Лого Сделано у нас
102

Туапсинский НПЗ: новый завод в городе у моря

В России есть такой стереотип: в стране все производства — устаревшее наследие СССР. Это, конечно же, не так, за последние 20 лет новых предприятий построено масса. Но я хочу рассказать о более интересном примере. О нефтезаводе, который из устаревшего и неэффективного за кратчайшие сроки стал самым мощным НПЗ Юга России и предприятием, без преувеличений, мирового уровня. И этот нефтеперерабатывающий завод находится в Туапсе.

Немного истории. Нефтезаводу в этом году исполнилось 85 лет (был запущен в 1929 году). Это одно из старейших предприятий страны и нефтяной компании «Роснефть». Первым сырьём здесь была нефть, которая поставлялась по нефтепроводу Грозный — Туапсе. Расположение завода всегда было крайне выгодным: ведь рядом крупный торговый порт, через который удобно поставлять нефтепродукты на экспорт. Из-за своего расположения, завод был очень важным стратегическим объектом во время Великой Отечественной войны, в связи с чем его перенесли в Красноводск. Где он и сейчас продолжает работать. А в 50-х гг. прошлого века предприятие отстроили заново.

Шли годы, оборудование устарело. Объемы переработки не увеличивались вплоть до настоящего времени. О вкладах в природоохранную деятельность тоже не было и речи. А в 1992 году приказом президента РФ предприятие перешло в собственность компании «Роснефть».

Сегодня на нефтекомплексе завершается второй этап реконструкции. Пусть модернизация еще не полностью завершилась, но предприятие уже не узнать. Увидеть колоссальные перемены мне удалось, посетив территорию нефтезавода и нефтебазы вместе с группой экологов из местной организации «Чистый город». В половину 11 утра я стоял у проходной нефтезавода и ждал пусть не лимузина, но автобуса, на котором нас повезут на экскурсию. Коротал время чтением программы, которая состояла из 4-х пунктов: «Нефтезавод, нефтебаза, кофе-брейк и конференция». Теперь докладываю обо всем, что узнал.

Территория предприятия — 120 гектаров (хотя такие масштабные заводы занимают в среднем в 2 раза больше места). Работают на заводе в основном местные. Что умилило меня чуть ли не больше всего в поездке, так это то, что многие сотрудники завода передвигаются по территории на велосипедах. Вот у проходной стоит велопарковка (надавали по шапке мне за это фото, так как нельзя фотографировать около пунктов охраны, ну простите). Парковка — это недавнее приобретение. Один из работников написал в группе нефтекомплекса в социальной сети, что «Все мы катаемся на велосипедах, сделайте нам парковку». Я думал, что они на них приезжают на работу для удобства, а, как оказалось, рассекают на них по рабочему месту. Практически офис «Google», все для удобства людей. Такие вещи сильно коррелируют с образом советского завода. И то, что я увидел внутри — изменило мои представления о нефтяной промышленности в нашей с вами стране.

Во-первых, мощность завода возросла в разы. Самым значимым приобретением первой части модернизации предприятия стал запуск в эксплуатацию установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-12. Скорость переработки нефти на ЭЛОУ — 380 килограмм в секунду. Объемы производства с начала модернизации выросли почти в 3 раза (с 4 до 12 миллионов тонн). Рынок сбыта тоже имеется. Например, Роснефть заключила с администрацией Краснодарского края о поставках автомобильного топлива стандарта «Евро-5» в регион. В связи с модернизацией и ростом мощностей количество вредных выбросов не увеличивается. Наоборот, из-за нового современного оборудования удастся перейти практически на безотходное производство. Почти все на предприятии взаимосвязано и используется в работе. Вредный сероводород проходит переработку, в результате которой получается сера, которую так же поставляют потребителям. А сера — вещь полезная, дерматологи ее даже выписывают для лечения акне (а еще дегтярное мыло, которое тоже является в каком-то смысле нефтепродуктом).

К слову о санкциях. ЭЛОУ-АВТ-12 практически отечественная металлоконструкция и её функционирование и ремонт абсолютно никак не зависят от внешнеполитической ситуации. Хочу также отметить то, как расположены трубы. Ведь тут абсолютно все сделано не просто так. Трубы лежат на специальных эстакадах. Это сделано для того, чтобы в случае малейшей неисправности сотрудники нефтезавода могли с легкостью добраться до любой трубы. Такое расположение является обязательным для всех труб такого типа.

При этом, все коммуникации, связанные с промышленной безопасностью, находятся глубоко под землей. Например, трубы, по которым подается пена и вода для тушения пожаров. В общем, на первом этапе удалось добиться двух вещей: максимальной безопасности предприятия и увеличения объемов производства. Тем не менее, результаты, полученные на втором этапе удивили меня гораздо больше.

