Лого Сделано у нас
56

ВВС России планируют существенно обновить авиапарк

 

Андрей Фролов

Михаил Барабанов

Важнейшей проблемой ВВС России к 2008 году являлась значительная техническая отсталость, вызванная пятнадцатилетними «закупочными каникулами». В частности, длительное время практически не приобреталась новая техника. Поставки самолетов и вертолетов резко сократились в первые же годы после распада СССР и практически сошли на нет в 1994–1995-м, а в 1990–2000-м осуществлялись единичные закупки летательных аппаратов.

Основная часть летательных аппаратов и комплексов ПВО к 2008 году имела (и по-прежнему имеет) большой возраст. За время, прошедшее с прекращения массовых поставок, техника физически и морально устарела, выработала свой ресурс. В целом для российских ВВС время как будто застыло на уровне середины 80-х годов. Серьезной проблемой было отсутствие современного авиационного вооружения и истечение сроков хранения даже многих наличных образцов авиационного вооружения.

Период 2000–2008

Так, в 2000–2008 годах на вооружение ВВС поступили один стратегический бомбардировщик Ту-160 (еще семь бывших советских Ту-160 и три Ту-95МС были получены в 2000-м с Украины), три фронтовых бомбардировщика Су-34, 12 боевых вертолетов Ми-28Н, два боевых Ка-50 и около десятка транспортных Ми-8 различных модификаций.

При этом наличная техника (особенно вертолеты) интенсивно использовалась, в том числе в период обоих конфликтов в Чечне. Модернизация авиационного парка не производилась, ограниченным был даже обычный плановый ремонт. Опять-таки в 2000–2008 годах удалось провести модернизацию 111 летательных аппаратов, из них около 50 – вертолеты, но кардинально это ситуацию не меняло.

 

Таким образом, к 2008 году, несмотря на новые поставки, средний возраст авиационной техники составлял не менее 20–25 лет и она стремительно устаревала физически и морально.

Чрезвычайно критическим было (и во многом остается) положение с современным вооружением авиации. Российская тактическая авиация до сих пор не имеет в серийных количествах таких основных видов современного авиационного оружия, как:

  • ракеты класса «воздух-воздух» с активной радиолокационной системой наведения;
  • управляемые бомбы со спутниковой системой наведения;
  • оперативно-тактические высокоточные крылатые ракеты.

Отсутствуют современные электронно-оптические контейнеры, явно недостаточно развиты средства РЭБ. Весьма низкий уровень оперативно-тактической подготовки и технической оснащенности в целом был продемонстрирован ВВС России в ходе «пятидневной войны» с Грузией в августе 2008-го, что выразилось в чрезмерном уровне потерь в авиации (пять боевых самолетов) в столь незначительной кампании.

Техника для ВВС в ГПВ-2020

Модернизация ВВС и закупки новой авиационной техники стали главным приоритетом Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы (ГПВ-2020), утвержденной 31 декабря 2010-го. Общая стоимость этой программы для Министерства обороны – около 19 триллионов рублей, из них для нужд ВВС предусмотрено четыре триллиона. В ее рамках планируется закупка для всех видов Вооруженных Сил России более 600 самолетов и 1100 вертолетов.

Хотя сама программа постоянно корректируется, можно сделать следующие выводы о планах закупки военной авиационной техники для ВВС России в период до 2020 года.

Дальняя и военно-транспортная авиация

Для дальней авиации не предусмотрены закупки новых бомбардировщиков. Это, в частности, означает, что имеющий на ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» еще советский задел на два-три стратегических бомбардировщика Ту-160 использовать не планируется. В то же время предусмотрено ограниченное финансирование НИОКР в рамках программы создания нового стратегического бомбардировщика (ПАК ДА), которая будет иметь результат уже за пределами 2020-го. Наконец, для нужд в первую очередь дальней авиации начиная с 2015 года возможна закупка до 30 самолетов-заправщиков на базе Ил-476.

