел используется стеклянная подложка, что уменьшает себестоимость, но увеличивает вес панели.

        Отредактировано: Zveruga~13:47 02.02.16
        • 0
          Vadim Z Vadim Z
          05.02.1612:49:15

          ну, а самое главное то — стоимость то какая за ватт?

          • 0
            Zveruga Zveruga
            05.02.1614:25:28

            Я уже выкладывал ниже эту информацию, но раз вы не обратили внимание, то повторю. В интернете панель 125 Ватт стоит 6600 руб.

            Отредактировано: Zveruga~14:26 05.02.16
    • 0
      Zveruga Zveruga
      02.02.1613:29:38

      В интернете эти панели продают по 6600 руб.

      Отредактировано: Zveruga~13:35 02.02.16
  • 3
    OptimoPrincipi OptimoPrincipi
    01.02.1615:56:05

    Читал, Роснано запоздал слегка со своим заводом — китайцы забили мировой рынок дешевыми панелями. Теперь без протекции внутри страны заводу не выжить…

    • 7
      Wlad Aleksandrovich Wlad Aleksandrovich
      01.02.1616:13:28

      Ну что вы? Солнечные панели бывают более десяти классов так сказать по энергоэффективности! Я сам сталкивался с китайскими панелями в которых из 35 штук 32 имеют разные параметры и не просто разные, а очень разные! При одинаковой освещенности выдаваемый ими ток и близко не соответствует заявленному. хОтя панели покупались прямо с завода и наш представитель лично договаривался с дирекцией про уровень качества! Китайский директор клялся всеми китайскими драконами, но на выходе не то! Даже показывал контракт с Французами на поставку! Есть разного уровня производства и разной степени цены панели!

      Думаю этот завод создавался под какие то конкретные заказы и его рентабельность просчитана!

    • 2
      Zveruga Zveruga
      02.02.1614:22:03

      Что за народ? Слышал звон, да не знаю о чём он © народная мудрость

      Вы читали совсем о другом заводе, который должен был выращивать поликристаллические слитки и пилить их на пластины.

      Но пока этот завод строили у нас Китай построил 4 или 5 таких же заводов у себя и обвалил мировой рынок поликремния.

      1. Для производства микросхем нужен монокристаллический кремний.

      2. Монокристаллический кремний получают из сверхчистого поликристаллического кремния методом бестигельной зонной плавки.

      3. Сверхчистый поликристаллический кремний получают из ядовитого и горючего газа моносилана.

      Вот эту технологическую цепочку и хотел организовать Роснано около Иркутска.

      Также, толи в этом же технологическом процессе, толи параллельно, хотели подключить специальный химический завод расположенный в Железногорске. В той самой секретной горе, где у нас производили оружейный плутоний, а теперь производят МОКС топливо для реакторов БН. В том заводе стоит оборудование применяющее моносилан. Там же хранятся ёмкости моносилана.

      Лет пять назад Росатом начал программу освобождения от неликвидных активов и этот завод перешёл во владение московской строительной компании, которая обещала организовать на основе приобретённого завода современное производство.

      Суть договора заключалась в следующем, москвичи коммерсанты вносят взнос в размере сотен миллионов рублей. Росатом со своей стороны модернизирует завод для выпуска современной и качественной продукции. В итоге москвичи не сделали взнос, а Росатом не сделал модернизацию, так как планировал выполнить эту модернизацию за счёт взноса москвичей.

      В итоге юридически завод принадлежит москвичам, но не работает. Попасть на него москвичи не могли до недавних пор, так как существуют специальные правила доступа в секретные зоны, которой является гора в Железногорске.

      Росатом судится с москвичами за этот завод уже несколько лет. Москвичи требуют неустойку с Росатома ссылаясь на то, что Росатом не модернизировал завод как обещал и москвичи не смогли запустить производство.

      Вот так один не расписанный пунктик в договоре о том, в каком порядке вносится взнос и осуществляется модернизация приводит к краху всего проекта. Если москвичи выиграют суд, то они получат деньги с Росатома, и не модернизированный завод за бесплатно. После этого они могут с «чистым сердцем» отдать деньги Росатому в качестве взноса. Т. е. фактически Росатом будет только в убытке, и деньги потеряет и завод.