Немаловажную роль в работе НПЗ играет вода. Её используют для как для гидроочистки нефти, так и для очищения нефтезагрязненных продуктов. Например, на нефтебазе главный инженер Сергей Литунов подробно описал, как вода, оставшаяся после переработки, проходит двенадцатиступенчатую очистку и используется в технических нуждах. Да хоть территорию вымыть. Кстати, нефтебаза мне показалась одним из самых чистых мест в городе, а плавающий в небольшом пруду карп, кажется, не высказывал никакого недовольства тем фактом, что вокруг него техническая вода. А эти рыбы страсть как чувствительны к экологии.

Кстати, именно благодаря новым системам гидроочистки перестали сливать отходы в Чёрное море, что в конце 80-х было серьезной проблемой для города. Кроме чистоты воды, были соблюдены все стандарты для того, чтобы минимизировать попадание вредных веществ в атмосферу. Например, способствует этому конструкция нефтяных резервуаров. Мне всегда представлялось, что резервуары — это банальные гигантские бочки с нефтью, но на деле это, конечно же, оказалось не так. Все резервуары строятся по принципу «Стакан в стакане». Этим «убивают двух зайцев» — позволяют избежать розлива нефтепродуктов и снижает число выбросов паров в атмосферу. С крышей система особенно хитрая. На нефтебазе исключены любые открытые ёмкости, поэтому крыша резервуара представляет собой целое изобретение. Сверху жидкости находятся понтоны, некая плавающая крыша, представляющая собой держащиеся на поплавках листы. Эти листы не дают продукту перенагреваться от высоких температур и уходить пару уходить в атмосферу. Как я уже писал, этот пар куда опаснее самих нефтепродуктов в резервуарах. Кроме понтонов от высоких температур защищает утепленная стенка, а сами резервуары обшиты профнастилом и специальной краской. В итоге получается, что при диаметре резервуара от 10 до 20 тысяч сантиметров, пространство для выхода пара занимает всего 15 см. И даже этому пару не дают выйти в атмосферу.

По маршруту мы не проезжали мимо ТЭС при заводе, поэтому я решил выяснить все волнующие меня вопросы хотя бы у начальника безопасности, спросив для начала, как может угрожать теплоэлектростанция городу. Насчет техногенных катастроф Сергей заверил меня, что у них разработан целый комплекс мероприятия по катализации угрозы еще в зародыше. Но ведь есть и другая беда. На предприятии все взаимосвязано и как отразится потеря электроэнергии в случае аварии на оборудовании и работе в целом. Оказалось, что на предприятии работает 2 независимых друг от друга, но взаимозаменяемых энергоисточника. Так что опасности, связанной со сбоями в подаче электроэнергии не будет и непосредственно горожанам можно не беспокоиться.

По окончанию планируется, что ТЭС будет кроме покрытия 100% мощности завода будет являться резервом энергосистемы Туапсинского района, а часть энергии будет поставляться в «Кубаньэнерго» для обеспечения электричеством жителей города. Учитывая постоянные перебои со светом в городе, это было бы действительно полезно. Еще, кстати, добавили, что ТЭС уже работает на природном газе, благодаря чему удается избежать загрязнения атмосферу. Раньше станция работала на мазуте, из-за чего в воздух попадала сажа. Кроме того, не жидкость внутри печей ТЭС, а именно атмосферные выхлопы представляют опасность, так как они очень неустойчивы. Они становятся опасными именно при смешивании с атмосферой, а бессажевое горение позволяет этих смешиваний избежать. Представители завода признались, что очень рады, что смогли решить эту проблему и свести риски к нулю.

Признаюсь, в рамках экскурсии задавалось много вопросов про западные санкции. Ведь в проекте участвует множество иностранных компаний. Больше всего интересовала недавняя новость о прекращении совместных работ между компаниями Exxon Mobil и «Роснефть». Ну, во-первых говоря о «работа» имелась ввиду нефтедобыча, а нефтепеработка, а во-вторых, сами Exxon’ы ничего никому не поставляют, а просто являются лицензиарами одного из проектов третьей стадии модернизации — установки глубокой переработки нефтяных остатков «Флексикокинг». По словам Фабричного, ничего критичного с поставками из-за санкций уже случиться не может, так как большая часть необходимого оборудования уже закуплена и лежит на складах. Вот один из них.

Парк сжиженного газа поставляет газ в «ГорГаз» или напрямую на автозаправки через автоналивные эстакады. Вот они: как видите все герметично, а главное, минуется процедура бесконечного переливания и ёмкости в ёмкость, которая может быть опасна разливом продукта. Еще добавили, что по окончанию модернизации газа будет очень много, даже учитывая то, что он потребляется нефтезаводской ТЭС, большое количество будет отгружаться именно городу.