Военно-транспортная авиация станет, вероятно, одним из главных «бенефициаров» ГПВ-2020. Различные лоббистские группы из ВВС и авиационной промышленности «протаскивают» на вооружение ВВС широкий спектр военно-транспортных самолетов. Среди них на сегодня имеются планы по закупке 20 тяжелых транспортных самолетов Ан-124 (после 2015 года), 39 транспортных Ил-76МД-90А (он же Ил-476, с 2014 года), 60 транспортных Ан-70 (с 2015 года), до 50 транспортных машин МТА (статус неясен), до 20 пассажирских Ан-148 (статус неясен), 11 легких Ан-140 (два поставлены в 2011–2012 годах, остальные законтрактованы), до 30 легких самолетов чешского производства L-410UVP (семь уже поставлены в 2011–2012 годах). Также озвучены намерения заказать несколько самолетов ДРЛО и У А-100, которые находятся на этапе разработки. Закуплено и три пассажирских Ту-154М. В области авиации специального назначения будет приобретено два самолета наблюдения Ту-204ОН и не менее двух машин комплексной разведки Ту-204Р.

Остается неясным вопрос с легким военно-транспортным самолетом после фактического закрытия программы Ил-112В, но насколько можно судить, ВВС планируют объявить тендер на закупку до 100 таких машин.

Тактическая (фронтовая) авиация

Анонсированные закупки для тактической (фронтовой) авиации также весьма разнообразны и обширны. Основной закупаемой истребительной платформой станет истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Запланированы постройка 14 опытных и предсерийных образцов Т-50 и закупка 60 серийных самолетов (ориентировочно с 2016 года). В качестве страховки и более дешевой альтернативы программы Т-50 ВВС покупают истребитель поколения «4++» Су-35С – законтрактовано 48 самолетов (четыре поставлены в 2011–2012 годах), затем дополнительно возможна закупка 48 или 72 самолетов Су-35С.

 

Наряду с ними закупается и «русифицированный» вариант экспортного истребителя Су-30МКИ (Су-30МКМ), в российской деривации получивший индекс Су-30СМ. ВВС законтрактовали 30 самолетов (первые два сданы в 2012 году), в дальнейшем возможна поставка еще до 30 машин. В 2010–2011 годах ВВС получили четыре Су-30М2 и 12 Су-27СМ3, изготовленных из заделов по экспортным Су-27/Су-30, но их новых поставок, судя по всему, не предусматривается.

Самым массовым закупаемым в рамках ГПВ-2020 самолетом станет фронтовой бомбардировщик Су-34. Уже законтрактовано 129 машин, из которых 15 переданы заказчику. Причем возможно приобретение еще минимум 18 машин. Наконец, следует упомянуть о планах по 12 штурмовикам Су-25УБМ.

Активно закупаются реактивные учебно-тренировочные самолеты Як-130 – к середине октября 2012 года получено 18 серийных машин, заказано и находится в производстве еще 49, возможна закупка еще минимум 10. Для первоначального обучения курсантов не исключается приобретение отечественных поршневых самолетов Як-152 или импортных турбовинтовых.

Армейская авиация

Активно ведутся закупки и контрактация боевых вертолетов. Впрочем, в этом вопросе не удалось избежать традиционной для отечественных Вооруженных Сил разнотипицы, в результате чего в войска поступают три разных образца ударного вертолета. Так, именно после 2008 года наметился резкий крен фактически от монополии Ми-28Н, которых планировалось закупить до 300 единиц, и штучных приобретений Ка-50 из задела и 12 Ка-52 «для специальных подразделений» до доминирования Ка-52.

