Лого Сделано у нас
173

Строительство первой в мире плавучей АЭС и крупнейшего ледокола вошло в решающую стадию

Строящиеся на Балтийском заводе первая в мире плавучая атомная электростанция и крупнейший на планете ледокол способны вывести научно-технический потенциал России на новый уровень

По большому счету научно-техническим прогрессом правят в мире вовсе даже не великие ученые и не колоссальные деньги, как, впрочем, и не руководящие мысли вождей, а — символы. То есть овладевшие большим количеством мозгов идеи. Они-то, по-Марксу, и становятся главной материальной силой прогресса.

Египетские пирамиды, Нотр-Дам, Байконур, Адронный коллайдер — все эти выходы человека в интеллектуальный космос сопряжены с одним и тем же движущим механизмом — грандиозной идеей. Такой, например, какая материализуется сегодня на стапелях и производственных площадках одного из крупнейших в стране судостроительных заводов — Балтийском, что вот уже 160 лет выводит из Большой Невы в Финский залив серийные корабли и уникальные атомоходы. А сегодня — просто прорывные механизмы. Можно сказать — революционные, способные в корне переформатировать как транспортные схемы мирового океана, так и энергетическую карту Земли.

Такого судна, что вздымается на высоту 12-этажного дома над пирсом Балтзавода и напрочь заслоняет своими бортами горизонт, в мире еще никто не строил. В «РОСАТОМе» (идеологе и крестном отце проекта) «атомного Посейдона» нарекли сухо и по-деловому — ПАТЭС: плавучая атомная электростанция. В миру же чудо атомной и судостроительной техники будет именоваться более выразительно — «Академик Ломоносов». Даже в названии чувствуется мощный гул интеллектуального заряда, накопленного здесь: великий ученый — великий механизм…

— Подобного проекта до настоящего времени в мире еще не было, — указывая с пирса Балтзавода на гигантские борта «Академика Ломоносова», говорит Сергей Завьялов, зам генерального директора концерна «Росэнергоатом».

— То, что мы имели ранее, исполненное американцами для строительства Панамского канала — ядерная установка на военном судне «Либерти», — это был лишь некий прообраз. Временно решение, сориентированное на совершенно конкретные задачи строительства. То, о чем мы говорим сегодня, — это новый виток развития атомной энергетики. Это — транспортабельная морская атомная энергетика, базирующаяся на достижениях и технологиях атомного реакторостроения и атомного судостроения. Объект, который мы сегодня строим, вбирает в себя все достижения атомного судостроения и достижения большой атомной энергетики, тиражируемой в континентальных условиях.

Короче — путешествующая по мировому океану атомная станция. Недостает электричества на Чукотке — отбуксируют и пришвартуют к ней, в тот же озябший Певек, на смену выработавшей свой ресурс БилибинскойАЭС. Есть нужда в электроэнергии в пустынных районах — для того же опреснения морской воды — доставят ПАТЭС и туда. На борту пара ледокольных реакторов КЛТ-40 разработки КБ Африкантова, плюс два парогенератораКалужского турбинного завода. 70 МВт электричества могут доставить быстро в самые экстремальные точки земного шара.

Начальник строительства ПАТЭС Александр Ковалёв стремительно перемещается в опутанных кабелями и проводами бесконечных коридорах «плавучки» (как ласково называют судостроители свое детище), совершает восхождение по крутым трапам на несколько этажей вверх — на палубу к вертолетной площадке (на ПАТЭС будет базироваться своя авиация), опускается по ним же вниз, в преисподнюю — к реакторному залу (по масштабам — крытый стадион да и только) и далее — к турбогенераторному отсеку, месту, где атомная энергия превращается в электрическую. За этот процесс отвечают два турбогенератора мощностью каждый 37,5 МВт.

— Плавучими кранами с моря опускали, — указывая на теснящийся в огромном отсеке на одной из нижних палуб могучий калужский турбогенератор, объясняет опытный балтиец, — кранами с пирса взять не могли — уж больно тяжел. Добрая техника. Сейчас подключаем.

