Лого Сделано у нас
194

Космический аппарат «Глонасс-К» успешно выведен на целевую орбиту

Ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и навигационным космическим аппаратом нового поколения «Глонасс-К» стартовала с космодрома Плесецк (Архангельская область) в 00:52 мск. Старт и полет ракеты-носителя, а также отделение космического аппарата прошли в штатном режиме.

После отделения в 4:25 мск космический аппарат «Глонасс-К» взят на управление средствами Главного испытательного космического центра им. Г.С.Титова Космического командования Войск воздушно-космической обороны.

Это пятый запуск космического аппарата «Глонасс» с космодрома Плесецк. Впервые космический аппарат российской глобальной навигационной спутниковой системы был запущен с Плесецка 26 февраля 2011 года. До этого все запуски аппаратов «Глонасс» проводились с космодрома Байконур с помощью ракет-носителей тяжелого класса «Протон-М».

"Глонасс-К" - новый космический аппарат системы ГЛОНАСС, представляющий третье поколение отечественных навигационных спутников. От спутников предыдущего поколения он отличается увеличенным до 10 лет сроком функционирования (вместо 7 лет у «Глонасс-М»), уменьшенной массой (935 кг вместо 1415 кг), введением кодового разделения навигационного сигнала за счет вещания в L3-диапазоне. Кроме того, на новом спутнике размещена аппаратура международной системы поиска и спасания КОСПАС- САРСАТ.

  • 0
    desr desr
    01.12.1405:14:38

    В вики пишут, что их на Союзах планировали попарно запускать, но сегодня запустили только один. Подстраховались?

    • 9
      Нет аватара Юрген
      01.12.1406:18:26

      Не знаю, на Союзах их всегда запускали только поодиночке.

      • 2
        Izon Izon
        01.12.1411:34:09

        Предполагаю, что попарно возможно с Байконура.

    • 16
      igorborisov Борисов igorborisov Борисов
      01.12.1406:19:10

      Такая конфигурация (Союз-2.1б плюс базовый Фрегат) предназначена для выведения по одному. Все пять запусков Союзами были по одному. 2.1б выводит на НОО с Плесецка от 6,5 до 7,8 тонн, это как раз масса заправленного Фрегата.

      По два пытались выводить с экватора европейские спутники Галилео Союзом-СТ-Б с РБ Фрегат-МТ, не очень удачно, но там человеческая ошибка была, насколько я помню, неправильную программу в Фрегат заложили.

      Отредактировано: igorborisov~07:25 01.12.14
    • 13
      A_SEVER A_SEVER
      01.12.1409:26:13

      В вики пишут
      Википедия не является истиной в последней инстанции!

  • 5
    akop akop
    01.12.1408:58:57

    плесецк военный космодром, поэтому как всегда без аварий

  • 5
    A_SEVER A_SEVER
    01.12.1409:26:58

    Хорошо, ждём табличку!    

  • 0
    Нет аватара andrew_zh
    01.12.1409:44:01

    Срок эксплуатации 10 лет это много или мало по международным меркам?

    • 5
      Нет аватара liman
      01.12.1409:53:08

      СУДИТЕ САМИ (конечно не помеждународным)

      «Глонасс» — 3−5 лет

      «Глонасс-М» — 7 лет

      «Глонасс-К» — 10 лет

      Отредактировано: liman~10:54 01.12.14
      • 13
        user78 user78
        01.12.1410:41:46

        "Глонасс" — 3−5 лет

        «Глонасс-М» — 7 лет

        «Глонасс-К» — 10 лет

        Да, великолепный прогресс на самом деле!    

        Я как-то приводил аналогичные данные по военным спутникам связи:

        Спутники связи 11Ф610 «Стрела-1» — Расчетный срок службы 3 месяца.

        Спутники связи 11Ф625 «Стрела-1М» и 11Ф626 «Стрела-2М» (запуски с 70-х годов) — Расчетный срок службы 6 месяцев

        Спутники связи 14Ф132 «Стрела-3М» (он же «Родник-С», запуски с 2008 года) — Расчетный срок службы 5 лет

        Одних только спутников «Стрела» из-за очень малого срока службы (и соответственно быстрого выхода из строя) за 4 года с 1986 по 1989 пришлось запустить более 60 штук, причем одновременно из них на орбите работали лишь около 5 штук, остальные за несколько месяцев превращались в космический мусор. Огромные расходы и экстенсивный путь.

