Лого Сделано у нас
92

Кто двигает авиацию?

Годный пост от Тесея

Авиадвигатели мы строим еще с советских времен, но про них незаслуженно забывают, когда называют Россию исключительно сырьевой экономикой. Расскажу немного про нелегкую судьбу этой отрасли, поскольку сам с ней связан по работе.

Двигатель – самая высокотехнологичная и сложная деталь самолета. Именно от него зависят скорость, вес, грузоподъемность, в конце концов,и жизни людей тоже.Потребность в более продвинутых моторах стимулирует развитие техники. Они тащат за собой остальную авиапромышленность – под новые разработки создаются следующие модели гражданских лайнеров и истребителей следующего поколения.

В сороковых летали на поршневых двигателях. Основой сразу нескольких советских самолетов был АМ-38, изобретенный Александром Микулиным (понятно сразу, почему такое название). Им оснащались высотный истребитель МиГ-3, штурмовики Ил-2 и Ил-10. «Мирных» самолетов мы в ту пору не производили. Форсированный вариант этого двигателя – АМ-38Ф позволял Ил-2 развивать скорость до 390 км/ч. Много это или мало? Для гоночной машины неплохо, но современные истребители, например, выжимают более 2500 км/ч.


АМ-38Ф
Исторически в СССР сложилось несколько крупных центров производства двигателей: Москва, Рыбинск, Уфа, Пермь, Куйбышев, Запорожье. Ил-2 идвигатели к нему делали в Куйбышеве (сегодня Самара). Во время Великой Отечественной войны, после эвакуации заводов из Москвы и Воронежа, здесь организовали замкнутое производство самолетов, которое позволяло ежедневно отправлять новые машины на фронт.
После войны авиастроение не стояло на месте – гонка вооружений все время подгоняла прогресс. В сороковых у нас наладили серийный выпуск турбореактивных двигателей, в пятидесятых – газотурбинных, в шестидесятых – турбовентиляционных. К восьмидесятым ежегодно проходили государственные испытания одного-двух двигателей в год.

ТВЗ-117

К сожалению,после перестройки все изменилось. В девяностых за 8 лет было сертифицировано всего два двигателя. Важнейшая сфера машиностроенияоказалась не готова к рыночным условиям. Многие заводы оказались вдруг не партнерами, а конкурентами. Самарский «Моторостроитель» жестоко воевал за заказы со своим бывшим напарником – СНТК им. Кузнецова (http://expert.ru/2011/07/1/v-poiskah-sebya). Предприятия, которые были звеньями единой цепочки, оказались по разные стороны баррикад в новой реальности.

Так, после развала Союза российские вертолетчики,по сути, стали заложниками неприятной ситуации – поставщик двигателей ТВЗ-117, которые устанавливаются фактически на все наши вертолеты, от Ми-8 до Ка-52, отныне официально считался иностранным предприятием – речь идет об украинском «Мотор Сич». Казанский завод КМПО имел возможность предоставить альтернативный мотор, но в середине девяностых он вообще перестал делать двигатели.

По сути, только в конце двухтысячных дело сдвинулось с мертвой точки. Было очевидно, что вновь производить современные движки мы сможем, только если восстановим разрушенные связи. Этим и занялась корпорация «Ростех», учредив в 2008 году «Объединенную двигателестроительную корпорацию» (ОДК), куда вошли все ключевые профильные заводы. Результаты (в том числе и новая продукция) не заставили себя долго ждать. Вот, например, двигатель SaM146.


SaM146

Его делает НПО «Сатурн» совместно с компанией Snecma (Франция). Двигатель разработан специально для новейшего гражданского самолета «Сухой Суперджет».


Двигатель АЛ-41Ф1 – еще более важная разработка «Сатурна»: от него, без преувеличения, зависит безопасность нашей страны. Моторпредназначен для нового российского многоцелевого истребителя пятого поколения ПАК ФА. А его модификацией (АЛ-41Ф1С) будут оснащать истребители четвертого поколения – Су-35С.


