стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
83

Истребитель Т-50 избавили от кислородного голода

Новейший самолет пятого поколения оборудован уникальной системой для дыхания пилота

  

Российский истребитель пятого поколения «Сухой Т-50» оборудовали безлимитной системой подачи кислорода в маску летчика. Он нужен для полетов на высоте свыше 4 км — без кислорода летчик начинает «засыпать» и теряет сознание. Во всех существующих строевых российских самолетах кислород подается из баллонов, которые рано или поздно заканчиваются. В Т-50 его вырабатывает из воздуха специальная система, разработанная научно-производственным предприятием «Звезда». 

— Кислород здесь продуцируется из воздуха, система отбирает его из компрессора двигателя и подает в дыхательную маску пилота. Время полета больше не зависит от запаса кислорода, и пилот может летать с несколькими дозаправками топливом, в отличие от существующих самолетов, где летчику всё время нужно смотреть, не кончился ли у него кислород раньше, чем горючее, — рассказал «Известиям» главный специалист НПП «Звезда» Михаил Дудник.

По его словам, кроме неограниченного количества кислорода система позволяет экономить полезную нагрузку боевой машины — вся установка по выработке кислорода весит около 30 кг, тогда как кислородные баллоны на два часа полета — 90 кг. 

— Главным образом это важно для самолетов-истребителей, где всегда дефицит места и веса и где запасать кислород в большом количестве, как на больших бомбардировщиках, невозможно, — пояснил Дудник. 

По его словам, система разрабатывалась последние пять лет и сейчас установлена на четырех опытных самолетах Т-50, которые проходят испытания в Подмосковье.

— Первые опытные Т-50, которые изготавливают в Комсомольске-на-Амуре, перелетали своим ходом, и им приходилось, конечно, заправляться топливом, но пополнять запасы кислорода не требовалось, — пояснил Дудник.

Без кислорода не может обойтись ни один современный самолет — на высотах свыше 4 км дышать уже нечем. И если для пассажирского или транспортного самолета наличие громоздких баллонов на борту практически незаметно, то для истребителя, где рассчитывается каждый сантиметр и грамм, облегчение веса на 60 кг весьма существенно.

На базе БКДУ для истребителя Т-50 создана аналогичная установка для учебно-боевых самолетов ВВС России Як-130, в этом году получат кислородную систему и палубные истребители МиГ-29К. Оценив преимущества таких систем, их уже заказали для своих истребителей Су-30 армии Алжира и Малайзии.

— На первых опытных Як-130 стояла обычная воздушная установка с баллонами, — вспоминает летчик-испытатель Роман Таскаев. — В 1999 году мы перегоняли такой Як-130 в Италию на завод Aermacchi. Кислород взяли, чтобы хватило на весь перелет, но из-за частичной разгерметизации баллонов его расход увеличился, и нам пришлось садиться на аэродром в Братиславе на дозаправку. С новой системой таких проблем в принципе быть не может.

В российской армии кислород пока традиционно «добывается» на земле. Этот процесс требует подготовленного персонала и сложного специального оборудования. При нарушении технологий велика вероятность взрыва.

— Сейчас в состав батальонов аэродромно-технического обеспечения входят кислорододобывающие автомобильные станции, — рассказал «Известиям» бывший главком ВВС Анатолий Корнуков. — Для их обслуживания необходимы солдаты и сержанты, прошедшие шестимесячное обучение по этой специальности, а офицеры вообще учатся этому пять лет. Из-за высокой пожароопасности кислорода отбор на эти специальности идет очень строгий. 

По словам Корнукова, новая кислородная система поможет сократить штат аэродромных служащих и увеличит эффективность применения истребителей на дальних расстояниях. Не будет проблем и на полевых аэродромах, где кислорододобывающего оборудования нет. 

Система бортовой кислорододобывающей станции под обозначением OBOGS есть и в американской армии — ею оборудованы самолеты пятого поколения F-22 и палубные истребители F-18.