На «плавучке» в штатном режиме будет занято 70 человек. Набор персонала уже ведется. Требования «простые» — многолетний опыт работы на атомных объектах: ледоколах, АЭС, атомных подводных лодках и проч. Плюс двухлетний курс обучения в стенах Центрального института повышения квалификации работников «РОСАТОМа». Штаб-квартира его расположена в Обнинске, филиал — в Санкт-Петербурге. В последнем сооружен и тренажер ПАТЭС — некая математическая модель плавучей станции.

Преподавательский персонал — самый опытный: ледокольщики с двадцати- и даже тридцатилетним стажем, реакторщики, атомщики — большей частью из наукограда Обнинска.

О том, когда «атомный Посейдон» заступит на энергетическую вахту в «РОСАТОМе» и на Балтийском заводе, говорят так: «в точно запланированный срок». Впрочем, сроков этих уже было несколько. И все — запланированные. Очередной — конец 2016 года. Короче — стройка затянулась. Те же паровые турбины наш КТЗ отгрузил заказчику еще в 2010 году. Проблема, чувствуется, в деньгах: проект недешевый — 16,5 млрд руб. по смете, а в связи с затяжкой видно, что и больше. Экономика 1 киловатта здесь может оказаться непростой.

— Смотря для чего вы используете эту электроэнергию, — охотно погружает меня в экономику ПАТЭС еще недавно курирующий проект от «Росэнергоатома» Сергей Черногубовский. — Если вы устанавливаете «плавучку» где-то в удаленных районах и используете электроэнергию для добычи золота и других полезных ископаемых, то там цена считается совершенно по-другому. У нас в стране очень много месторождений, которые мы не можем использовать по одной причине — нет электроэнергии. А доставить ее туда по столбам ЛЭП — безумно дорого. Во всяком случае гораздо дороже, нежели подогнать туда по океану плавучую атомную электростанцию. Может быть, электроэнергия там и будет дороже, чем у вас в квартире сегодня, но для чего она будет использоваться? Для того, чтобы в итоге получить прибыль для страны: добыть золото, алмазы, другие полезные ископаемые. Даже если киловатт будет стоить 10 рублей и дороже, все равно его использование в экстремальных территориях окупится. Потому что другой вариант — завозить морем за тысячи километров солярку и сжигать ее в топках старых электростанций. А это еще дороже.

Впрочем, Сергей Черногубовский сегодня отвечает на Балтийском заводе за другой уникальный проект. Балтийцы меж собой его именуют просто: «четыре двойки ноль». То есть 22 220. За безликими цифрами скрывается крупнейший в мире ледокол с совершенно новым типом реактора «РИТМ-200» мощностью 174 МВт, сконструированный, как и все прежние в КБ Африкантова. Громадина уже обозначила свои главные габариты на самых крупных в Европе стапелях.

— На них же закладывался и «Петр Великий», — задираяголову к вонзающимся в небо кранам, гордо поясняют балтийцы, — так нос даже за края выходил…

Носом на этих же стапелях занимаются судостроители и сегодня — только уже не военного крейсера, а гигантского атомохода «Арктика», того самого — 22 220.

— Это самый большой, самый мощный ледокол в мире, — удовлетворенно обводит взглядом обросший лесами и кранами гигант Сергей Черногубовский. — Длина — 174 метра. Ширина — 34 метра. Высота борта — 15 метров. Общая высота — порядка 53 метров, приблизительно 15-этажный дом. Водоизмещение порядка 33,5 тыс. тонн. Основная особенность ледокола — он является двухосадочным. Рабочая осадка — 10,5 м, наименьшая осадка — 8,65 м. За счет уменьшения осадки он может работать не только в океане, но и в устьях рек. Таких, например, как Енисей.

Два гигантских портовых крана держат на тросах носовую часть будущей «Арктики». Кажущиеся с земли крошечными сварщики и монтажники ползают под самым небом по сетке строительных лесов, сыплют искрами, жужжат шлифовальными машинами — атомоход, как объяснили балтийцы, закончил формирование носовой части. В 170 метрах от нее финишируют сборочные работы и на корме. Восемь тысяч тонн металла обретают могучие, но изящные формы невиданных размеров кита и легко парят над землей на стапелях, над плещущимся тутже Финским заливом. «Приводнение» ледокола № 1 должно случиться аккурат к 160-летию Балтзавода — 26 мая следующего года.