АЛ-41Ф1


ПАК ФА

Не менее важен для нашей авиации двигатель ПД-14. К тому же он является наглядным примером вновь налаженных связей между двигателестроительными предприятиями. Головной разработкой занимается «Авиадвигатель» (Пермь), за комплектующие отвечают «Уфимское моторостроительное производственное объединение», НПО «Сатурн» и пермская компания «Стар». Серийное производство запустят на «Пермском моторном заводе».


ПД-14

Двигатель будет использоваться в гражданской авиации. Он разрабатывается специально для нового ближнесреднемагистрального самолета МС-21. Многоцелевой транспортный Ил-214 тоже будет летать на этом движке.



В Самаре вот-вот запустят серийное производство ракетных двигателей НК-33А, разработанных ОАО «Кузнецов».Они предназначены для выведения космических аппаратов и транспортных кораблей на околоземные орбиты. Двигатель уже прошел серию государственных испытаний, и им даже заинтересовались в Штатах. Для американской ракеты Taurus II создана модификация НК-33/AJ26.


НК-33/AJ26


Огневые испытанияНК-33

В вертолетной отрасли дело сдвинулось с мертвой точки в ноябре прошлого года, когда казанское КМПО заключило контракт с питерским «Климовым» на производство узлов двигателей ВК-2500, которые являются дальнейшей модификацией ТВЗ-117 – все эти годы незаменимого украинского двигателя от«Мотор Сич». Теперь монополия украинцев в этой чувствительной для нас сфере будет подорвана.


ВК-2500

Прошло всего четырегода с того момента, когда «Ростех» создал ОДК, но уже появились новые разработки в военной и в гражданской сферах.Сегодня объединенная двигателестроительная отрасль снова превратилась в мощную и конкурентоспособную структуру.

  • 0
    Нет аватара svbodnoeplemya
    10.01.1315:10:12
    Хорошие новости) так глядишь скоро и в гражданской авиации появятся самолёты нового поколения)
    • 0
      rvk rvk
      10.01.1315:14:58
      SSJ100?
      • 0
        Нет аватара svbodnoeplemya
        10.01.1315:19:35
        ну у него не совсем отечественные движки - а совместные разработки с французами
        • 0
          rvk rvk
          10.01.1315:30:05
          Ну да, в свою очередь французские движки совместная разработка с нами))) Сатурн сотрудничает с мировыми компаниями задолго до того как о SаМ146 вообще кото-то думал)) Да и вообще, это называется Риск Шаред Партнер     Без этого в современном мире сложно продать самолет.
  • 0
    SergioSAR SergioSAR
    10.01.1315:15:43
    Спасибо. Наглядно! И просто!
  • 0
    Нет аватара rod-m
    10.01.1315:15:59
    Наши гражданские птички смогут летать круче иноземных? Давно пара показать кто в небе хозяин)
  • 0
    Нет аватара laerss
    10.01.1315:28:25
    Что с НК-93? Окончательно от него отказались?