 


Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • 6
    AleksM AleksM
    17.07.1309:25:51
    "+"
    Главное, чтоб шланги лучше чем у конкурентов. А то у них пилоты задыхались, а виноваты кто? - Шланги!    
    • 2
      Нет аватара marwin
      17.07.1310:51:56
      Вы про проблемы с подачей воздуха на F-18/F-22? Afaik, у них проблемы были не со шлангами, а с составом подаваемой воздушной смеси. Состав смеси был нестабильный и не поддавался прогнозированию. Похоронили 2 пилотов. В связи с этим с 15 мая 2012 года по 4 апреля 2013 года F-22 летали с большими ограничениями по высоте и дальности, либо не летали вообще. Сейчас поставили газоанализаторы и резервные системы. На F-18 проблему устранили раньше.
      • 2
        AleksM AleksM
        17.07.1311:28:23
        Наиболее популяризируемая в свое время версия в обывательских западных СМИ - в большинстве случаев именно шланги. Ну типа такого. Основная масса реднеков тех. форумы не читает.
        И хотя я соболезную трагедиям, но вообще то это был двусмысленный пошловатый юморок. Насчет "шлангов"    
      • 0
        Нет аватара Rakovich
        17.07.1317:46:18
        я читал, что проблема была связана с овт
      • 0
        Нет аватара Realist79
        17.07.1319:57:25
        Из-за асфиксии погиб один пилот, а не два.
  • 11
    Нет аватара AbrValg
    17.07.1310:25:51
    + По таким заметкам понимаешь, какой огромный труд вложен в этот самолёт. Ведь самолёт - это не только двигатели, планёр и БРЭО, а и целая куча других систем, каждую из которых надо было разработать, изготовить и испытать.
    • 0
      Александр Ермаков
      17.07.1312:30:30
      Так эти девайсы уже с 4+ и самолетами не называют - авиационные комплексы.
      • 0
        Bobcat Bobcat
        18.07.1316:53:56
        Так эти девайсы уже с 4+ и самолетами не называют - авиационные комплексы.

        Почему же? Авиационный комплекс - это самолёт + вооружение + связь и управление.
  • 0
    Igor Bulytchev Igor Bulytchev
    17.07.1310:48:41
    Интересное решение. На подлодках идет регенерация CO2->O2, по сути масса воздуха неизменна. Тут же придумали концентрировать забортный разреженный воздух. Гениальное - просто!
    У меня только одно подозрение, там наверное, не совсем кислород, а скорее - воздух. Т.е. обычный, чем дышим. С учетом того, что соотношение N2-CO2-O2 c высотой меняется, тяжелых компонентов с высотой становится меньше.

    Блин, - ИзБестия! Варнинг!    
    При всей положительности информации, я бы остерегся доверять ей даже наполовину...
    Отредактировано: Igor Bulytchev~10:52 17.07.13
    • 1
      Нет аватара Zor
      17.07.1311:35:07
      Блин, - ИзБестия! Варнинг!

      Угу. Потому и вся статья какая-то корявая. Чего стоит только фраза
      Он нужен для полетов на высоте свыше 4 км — без кислорода летчик начинает «засыпать» и теряет сознание.

