стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
45

Исполнилось 80 лет КБ имени Ильюшина

13 января 1933 года было образовано опытное конструкторское бюро, которое возглавил Сергей Ильюшин.

"Сергей Владимирович еще не был выдающимся конструктором, но отлично разбирался  в вопросах авиации, и, самое главное, представлял, что он хотел создать вместе со своими молодыми сотрудниками, - рассказывает корреспонденту "живая легенда" - генеральный конструктор ОКБ имени С.В.Ильюшина в 1970-2005 годах, академик РАН, дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов.

Мы сидим в его кабинете на четвертом этаже знаменитого КБ. У входа в здание на постаменте стоит знаменитый штурмовик Ил-2, прозванный у нас "летающим танком" за уникальную броневую защиту и огневую мощь, а у фашистов - "черной смертью"… "Выдающееся конструкторское решение заключалось в том, чтобы броню, обеспечивающую боевую живучесть самолета, использовать как каркас фюзеляжа Ил-2, - вспоминает Генрих Васильевич. - Это позволило Сергею Владимировичу Ильюшину создать непревозойденный самолет".

Сюда, в КБ, Генрих Васильевич пришел в далеком 1948-м году еще студентом 5-го курса Московского авиационного института. На преддипломной практике был зачислен в штат Конструкторского бюро. В 1970 году его назначают генеральным конструктором. А сегодня он - главный советник по науке генерального директора и генерального конструктора  ОАО "Авиакомплекс им. С.В.Ильюшина".

"Я прошел все ступени профессионального роста - от инженера-конструктора до генерального  конструктора, - рассказывает он. - Под руководством своего учителя и наставника - Сергея Владимировича Ильюшина участвовал в создании самолетов Ил-14, Ил-18 и Ил-62. На Ил-14 разрабатывал чертежи стыка фюзеляжа с крылом. С Ил-18 занимался уже в качестве заместителя главного конструктора. А вот с Ил-62 - уже заместителем генерального конструктора. Первым самолетом непосредственно моей конструкции стал военно-транспортный Ил-76, который до сих пор успешно эксплуатируется и в гражданской авиации".

В нем был реализован весь предыдущий опыт конструкторского бюро и последние научные разработки наших отраслевых институтов во главе с ЦАГИ. Самолет впервые взлетел с Центрального аэродрома Москвы 25 марта 1971 года. "Я очень хорошо помню тот день: опытный самолет, взлет в центре Москвы, длина ВПП 1800 метров. Мне было особенно приятно, что это радостное событие разделил с нами сам Ильюшин, хотя тогда он был серьезно болен…" - замечает Генрих Васильевич.

Всего было построено 950 Ил-76. Их выпускало Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова - ТАПОиЧ. Нельзя не отметить: конструкторские решения и аэродинамика самолета оказались настолько удачными, что не устарели по сей день и позволили в связи с прекращением работы Ташкентского завода перезапустить в серийное производство модификацию Ил-76 - Ил-76МД-90А на заводе "Авиастар" в Ульяновске. Недавно его показали президенту страны. "Значит еще полетаем", - говорит Новожилов. Он уверен, что новая машина, как и Ил-76, также найдет широкое применение и в гражданской авиации.

Кстати, 3 января ильюшинцы отметили еще один знаменательный юбилей - 50 лет, как Ил-62 впервые поднял в воздух заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки. Без преувеличения можно сказать: этот самолет, который создавался под непосредственным руководством С.В.Ильюшина, стал настоящей вехой в истории отечественного авиастроения.

В нем была реализована масса смелых конструкторских решений. Так, компоновка двигателей в кормовой части фюзеляжа, позволила значительно снизить шум в пассажирском салоне и повысить аэродинамическое качество "чистого" крыла. Самолет мог безопасно завершить  взлет при отказе одного двигателя, а крейсерский полет и заход на посадку - при отказе даже двух двигателей!
После замены двигателей НК-8-4 на более совершенные Д-30КУ и выполнения других конструктивных доработок значительно увеличилась дальность полета Ил-62, его коммерческая нагрузка и экономическая эффективность. Новая модификация получила название Ил-62М, и самолет многие годы по праву  считался флагманом Аэрофлота. Он успешно летал на дальних трассах, таких, как Москва-Токио и других. А в июне 1975 года на нем был успешно совершен перелет по знаменитому чкаловскому маршруту - из Москвы через Северный Полюс в США. Как и прилет в Ванкувер в 1937 году экипажа Валерия Чкалова, перелет Ил-62М за океан через Полюс вызвал  у американцев бурю восторга… 

Кстати, такой любопытный факт. Если проследить за историей развития гражданских Илов, то можно увидеть замечательную тенденцию:  пассажировместимость каждого следующего поколения практически удваивалась. Так, Ил-14 брал на борт 40 пассажиров, Ил-18 - уже 75,  Ил-62 - 165, Ил-86 - 350, Ил-96-300 - 300, Ил-96-400М - 400…

О каждом самолете, рожденном в Ильюшинском КБ, Генрих Новожилов может рассказывать часами. Ведь у каждого - своя история. Возьмем, например, первый у нас в стране широкофюзеляжный Ил-86, разработанный под руководством Новожилова. Он впервые поднялся в воздух 20 декабря 1976 года. Огромное внимание созданию этой машины, крайне важной для обеспечения растущего объема пассажирских перевозок, уделяли министр авиационной промышленности Петр Дементьев и министр гражданской авиации Борис Бугаев.