     © Фото из открытых источников

    • 0
      Нет аватара
      10.01.1315:29:34
      Спасибо будем знать.
    • 0
      Нет аватара SDVSamara
      10.01.1315:42:54
      Конкретно от него - да. Довести не смогли в силу разных причин. Но от идеи отказываться не будут.
    • 0
      Нет аватара Alibaba
      10.01.1316:28:09
      Из-за того что по нему последние 10 лет не было проектно-исследовательских работ тему НК-93 закрыли, но идеи заложенные в двигатель имеют дальнейшее продолжение в том же ПД-14.
      • 0
        Нет аватара KotoPes
        10.01.1320:10:04
        Это разные двигатели и в ПД-14 ничего от НК-93 нет. НК-93 это капотированный турбовинтовентиляторный двигатель, а ПД-14 это турбовентиряторный двигатель, разлицей такая масса, что и перечислить нельзя.
  • 0
    Нет аватара
    10.01.1315:35:53
    Наконец то в авиации меняться что-то началось!
  • 0
    Нет аватара
    10.01.1316:12:10
    Это наша передовая отрасль!
  • 0
    Нет аватара
    10.01.1316:12:45
    Интересная статья)
  • 0
    Нет аватара a-poli
    10.01.1316:20:39
    Познавательный получился пост
    Отредактировано: a-poli.livejournal.com~16:20 10.01.13
  • 0
    Нет аватара gorlopan
    10.01.1316:22:48
    Опять кормят завтраками - "вот-вот запустят", "скоро построят", "занимаются разработкой" и т.п. Сделаноунас такой сделаноунас.
    • 0
      Андрей Тихоновский Андрей Тихоновский
      10.01.1320:17:44
      Исходящий на фекалии Горлопанящий тролль такой тролль.
    • 0
      MAF MAF
      10.01.1322:18:41
      Гуглите: РД-180 + атлас.
      • 0
        Zveruga Zveruga
        11.01.1320:34:52
        Это что, пусть они поинтересуются на чьих ионных двигателях летают европейские спутники.
    • 0
      Нет аватара RusSoft
      11.01.1300:23:51
      То что УЖЕ 16 самолётов SSJ бороздят просторы государств, не в счёт?    
  • 0
    Нет аватара Alibaba
    10.01.1316:31:32
    Про ВК-2500 и его модификации не все написано. В Санкт-Петербурге строится завод для ОАО "Климов" на котором будет проводиться не только НИОКР, но и будут собираться двигатели ВК-2500 и его модификации, будет кооперация в том числе с УМПО, КМПО и другими заводами.
    • 0
      Нет аватара Hide
      10.01.1317:17:07
      Вопрос только в том, что "Климов" (ведущее КБ-разработчик вертолетных и не только двигателей!) с советских времен ничего особо не разработал, кроме выкидыша теперешнего генерального, который спроектирован, но не воплощен в живой модели, опять же благодаря талантам и навыкам теперешнего генерального. Зато он (ведущее КБ-разработчик вертолетных двигателей!) официально живет ремонтом вертолетных двигателей, а теперь вот вообще похоже хочет стать серийным заводом. Тащемта, ситуация 20 лет в авиадвигателестроении конечно сложная, но тот же "Сатурн" почему-то развился, и теперь, кстати, пытается присосаться к сегменту вертолетных двигателей, а "Климов" благодаря мудрой политике руководства только растерял специалистов с уникальным опытом. Впрочем, жизнь есть жизнь, в стране найдется кому сделать вертолетные, танковые, реактивные ГТД, но "Климов" жалко
      Отредактировано: Hide~17:18 10.01.13
      • 0
        user78 user78
        10.01.1317:44:24
        с советских времен ничего особо не разработал, кроме выкидыша теперешнего генерального, который спроектирован, но не воплощен в живой модели
        С советских времен вообще мало новых двигателей разработано, как в России, так и во всем мире. Зачем делать принципиально новый движок, если и "старые" отлично работают на существующих вертолётах? ВК-3500, ВК-800 - вертолётные двигатели 5-го поколения разработаны уже после развала СССР.
        а теперь вот вообще похоже хочет стать серийным заводом.
        не просто хочет, а стал. Впрочем и конструкторской работе будет уделено должное внимание. Не стоит заранее хоронить Климова, его новая жизнь только начинается.
    • 0
      Вячеслав Овчаренко
      10.01.1317:37:51
      Alibaba ...В Санкт-Петербурге строится завод для ОАО "Климов" на котором будет проводиться не только НИОКР, но и будут собираться двигатели ВК-2500 и его модификации, будет кооперация в том числе с УМПО, КМПО и другими заводами.
      19 декабря прошлого года новый завод ОАО "Климов" официально открыт ссылка

       © Фото из открытых источников

       © ic.pics.livejournal.com

      Вертолетный двигатель ВК-2500 сборки ОАО "Климов"