— Ледоколы у нас в России без работы не останутся, — уверены на Балтийском заводе. — Все в работе, все молотят…

Уникальные проекты, реализуемые сегодня российскими атомщиками и корабелами — вершина научно-технического прогресса. Его квинтэссенция. В списке мировых инноваций наряду с компьютерным планшетником i-Pad, американской гиперзвуковой крылатой ракетой X-51A Waverider, строящейся в Норвегии уникальной плавучей ветроэлектростанцией, синтетической бактериальной клеткой, а также с новейшими литиевыми батареями, сегодня называют и эти российские технические творения — плавучую АЭС и «четыре двойки ноль» «Арктика».

Алексей Мельников, Санкт-Петербург — Калуга.

Фото автора.

  • 6
    Нет аватара TexHapb
    01.09.1519:03:32

    нужно бооольше фото))

    • 0
      alexander63ru alexander63ru
      02.09.1513:46:34

      Да, для освоения севера необходимы мощные источники энергии

      и радует то, что вовремя начали строить плавучие АЭС …

      • 0
        Нет аватара TexHapb
        02.09.1517:55:44

        а почему на нее не поставят реакторы как на Арктике? они ведь там мощнее?

  • 6
    Нет аватара bars_16
    01.09.1519:48:53

    Всё здорово. Проект практически реализован и ,безусловно, вызывает чувство гордости за страну.

    Но,как у нас часто бывает,сроки реализации сдвинулись на несколько лет вправо.

    Вот как представляли себе это почти девять лет назад:

    Росэнергоатом планирует создать до 2015 года семь плавучих АЭС. В 2002 году ведомство подписало декларацию о намерении строительства атомных станций малой мощности в Северодвинске (Архангельская область), Дудинке (Таймыр), Певеке (Чукотка) и Вилючинске (Камчатка) nuclearno.ru/text.asp?11730

    или lenta.ru/news/2007/06/05/aes/…

    В общем, как говорил известный сатирик «может в консерватории что-то подправить?»…

    • 8
      ESPO ESPO
      02.09.1500:55:52

      В 2007 году президентом был Недимон, цвели и пахли лохокосты, косяки «новых киприотов и болгар» ничего строить не хотели в принципе, и 08.08.08, и нефть по 39 были впереди.

      Поправили. Только на выпиливание Пугачёва с Балтийского завода во Францию три года ушло.

      А известный сатирик — таки гнида.

      • -1
        Омутин Зафар Омутин Зафар
        02.09.1509:29:46

        А известный сатирик — таки гнида
        Это хто?

        • -1
          Нет аватара SKV
          02.09.1511:39:34

          Тот самый, которому авторство фразы про консерваторию принадлежит…

          Отредактировано: SKV~12:42 02.09.15
          • 0
            Омутин Зафар Омутин Зафар
            02.09.1511:45:20

            Уточните, пожалуйста. Я в сатириках не очень. Райкин, что ли? что он плохого сделал/сказал?

    • 0
      Нет аватара Starik
      02.09.1513:38:30

      Надоели вы со своей консерваторией. Многократно пережеванное очень невкусно!

      В башке вам, либерастам, проходимцам надо многое подправить!   

      Страна движется вперед, люди работают, а вы все уличаете и уличаете!

      Что ВЫ ЛИЧНО сделали для России кроме пакостей?!

      Отредактировано: Starik~14:39 02.09.15
      • 2
        Нет аватара bars_16
        02.09.1514:38:03

        Многократно пережеванное очень невкусно!

        Кто же виноват,что тебе только жёванные другими объедки достаются…

        Что ВЫ ЛИЧНО сделали для России кроме пакостей?!

        А что сделаешь для страны ,работая много лет в нефтегазовой отрасли? Текучка обычная… Насчёт пакостей вы бы поаккуратнее…

    • 0
      alexander63ru alexander63ru
      02.09.1513:49:47

      Как всегда вопрос средств.

      Уж очень много у России одновременных задач.

    • 1
      shigorin shigorin
      02.09.1517:38:02

      Если внимательно читать, то «в точно запланированный срок» отличается от «точно в запланированный срок» ровно на понимание, что запланированных сроков уже было.