Если Ми-28Н к настоящему времени законтрактован в количестве 167 серийных вертолетов (из которых с 2008 года поставлено примерно 45 машин), то Ка-52 поступит на вооружение ВВС в количестве 180 единиц, и это без учета заказа для ВМФ. Как представляется, смена лидера обусловлена большей степенью доведенности систем Ка-52 и невозможностью одного ОАО «Роствертол» выполнить весь заказ ВВС в приемлемые сроки с учетом готовящихся крупных экспортных контрактов на Ми-28Э. Впрочем, по аналогии с состоянием истребительной авиации, эти две программы подстрахованы закупкой вертолетов Ми-35М (очередной деривации Ми-24), которые законтрактованы в количестве 49 машин, из них с 2011 года поставлено не менее 10.

Существенные усилия предпринимаются по обновлению транспортного вертолетного парка. В значительных количествах закупаются тяжелые транспортные Ми-26, законтрактованные в количестве 38 единиц (с 2011 года поставлено шесть). В целом возможна закупка до 60 этих вертолетов. Самым покупаемым остается Ми-8 различных версий – всего ожидается приобретение до 500 машин, и с 2011 года закупки ведутся темпом до 50 единиц в год. Известно, что только ОАО «Казанский вертолетный завод» имеет контракты от Министерства обороны на поставку до 150 вертолетов Ми-8МТВ различных модификаций в период 2011–2020 годов, очевидно, что примерно такой же заказ будет размещен на ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» и, вероятно, за ним последуют новые контракты.

В больших количествах предполагается закупать и легкие вертолеты. Так, планируется приобретение 36 Ка-226 (уже получено шесть), до 70 «Ансат-У» (с 2009 года поставлено 16, до 2018 года законтрактовано 32 вертолета), а также до 100 машин Ка-62 (в обновленной версии). Именно в этом сегменте наиболее ярко будут представлены импортные образцы, так как возможна закупка до 100, а то и 200 единиц (вероятнее всего, производства компании Eurocopter), в основном учебных.

Модернизация

Несмотря на активные закупки новой техники, ВВС не отказываются и от модернизации существующего парка самолетов. Ей подвергнутся фактически все стоящие на вооружении типы боевых и транспортных машин. Модернизацию пройдут 14–16 стратегических бомбардировщиков Ту-160 (темпом по два в год начиная с 2012-го), до 30 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Должны быть переделаны 20 машин Ан-124 и 41 военно-транспортный самолет Ил-76 (в вариант Ил-76МДМ).

Продолжится модернизация фронтовых бомбардировщиков и разведывательных самолетов Су-24М и Су-24МР числом не менее 100 (модернизировано не менее 50), а также около десятка самолетов-разведчиков МиГ-25РБ. Как известно, в 2003–2008 годах преобразовано 55 истребителей Су-27 в вариант Су-27СМ, считается, что имеются перспективы усовершенствования еще некоторого количества машин. Продолжится модернизация перехватчиков МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ (и его улучшенный вариант), общее число их достигнет 120 единиц (к концу 2012 года будет усовершенствовано не менее 25 машин). Модернизации подвергнутся и штурмовики Су-25 – в вариант Су-25СМ, общее число которых достигнет 120 единиц (модернизировано не менее 50). Известно и о программе модернизации парка самолетов ДРЛО и У А-50 (модификация А-50У) – число усовершенствованных машин достигнет 12 единиц (первый А-50У уже принят ВВС).

Планы по модернизации парка истребителей МиГ-29 не озвучены, скорее всего она производиться не будет.

Беспилотные летательные аппараты

При этом наряду с закупками пилотируемых летательных аппаратов, очевидно, будут приобретаться и БЛА. На сегодня известно о проектах по сборке израильских тактических беспилотников (с 2012 года), приобретению и сборке израильских MALE-БЛА (не ранее 2013 года), а также созданию и производству широкой гаммы БЛА с взлетным весом от одной до пяти тонн (не ранее 2015 года) и созданию ударного реактивного БЛА (не ранее 2018 года).

Войска ПВО

Озвученными на сегодня планами предусматривается закупка 56 дивизионов ЗРС С-400, 10 дивизионов ЗРС С-500, 38 дивизионов ЗРС «Витязь-ПВО», трех дивизионов ЗРС С-300ВМ4, неназванного количества перспективной ЗРС «Морфей» и до 120 боевых машин ЗРПК «Панцирь-С». Модернизации подвергнутся по ЗРС С-300ПМ и С-300В.