      А пацаны то и не знали! (с)
      • 0
        BlackLight BlackLight
        18.07.1300:23:11
        Вас смутило "без кислорода" ?
        После 4000м воздух действительно разряженный, вполне можно потерять сознание из-за недостатка кислорода.
        • 0
          Нет аватара Zor
          18.07.1300:44:33
          Меня смутило то, что во время Великой Отечественной наши пилоты вели бои на высотах до 6000 м без кислорода. Правда на 6 тыс. уже тяжело было, но не на 4-х же.
          • 0
            Сергей Сергей
            18.07.1305:11:32
            Меня смутило то, что во время Великой Отечественной наши пилоты
            вели бои на высотах до 6000 м без кислорода.
            Это не значит, что современные пилоты должны летать так же, тем более что перегрузки увеличились в разы!
          • 0
            BlackLight BlackLight
            18.07.1309:58:29
            Тут имеет значение не сам факт высоты, а совокупность и высота и время пребывания на высоте и нагрузки (работа мышц). Например на высоте 4500-5500м. без движения и нагрузок можно долго летать. Если вы при этом начнете гантели поднимать - потеряете сознание очень быстро. Проведите пол часа на высоте 4500м и попробуйте присесть три раза, я уверен, мир потеряет краски ;) (это один из признаков кислородного голодания)
            Я уверен - пилоты во время второй мировой не проводили много времени на большой высоте без кислорода. Поднимались, заходили со стороны солнца с верху, и дальше - догфайт на не больших высотах.
            Отредактировано: BlackLight~10:07 18.07.13
            • 0
              Нет аватара Zor
              18.07.1312:32:28
              Отвечу сразу обоим. Речь идёт именно о воздушном бое на 6000. Случай описан у Ворожейкина. А на 4-4,5 тысяч бои велись регулярно. И догфайт и что угодно.
              Насчёт "перегрузки в разы". До 6ж во Время Великой отечественной доводили. Неужели сейчас летают на 18ж? Или хотя бы на 12?
              И да, я вовсе не утверждаю, что современным пилотам не нужно кислородное оборудование. Моя мысль в том, что статья написана коряво. В частности такой пассаж:
              Без кислорода не может обойтись ни один современный самолет — на высотах свыше 4 км дышать уже нечем.
              Ведь не сказано ни про перегрузки, ни про воздушный бой. Просто дышать нечем на 4 тысячах и всё. Впрочем, что возьмёшь с "Известий"? Там в статье и других косяков полно.
    • 0
      Нет аватара wizarden
      17.07.1315:30:17
      Ну на подлодках по разному. На атомных лодках, которые могут месяцами из под воды не вылезать, для получения кислорода используется установка, вырабатывающая кислород из забортной воды.
    • 3
      Нет аватара oscar
      17.07.1318:09:49
      там наверное, не совсем кислород, а скорее - воздух.

      Скорее воздух обогащенный кислородом. А азот идет в наддув топливных баков для предотвращения возможных пожаров и взрывов. "Я так думаю"(c)
      Отредактировано: oscar~18:10 17.07.13
      • 0
        RadiantConfessor RadiantConfessor
        17.07.1323:35:20
        Да. Тоже хотел про азот сказать. По моему кислород вообще как побочный продукт от производства азота использован.
    • -3
      Нет аватара MisterSharikov
      17.07.1323:47:45
      Тут же придумали концентрировать забортный разреженный воздух. Гениальное - просто!
      Система вообще не имеет западных аналогов, ни в чём им не уступает, а по ряду параметров их превосходит!
  • 1
    GreyWind GreyWind
    17.07.1310:50:40
    Источник - Известия.    
    • 8
      Нет аватара sa_igor
      17.07.1311:16:24
      Кислородная система КС-129 с бортовой кислорододобывающей установкой БКДУ-130:
      * прошла Государственные наземные испытания (Акт № 5/703109-029ВП от 19.02.04 г);
      * прошла Предварительные летные испытания в составе самолета МиГ-29М2 (Акт № 8311-20-10 от 15.12.2004 г);
      * прошла Предварительные летные испытания в составе самолета Су-35УБ (Акт № Су35УБ-1-05ОИВС-С от 03.03.2005 г);
      * наработала более 1500 часов в стендовых ресурсных испытаниях и более 120 полетов в процессе испытаний и опытной эксплуатации в составе самолета МиГ-29М2;
      * прошла с положительными результатами Государственные летные испытания, проводившиеся по решению ВВС в составе самолета МиГ-29М2 (Акт № 29/705109-062);
      * принята ФГУП "РСК "МиГ" для применения на самолетах МиГ-29К и МиГ-29КУБ (для ВВС Индии);
      * принята ОАО "ОКБ Сухого" и ОАО "КнААПО" для применения на самолетах Су-35;
      рекомендована Начальником вооружения ВВС для применения на самолетах типа Су-27 и МиГ-29.

      офиц.сайт НПП "Звезда"
      Отредактировано: sa_igor~11:17 17.07.13
  • 0
    Нет аватара silicoid
    17.07.1311:23:31
    кто написал эту ересь?
    Все самолеты, кроме 54 перелетели из КнА в Жук в брюхе Ан-124, в разобранном виде. а после были собраны в Жуковском.