      А сколько ещё выкорчёвывать дармоедов и саботажников…

      • 1
        Нет аватара equan Roman
        04.09.1508:50:37

        Иногда «запланированные» сроки сдвигаются совсем не по вине саботажников или дармоедов. Технологии не стоят на месте и бывает, что запроектировано применение одной турбины, а к моменту монтажа выходит более новая, совершенная, с намного большим КПД — и смысл ставить старую? Проще подождать года два, дождаться производства новой, при этом проиграть во времени, но выиграть в перспективе по себестоимости, сроку службы и прочим

        • 0
          shigorin shigorin
          04.09.1513:11:58

          Заметьте, я не просто так оформил свой комментарий двумя раздельными предложениями.    

  • 9
    Омутин Зафар Омутин Зафар
    01.09.1520:53:13

    В списке мировых инноваций наряду с компьютерным планшетником i-Pad, американской гиперзвуковой крылатой ракетой X-51A Waverider, строящейся в Норвегии уникальной плавучей ветроэлектростанцией, синтетической бактериальной клеткой, а также с новейшими литиевыми батареями, сегодня называют и эти российские технические творения — плавучую АЭС и «четыре двойки ноль» «Арктика».

    i-Pad, не такая уж инновация, разрекламирован сильно."гиперзвуковой крылатой ракетой X-51A «-еще испытания не пройдены, последние были не удачными.

    остальное-тоже непонятно что, реально не применяется.

    • 10
      Chupas Chupaseridis
      01.09.1521:06:11

      Как слова пустомель, планшет, сверхзвук, литий и бактерия способны решить задачу энергообеспечения в устье того же Енисея на 365 дней в году 24 часа в сутки?

      Отредактировано: Chupas Chupaseridis~22:07 01.09.15
    • 3
      Нет аватара bars_16
      01.09.1521:15:40

      i-Pad, не такая уж инновация

      Вот из публикации 5-тилетней давности:

      Строящаяся в России первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) вошла в список 30 важнейших инноваций 2010 года, составленный авторитетным еженедельным французским журналом L’Usine Nouvelle.

      Плавучая АЭС соседствует в этом списке с революционным компьютером-планшетником iPad компании Apple, американской гиперзвуковой крылатой ракетой X-51A Waverider, строящейся в Норвегии уникальной плавучей ветроэлектростанцией, синтетической бактериальной клеткой, полностью синтезированной по компьютерной программе с помощью реагентов из химической пробирки, а также с новейшими литиевыми батареями, позволившими автомобилю проехать 600 километров без подзарядки…

      • 3
        Омутин Зафар Омутин Зафар
        02.09.1505:24:16

        Кроме И пада, все остальное пока незнамо где, отложено в долгий ящик.

        • 1
          Нет аватара bars_16
          02.09.1507:33:30

          Норвежский плавающий ветрогенератор: novostienergetiki.ru/samye-porazitelnye-vetroelektrostancii/, к слову в Японии в 2013 тоже запустили плавающий ветрогенератор…

          По поводу электромобилей рекорд запаса хода без подзарядки свыше 1000км. Серийные версии уже рассчитаны на 400км suvcar.ru/tesla-rassekretila-krossover-model-x/… И ,вроде как,800км запаса хода без подзарядки это не «долгий ящик»: cartimes.ru/news/9370/zapas-hoda-novyh-modeley-tesla-sostavit-800-km.html

          Отредактировано: bars_16~09:48 02.09.15
          • 3
            Омутин Зафар Омутин Зафар
            02.09.1509:36:13

            За 2015 год статья и для 2015 эти литиевые батареи не инновация. Тесла-стоят очень дорого, и каждые несколько лет -вынь да положь несколько десятков тыс. долл. за замену батарей. Спасибо, такое счастье не надо. Восхищаться амер. авто собранным из китайских аккумов, с бешеной ценой и распиаренным доенльзя, некорректно, я считаю.

            Перспективны высокотемпературные аккумы на расплавах солей металлов, и другие, литий для авто-бесперспективен.

            Можно любой запас хода сделать, если все забить аккумуляторами и на цены не смотреть. Нужен легкий экономичный, умный авто, с легкими аккумуляторами и по цене ниже бензиновых. А не многотонные монстры с половиной веса-от аккумов, и ценой выше Меррседесов. От 19 века отличий мало, там были сопоставимые во многом характеристики электромобилей.