      Если суд выиграет Росатом, то завод вернётся в его фонд имущества.

      А завод Хевел применяет совсем другую технологию напыления кремния на стеклянную подложку.

      Отредактировано: Zveruga~14:29 02.02.16
  • Комментарий удален
  • Комментарий удален
  • -2
    Нет аватара zman
    01.02.1616:11:52

    NREL Sets New World Record with Two-Junction Solar Cell

    energyinformative .org /wp-content /uploads /2013 /08 /efficiency_chart .jpg

    • 0
      Zveruga Zveruga
      02.02.1614:33:26

      Эффективность солнечных батарей и их стоимость это очень разные вещи. В космосе используются самые эффективные солнечные батареи, но их стоимость такова, что их выгоднее использовать только в космосе из-за дорогой стоимости доставки одного килограмма груза на орбиту.

      У наших учёных тоже есть достижения на этом поприще. Они также разрабатывают и производят многослойные тонкоплёночные солнечные элементы и используют их на своих спутниках.

  • 5
    Нет аватара gloombal
    01.02.1616:46:34

    Обзор отличный, правда ему год уже как ) Но в любом случае здорово что он тут появился. Относительно перспектив СЭС вообще — скажем так, за ними безусловно будущее, но очень-очень отдаленное. Свою нишу они займут, конечно, но стать реально главным источником ЭЭ во всепланетном масштабе они смогут не раньше, чем весь мир будет соединен в единую энергосистему, причем не абы какую, а на мегавольтных ЛЭП постоянного тока или вообще на сверхпроводниковых кабелях. Тогда да, можно будет строить огромные поля поближе к экватору и оперативно перебрасывать без потерь мощности с дневной стороны на ночную и обойтись минимумом систем накопления энергии. В текущих условиях верхний предел насыщения мирового электробаланса СЭС и ВЭС — 20-25%.

    Что же касается России — для нас СЭС всегда будут довольно нишевым продуктом, однако иметь собственные мощности по их производству это тоже полезно. Ибо при любом раскладе это высокотехнологичное, научное производство, и его надо осваивать и развивать, без фанатизма, но и так, чтобы не отставать безнадежно. Всегда полезно иметь свои наработки в любой сфере науки и техники.

  • -5
    Нет аватара sonnos
    01.02.1619:58:32

    Что же в этом производстве такого нанотехнологического, что туда Роснано вписался?

    • 1
      Zveruga Zveruga
      02.02.1614:34:24

      Тонкая плёнка на поверхности стекла это нанотехнология. Странно, что людей это перестаёт удивлять как только это появляется в России.

      Отредактировано: Zveruga~14:40 02.02.16
      • 0
        Нет аватара sonnos
        02.02.1620:10:09

        Нанотехнология — технология, использующая свойства материала, которые проявляются при размерах кратных нанометрам. Здесь же микронная технология. Притянули за уши технологию.

        Отредактировано: sonnos~20:11 02.02.16
        • 1
          Zveruga Zveruga
          03.02.1608:29:47

          А размеры напыляемых частиц?

  • 1
    Вася Таньков
    01.02.1621:06:27

    Браво

  • 3
    EyeSauronn . EyeSauronn .
    01.02.1621:10:28

    надеюсь на нашем рынке протекционизм будет, какой был в Ю.Корее… что бы эти панели нашего производства вытеснили Китай. И пожелаю больше экспорта данной фабрике.

  • 3
    Владимир Наумов Владимир Наумов
    01.02.1621:34:57

    Плюс конечно! Согласен отчасти с gloombal, но считаю, что по части ЭЭ все же будущее за атомом! И там мы можем дать фору любому!!!

  • -2
    Shamil F Shamil F
    02.02.1602:08:09

    Не взлетит! Пока есть кому покупать и то под нажимом государства.

    Если убрать госзаказы то этот завод ожидает то же что и Новосибирский(Лиотех)

    Почему-то скромно умолчали про 51% принадлежащий компании «Ренова» — ген дир

    Вексельберг.

    Ну и на закуску:

    -Изначально планировалось запустить производство в 2011 году, однако из-за более позднего запуска технология несколько устарела.

    Применяемые Хевел технологии изначально рассчитаны на производство фотоэлементов с КПД порядка 9% - 10% По данным журналистов некоторых российских СМИ это примерно в два раза ниже чем у лучших серийных продуктов середины 2010-х годов.