        Теперь эти спутники у нас стали более совершенными и надёжными,их можно запускать реже.

        Кроме того, про «Глонасс-К» пишут:

        -полностью российский аппарат, отсутствуют импортные приборы («Глонасс-М» — с использованием французских комплектующих).

        — за счёт добавления CDMA сигнала в диапазоне L3, точность навигационных определений в формате ГЛОНАСС повысится вдвое по сравнению со спутниками «Глонасс-М».

        Отредактировано: user78~11:48 01.12.14
        • 0
          Нет аватара AbrValg
          01.12.1422:36:04

          Добавлю, что на Глонасс-К негерметичная платформа, а на Глонасс-М — герметичная. Так что это большой шаг вперёд.

    • 3
      Нет аватара Юрген
      01.12.1409:59:47

      Для сравнения: спутники GPS Block IIF имеют расчетный срок службы 12 лет. Перспективный Block IIIa — 15 лет. Предподагаемый срок службы европейских Galileo — 12−15 лет.

      • 0
        Нет аватара andrew_zh
        01.12.1410:12:07

        Получается мы движемся в правильном направлении, но еще есть над чем работать. Надо догонять западные спутники по сроку службы.

        С чем кстати связано отставание? Наши комплектующие меньше служат? Топлива не хватает для коррекции орбиты?

        • 8
          Нет аватара Юрген
          01.12.1410:27:45

          Провалом в 90-х и изначальным отставанием (в основном, в комплектующих). У нас первое поколение появилось в 80-х («Глонасс» — срок службы 3−5 лет), а 2 поколение — только в 2000-х («Глонасс-М» — срок службы 7 лет).

          У американцев срок службы 7 лет был уже в 80-х, в 90-х они его довели до 10 лет, а к середине 2000-х — до 12 лет. Приходится догонять.

        • 1
          Нет аватара achbri
          01.12.1422:51:57

          Надежностью железа и ПО в первую очередь, за лет 10 все устаревает и надо полюбому менять

    • -1
      Александр Ермаков
      01.12.1413:55:00

      Срок эксплуатации 10 лет это много или мало по международным меркам?
      Я, вот, думаю, кому (к примеру) нужна мобилка десятилетней давности? Может быть есть разумные пределы срока службы?

      • 5
        Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
        01.12.1417:16:47

        Мобилка — это имиджевый агрегат, который меняют, потому что больше немодно. Спутники по моде не меняют. ;)

        • 0
          Нет аватара achbri
          01.12.1423:08:57

          через 10 лет спутник должен будет пропускать минимум в 8−16 максимум в 210 больше данных не говоря уже о возможных изменениях каких нить протоколов, что для быстроты вшифается в физику (железо)

          Отредактировано: achbri~00:09 02.12.14
          • 0
            igorborisov Борисов igorborisov Борисов
            02.12.1405:47:01

            Какие данные, по вашему мнению, должен пропускать спутник навигационной системы и почему вы думаете, что через 10 лет их количество возрастет на 1−3 порядка?

            Отредактировано: igorborisov~07:17 02.12.14
            • 0
              Александр Ермаков
              02.12.1415:27:15

              почему вы думаете, что через 10 лет их количество возрастет на 1−3 порядка?
              Возможно возрастет к-во потребителей?

              • 1
                igorborisov Борисов igorborisov Борисов
                02.12.1418:45:04

                Количество данных, передаваемых спутником навигационной системы, от количества пользователей не зависит от слова «вообще». Спутник с пользователем не взаимодействует никак, он просто в непрерывном режиме транслирует в эфир, грубо говоря, свои координаты и точное время. Сто приемников их примет или миллион — ему совершенно без разницы.

                Разумеется, когда речь идет о коммуникационных спутниках — там ситуация другая. Но с навигационными дело обстоит именно так.

                • 0
                  Александр Ермаков
                  02.12.1421:59:55

                  Количество данных, передаваемых спутником навигационной системы, от количества пользователей не зависит от слова «вообще».
                  Вам виднее. Я понимаю в этом на уровне компетенции свиньи в цитрусовых, но читаю:
                  введением кодового разделения навигационного сигнала за счет вещания в L3-диапазоне. Кроме того, на новом спутнике размещена аппаратура международной системы поиска и спасания КОСПАС- САРСАТ
                  Мне кажется, что поиск и спасание должно иметь двусторонню связь.