ВВС-2020

Состав ВВС России на 2020 год по оптимистичному сценарию будет насчитывать не менее тысячи боевых самолетов (см. таблицу).

Слабые стороны перспективных планов

Как видно из приведенных выше планов, российские ВВС в 2020 году станут сильно отличаться от ВВС-2012. Существенно увеличится доля новой техники и очевидно, что интегральные возможности ВВС значительно расширятся.

В то же время обращает на себя внимание нехватка (которая, видимо, сохранится на длительное время) или полное отсутствие по ряду категорий (пока) современного авиационного вооружения, особенно ракет класса «воздух-воздух» с активным радиолокационным наведением, «умных» бомб и ракет со спутниковой коррекцией, а также малогабаритных ракет класса Brimstone или JAGM. Самым слабым элементом перспективных планов выглядит реализуемость проектов по созданию и принятию на вооружение БЛА различных классов, в первую очередь больших.

Имеет место недостаточная отработанность многих новых видов современной авиационной техники, которая, наверное, сохранится на длительное время, что в перспективе может поставить под угрозу реализуемость планов по закупке конкретного количества самолетов именно к 2020 году. Определенные сложности для перспективного облика ВВС будет представлять значительное число типов и модификаций стоящих на вооружении самолетов и вертолетов.

  • 0
    Doc Doc
    27.10.1215:56:05
    Хорошая статья, хоть и не новая. Приятно помечтать    
  • 0
    Djoker Djoker
    27.10.1215:56:42
    Закупки МиГ-35 с 2014-го года (недавняя новость) не учтены...
    • 0
      user78 user78
      27.10.1216:09:13
      И 24 Миг-29К/Миг-29КУБ для Кузнецова:
      В соответствии с условиями контракта, РСК «МиГ» в период с 2013 по 2015 гг. передаст Военно-Морскому Флоту России 20 одноместных самолетов МиГ-29К и четыре двухместных МиГ-29КУБ. Они войдут в состав отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота России и будут эксплуатироваться в составе авиагруппы ТАВКР «Адмирал Кузнецов».
      http://www.take...mig-29k-02-2012
      • 0
        Djoker Djoker
        27.10.1216:11:22
        Ну это же флот, а не ВВС...
        • 0
          user78 user78
          27.10.1216:13:12
          точно     Надо бы объединенную табличку сделать, по всем ЛА - флотским и военно-воздушным.
      • 0
        Djoker Djoker
        27.10.1216:13:22
        И 24 Миг-29К/Миг-29КУБ для Кузнецова
        Кстати:
        Приятная новость - первая корабелка для нашего флота уже в цехе окончательной сборки
        http://samoletc....com/51518.html ©Видео с youtube.com
        • 0
          user78 user78
          27.10.1216:18:21
              Неплохо так возродили МиГ - собираются производить по 36 самолётов в год. В сумме с Су-30/Су-35/Су-34/Як-130/ПАК-ФА скоро будем больше 100-120 боевых самолётов в год выпускать!    
          Отредактировано: user78~16:22 27.10.12
          • 0
            MiG-42MFI MiG-42MFI
            27.10.1219:47:40
            А в своё время столько МиГ-29 выпускали в месяц.
            • 0
              Дмитрий Гончар Дмитрий Гончар
              27.10.1220:18:28
              То есть вы готовы перейти на яйца-картошку-молоко/примитивную одежду/отказаться от личного автотранспорта ради 36 мигов в месяц?
              • 0
                MiG-42MFI MiG-42MFI
                27.10.1220:27:07
                Мне уже всё равно(лет как 13). Однако в СССР проблемы были даже с вышеперечисленным. И кстати говоря, парк современных истребителей стране не особо помог.
                • 0
                  OptimEast OptimEast
                  28.10.1200:02:06
