Лого Сделано у нас
95

Строительство второго Байкальского тоннеля (фоторепортаж)

Автор репортажа — Александр Попов.

Перевальный Байкальский тоннель пересекает одноименный хребет под седловиной перевала Даван на границе Бурятии и Иркутской области в 80 км к западу от Нижнеангарска. Его строительство началось в 1974 году.

Строительство осуществлялось тремя тоннельными отрядами: один вёл проходку с восточного портала, другой — с западного, а третий вел проходку в обе стороны от вертикального ствола диаметром 7,5 м. В ходе строительства был построен временный обход тоннеля (открыт в 1979 году) длиной 16,2 км. Сбойка между первым и третьим тоннельными отрядами состоялась 17 апреля 1980 года, между вторым и третьим — 27 октября 1980 года. Во временную эксплуатацию на тепловозной тяге тоннель был принят 29 октября 1984 года, 31 декабря 1985 года — в постоянную на электровозной тяге.

В районе тоннеля высокая сейсмическая активность — 8−9 баллов; нитка тоннеля прошла в скальных грунтах, пересекаемых многочисленными тектоническими зонами разломов. Длина тоннеля 6685,6 м, вместе со вспомогательными выработками — 7642,5 м. Тоннель однопутный.

Теперь, в связи со строительством второго пути на БАМе, потребовалось проложить вторую нитку тоннеля.

+ 33 фото.

1. Остатки временного обхода на перевале.

2. Немного зимней красоты.

3. Поселок Гранитный — один из трех поселков, которые были построены для строителей. На заднем плане новая ЛЭП для питания щита.

4. Строительство ведется с Западного портала, чтобы вода вытекала самотеком из тоннеля.

5. Тоннель прокладывают современным тоннелепроходческим комплексом с железобетонной высокоточной обделкой.

6.Как и раньше, строительство осуществляет «БамТоннельСтрой».

7. Длина нового тоннеля 6682 метра. Помимо этого будут сооружены дополнительные дренажные штольни от порталов, длиной 1500 метров и 1747 метра.

8. Самое интересное там, это проходческий щит SELI-LOVAT RME — 394 SE/GS

9. Это двухщитовая машина. Т. е. она позволяет одновременно вести проходку и монтаж обделки.

10. Но еще интереснее, это история машины. Как написали у меня в инстаграмме эту машину сделал Robbins. Далее ее купил Ловат, сделал апргрейд и на ней работала фирма SELI в Испании. Поэтому официальное название машины SELI-LOVAT.

11. Далее машина была продана в Россию и строила тоннель на Красную Поляну. Теперь вот, на БАМе…

12. Диаметр обделки 10,2 метра. Длина комплекса 123 метра.

13. Машинист щита.

14. В сутки проходится 6−10 метров. На данный момент пройдено более 550 метров.

15. Вся проходка будет осуществлена со стороны Западного портала.

16. В конце 2017 года тоннель должен быть сдан в постоянную эксплуатацию.

17. В диаметр 10 метров железнодорожный габарит укладывается с большим запасом. Это позволит избежать строительства ниш для укрытия людей и хранения оборудования. Все эти сооружения будут сделаны в самом тоннеле.

18. Через каждые 300 метров будет сбойка в существующую дренажную штольню.

19. Выдача породы осуществляется конвейером.

20. С помощью щита первая зона разлома была пройдена без каких либо проблем вообще.

21. Хотел на пути поставить дизельвоз для масштаба, но он был на техническом обслуживании. В момент съемки происходило наращивание ленты конвейера и проходка была остановлена.

22. Как вы помните из вступления, в середине тоннеля есть ствол. К нему из нового тоннеля будут пройдены две штольни длиной 232 метра каждая для устройства вентиляционного узла.

23. Портал тоннеля.

24. Шарошки для ротора. Крепость породы варьируется от 2 до 10 по шкале профессора Протодьякова и «резцы» быстро стачиваются.

25. Действующая дренажная штольня. Из нее сейчас бурятся скважины для снятия гидростатического давления перед забоем щита. Далее будет вестись проходка сбоек.

26. Портал первого тоннеля. Как и все тоннели БАМ, его строили метростроевцы из разных городов СССР.

27. Тоннельный погрузчик.

28. Портал Байкальского тоннеля. Сижу, жду поезда.

29. БАМ.

30. А вот и локомотив!