Несколько раз в рамках экскурсии нам сообщали, что аналогов Туапсинскому нефтекомплексу в России нет. Но, экологи сделали попытку честно отработать свой хлеб, напомнив о нефтезаводе в Киришах. «Кириши Синтез» — предприятие такого же уровня, многие установки были взяты по примеру именно оттуда. Только разница между предприятиями все равно есть и довольно значимая. Дело в том, что Туапсинский НПЗ в рамках реконструкции строится практически с нуля, а Кириши — нет. Старое оборудование требует ремонта, дополнительного внимания, да и создает возможность потенциальной опасности. В Туапсе же абсолютно все оборудование новое. Плюс, тут предусмотрено практически полное комбинирование, все установки между собой взаимосвязаны, что позволяет использовать отходы в работе, а продукты поставляют напрямую от одной установки к другой по герметичным трубам.

Нефтепродукты тут находятся в постоянной работе, а не «гуляют», как на других НПЗ. Важную роль играет также логистика: нефть поступает на завод по трубопроводу, здесь перерабатывается, а нефтепродукт отправляется по трубопроводу на терминал, и оттуда — к заказчику или потребителю. Иными словами, нефть и нефтепродукты никак не контактируют с окружающим миром.

В общем, вердикт таков: завод за кратчайшие сроки разительно преобразился. Была решена проблема, связанная с утечкой вредных веществ в атмосферу и акваторию Чёрного моря. Экологичность производства высока, а о таких вещах в России редко думают. Для меня лично это главный критерий европейских стандартов. Помимо безопасности выросла производительность завода. И, наконец, производство стало практически безотходным: всё перерабатывается и используется вторично. Очень хотелось бы, чтобы таких предприятий в стране появлялось как можно больше.

  • 9
    Нет аватара Solncevorot
    05.11.1423:49:28

    у них разработан целый комплекс мероприятия по катализации угрозы еще в зародыше.

    Катализация — это ускорение.Вы термином ошиблись. Правильно было бы сказать: нейтрализации угрозы.

    • 1
      ViPo ViPo
      06.11.1417:47:12

      скорее «по локализации»

  • 6
    Нет аватара Burelom_U
    06.11.1402:33:34

    что при диаметре резервуара от 10 до 20 тысяч сантиметров
       

    хорошо ещё, что не от 100 до 200 тысяч миллиметров!

    из-за отсутствия систем рекуприации
    Правильно, рекуперации.

    А так, +

    • 1
      chupak chupak
      06.11.1410:54:07

      Только вот 10 до 20 тысяч сантиметров это же 100−200 метров они что реально такого огромного диаметра или ошибка на порядок? Та картинка что под этим текстовм втавлена явно тянет только на 10−20 метров не больше.

  • 2
    Алексей Сыворотнев Алексей Сыворотнев
    06.11.1407:52:06

    Новость радует, каждый год мимо этого НПЗ проезжал и даже не знал, что его реконструируют.

  • 1
    far01 far01
    06.11.1408:39:19

    Уже лучше, копетский)

    На одни ошибки Вам указали, но есть и другие. В Кисловодск никогда не переносилось предприятие в годы войны. За 15 млн в год оплаты информационного сопровождения можно и зайти в музей при заводе. Или открыть Википедию. Не все ж туапсинцев грязью поливать.

    Резервуары краской не обшиваются.

    Стакан в стакане экономит не нефтепродукты, а позволяет на ограниченной местности построить большее количество резервуаров, не нарушая СНИПы.

    Понтон находится внутри резервуара и не отменяет наличие крыши.

    Фотографии ёмкостей очистных сооружений на нефтебазе не похожи на резервуары НПЗ.

    И Вы забыли написать, что консолидация актива «Роснефтью» имела стратегическое значение для России.

  • 0
    Leonid Sohor
    06.11.1410:10:19

    Одно фото повторяется.

    Отредактировано: Leonid Sohor~11:10 06.11.14
  • 0
    Иван Таманцев Иван Таманцев
    06.11.1413:11:51

    Бензин туапсинский всегда был отличный.Только у нас его в продаже нету.Практически весь привозной с Поволжья или Ярославля.

    • 0
      Нет аватара STRONTIUM254
      06.11.1415:42:07

      да всё больше кажется что с Адыгеи его прут…

      • 0
        Иван Таманцев Иван Таманцев
        06.11.1416:10:19

        да не,бывает нормальный,а вот на заправках типа Ростнефть,Олкойл и т. п.все возможно.Там самоварный

        • 0
          Нет аватара STRONTIUM254
          06.11.1418:26:36

          бывает нормальный…с резервуара 95го залить,свою машину не узнаешь…люди проверяли не раз пока была возможность

  • 0
    Нет аватара terentev.kuban
    06.11.1420:47:59

    Хорошая новость.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,