                  • 1
                    igorborisov Борисов igorborisov Борисов
                    03.12.1405:47:51

                    Как ни странно, нет, там связь тоже односторонняя, только наоборот — от аварийного буя к спутнику, а тот в свою очередь ретранслирует сигнал на береговую станцию.

                    Тут от увеличения количества абонентов, конечно, объем данных повысится. Но, опять же, у системы нет особых перспектив передавать больние массивы данных, она предназначена для поиска судов и самолетов, потерпевших аварию. В принципе, ничего не мешает сделать переносные маяки для туристов и так далее, но в любом случае маловероятно, что в ближайшем будущем количество одновременно терпящих аварию (а система начинает использоваться только во время аварии, точнее, при активации аварийного радиобуя) возрастет настолько, что возможностей нынешних спутников перестанет хватать.

                    Отредактировано: igorborisov~06:51 03.12.14
                    • 0
                      Александр Ермаков
                      03.12.1413:53:01

                      Как ни странно, нет, там связь тоже односторонняя, только наоборот — от аварийного буя к спутнику, а тот в свою очередь ретранслирует сигнал на береговую станцию.
                      Я, может быть, не правильно выразился. Но суть в том, что спутник не только передатчик фиксированного сигнала, но и приемник и передатчик специфического сигнала/информации.

                      Игорь, я не очень (мягко сказано) понимаю как эти системы работают, но на СуНе публикуются карты маршрутов самолетов или нахождения самолетов в в некий момент времени. Полагаю, без спутниковых систем с постоянным обменом данных (пусть через несколько промежуточных аппаратов) такие карты составить невозможно. А если подобное организовать для автотранспорта и пр., то тут объем передаваемой информации увеличится не на порядок, а черт знает во сколько раз.

                      • 1
                        igorborisov Борисов igorborisov Борисов
                        03.12.1414:35:01

                        Я, может быть, не правильно выразился. Но суть в том, что спутник не только передатчик фиксированного сигнала, но и приемник и передатчик специфического сигнала/информации.

                        В случае ГЛОНАСС спытник является только передатчиком фиксированного сигнала.

                        В случае КОСПАС/САРСАТ — спутник служит ретранслятором сигнала с аварийного радиобуя. Буй активируется только при аварии и работает либо до тех пор, пока судно/самолет/человека не найдут, либо пока буй не разрядится. То есть система чисто аварийная, в штатном режиме работы через неё никто никаких данных не передает. Поэтому увеличение количества транспорта на порядок совсем не обязательно приведет к увеличению трафика на порядок, а даже если и приведет — то там нет особо больших объемов.

                        Игорь, я не очень (мягко сказано) понимаю как эти системы работают, но на СуНе публикуются карты маршрутов самолетов или нахождения самолетов в в некий момент времени. Полагаю, без спутниковых систем с постоянным обменом данных (пусть через несколько промежуточных аппаратов) такие карты составить невозможно.

                        Если вы про сервисы вроде flightradar — то вы ошибаетесь. Там используются не спутники, а наземные приемники. Как данные от авиационных властей, имеющих сеть радаров, так и принадлежащие частным лицам приемники, принимающие от самолетов данные в формате ADS-B и передающие в сервис. Этакий краудсорсинг получается.

                        Отредактировано: igorborisov~15:35 03.12.14
          • 0
            Нет аватара Юрген
            02.12.1406:00:17

            Почему тогда срок службы спутников увеличивается от поколения к поколению?

        • 0
          Александр Ермаков
          02.12.1415:25:27

          Мобилка — это имиджевый агрегат, который меняют, потому что больше немодно.
          Не только. Добавляются новые функции. Обратите внимание:
          От спутников предыдущего поколения он отличается …введением кодового разделения навигационного сигнала за счет вещания в L3-диапазоне. Кроме того, на новом спутнике размещена аппаратура международной системы поиска и спасания КОСПАС- САРСАТ.
          Соответственно, предыдущие спутники, хоть бы они могли и сто лет служить, все равно заменять надо.

          Почему тогда срок службы спутников увеличивается от поколения к поколению?

          1. Я писал о «разумном сроке службы». Думаю, эту «разумность» определяют соответствующие специалисты.

          2. «Запас карман не тянет».

