Борисоглебской учебной авиабазе ВВС имени Чкалова исполнилось 90 лет
Борисоглебской учебной авиабазе ВВС имени Чкалова - в прошлом известному на всю страну училищу летчиков, - исполнилось 90 лет.
- Борисоглебское училище ВВС поздравили "Соколы России"
На юбилей приехали выпускники, преподаватели и три главнокомандующих военно-воздушными силами разных лет. Нынешний главком Виктор Бондарев окончил борисоглебское училище в 1981 году. На юбилей приехал и выпускник 83-го года, Герой России Сергей Богдан - летчик-испытатель, он представляет нашу страну на международных авиасалонах, в том числе на крайнем (летчики избегают слова "последний") салоне в Ле-Бурже.
Борисоглебское училище летчиков - одно из старейших в стране. Его окончили Валерий Чкалов, автор 22 мировых рекордов Владимир Коккинаки и Виктор Талалихин, впервые в истории выполнивший ночной таран.
Здесь воспитали 272 Героя Советского союза и России, 12 дважды Героев.
В конце 2012 года борисоглебские курсанты приступили к изучению новейшего учебно-боевого самолета Як-130, в апреле начали летать на нем.
Прославленный вуз поздравили и летчики Липецкого авиацентра, у которого с Борисоглебском давние и тесные связи - пилотажная группа "Соколы России" во главе с начальником центра Александром Харчевским показала всем воздушный бой , а женщинам отдельно - военно-воздушные тюльпаны.
На земле
Поле надраенного аэродрома окружили празднично одетые горожане. Авиабаза здесь - градообразующее предприятие, с ним связана жизнь едва ли не каждой семьи: кто служил, кто служит, а иные собираются.
После выноса знамени, рапортов и поздравления главкома - замполит военно-воздушной академии, не отрывая ладони от виска, локтем дирижировал ответным троекратным "Ура!" - были зачитаны праздничные приказы министра обороны, главкома и начальника академии. Отличившимся вручили медали "За воинскую доблесть" и подарки, кое с кого сняли ранее наложенные взыскания. Главком ВВС в 1991-1998 годах Петр Дейнекин подарил училищу икону Ильи Пророка, покровителя летчиков. Выпускник 84-го года отец Василий принял дар и перекрестил иконой собравшихся. Продолжающим работать отставникам Виктор Бондарев вручил медали "За трудовую доблесть". Многих он радостно узнавал - во времена его учебы они были летчиками-инструкторами, преподавателями и начальниками факультетов.
- Борисоглебское училище дало много героев, готовило и продолжает готовить воздушных бойцов. Выпускники училища защищали небо в тяжелые годы Великой Отечественной войны, с честью прошли Афганистан, принимали участие в боевых действиях в Чечне и Таджикистане. И сейчас летчики из Борисоглебска с честью и достоинством служат в наших военно-воздушных силах, - отметил главком. - К сожалению, в свое время училище было сокращено, но я надеюсь, пройдет совсем немного времени, и мы сумеем возродить его.
В воздухе
В 11 часов из Липецка прилетели "Соколы России". Шесть тяжелых истребителей Су-27, выстроившись клином, как приклеенные, синхронно выполняли фигуры высшего пилотажа. "Расстояние между самолетами всего четыре метра. Во время выполнения маневров летчик смотрит только на своего ведущего, - пояснил комментатор. - А сейчас специально для прекрасных дам - роспуск "Тюльпан"! Самолеты снизились до 200 метров и разошлись над аэродромом грохочущим цветком. Зрительницы зааплодировали.
- Мы смотрим со стороны, а им нужно преодолевать страх! - всплеснула руками красивая черноволосая девушка в белом платье. Ее подруга, не отрывая глаз от неба, показала ладонью: не мешай смотреть.
Выполняя "колокол", самолет начальника Липецкого авиацентра Александра Харчевского вертикально поднялся в небо, замер там и, разворачиваясь носом к земле и переходя в пикирование, выпустил веер красных ракет. Потом прошел над аэродромом на крошечной для истребителя скорости - 170 километров в час! - подняв самолет на дыбы, как цирковую лошадь. Такую скорость летчики называют "меньше эвалютивной", т.е. необходимой для удержания самолета в воздухе. Показанный Харчевским трюк требует от пилота не только мастерства, но и отваги.
Под "Одинокого пастуха" истребители вальсировали в голубом небе и я, кажется, понял, почему Харчевский - генерал и начальник крупного центра со множеством боевых и административных забот, - с такой готовностью участвует в авиашоу (помимо показов на учениях и государственных праздниках, "Соколы России" украшали небо двух десятков городов и республик). Потому что летать - это здорово.
С неба сыпались парашютисты - участники сборной ВВС. Радиоуправляемые модели крутили фигуры высшего пилотажа - круче "Соколов", что в кабинах самолетиков не было людей, чьи возможности ограничены перегрузками. Старых воздушных асов, ветеранов училища особенно умиляло, что приземлившиеся модели, как собачонки, подъезжали к ногам и разворачивались. Некоторые даже тянулись их погладить.
Гости тем временем переехали в училище, возложили цветы к памятникам Чкалову и летчикам, погибшим в сражениях Великой отечественной. Зашли в музей и учебный класс, где курсант на тренажере отрабатывал пилотаж Як-130. На огромном, во всю стену экране, плыл ландшафт. Курсант заложил крутой вираж, ландшафт встал на дыбы, а на высотометре цифры стремительно побежали вниз. "Летать любит, особенно пикировать", - улыбнулся Сергей Богдан. На салоне в Ле-Бурже он показывал Су-35С в запредельных режимах.
В столовой накрывали столы для праздничного обеда. У входа остатки училищного оркестра - седоголовые старики - выдували из старых труб военно-воздушные марши.
- Борисоглебское училище летчиков будет жить и развиваться. - сказал бывший начальник вуза и главком ВВС Владимир Михайлов. - Оно должно стать мощнейшей авиабазой, где молодые пилоты будут обучаться полетам на самолетах Як-130 и где должен быть создан современный центр сервисного обслуживания этих самолетов.
На опустевшем аэродроме красный Як-130, управляемый по радио, все крутил и крутил над полосой петли Нестерова. Потому что летать - это здорово.
Для справки:
"Сейчас в центре получено и успешно эксплуатируются при обучении курсантов 28 самолетов Як-130. Еще три, уже облетанных на заводе "Иркут", на следующей неделе совершат оттуда перелет в Борисоглебск с двумя посадками, - рассказал генерал Зибров {29.06.2013}. - С этими тремя самолетами в этом году мы будем иметь шесть Як-130, еще 12 получим в 2014 году. Таким образом, всего в следующем году мы здесь будем иметь более 40 таких машин".
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
02.07.1317:07:46