Лого Сделано у нас
79

КБХА успешно начал этап доводочных испытаний двигателя РД0146Д для РН «Ангара-А5»

28 октября в КБХА успешно проведена первая серия огневых испытаний этапа доводочных испытаний (ДИ) кислородно-водородного ракетного двигателя РД0146Д.

Двигатель РД0146Д тягой 7,5 тс создается на основе двигателя РД0146 тягой 10 тс. К настоящему времени на экспериментальной базе предприятия проведено 68 огневых испытаний двигателей семейства РД0146, в том числе шесть испытаний с  использованием в качестве горючего жидкого метана. Суммарная наработка двигателей составляет более 3600 секунд, в том числе около 200 секунд на метане. При этом проведено 41 огневое испытание одного экземпляра двигателя с суммарной наработкой более 1900 секунд.

28 октября в процессе испытаний маршевого блока в штатном исполнении, проведенных с бустерными блоками в баках компонентов топлива, была подтверждена возможность многократного включения двигателя и осуществлено регулирование в широком диапазоне по соотношению компонентов топлива.

 

Начало отработки двигателя РД0146Д по программе ДИ стало возможным после успешного завершения в 2012 году на стенде КБХА этапа уточняющих испытаний (УтИ) двигателя. В процессе УтИ двигателя были проверены принципиальные конструкторско-технологические решения, принятые при разработке двигателя, что позволило производству КБХА приступить к изготовлению агрегатов штатной конструкции.

В ходе работ над доводочным экземпляром двигателя заводом ракетных двигателей КБХА в полном объеме освоено изготовление агрегатов штатной конструкции двигателя РД0146Д, включая камеру двигателя с охлаждаемым соплом штатного диаметра.

Проведенные испытания подтвердили работоспособность штатной конструкции двигателя РД0146Д, что позволяет перейти к следующему этапу испытаний с использованием вновь разработанной системы имитации высотных условий, введенной в эксплуатацию на огневом стенде.

Комплекс работ с двигателем РД0146Д проводится КБХА в соответствии с графиком создания кислородно-водородного разгонного блока для тяжелой РН «Ангара-А5» в рамках опытно-конструкторской работы «Двина-КВТК» по заказу ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева».

 

РД0146. РД0146Д. Ракета-носитель "Ангара-А5"

Возможно использование в составе верхних ступеней перспективных РН и кислородно-водородных разгонных блоков.

Впервые в России при создании ЖРД РД0146 для привода насосных агрегатов вместо традиционного высокотемпературного генераторного газа (до 800°С) применено горючее - водород или жидкий СПГ, подогретое в камере двигателя до 30-150°С. Базовый двигатель РД0146 выполнен по безгазогенераторной схеме с раздельными турбонасосными агрегатами. В конструкции двигателя применены: высокооборотный ТНА водорода (2000 об/с), электроплазменное зажигание.

В настоящее время по кислородно-водородным двигателям ведутся следующие работы:

- модификация двигателя РД0146 для использования в составе связки четырех двигателей на блоке второй ступени вновь разрабатываемой РН среднего класса повышенной грузоподъемности для запуска с космодрома "Восточный";

- создание двигателя РД0146Д для использования в разгонном блоке КВТК РН тяжелого класса "Ангара - А5". Особенностью двигателя РД0146Д является исполнение выходной части сверхзвукового сопла в виде сдвижного насадка радиационного охлаждения из углерод-углеродного композиционного материала;

- проведены огневые испытания двигателя РД0146ДМ  на топливе жидкий кислород - жидкий СПГ.

- проведены огневые испытания двигателя РД0146 с лазерным поджигом компонентов топлива.

  • Комментарий удален
  • 1
    Виктор Качурак Виктор Качурак
    01.11.1319:38:05
    "+"
  • -8
    Нет аватара Eldarado
    02.11.1302:00:12
    Если честно, не понимаю, зачем нужна Ангара, если есть уже Зенит?
    • 10
      Нет аватара AbrValg
      02.11.1305:58:27
      Зенит собирается на Украине. А Украина, как это не печально, уже не один раз морозила себе уши на зло России. Так что создание полностью российской ракеты-носителя - закономерный и полностью оправданный шаг. Космос - слишком важная область, чтобы зависеть в ней от кого бы то ни было.
      • 2
        Нет аватара silicoid
        02.11.1313:13:16
        Тем более, что у старших моделей ангары грузоподъемность выше зенитовской и сопоставима с протоном
        • 0
          Нет аватара Umbaretz
          02.11.1317:39:56
          У совсем старших моделей "Ангары" она сопоставима даже с "Энергией".
      • 0
        Нет аватара Eldarado
        06.11.1315:10:02
        О как. Я думал она энергиевская...
    • 0
      Нет аватара argr
      05.11.1313:03:42
      Ангара круче тем, что из одних и тех же универсальных модулей можно собрать ракеты легкой, средней и тяжелой массы + возможность запускать пилотируемые корабли. А Зенит - просто хорошая ракета, но без этих фич.
      • 0
        Нет аватара Eldarado
        06.11.1315:08:04
        Для справки. Зенит это фактически "боковушка" Энергии. Т.е. из них тоже можно собрать "пакет".
        Кроме того, Зенит планировался для пилотируемых запусков. На Байконуре есть т.н. "скворечники" — кабины для посадки космонавтов, которые стоят на старте Зенита.
        Зенит это не просто хорошая ракета, это уникальная ракета и у неё есть много фич разработанных для программы "Энергия", например, т.н. "безлюдный старт", когда ракету привозят, вертикализируют, подключают "шланги" и всё, все дальнейшие операции проводятся из КП. У Ангары, по слухам, такого нет, там придётся всё делать руками, как на Союзе.
  • 0
    Нет аватара dolbonosic
    02.11.1319:15:47
    470 на водороде - приятно. Наконец замыслы начала 60-х близки к реализации.
    362 на метане - не внушает.
    Потому что у верхних ступеней Н-1 на керосине было 350 и немного выше.
    40 лет назад.
    "То, чего не может быть".

    Для первых ступеней 362 - хорошо бы, но тут не тот размер.
    А для верхних - лучше водород. Там его немного надо.

    Но, очень хорошо, что к метану подступились.
    Может и будет ещё "370" на первой ступени.
    • 0
      Нет аватара argr
      05.11.1313:08:58
      А можно пояснить? Это же двигатель для 2й ступени + для проектируемого разгонного блока. На разгонном блоке водород - это очень хорошо, сильно возрастает масса на геостационаре. Водород на второй ступени - тоже неплохо.

      Что непонятно:
      1) Зачем на второй ступени метан? Я так понимаю, метан лучше подходит для 1-й ступени, для удешевления и (на будущее) - для многоразовости.
      2) РД0146Д - он идет на замену РД0146, или это какая-то специфическая модификация?
      3) Эти двигатели планируются на ракеты, которые будут запускаться в следующем году, или это разработки на будущее?
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,