            Отредактировано: Омутин Зафар~11:37 02.09.15
            • 3
              Нет аватара bars_16
              02.09.1509:52:12

              оффтопить не стану более,но почитайте о новом заводе аккумуляторов,который достраивает тесла… а что касается «не инноваций»,то я и обратил ваше внимание на то, что журналамеры,не стесняясь,копипастят текст многолетней давности…

              • 0
                Омутин Зафар Омутин Зафар
                02.09.1510:41:33

                оффтопить не стану более,но почитайте о новом заводе аккумуляторов,который достраивает тесла
                Литиевый акумы-это вчерашний и сегодняшнпй день, но не завтрашний. Тесла-почти банкрот, все года существования-убыточные, это пузырь на рынке акций. 2-тонный монстр с ценником для миллионеров. Нужны легчайшие австо с углепластиковыми кузовами, с гораздо более продвинутыми аккумуляторами, по небольшой цене, для города, где 99% легковых авто на работу и с работы ездят.

              • Комментарий удален
              • 1
                Нет аватара Curiouscat
                03.09.1508:11:53

                bars_16, есть несколько обзоров от наших в одном из них машина тупо сдохла где-то за городом в ходе тест драйва. Есть целая гневная отповедь от украинского олигарха, которому компания отключила от онлайн сервиса сразу после мини аварии на дороге. А без сервиса это уже не машина. Это не для нас машина. Мы не будем строить энергозаправки вдоль автобанов как в США, и машина не будет работать зимой адекватно. А гибриды всегда пожалуйста, вон сколько уже лексусов гибридов по Москве бегает, не пересчитать.

                • 0
                  Нет аватара bars_16
                  03.09.1516:28:42

                  да я, в общем-то, не занимаюсь рекламой теслы,лишь указал собеседнику на то, что это существующая реальность, а не фантом… да и не сошёлся свет клином на тесле, есть японцы,французы,немцы и пр, уже выпускающие или приступающие к серийному выпуску электрокаров. Немцы вообще задались целью сделать бюджетник из электромобиля…

                • 0
                  Нет аватара Mikamoon
                  11.09.1522:14:21

                  …Мы не будем строить энергозаправки вдоль автобанов как в США…

                  Где-то мелькало недавно — розетки будут делать на АЗС.

            • 3
              Нет аватара Curiouscat
              03.09.1508:06:47

              Омутин Зафар, согласен тесла это дорогой пиар, в Америке правда это очень модная машина наряду с повсеместным приус-ом, но Америка шикует уже давно. Но в целом аккумулятор из множества батареек «как в сотовом» это не совсем инновация. Судя по тому что одна такая батарейка у меня в ай фоне умирает за год-полтора, после чего телефон большую часть дня разряжен и не позвонишь )

              • -1
                Нет аватара Rockets
                03.09.1512:40:46

                Какая фигня

                Всё работает Машины бегают серийно впускаются. Дорого потому что компания маленькая и выпускают мало машин

                Не будет вам дешёвых электромобилей с пробегом на одной зарядке под 500 км

                Не потому что не могут или их нет, А потому что нефть ещё не кончается

                Электромобили убьют нефтянку по причине её нерентабельность

                Я уже писал Напишу ещё раз По миру бегает больше миллиарда машин В день добывается 12 миллиардов литров нефти, прибавьте сюда самолёты, корабли, хим производства и прочих потребителей. Кто ж вам позволит убить нефтянку? Наивные…

                • 0
                  Нет аватара Mikamoon
                  11.09.1522:15:35

                  Нефть — это не только ценный мех…

          • 0
            Нет аватара equan Roman
            04.09.1508:48:02

            На данный момент ВСЕ ВЭС обладают рентабельность меньше 0! Т. е. все они АБСОЛЮТНО УБЫТОЧНЫ!!! Все эти ВЭС и солнечные панели — вые**ны перед миром, а заодно набрать очков по киотскому протоколу. сейчас не существует источника энергии, у которого рентабельность будет больше, чем у ЛЮБОЙ АЭС! Даже такой узкоспециализированной.

            • 0
              Нет аватара bars_16
              04.09.1519:01:29

              Смотря как страховать риски АЭС… Если всё учитывать как делается по другим опасным производственным объектах, то о дешевизне э/энергии от атомных электростанций можно будет забыть…

              к слову в мире достаточно уже сейчас есть регионы,где ветряки и солнечные э/станции вполне конкурируют по себестоимости с традиционной энергетикой и без дотаций…

            • 0
              Нет аватара Mikelius
              16.06.1619:21:29

              ты -дурак или только учишься?)

