149

На Зарамагской ГЭС-1 в Северной Осетии завершили самый сложный этап строительства

  • Рабочее колесо турбины ГЭС
  • Рабочее колесо турбины ГЭС

В прошедшем 2015 году на строительстве Зарамагской ГЭС произошло очень важное событие — была завершена проходка деривационного тоннеля. Что это за тоннель и в чем его уникальность?

Зарамагская ГЭС — объект чрезвычайно сложный и по конструкции, и по истории. Станция строится с 1976 года, т. е. в этом году строительство отметит 40-летний (!) юбилей. Почему так долго? Во-первых, возведение станции несколько раз приостанавливалось по самым разным причинам — финансовым, техническим, организационным. Во-вторых, неоднократно претерпевал изменения сам проект. В-третьих, гидроэлектростанция строится в чрезвычайно сложных условиях — высокогорье (более 1,5 км), снежные лавины, оползни, высокая сейсмичность. И в-четвертых, конструкция станции не имеет аналогов в России.

Расчетный напор на турбинах Зарамагской ГЭС составляет 619 м — это более чем вдвое больше, чем у существующей самой высоконапорной Гизельдонской ГЭС (289 м). Такой напор невозможно создать с помощью плотины, поэтому в проект станции был включен тоннель длиной 14 226 м. Это самый длинный гидротехнический тоннель России (предыдущий рекорд принадлежал Эзминской ГЭС — 7796 м), и вообще один из длиннейших тоннелей России — он уступает только нескольким тоннелям метрополитена и Северомуйскому железнодорожному тоннелю на БАМе (15 343 м).

Тоннель начали пробивать еще в 1982 году, т. е. проходка заняла в общей сложности 33 года (впрочем, работы шли не непрерывно, а с большими перерывами). Тоннель безнапорный, т. е. будет заполнен водой не полностью; поэтому он в сечении не круглый, а корытообразный, сечением 4,5×4 м. В советское время было пройдено лишь около 30% длины тоннеля, причем выполненную тогда бетонную облицовку пришлось разбирать как не соответствующую современным нормам строительства в сейсмически опасных районах. Тоннель — самый сложный и ответственный участок строительства, от успешности его проходки по сути зависела судьба станции. Теперь этот этап успешно завершен, хотя работы в тоннеле продолжаются — нужно выполнить железобетонную обделку на оставшихся участках, а также забетонировать на всем протяжении тоннеля специальный лоток, устойчивый к истирающему действию наносов.

Продолжаются работы и на других участках строительства. Уже близок к завершению монтаж металлической облицовки 500-метровой вертикальной шахты, эту задачу запланировано решить к середине 2016 года. Ведется монтаж и бетонирование двух субгоризонтальных водоводов длиной более 900 метров каждый, по ним вода будет поступать непосредственно на турбины. Продолжается бетонирование стен бассейна суточного регулирования (БСР) и водоприемника.

Планы строителей Зарамагской ГЭС на 2016 год обширны — должно начаться возведение аварийного водосброса на БСР (это будут последние горнопроходческие работы на строительстве станции), а также дан старт строительству самого здания Зарамагской ГЭС. Гидротурбины для него уже изготовлены и ждут своего часа на складе.

Строительство Зарамагской ГЭС-1 мощностью 342 МВт на реке Ардон — крупнейший инвестиционный проект на территории Северной Осетии. Также станция является крупнейшей строящейся ГЭС в Северо-Кавказском регионе. Выработка новой станции позволит сократить дефицит электроэнергии в республике с 80% до 30%. За 2015 год АО «Зарамагские ГЭС» перечислило в бюджеты всех уровней 115,5 млн рублей, в том числе 7,2 млн. — в республиканский бюджет. После ввода в эксплуатацию ЗарГЭС-1 налоговые поступления составят порядка 1 млрд рублей, что позволит гидроэлектростанции стать бюджетообразующей в регионе.


  • 3
    Нет аватара Kolyda
    08.02.1622:49:33

    Интересно что это на снимке: рабочее колесо гидротурбины или инструмент землеройной техники? И как это сделано? Литьё такое с последующей обработкой или ковши приварены к ступице?

    • 21
      Нет аватара Arsenic
      08.02.1623:17:58

      Это ковшовая гидротурбина. Такие турбины применяются на больших напорах, от 300 м и выше, т.к. более распространенные радиально-осевые на таких напорах плохо работают из-за кавитации.

      О тонкостях технологии изготовления я не в курсе.

      Отредактировано: Arsenic~23:26 08.02.16
      • 14
        Нет аватара alex1664
        09.02.1600:01:30

        Нагрузки экстремальные. Вода под давлением 60 атмосфер. Сотни тонн, знакопеременные, десятки лет   

        Я бы сказал цельная поковка, мехобработка, упрочнение, дефектоскопия.

        Напорная высота в три раза больше Саяно-Шушенской ГЭС. А там напор воды ломал и бетон и метал.

        Такие колесики в мире может три страны и могут сделать.

        • 0
          Denis Grabov
          09.02.1621:18:33

          А генератор на постоянных магнитах?на постоянных больше электричества должен давать.

    • 0
      Нет аватара pithecanthrope
      09.02.1600:24:08

      Подскажите пожалуйста: Где просветиться за этот проект?

      • 11
        Нет аватара Commentator
        09.02.1605:16:37

        На флюорографии.

        Пишите по-русски, пожалуйста. Не пихайте предлог «за» куда попало.

        • 1
          Serg My Star Serg My Star
          09.02.1611:17:51

          В Яндексе наберите название статьи. Там много информации с фото. Новость хорошая.

          Отредактировано: Serg My Star~11:20 09.02.16
      • 0
        Нет аватара Arsenic
        09.02.1608:49:45

        В википедии немного есть. Но вообще инфы пока мало, т.к. станция только строится.

  • 8
    jeka jeka
    09.02.1601:46:16

    Вот эта новость очень приятная. Гиганский проект делается для людей и на будущее!

    Хочу выразить свою благодарность разработчикам, финансистам и строителям этого чуда. Эта станция будет работать в веках при любых измах.

  • 2
    Нет аватара Бруталь
    09.02.1608:32:58

    Да впечатляет длина тоннеля как и колесо турбины.Вообщем гидростроители молодцы.

  • 1
    Нет аватара Tema_zaha
    09.02.1609:55:37

    А кто производитель, такой сложной в техническом плане гидротурбины?

    • 0
      Нет аватара Arsenic
      09.02.1610:08:56

      Немцы.

      • 0
        Нет аватара gaws
        09.02.1621:34:09

        Блин, действительно, немцы… А чо ж так, ведь наши тоже могут?

        • 0
          Нет аватара Arsenic
          10.02.1600:13:55

          Наверное заказывали давно (такие заказы не быстро делаются), когда еще евро дешевые были. заказывали бы сейчас — может быть заказали бы и у нас, тем же Силовым машинам.

          Ну и потом, у наших нет опыта в изготовлении таких мощных ковшовых турбин, у нас больше как-то радиально-осевые и поворотно-лопастные применяются (ковшовые хороши на больших напорах, в России по настоящему высоконапорных ГЭС по пальцам пересчитать)

          Отредактировано: Arsenic~00:19 10.02.16
  • 0
    von_gobelen von_gobelen
    09.02.1621:01:19

    Кто занимается проведением горно-капитальных выработок?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт, или вы можете воспользоваться вашим аккаунтом в LiveJournal, или в других социальных сетях: OpenId OpenID Вконтакте Twitter Yandex facebook Google Mail.ru