                  Было бы "все равно", вы бы не ходили как на работу на этот ресурс. И уж тем более не тратили бы время на то, чтобы гадить тут в комментариях. А так получается, что это у вас либо попытка самооправдания, либо такая работа - гадить в комментариях.    
                  • 0
                    user78 user78
                    28.10.1210:35:32
                    либо такая работа - гадить в комментариях.
                    учитывая его место жительства - скорее всего ему за это платят. Хочется верить, что он это делает, продавшись за деньги госдепу, а не из-за того что сам по себе такая русофобская сволочь    
              • 0
                Нет аватара koshmar
                28.10.1200:28:19
                яйца, картошка, млеко - разве это плохой хавчик? ))) а примитивная одежда - это строгий армани или чО? а личное авто уже давно не роскошь, а сплошной головняк: парковка, заправка, автомойка, антиугонка, страховка... проще такси поймать.
              • 0
                user78 user78
                28.10.1210:39:48
                кстати, 36 мигов-29 в месяц не производилось даже в советское время    
                Отредактировано: user78~10:40 28.10.12
                • 0
                  MiG-42MFI MiG-42MFI
                  28.10.1220:18:38
                  Производилось в конце 80-х на заводах в Москве и Горьком. Не надо забывать, что их ещё и на экспорт делали,в отличии от Су-27.
          • 0
            A_SEVER A_SEVER
            28.10.1210:47:25
            скоро будем больше 100-120 боевых самолётов в год выпускать!
            Около сотни уже есть (вместе с экспортом)
          • 0
            Нет аватара Nirvanko
            29.10.1210:11:28
            Им самим шевелиться нужно а не ждать заказов от государства. Вон Погосян как Сухой развивает. Миговцы могли бы сделать ставку на БПЛА, но очевидно дальше макета Ската дело не дошло.
        • 0
          Djoker Djoker
          28.10.1214:10:38
          ©Видео с youtube.com
    • 0
      Нет аватара fan3om
      27.10.1218:32:32
      А просветите,сколько их планируют закупать? Имею ввиду МиГ-35
      Отредактировано: fan3om~18:33 27.10.12
      • 0
        Djoker Djoker
        27.10.1218:43:28
        А просветите,сколько их планируют закупать?
        Надо дождаться подписания контракта...
        На первом этапе ВВС России могут заказать около 20-30 самолетов МиГ-35. По имеющимся данным, в ГПВ 2011-2020 гг. предусмотрен начальный заказ на МиГ-35 (точное количество не известно).
        http://armstrad...17/detail.shtml
  • 0
    El_Comandante El_Comandante
    27.10.1216:09:27
    Еще есть инфа о том, что ведутся разработки ПАКДА     на смену выше упомянутым "ТУшкам"
    Отредактировано: El_Comandante~16:10 27.10.12
    • 0
      user78 user78
      27.10.1216:14:21
      ПАК ДА - это уже после 2020, долгосрочный проект. А тут таблица до 2020.
      Командование Дальней авиации России выдало оборонно-промышленному комплексу тактико-техническое задание на разработку перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Об этом, как сообщает "Интерфакс", заявил командующий ДА РФ генерал-майор Анатолий Жихарев. По его словам, первый прототип самолета будет готов к 2020 году, а в 2025 году новый дальний бомбардировщик поступит на вооружение России.
      • 0
        Нет аватара inveider2
        30.10.1218:16:44
        ПАК Фу уже отложили с 2016 АЖ до 2020г.(когда амеры 3-е поколение разработают и китаясы подтянутся). Поэтому верить этим срокам - курам на смех(см. программы вооружения 2003 -2011)
        • 0
          MiG-42MFI MiG-42MFI
          30.10.1222:33:31
          ПАК Фу уже отложили с 2016 АЖ до 2020г.