    • 0
      Нет аватара equan Roman
      04.09.1508:51:33

      ВЭС — всегда убыточны! Ион-литий?! — уж лучше воздушно-литиевые — вот это прорыв!

  • 8
    Human RS Human RS
    01.09.1521:54:05

    Судно (патэс) действительно впечатляет, даже издалека. Как раз на днях проходил мимо Балтийского завода и заодно, в очередной, раз насладился этим зрелищем    Обидно лишь, что большинство людей не знает и не интересуется, что это там такое у достроечной стенки возвышается…

    Отредактировано: Human RS~00:00 02.09.15
  • 14
    A_SEVER A_SEVER
    01.09.1522:53:30

    кранами с пирса взять не могли — уж больно тяжел

    обозначила свои главные габариты на самых крупных в Европе стапелях

    Балтийскому заводу нужна глубокая модернизация — наклонные стапели и портальные краны это технология 19-го века, сохранившая свою актуальность и в 20-м.

    Нужен сухой док и козловые краны повышенной грузоподъёмности — тогда не будет ограничения по спусковому весу судна (из-за чего надстройку или её часть приходится монтировать уже на плаву), и можно собирать корпус из более крупных блоков.

    • 0
      Нет аватара Mikamoon
      11.09.1522:18:11

      оду нужна глубокая модернизация…

      Может проще завод построить?

  • -3
    Нет аватара CKAT
    02.09.1500:46:14

    Строительство первой в мире плавучей АЭС…

    Давайте всё-таки не грешить против истины и называть вещи своими именами. «Впервые плавучие реакторы гражданского назначения использовались в США для обеспечения энергией Панамского канала (судно Sturgis) и американской исследовательской базы в Антарктике (1962—1972).»

    • -2
      Ярослав Обухов Ярослав Обухов
      02.09.1503:19:36

      Просто напишите «Не имеет аналогов в мире»

    • 0
      Нет аватара Starik
      02.09.1513:42:28

      В тексте об этом сказано, или читаете только свое любимое, а потом пакостите, пакостите!

      Достали уже!

      • -1
        shigorin shigorin
        02.09.1517:45:04

        Перед тем как с разбегу принимать человека за супостата, полезно почитать его другие комментарии.

    • 0
      Нет аватара Mikamoon
      11.09.1522:19:51

      Так и у нас от подводной лодки городок запитывали. Но специализировано — первые мы.

  • 2
    SergeySeverny SergeySeverny
    02.09.1505:54:04

    знаковые суда!

    будем гордиться ими десятилетиями!

    и статье плюс +

    и в карму плюс +

    Отредактировано: SergeySeverny~06:55 02.09.15
  • -1
    KOSMOS 2015 KOSMOS 2015
    02.09.1508:09:43

    гут

  • 1
    Нет аватара mother-russia.org
    02.09.1512:19:27

    Хорошая новость, сделал репост: mother-russia.org/blog/shipbuilding/1636.html

  • 0
    Нет аватара alexeyivan@bkru
    02.09.1517:35:50

    Знаю ими интересовался Китай. А он где планирует их использовать?

  • -1
    shigorin shigorin
    02.09.1518:05:01

    Насчёт Маркса, кстати, есть и такое мнение.

    • -1
      Омутин Зафар Омутин Зафар
      02.09.1518:17:09

      Вы пострадавший при советской власти? Все антисоветчики-русофобы. Приятно быть в компании врагов России?

      Отредактировано: Омутин Зафар~19:17 02.09.15
      • 2
        shigorin shigorin
        02.09.1518:29:22

        1) я не ведусь на СВ-шные штампы;

        2) Маркс и был русофобом.

        Учите матчасть, Зафар, и не спешите опять же бить своих.

        • 1
          Омутин Зафар Омутин Зафар
          02.09.1519:03:48

          Мне непонятно, зачем Вам эти изыскания, вот по ссылке злящийся, нервничающий чел. Такие вещи надо рассмтривать с холодной головой и трезвым разумом, беспристрастно и не спеша. Кроме критики, конструктива не видать, да и то видно, что Маркса он не читал, или краем уха зацепил.