Ил-86 принципиально отличался от своих предшественников не только вместимостью, но и технологией обслуживания пассажиров на борту. В частности, впервые был применен вариант перевозки багажа пассажиров по принципу "багаж при себе". Изначально этот самолет задумывался для использования на курортных авиалиниях, имевших небольшую протяженность. Пассажиропоток на них постоянно возрастал, и самолет вместимостью 350 человек был крайне необходим. Поэтому в Постановлении Совмина заложили и проектную дальность - до 2,4 тысячи километров.

Однако министр Бугаев считал, что новый многоместный самолет должен иметь более широкое применение. "Однажды зазвонила "вертушка", - вспоминает  Генрих Васильевич. - На проводе - министр Бугаев. Говорит: "Генрих, а до Ташкента летать мы сможем?" "Нет, конечно, - отвечаю. - Туда нужна дальность минимум 3200". "Тогда зачем нам такой самолет…"

Словом, после целого ряда согласований на разных уровнях пришлось пересматривать летно-технические характеристики и другие параметры Ил-86. Зато получилась машина, которая более тридцати лет летала на внутренних и международных трассах. В самом "продуктивном" по объемам перевозок Аэрофлота 1990 году Ил-86 выполнял ежедневно по четыре рейса в Симферополь и Минводы, по три - в Норильск, по два - в Сухуми, а в Сочи - до семи рейсов. Всего же в том году Ил-86 перевозил только за сутки до 70 тысяч человек!

"Уверен, эта машина успешно эксплуатировалась бы и сегодня, если бы ее двигатели НК-86 были заменены на более экономичные и малошумные, - говорит Генрих Васильевич. - Мы хорошо понимали необходимость ремоторизации самолета". Однако этим планам не суждено было сбыться.

Трудная судьба сложилась и у "преемника" Ил-86 - самолета Ил-96-300, предназначенного для дальнемагистральных пассажирских перевозок. По мнению Генриха Новожилова, самолет живет и развивается, когда он находится в серийном производстве. "Ни "Боинг", ни "Эрбас" не бросили свои Б-747, Б-737 и семейство А300 - они их совершенствовали. Реализация разработанной нами программы развития отечественных широкофюзеляжных самолетов позволяла сохранить за Россией достойное место среди крупнейших мировых авиастроительных фирм, но этого, увы, не случилось. К сожалению, потеряно самое дорогое - время, и российскую нишу широкофюзеляжных магистральных воздушных судов все активнее занимают те же "Боинг" и "Эрбас".

"Мы, ильюшинцы, - говорит Генрих Новожилов, - гордимся тем, что на наших самолетах всегда летали члены нашего правительства. Ил-18 был любимым самолетом Хрущева, Ил-62 - любимым самолетом Брежнева". Надо сказать, что у каждого руководителя были свои предпочтения в интерьере на борту. Так, Хрущёв на Ил-18 любил карельскую березу и зеленую обивку, а Брежнев на Ил-62 предпочитал полированный орех и обивку цвета хаки. Теперь на смену Ил-62 пришел Ил-96-300, который успешно эксплуатируется в президентском авиаподразделении".

Не только о самолетах

Интересные факты из жизни КБ Ильюшина, рассказанные "РГ" Генрихом Новожиловым:

- Каждый год с 1 июля конструкторское бюро разом уходило в отпуск. Все вместе. Оставляли только дежурных.  Сергей Владимирович считал: люди настолько связаны в работе, что, если кто-то отсутствует, это плохо сказывается и на производительности коллектива. Инженерам и рабочим предоставляли путевки на юг, а возили их  к морю заводскими самолетами. Я эту традицию сохранил. Она была полностью оправдана. И новый рабочий год у нас начинался 1 сентября.

- В конструкторском бюро Ильюшина было запрещено курение. Абсолютно. Курил только один человек - летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Если чувствуешь запах: ага, Коккинаки  прошел.

- Так же, как и курение, в КБ были категорически запрещены телефонные звонки до обеда. Ильюшин считал, что до обеда - самое творческое, продуктивное время. И занимать его телефонными разговорами просто недопустимо!