    прочитал. "Известия" тогда все понятно.
    У них-же двигатели "дизелёвые"
    • 0
      Нет аватара Hamlet
      17.07.1312:35:43
      ну 1 летный экземпляр вроде разобрали для анализа усталостных изменений в планере.
      а так звучит бредово    
      • 1
        Нет аватара silicoid
        17.07.1314:32:44
        способ доставки был простой.
        Опытный самолет собирался в Комсомольске на амуре, облетывался, потом его разбирали (отстыковывали крылья, оперение) запихивали в Ан-124. и в таком виде он добирался до Лии.

        Так поступили с 51, 52 и 53. причем 53й собирали у нас оооочень долго.

        54й перелетел своим ходом с несколькими промежуточными остановками
        • 0
          Нет аватара Hamlet
          17.07.1321:18:39
          Насколько я понял по нему больше всего доработок (3-й летный экземпляр)
          • 0
            Нет аватара silicoid
            18.07.1314:05:42
            скорее всего задержка была вызвана необходимостью установки новых элементов брэо
  • 0
    Slava Slava
    17.07.1311:58:09
    Известия....   
  • 5
    A_SEVER A_SEVER
    17.07.1312:01:59
    Первые опытные Т-50, которые изготавливают в Комсомольске-на-Амуре, перелетали своим ходом, и им приходилось, конечно, заправляться топливом
    Сергей, а потом будуте жаловаться, что Вам опять наставили минусов!
    • 0
      Нет аватара Poll
      17.07.1313:37:21
      Сергей журналист "Известий"?    
      • 1
        A_SEVER A_SEVER
        17.07.1313:40:08
        Сергей журналист "Известий"?
        Нет, он автор, не всегда тщательно выбирающий источник информации.
    • 1
      Сергей Сергей
      18.07.1305:24:55
      Я никогда не жаловался на минусы, а наоборот говорил, что минусуйте себе на здоровье, потому как на этом сайте это не фига не объективная оценка. Адекватные люди с которыми можно поговорить, могут быть в большом минусе, так же как полные болваны в большом "+" (ни на кого не намекаю). Так что если Вам или кому то ещё доставляет это удовольствие, то пожалуйста минусите.
      Что касается статьи, это называется: за что купил, за то и продаю. Мне новость понравилась, я её разместил, чтоб поделится с другими, размещал бы больше, но правила не позволяют. А то что Известия не известия, мне абсолютно паралельно, это так же как с Гусаровым, назначили газету плохой и что бы она не писала, это обсалютно не важно, она же плохая, Север сказал
      • 0
        A_SEVER A_SEVER
        18.07.1309:38:44
        Что касается статьи, это называется: за что купил, за то и продаю
        Если в статье есть явная ошибка, то её надо исправить - я так считаю.
        А то что Известия не известия, мне абсолютно паралельно
        Т.е. Вам безразлично, соответствует написанное в статье действительности или нет?
        она же плохая, Север сказал
        Зайдите на любой форум военно-технической направленности и скажите, что "Известия" хорошая газета, а потом процитируйте ответы людей! ;)
  • 3
    MiG-42MFI MiG-42MFI
    17.07.1313:37:52
    Жирный минус за очередной бред от "Известий".
  • 0
    gecher gecher
    17.07.1315:04:13
    Резервный баллон всё равно будет.
    • 0
      Нет аватара Alexander Semenov
      17.07.1315:10:27
      Ну будет - и отлично.
    • 5
      igorborisov Борисов igorborisov Борисов
      17.07.1315:42:46
      Небольшой баллон минут на 10-20, чтобы в случае чего успеть спуститься на безопасную высоту, разумеется, должен быть.
  • 1
    Нет аватара Tormoz
    17.07.1323:16:40
    А вроде бы после инцедента с кислородной станцией на Хряпторе у них вышел запрет на полеты выше 7 км, а у нас 4. У них что, пилоты здоровее что-ли?
    Или то были футы?
    • 0
      Нет аватара silicoid
      18.07.1314:03:25
      7км неподготовленный человек не перенесет. Пусть даже летчик и подготовлен, все-равно голодание будет кислородное и голодание очень сильное.
      так что скорее всего-таки были футы.
      4000 метров, это максимум для нормального функционирования организма
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,