          3. Надежность. Срок службы, в известной мере, величина статистическая. Чес ближе к пределу, тем больше вероятность поломки. Со сроком в 15 лет, вероятность выхода спутника из строя в первые 7−8 лет минимальна.

          ИМХО

          Отредактировано: Александр Ермаков~16:38 02.12.14
          • 1
            igorborisov Борисов igorborisov Борисов
            03.12.1405:54:44

            3. Надежность. Срок службы, в известной мере, величина статистическая. Чес ближе к пределу, тем больше вероятность поломки. Со сроком в 15 лет, вероятность выхода спутника из строя в первые 7−8 лет минимальна.

            Полагаю, что расчетный срок службы определяется как раз с учетом того, что спутник проработает его с вероятностью, приближающейся к единице. Дальше — уже как вы описали, вероятность отказа со временем увеличивается. В орбитальной группировке GPS, например, до сих пор исправны и работают несколько спутников фазы II-A с расчетным САС 7,5 лет, запущенных в 1990—1993 годах. А есть и спутники фазы II-R (САС 10 лет), проработавшие плюс-минус свой гарантийный срок и вышедшие из строя.

            Отредактировано: igorborisov~07:25 03.12.14
            • 0
              Александр Ермаков
              03.12.1414:06:21

              Вот, по поводу срока службы, вычитал в Вике:

              Основное отличие от системы GPS в том, что спутники ГЛОНАСС в своём орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им бо́льшую стабильность. Таким образом, группировка КА ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования. Тем не менее, срок службы спутников ГЛОНАСС заметно короче.
              В общем получается обычная инженерная примочка — улучшая один параметр, мы «заваливаем» второй. Так, в рамках обсуждения, возможно и не мериться сроками службы, иначе мы начинаем сравнивать мягкое с теплым.

  • 7
    SergeySeverny SergeySeverny
    01.12.1410:02:48

    поздравляю с удачным пуском всех причастных!

    ну и нас всех    

  • 19
    Vasisualiy Vasisualiy
    01.12.1410:15:09

    Ну вот так вот, как-то …

    Отредактировано: Vasisualiy~11:17 01.12.14
    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 5
        A_SEVER A_SEVER
        01.12.1410:55:49

        кроме фееричного протона шмякнулась?
        Вы отстали от жизни — «Протон» упал ещё в июле прошлого года.

        • 1
          igorborisov Борисов igorborisov Борисов
          01.12.1411:00:47

          Ну почему же? 16 мая этого года не взлетел Протон с Экспресс АМ4R.

          • 0
            A_SEVER A_SEVER
            01.12.1412:09:00

            16 мая этого года не взлетел Протон
            Да, майский запуск закончился неудачей, но никакой феерии не было — спутник «ушёл за бугор».

            Отредактировано: A_SEVER~13:36 01.12.14
        • 1
          Нет аватара Юрген
          01.12.1411:06:52

          у «Протона» нехорошая традиция падать каждый год.

        • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 2
        igorborisov Борисов igorborisov Борисов
        01.12.1410:56:34

        Там не шмякнулась — недовывела спутники куда надо. Союз-СТ с Куру с двумя спутниками Галилео.

      • 32
        Vasisualiy Vasisualiy
        01.12.1411:03:15

        А какая вторая ракета кроме фееричного протона шмякнулась?

        Так феерично, как Антарес, расхреначив еще и стартовый стол, не шмякался никто    

        • -2
          Нет аватара alexanderpetrov
          01.12.1411:26:24

          Могу еще припомнить только какую-то ракету, которая как хлопушка взорвалась. Название, правда, в голову не идёт. Какая-то из тяжёлых и европейских/американских

          • 0
            MagiRus MagiRus
            02.12.1416:24:27

            Вы мысли в кучу соберите для начала, а то создается впечатление, что вы сюда сами с собой пришли поговорить и порассуждать.

        • 0
          A_SEVER A_SEVER
          01.12.1412:11:15

          Так феерично, как Антарес, расхреначив еще и стартовый стол
          В этом году да, а так бывало всякое.

    • 0
      igorborisov Борисов igorborisov Борисов
      01.12.1410:57:11

      А какой второй неудачный запуск у американцев? Что-то ни найти не могу, ни припомнить.