                                                                 ЦКБ-26

                                                                   ДБ-3

                                                                  ДБ-3ПТ

                                                               ДБ-3Ф (ИЛ-4)

                                                                  ЦКБ-55

                                                                  ЦКБ-57

                                                                ДБ-54 (ЦКБ-56)

                                                              ИЛ-2 (одноместный)

                                                                  ИЛ-2 с М82

                                                                     ИЛ-1

                                                                 ИЛ-2 (двухместный)

                                                                       ИЛ-6

                                                                       ИЛ-8

                                                                       ИЛ-10

                                                                       ИЛ-12

                                                                       ИЛ-16

                                                                    ИЛ-18 с Аш73

                                                                        ИЛ-22

                                                                         ИЛ-20

                                                                         ИЛ-28

                                                                          ИЛ-32

  • 1949
  • 1949

                                                                         ИЛ-30

  • 1950
  • 1950

                                                                          ИЛ-14

  • 1952
  • 1952

                                                                          ИЛ-46

  • 1953
  • 1953

                                                                          ИЛ-40

  • 1955
  • 1955

                                                                          ИЛ-54

  • 1957
  • 1957

                                                                          ИЛ-18

  • 1961
  • 1961

                                                                          ИЛ-38

  • 1963
  • 1963

                                                                          ИЛ-62

  • 1968
  • 1968

                                                                          ИЛ-20

  • 1969
  • 1969

                                                                         ИЛ-62М

  • 1970
  • 1970

                                                                          ИЛ-22

  • 1971
  • 1971

                                                                          ИЛ-76

  • 1976
  • 1976

                                                                          ИЛ-86

  • 1978
  • 1978

                                                                            А-50

  • 1978
  • 1978

                                                                          ИЛ-76М

  • 1978
  • 1978

                                                                          ИЛ-76Т

  • 1981
  • 1981

                                                                         ИЛ-76МД

  • 1982
  • 1982

                                                                         ИЛ-76ТД

  • 1982
  • 1982

                                                                          ИЛ-102

  • 1983
  • 1983

                                                                          ИЛ-24

  • 1983
  • 1983

                                                                          ИЛ-78

  • 1988
  • 1988

                                                                         ИЛ-96-300

  • 1990
  • 1990

                                                                          ИЛ-114

  • 1993
  • 1993

                                                                          ИЛ-96М

  • 1994
  • 1994

                                                                          ИЛ-103

  • 1995
  • 1995

                                                                          ИЛ-76МФ

  • 1996
  • 1996

                                                                          ИЛ-114Т

  • 1997
  • 1997

                                                                          ИЛ-97Т

  • 1999
  • 1999

                                                                         ИЛ-114-100

  • 2005
  • 2005

                                                                         ИЛ-96-400

  • 2005
  • 2005

                                                                         ИЛ-96-400Т

  • 2006
  • 2006

                                                                        ИЛ-76ТД-90ВД

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • 0
    Нет аватара oscar
    13.01.1319:12:40
    Только бы не загнулся "Ил" как "Туполев"
  • 0
    obormot obormot
    13.01.1319:50:11
    Ил-476 это хорошо, ну а может всё-таки будем делать Ил-112 или что-либо на его основе? Тогда и легендарное бюро Ильюшина оживёт...
    • 0
      Svin Svin
      13.01.1320:01:39
      Ил-114 хорошо б, но они маленькие. Хотелось бы что-нибудь широкофюзеляжное, авиаавтобус. Ил-86, Ил-96 или аналог.
      Отредактировано: Svin~20:01 13.01.13
      • 0
        user78 user78
        13.01.1322:16:20
        Хотелось бы дальнейшего развития Ил-96     Поживём увидим. Ему бы ПД-18Р, новое крыло и авионику... А вместо Ил-86 хотят делать некий Фрегат Экоджет: http://sdelanou...ru/blogs/25266/
        • 0
          Svin Svin
          13.01.1322:45:13
          Ну этот "фригат" еще даже не нарисован толком... Хочу наши современные самолеты. Разные. Но к новостям про "Фрегат" отношусь так же, как к новостям о "флипнуть до космопорта" (с) К.Булычев
          • 0
            d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
            13.01.1323:24:06
            Чесно говоря, я тоже не думаю, что Фрегат до железа доживет. Но тут много других фишек.. По крайней мере его кто-то разрабатывает ;) Опять таки продувки в трубе бешеных денюх стоит. Кто-то ведь за это платит? И ЦАГИ хорошо ;)
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      13.01.1322:27:19
      Ил-476
      Нет такого самолета. Есть Изделие 476 или Ил-76МД-90А
    • 0
      MAF MAF
      14.01.1302:02:51
      MTA будут делать вроде с индусами.
  • 0
    Нет аватара vosxod
    13.01.1321:33:54
    Была хорошая задумка Ил-96М, но...
  • 0
    Konstantin
    13.01.1322:13:52
    Праздник со слезами на глазах.
  • 0
    Нет аватара oscarll
    14.01.1300:53:37
    Очень жалко 96 пожалуй самый красивый самолет в мире
    • Комментарий удален
  • 0
    Вячеслав Овчаренко
    14.01.1310:43:27
    Что-то мне не попадался раньше ИЛ-97Т.

    А что за машина?

    Отредактировано: Вячеслав Овчаренко~10:43 14.01.13
  • 0
    Нет аватара spanbl4
    14.01.1315:31:10
    Интересный пост, спасибо!
  • 0
    club-k club-k
    14.01.1317:43:57
    с Праздником "Ильюша"!!! дай Бог тебе Здоровья и Процветания! Спасибо за отличные самолеты! Спасибо за Борт Номер ОДИН    
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,