          Маркс не был русофобом, или кого-угодно-фобом, ввиду хотя бы интернационализма своего учения. А некоторые выхваченные его цитаты надо смотреть по какому поводу сказаны и почему. Да и Маркс не икона и не апостол, мог быть кое в чем не прав. Критика социализма, как с этим связана? В то время соц. движение в РИ никак не прогнозировалось.

          Учите матчасть, Зафар, и не спешите опять же бить своих.
          А Вы зачем бьете по периоду, когда Россия поднялась на самую вершину своей истории по влиянию в мире, по развитию науки, техники, образования, соц. справедливости?

          Отредактировано: Омутин Зафар~20:50 02.09.15
          • -1
            shigorin shigorin
            03.09.1500:03:40

            Боюсь, Вы всего лишь слишком верите тому, что писали в советских книжках. А Маркс ещё в достаточно раннем «ушёл» под дядю-раввина и к зрелому возрасту вполне себе обрусофобился -- не путайте то, что строили в посттроцкистском СССР, с тем, что он насобачил в виде карточного домика.

            Ну и про «самую вершину» есть куда поспорить, но это будет дальнейший офтопик, да и неохота -- коммунистов не люблю за дела, но и это ведь наша история, и люди-то были, как обычно, разные.

  • 0
    Нет аватара dimKC
    02.09.1518:50:37

    Подскажите кто-нибудь: почему лучше плавучая АЭС, а не стационарная на грунте? Если к берегу подошла плавучая АЭС,то может и подойти судно с крупными блоками АЭС, сгрузить их и можно построить АЭС на грунте. А как с плавучей АЭС транспортировать электроэнергию и горячий теплоноситель и опресненную воду при волнении на море? Неужели стоимость фундаментов будет выде стоимости фактически огромного судна.

    • 0
      Омутин Зафар Омутин Зафар
      02.09.1519:54:23

      Скорей всего можно перебазировать. И легче строить в средних широтах. Чем везти и строить на месте несколько лет.

  • 0
    sash1234567 sash1234567
    02.09.1520:51:52

    Помощнее АЭС хочется… 40МВт маловато звучит… Конечно во многих местах и этого преддостаточно…

    Также уменьшить бы себестоимость ЭЭ. Сделать бы на 500МВт и себестоимость не больше чем в 1.5 раза по ставнению со стационарной. Они бы по всему миру как горячие пирожки разходились бы!

    • 2
      Омутин Зафар Омутин Зафар
      02.09.1521:04:56

      Там 2 блока по 37, в сумме 75 МВт

    • 0
      Нет аватара equan Roman
      04.09.1508:45:45

      Себестоимость может быть низкой только при условии полной закупки производимый энергии. По большому счету, лучше бы там было не два, а 6 или даже 10 реакторов — не всегда нужна вся мощность. Рыбацкому поселку и 5 МВт хватит на время путины. Вот пусть бы один реактор и работал, а остальные 9 стояли. Вот тебе и экономия.

      • 0
        Нет аватара Mikamoon
        11.09.1522:23:01

        …Рыбацкому поселку и 5 МВт хватит на время путины…

        Как-то кучеряво это для рыбацкого посёлка.

  • 0
    Нет аватара 44Мир
    03.09.1510:55:23

    Спасибо автору, добрая статья!!!

  • 1
    crea7or.livejournal.com crea7or
    03.09.1520:55:31

    У РосАтома есть видео о ПАТЭС, добавьте в пост: youtube_com/watch?v=9pzQm_IQlE0

  • 0
    Нет аватара Mikelius
    16.06.1619:29:51

    16 06 2016 сегодня… «Приводнение» ледокола № 1 должно случиться аккурат к 160-летию Балтзавода — 26 мая следующего года.

    Опоздание меньше месяца-не так уж много?с учетом экономической блокады России.

    По поводу дороговизны электроэнергии:будь ПАТЕС у России-Крым легче бы пережил энергоблокаду,палить тоннами в сутки дизтопливо и бензин-вряд ли дешевле,чем получать энергию с ПАТЭС…так что ПАТЭС необходимы.

    …а либерасня всякая вечно гавкает и считает не свои деньги и не в своих карманах.работа у них такая…за 30 центов США

    Отредактировано: Mikelius~21:31 16.06.16
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,