      • 7
        Vasisualiy Vasisualiy
        01.12.1411:01:06

        Фалькон-9

        Но они эту новость прячут и не ставят это в статистику.

        • 1
          Izon Izon
          01.12.1411:39:00

          А запуск спейсшип тво никто и не считает космическим…

          • 3
            Vasisualiy Vasisualiy
            01.12.1412:48:18

            А запуск спейсшип тво никто и не считает космическим

            А я не про спейш шип ту.

            Там помимо спейс шипа взорвалась фалькон 9, про которую они пишут как про экспериментальную.

            Даже в некоторый момент они её в педивикическую статистику воткнули (потом правда убрали).

            • 0
              Нет аватара qwas
              01.12.1415:53:29

              Так он в космос и не должен был лететь. Более того, даже если бы и хотел, не смог бы). Так можно и аварии двигателей на стенде в неудачные запуски приписывать…

          • 2
            Михаил Волков Михаил Волков
            01.12.1414:15:07

            А интересно, запуски американских ракет с нашим двигателем, как считать? и причём ещё ни разу не было аварий, … пожелаем американцам и дальше безаварийно летать на наших двигателях, и не останавливаться на достигнутом, т. е. покупать не только двигателя, но и полностью готовые ракеты у нас.

            а нашим пожелаю вкладываться в производство своего, что бы микросхемы и комплектующие(расходники) для них(включая чистые газы) производились у нас, а то мы знаем, что некоторые страны не надежные поставщики…в отличии от нас.

            Отредактировано: Михаил Волков~15:17 01.12.14
      • 2
        Нет аватара Юрген
        01.12.1411:05:56

        Вообще их строго говоря 3 было — авария прототипа Falcon 9R 23 августа, авария «Антареса» 28.10. и разбился SpaceShipTwo 1 ноября. Что примечательно, все три разбившихся корабля принадлежали частным конторам.

        Но англоязычная вики пишет только об одной аварии у америкосов — катастрофа «Антареса». Остальные два ЧП произошли с прототипами поэтому якобы «нещитово».

        Отредактировано: borman~12:07 01.12.14
        • 0
          igorborisov Борисов igorborisov Борисов
          01.12.1411:13:16

          SS2 — это же, вроде, суборбита, они отдельной строкой идут.

        • 0
          Нет аватара qwas
          01.12.1415:55:23

          «Нещитово» — потому что в статистике учитываются только орбитальные запуски. У нас в этом году суборбитальная метеорологическая ракета грохнулась — так ее никто и не считает.

          • 1
            Нет аватара Юрген
            01.12.1415:58:36

            У нас в этом году суборбитальная метеорологическая ракета грохнулась — так ее никто и не считает.

            Это когда? Не слыхал

            • 0
              Нет аватара qwas
              01.12.1416:07:09

              [ссылки отключены].html

              А вот про нее немного:

              [ссылки отключены].html

              Оттуда:"Высота подъема метеорологической ракеты МР-30 составила 304 километра"

              Отредактировано: qwas~17:08 01.12.14
              • 1
                Нет аватара qwas
                01.12.1416:08:29

                Мде, ссылки не вставляются(

                • 1
                  Нет аватара Юрген
                  01.12.1416:43:43

                  Рейтинг маловат)) Да вы так напишите, хотя б когда было — я подробности через поисковик сам найду.

                  Отредактировано: borman~17:44 01.12.14
                  • 1
                    Нет аватара qwas
                    01.12.1417:23:11

                    «По информации пресс-службы, 27 марта 2014 года примерно в 2.25 мск произошло падение метеорологической ракеты МН-300 комплекса МР-30 в одном километре юго-восточнее окраины населенного пункта Шунгай Западно-Казахстанской области. На месте падения обнаружены фрагменты ракеты.

                    РИА Новости [ссылки отключены]

                    • 0
                      Нет аватара Юрген
                      01.12.1417:32:34

                      Ага, нашел, спасибо.

                      С одной стороны, да, что там, что там суборбитальный пуск. C другой стороны, метеорологическая ракета и SpaceShipTwo — вещи, как мне кажется, несопоставимые, все-таки американский корабль был ближе к космонавтике.

                      В общем, статистика — вещь хитрая.

    • 0
      Нет аватара mamomot
      01.12.1417:44:53

      А почему у Индии в двух табличках — 4, у Японии — 3, а Индия

      стоит ниже, чем Япония?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,