      В новом конструкторско-производственном комплексе «Петербургские моторы» начнется выпуск вертолетного двигателя нового поколения ТВ7-117, который должен заменить ТВ3-117, разработанный на «Климове» еще в советское время, а также новой модификации ВК-2500. Новый завод «Петербургские моторы» уже заработал. Его проектная мощность составит 600 двигателей в год, на нее в «Климове» планируют выйти уже в 2015 году. Таким образом, за четыре года предприятие планирует удвоить объемы выпуска двигателей в России. «Климов» с каждым годом наращивает число собранных двигателей. В 2009 году на заводе было собрано около 100 двигателей, в 2010 году – уже 198, в 2011 году – 260–270, а в 2012 году планировали собрать около 300 штук.
      Отредактировано: Вячеслав Овчаренко~17:52 10.01.13
  • 0
    Нет аватара Natalya
    10.01.1317:13:58
    Такие новости не могут не радовать, т.б., что встречаются знакомые компании.
  • 0
    Дмитрий Малов Дмитрий Малов
    10.01.1318:23:15
    Названия двигателей даются по инициалам главного конструктора: АЛ -> Архип Люлька ВК -> Владимир Климов НК -> Николай Кузнецов Кто еще какие знает? В порядке шутки предлагаю устроить патриотическую медитацию под звук двигателя пролетающего Ту-95МС (НК-12МП).
  • 0
    Нет аватара Ivanov
    10.01.1319:18:39
    Прекрасная информация!!! Статье однозначный жирный +. Но почему же даже здесь:
    Двигатель уже прошел серию государственных испытаний, и им даже заинтересовались в Штатах . Для американской ракеты Taurus II
    Да что-ж это за преклонение перед штатами??? Что значит "...даже в Штатах..."? Даже в такой патриотичной статье, такого атора, который без сомнения патриот своего Отечества. Когда же вытривится из коры головного мозга почетание, превозношение штатов? Согласитесь, без "...ДАЖЕ..." предложение выглядит совершенно иначе.
    • 0
      tm tm
      11.01.1300:42:16
      Да что-ж это за преклонение перед штатами??? Что значит "...даже в Штатах..."?
      "Даже в штатах" означает, что у них и свои разработчики двигателей есть - однако же приглядываются к нашему.
  • 0
    Константин Бояров Константин Бояров
    10.01.1319:50:53
    В сороковых у нас наладили серийный выпуск турбореактивных двигателей, в пятидесятых – газотурбинных, в шестидесятых – турбовентиляционных.
    Автор бы хоть теорию подучил, что ли... Турбореактивный двигатель (ТРД) - один из вариантов газотурбинного. Другие варианты - ТРДД, ТВВД, ТВД, ТРДФ, ТРДДФ, расшифровка гуглится. Соответственно, мысль про то, что газотурбинные начали выпускать позже турбореактивных, звучит глупо. Турбовентиляционных двигателей вообще нет - есть турбовентиляторные.
  • 0
    bars042 bars042
    10.01.1322:28:40
    Основой сразу нескольких советских самолетов был АМ-38, изобретенный Александром Микулиным? Забей, Сеня, Основой был АМ-17,.И вот только , а посля него, пошли другие.
    • 0
      bars042 bars042
      10.01.1323:24:06
      В 86г, в РГИИГА, была секция, по восстановлению самолётов СССР. Руководил Виктор Ягнюк, мож и ошибаюсь. Но, я лично, перебирал, движки, которые привезли с Новой Земли. Там был Воссоздан самолёт Р-5, да даже и летал. Да скопировали с америкосов, ну и чё? И это повод против СССР?
      Отредактировано: bars042~12:26 10.02.13
  • 0
    Сергей Шевченко Сергей Шевченко
    11.01.1301:23:11
    Статья очень интересная. Узнал много интересного. +
  • Комментарий удален
  • 0
    Zveruga Zveruga
    11.01.1320:53:32
    С двигателями есть одна проблема. Или Росатом открыл новый способ повышения КПД ионных двигателей (патент есть, но его результат неизвестен) или в центре Келдыша уже несколько лет идет "пиление" денег на разработку новых двигателей для марсианской миссии. Дело в том, что они за три года проектных работ представили общественности прототип двигателя один в один аналог устанавливаемого сейчас на американские межпланетные станции, который имеет недостатки не присущие имеющимся сейчас у Факела двигателям СПД. Для марсианской миссии предлагают использовать связку из 300 таких двигателей (повторяется история НК-33 и лунной программы). НПО Энергия предлагает свои магнитоплазмодинамические двигатели (МПДД), которые прошли успешные испытания на ракетах Метеор. Разработчики предлагают использовать связку из 16 таких двигателей. Преимущество новых двигателей от Энергии в их экономичности. Кто победит в научном споре Центр Келдыша или НПО Энергия неизвестно.
    Отредактировано: Zveruga~20:58 11.01.13
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,