    К 2017 году планируется модернизация оборудования и начало производства панелей по более новой технологии Heterojunction with Intrinsic Thin layer (HIT) с улучшенным примерно до 20% КПД, разработанной в 2014 году в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе.

    А к 2017 году уже и РОСнано не будет и Вексельберг свои денежки отобьёт.

    • 1
      Zveruga Zveruga
      02.02.1614:50:12

      Во первых чем вас так напугал Вексельберг, что о нём обязательно должны упоминать, разве частные инвестиции это плохо? Одно из правил Роснано требует паритетных инвестиций между владельцами или другими инвесторами и Роснано.

      Во вторых Завод Хевел сейчас использует технологию аморфного кремния и внедряет разработанную в ФТИ им. Иоффе технологию микроморфного кремния. Завод изначально строили с идеей производства панелей с микроморфным кремнием. Так было задумано в самом начале. Установка дополнительного оборудования идёт уже сейчас.

      В третьих, когда вы смотрите КПД всегда обращайте внимание на цену этого КПД. Сейчас завод Хевел производит самый дешёвый ватт солнечной энергии на территории СНГ. Все другие производства, которые применяют технологию поликремниевых пластин дороже. Так как стеклянная подложка будет всегда дешевле поликремниевой.

      В четвёртых чтобы Роснано не стало нужно вернуть вложенные инвестиции, а это означает, что когда его не будет Вексельберг вернёт и деньги и проценты.

      Отредактировано: Zveruga~14:53 02.02.16
    • 0
      capt4net capt4net
      09.02.1608:38:46

      По данным журналистов некоторых российских СМИ

      Какой надежный источник!

  • Комментарий удален
    • 0
      Нет аватара Rash
      02.02.1613:55:36

      Мне лично хотелось бы это:

      Рост зарплат сразу — в 3 раза, в перспективе — в 15 раз.

      ну и этого

      Падение американской колониальной империи.

         

    • 1
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      02.02.1615:07:55

      Ну, эта… Товарисч, забирай трибуну и слазь с броневичка. Это не площадка для политической агитации. Пока грохаю только коммент. Еще раз попробуешь — самого забаню.

      • 0
        Александр Маликов Александр Маликов
        02.02.1615:21:09

        Пожалуйста, но только просьба распространять это везде где только можно.

        Это не политическая агитация, а программа национально-освободительных сил во главе с Путиным, и мы находимся накануне её реализации.

        Вроде бы в 1612 г не «банили» тех, кто призывал освободить Москву от интервентов.

        Отредактировано: Александр Маликов~15:22 02.02.16
        • 0
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          02.02.1615:40:54

          а программа национально-освободительных сил

          Шол бы ты отсель со своей программой. К примеру почитать правила этого сайта. Ага?

           http://sdelanounas.ru/staticpages/?id=112 

          2. Наш сайт вне политики. Поэтому необходимо менять заголовки новостей, что бы там не было упоминания политиков и чиновников. Редактируйте и текст записи, максимально минимизируя в нем политическую составляющую. В тексте не должно быть фамилий политиков и чиновников, их должностей, их фотографий, названий политических партий и других политических организаций. Мы рассказываем о достижениях России, а не о достижениях политиков.

          • 0
            Александр Маликов Александр Маликов
            02.02.1615:51:54

            Хорошо. Но вроде имён политиков и партий у меня не упоминалось. Если фамилию президента нельзя упоминать, ну извините.

            И политическая составляющая была минимизирована, в основном — только экономика.

            Вообще, неправильно это всё.

            В 1941 году в деревню приходит агитатор и говорит «Все на защиту Родины!».

            А ему отвечают, «а ну иди отсель, а то сейчас вилами заколем, не даёшь редиску сажать!"

            Печально…

            • 0
              d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
              02.02.1616:00:45

              только экономика

              Ну и как эта ваша экономика относится к теме статьи? Флуд и офтопик? В приличных местах за это вообще расстрел на месте, а с вами тут еще валандаюся. Так что завязывайте от греха подальше    

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт, или вы можете воспользоваться вашим аккаунтом в LiveJournal, или в других социальных сетях: OpenId OpenID Вконтакте Twitter Yandex facebook Google Mail.ru