31. Правда был без поезда.

32. И много снега вокруг. Условия для работы и жизни там очень суровые.

33. Склад блоков. Каждый весит около 10 тонн.

Огромное спасибо за организацию съемки всем сотрудникам Восточно-Сибирской железной дороги, ее пресс-службе и лично Аркадию Петшику и Роману Ринчинову.

  • 10
    aleco aleco
    20.02.1515:57:39

    мега стройка!

  • 8
    aleco aleco
    20.02.1515:58:22

    за репортаж — отдельное спасибо

  • 1
    Алексей Попов Алексей Попов
    20.02.1517:01:51

    А ведь на первом фото это же рельсы обычной ширины?! Выглядят на фоне тоннеля как от миниатюрной железной дороги.

    Отредактировано: Алексей Попов~18:02 20.02.15
  • 3
    Нет аватара Aleks
    20.02.1517:48:13

    Попалась как-то на глаза в сетке одна интересная статья…

    В статье утверждалось, что если сократить время перевалки стандартного 20-футового контейнера на плече Владивосток (Находка) — Брест хотя бы до 10 суток,

    то налоговые отчисления от перевалки коммерческого груза по транссибу будут сопоставимы с размером налоговых поступлений и акцизов от продажи углеводородов.

    Отредактировано: Aleks~18:50 20.02.15
    • -1
      Нет аватара Busurman
      20.02.1518:34:37

      Такой уровень отчислений говорит о необходимости создания контртеррористической бригады для прикрытия тоннелей и все равно останется опасность дистанционного взрыва контейнера в тоннеле.

      Надо обеспечить проверку при получении контейнеров на границе в автоматическом режиме.

      Потому что 'союзники' не простят сокращения тоннажа через Суэц.

      • 0
        Alexander Zorin Alexander Zorin
        20.02.1522:09:18

        Суэц давно, еще при Насере, не английский стал. Национализирован был.

        • 1
          Нет аватара Busurman
          20.02.1523:48:10

          Дело не в принадлежности этого канала, а во владельцах судов, проходящих этим каналом в Европу.

          Если тоннаж резко сократится, они лишатся прибыли.

          Увеличится угроза ВГО на коммуникациях, антидиверсионным подразделениям прибавится работы.

          Логика обычная.

    • 0
      alex_koshkin alex_koshkin
      21.02.1515:25:06

      Видимо, вот эта) www.tks.ru/logistics/2014/12/03/0004

      Отредактировано: alex_koshkin~16:25 21.02.15
  • 1
    Hekius Forevor Hekius Forevor
    20.02.1518:08:05

    Вот еще бы и про Северомуйский тоннель фоторепортаж сделали, он на много сложнее)

    Отредактировано: Hekius Forevor~19:08 20.02.15
  • 0
    Нет аватара malenkaya mos
    20.02.1518:53:07

    Спасибо. Отличный репортаж.

  • 0
    Нет аватара Snowmage
    20.02.1523:41:37

    Спасибо! Пост отличный! Но ещё 2 года ждать… Эх… Хотелось бы побыстрее!   

    • 0
      Нет аватара alexey38
      21.02.1509:43:16

      Так первая ветка вообще 10 лет строилась.

      Чрезмерно авральные темпы именно здесь и не нужны, т.к. данный тоннель — это далеко не единственное «узкое место» на БАМе. Там целый комплекс проблем, начиная с одного пути на большинстве участков, заканчивая проблемами электроснабжения электрифицированного (Тайшет — Таксимо) и неэлектрифицированного (от Таксимо на восток).

  • 1
    alekcandr alekcandr
    21.02.1509:51:10

    Грандиозно, соответствует необъятной Сибири!

  • 0
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    21.02.1510:44:45

    Спасибо за репортаж. Круто! Вспомнил молодость, проезжал там в 1993.

  • 0
    gradimir grujic gradimir grujic
    21.02.1513:16:23

    Мне и электричка понравилась    

  • 0
    Андрей Мельник Андрей Мельник
    03.03.1519:22:06

    Отлично! Спасибо за репортаж! Только 1 нюанс… Не «обделка», а «отделка»…Обделывают и обделаться-сами знаете чем))

    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      03.03.1519:25:33

      Не «обделка», а «отделка»…
      Обделка — строительная конструкция, которая возводится вокруг горной выработки при строительстве подземного сооружения.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,