Строительство второго Байкальского тоннеля (фоторепортаж)
Автор репортажа — Александр Попов.
Перевальный Байкальский тоннель пересекает одноименный хребет под седловиной перевала Даван на границе Бурятии и Иркутской области в 80 км к западу от Нижнеангарска. Его строительство началось в 1974 году.
Строительство осуществлялось тремя тоннельными отрядами: один вёл проходку с восточного портала, другой — с западного, а третий вел проходку в обе стороны от вертикального ствола диаметром 7,5 м. В ходе строительства был построен временный обход тоннеля (открыт в 1979 году) длиной 16,2 км. Сбойка между первым и третьим тоннельными отрядами состоялась 17 апреля 1980 года, между вторым и третьим — 27 октября 1980 года. Во временную эксплуатацию на тепловозной тяге тоннель был принят 29 октября 1984 года, 31 декабря 1985 года — в постоянную на электровозной тяге.
В районе тоннеля высокая сейсмическая активность — 8−9 баллов; нитка тоннеля прошла в скальных грунтах, пересекаемых многочисленными тектоническими зонами разломов. Длина тоннеля 6685,6 м, вместе со вспомогательными выработками — 7642,5 м. Тоннель однопутный.
Теперь, в связи со строительством второго пути на БАМе, потребовалось проложить вторую нитку тоннеля.
+ 33 фото.
1. Остатки временного обхода на перевале.
2. Немного зимней красоты.
3. Поселок Гранитный — один из трех поселков, которые были построены для строителей. На заднем плане новая ЛЭП для питания щита.
4. Строительство ведется с Западного портала, чтобы вода вытекала самотеком из тоннеля.
5. Тоннель прокладывают современным тоннелепроходческим комплексом с железобетонной высокоточной обделкой.
6.Как и раньше, строительство осуществляет «БамТоннельСтрой».
7. Длина нового тоннеля 6682 метра. Помимо этого будут сооружены дополнительные дренажные штольни от порталов, длиной 1500 метров и 1747 метра.
8. Самое интересное там, это проходческий щит SELI-LOVAT RME — 394 SE/GS
9. Это двухщитовая машина.
10. Но еще интереснее, это история машины. Как написали у меня в инстаграмме эту машину сделал Robbins. Далее ее купил Ловат, сделал апргрейд и на ней работала фирма SELI в Испании. Поэтому официальное название машины SELI-LOVAT.
11. Далее машина была продана в Россию и строила тоннель на Красную Поляну. Теперь вот, на БАМе…
12. Диаметр обделки 10,2 метра. Длина комплекса 123 метра.
13. Машинист щита.
14. В сутки проходится 6−10 метров. На данный момент пройдено более 550 метров.
15. Вся проходка будет осуществлена со стороны Западного портала.
16. В конце 2017 года тоннель должен быть сдан в постоянную эксплуатацию.
17. В диаметр 10 метров железнодорожный габарит укладывается с большим запасом. Это позволит избежать строительства ниш для укрытия людей и хранения оборудования. Все эти сооружения будут сделаны в самом тоннеле.
18. Через каждые 300 метров будет сбойка в существующую дренажную штольню.
19. Выдача породы осуществляется конвейером.
20. С помощью щита первая зона разлома была пройдена без каких либо проблем вообще.
21. Хотел на пути поставить дизельвоз для масштаба, но он был на техническом обслуживании. В момент съемки происходило наращивание ленты конвейера и проходка была остановлена.
22. Как вы помните из вступления, в середине тоннеля есть ствол. К нему из нового тоннеля будут пройдены две штольни длиной 232 метра каждая для устройства вентиляционного узла.
23. Портал тоннеля.
24. Шарошки для ротора. Крепость породы варьируется от 2 до 10 по шкале профессора Протодьякова и «резцы» быстро стачиваются.
25. Действующая дренажная штольня. Из нее сейчас бурятся скважины для снятия гидростатического давления перед забоем щита. Далее будет вестись проходка сбоек.
26. Портал первого тоннеля. Как и все тоннели БАМ, его строили метростроевцы из разных городов СССР.
27. Тоннельный погрузчик.
28. Портал Байкальского тоннеля. Сижу, жду поезда.
29. БАМ.
30. А вот и локомотив!
31. Правда был без поезда.
32. И много снега вокруг. Условия для работы и жизни там очень суровые.
33. Склад блоков. Каждый весит около 10 тонн.
Огромное спасибо за организацию съемки всем сотрудникам Восточно-Сибирской железной дороги, ее пресс-службе и лично Аркадию Петшику и Роману Ринчинову.
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
20.02.1515:57:39
20.02.1515:58:22
20.02.1517:01:51
20.02.1518:53:51
Aleks20.02.1517:48:13
20.02.1518:34:37
Alexander Zorin20.02.1522:09:18
20.02.1523:48:10
21.02.1515:25:06
20.02.1518:08:05
20.02.1518:55:59
20.02.1518:53:07
20.02.1523:41:37
21.02.1509:43:16
21.02.1509:51:10
21.02.1510:44:45
21.02.1513:16:23
03.03.1519:22:06
03.03.1519:25:33