Лого Сделано у нас
52

SOS из глубины: спасению экипажей тонущих кораблей ВМФ помогают роботы

Начальник Службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России Дамир Шайхутдинов рассказал, что делается на флоте для сохранения жизни терпящих бедствие экипажей.

Трагедии в море, в том числе гибель ровно 14 лет назад моряков подлодки «Курск», заставили флотское командование серьезно пересмотреть всю систему организации поисковых и аварийно- спасательных операций. Изменения коснулись не только структуры профильной Службы ВМФ, но и технического обеспечения ее подразделений. Эта работа продолжается и сейчас.

Начнем с недавних событий. В этом году по решению министра обороны в Севастополе на базе водолазной школы Черноморского флота создали учебный центр подготовки военных спасателей и водолазов. Он вошел в состав объединенного учебного центра ВМФ. Кроме того, по словам Шайхутдинова, в Черноморском высшем военно-морском училище имени П.С. Нахимова «открыто направление водолазных специалистов».

Сам Черноморский флот в последние три года активно оснащают новой спасательной техникой. Один из ее образцов - уникальный катер проекта 23370севастопольцам показали в День Военно-морского флота. Это первое в ВМФ судно, созданное по модульному принципу и открывающее новые возможности перед поисково-спасательными силами.

— В ближайшей перспективе на вооружение наших спасателей поступит 12 таких катеров. Черноморский флот также будет ими оснащаться, — сообщил Шайхутдинов и уточнил, что катер предназначен для проведения подводно-технических работ и спасательных операций в пределах прибрежной морской зоны, а также отработки учебных задач водолазами и спасателями. По словам офицера, модули нового катера доставлялись в Севастополь автомобильным транспортом и уже там были состыкованы.

Вышли на завершающий этап испытания другой уникальной техники — новейшего спасательного подводного аппарата «Бестер-1». Как утверждают эксперты, по своим характеристикам он превосходит зарубежные аналоги и может работать с водолазами при выполнении широкого спектра спасательных задач. Кроме того, проходит заводские швартовные испытания новое спасательное судно «Игорь Белоусов». Осенью планируется провести его ходовые и государственные испытания.

- Мы научились создавать качественное отечественное спасательное оборудование. В качестве примера могу привести водолазное снаряжение СВУ-5отечественного производства, не уступающее мировым образцам, которое в настоящее время поступает на все флоты, — заявил Шайхутдинов.

Он не скрывал, что ВМФ сейчас нуждается в создании глубоководных поисковых роботов, которые смогут работать там, где нельзя привлечь водолазов. В качестве основных направлений внедрения робототехники офицер назвал созданиеавтономных поисковых глубоководных комплексов, развитие так называемых привязных подводных роботов — как водолазной поддержки, так и способных выполнять сложные работы под водой на больших глубинах. А еще разработку роботизированных систем управления обитаемыми аппаратами. По мнению офицера, появление на флоте судов с системой динамического позиционирования обеспечит прорыв в использовании робототехники в спасательном деле.

— Мы считаем это очень перспективным направлением, у нас уже есть опыт эксплуатации такой техники. Во многих случаях она значительно облегчает работу водолазов, делает ее более безопасной, — сказал начальник Службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ.

В военно-морские части сейчас поступают учебно-тренировочные комплексы «Каспий», предназначенные для обучения экипажей кораблей и подводных лодок борьбе за живучесть плавсредств и спасательной подготовки моряков. Среди других новинок — многофункциональные учебно-тренировочные комплексы контейнерного исполнения. Они нужны для тренировок водолазов различных квалификаций. В частности, взрывников и сварщиков.

Вообще, по оценке Шайхутдинова, процесс создания новых образцов водолазной техники и оборудования для спасателей ВМФ приобрел хорошую динамику. В ближайшее время на флот поступят более 10 спасательных судов различного класса. Например, до конца нынешнего года будет построено два специальных судна, а также 6 новейших спасательных судов комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 и перспективных катеров аварийно- спасательного обеспечения проекта 23370. Для Каспийской флотилии на Астраханском судостроительном заводе построили спасательное буксирное судно СБ-45 проекта 22870. «Нам не требуется заказывать спасательные суда за рубежом. Работа отечественной судостроительной промышленности удовлетворяет самым жестким требованиям Главного командования ВМФ», — подчеркнул Шайхутдинов.

Кроме того, он сказал, что в соответствии с графиком продолжается модернизация спасательных подводных аппаратов типа «Приз». Закончена модернизация подводного аппарата АС-30, он успешно прошел испытания на глубине 1000 метров и находится в составе службы поисковых и аварийно- спасательных работ Тихоокеанского флота. Завершена модернизация спасательного подводного аппарата АС-26 и дан старт усовершенствованию подводного аппарата АС-34 для Северного флота. Параллельно модернизируют их суда-носители.

Опубликован по материалам Флот-21 век

Справка:

Многофункциональный модульный катер проекта 23370 — разработка ОАО «КАМПО», входящего в Группу компаний «Тетис», строится по контракту с ВМФ в двух модификациях — «Катер обеспечения подводно-технических работ» и «Катер аварийно-спасательных групп». Катер имеет модульную конструкцию, является многофункциональным и способен одновременно выполнять функции сразу нескольких судов различного назначения. На 7-й Международной выставке вооружения и военной техники «MILEX — 2014» был представлен катер — носительмобильного медицинского комплекса, который может использоваться для организации выездных форм оказания первичной медико-санитарной помощи населению в плановой форме.

Судно-спасатель «Игорь Белоусов» проекта 21300, разработанное ЦМКБ «Алмаз» по заказу Военно-Морского Флота, предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, а также для подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подлодки и надводные корабли. Кроме того, корабль может осуществлять поиск и обследование аварийных объектов в заданном районе, и обеспечивать проведение водолазных работ на глубинах до 450 м. Для решения эти задач на судне установлен глубоководный водолазный комплекс ГКВ -450, поставщиком которого является ОАО «Тетис Про». Оборудование комплекса располагается на четырех палубах судна, основой ГВК 450 являются 5 барокамер и водолазный колокол. Согласно контракту, компания «Тетис Про» проводит поставку, шеф-монтаж оборудования и сдачу ГВК-450 Заказчику. Кроме этого в состав оборудования судна входит поисковое оборудование, включающее гидролокационный комплекс и комплекс необитаемого подводного аппарата «Пантера плюс».

Водолазное снаряжение СВУ-5 - разработка специалистов ОАО «КАМПО, входящего в группу копаний «Тетис». Снаряжение предназначено для обеспечения жизнедеятельности водолаза при выполнении подводно-технических, аварийно-спасательных и других видов водолазных работ на глубинах до 60 метров при температуре воды от минус 2 до +35°С. Принято на снабжение МО.

Судно СБ-45 проекта 22870 -головное спасательно-буксирное судно, разработанное конструкторским бюро «Вымпел» по заказу Военно-Морского Флота. Судно является универсальной многоцелевой платформой, на которой расположено современное водолазное, поисково-обследовательское и вспомогательное оборудование, в том числе судовой водолазный комплекс, разработанный ОАО «Тетис Про». В состав комплекса входят: поточно-декомпрессионная двухотсечная камера с системой газоснабжения, интегрированный пост управления спусками, средства спуска и подъёма водолазов, средства обеспечения водолазных работ, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Фалкон».

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,