          Ничего там не откладывали(речь шла о начале поставок FGFA для всего остального мира,помимо России и Индии). Хотя реальность сроков всё равно вызывает сомнение.
          когда амеры 3-е поколение разработают
          Чего?
          китаясы подтянутся
          Им нет нужды подтягиваться, так как они и так впереди.
          • 0
            Нет аватара inveider2
            31.10.1211:01:22
            Я имел ввввиду 6-ое ! Китайцы впереди в чем ? Двигатели пока у РФ закупают, корпуса тырят у пендосов, японцы еШо там чего-то тужатся...
  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    27.10.1216:47:22
    Всё это уже было...
    • 0
      user78 user78
      27.10.1216:58:05
      Иногда полезно делать подобные обобщения - не все же читали прошлые новости. Ну а в комментариях обмениваться мнениями.
      Отредактировано: user78~16:58 27.10.12
  • 0
    misha12 misha12
    27.10.1217:38:29
    Второй и третий столбцы в таблице аут полный конечно.Тупо надёргали цифр из СМИ,википедии итд,а понять не дано,что к 2020 году никаких 120 МиГ-31БМ и 150 СУ-27 не будет.Насчёт 10 Ка-50 тоже поржал.А информация по новым,модернизированным самолётам и так постоянно существует на СУН.
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      27.10.1217:57:12
      Насчёт 10 Ка-50 тоже поржал
      Тсс! Это мы супостата запутываем!    
    • 0
      Bdd Bdd
      27.10.1218:06:59
      а что их спишут уже к 20 году? ( су-27 и миг-31)
      • 0
        A_SEVER A_SEVER
        27.10.1218:15:13
        а что их спишут уже к 20 году?
        Ресурс выйдет...    
        • 0
          Bdd Bdd
          27.10.1218:16:34
          так вроде заявляли, что к 20 году миг-31 только модернизируют до БМ
          • 0
            A_SEVER A_SEVER
            28.10.1210:44:20
            к 20 году миг-31 только модернизируют до БМ
            БМ со временем и останутся...
        • 0
          user78 user78
          27.10.1220:55:26
          Продлят. По крайней мере, у части 31-х точно.
          • 0
            misha12 misha12
            28.10.1200:35:09
            МиГ-31 останутся только те,что модернизируют до БМ,остальным уже не реально будет продлевать ресурс.
  • 0
    Letun Letun
    27.10.1217:47:30
    Кто здесь говорил про разношерстицу в РВСН? Вот где бардак, так это в ВВС.
    • 0
      nb9IHbIu_CypKoB nb9IHbIu_CypKoB
      27.10.1219:19:43
      В ВВС - вынужденный бардак, а в РВСН - клинический
  • 0
    Нет аватара rules
    27.10.1218:38:39
    Вроде как еще хотят МИГ-35 приобрести. http://ria.ru/f...ue=registration
  • 0
    Нет аватара fan3om
    27.10.1219:15:13
    Djoker,спасибо
  • 0
    Kolyda Kolyda
    30.10.1214:17:41
    Пока что самолеты сами не летают - требуют пилотов, штурманов, бортинженеров, наземный состав. Да не просто с корочками, а обученных, натренерованных, имеющий налет и боевое применение. Да еще и в двойном числе к кол-ву аппаратов желательно. А вот с этим как у нас сейчас? По телеку показывают иногда - полковники, подполковники у штурвалов, изредка майоры... А где поцанва - лейтенанты да старлеи, капитаны да майоры? Или их так много настрогали в советское время, что оно до сих пор на складах лежат?
    • 0
      VladS VladS
      01.11.1209:42:27
      +100! Ну, вы в курсе, что в этом году возобновили набор в военные вузы после двухлетнего перерыва, правда сократили его на две трети. А что там от военных училищ и академий осталось - это отдельный вопрос.
  • 0
    edsw edsw
    17.11.1219:16:25
    кстати а почему будет 1000 самолетов?я посчитал должно быть около 1600 самолетов(с учетом Як-130 и Л-39)
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,