118

123 Авиаремонтный завод сегодня (фоторепортаж)

В этом году одним из новых направлений развития ОАК стала поддержка жизненного цикла самолетов; и сегодня мы побываем на 123 Авиационном ремонтном заводе (123-АРЗ) — самом крупном и успешном в городе Старая Русса.

  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ

Сегодня на летном поле и в заводских цехах стоит более 20 машин. Большинство из них были выпущены в 1985-1990 годах.

  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Срок службы Ил-76 на сегодняшний день — сорок лет. Перед специалистами завода стоит задача — разобрать воздушное судно, перебрать движки, выполнить необходимый ремонт, чтобы самолет мог надежно работать еще долгое время.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Только что прилетевшим на аэродром завода Илам предстоит провести здесь около пяти месяцев.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
За это время с воздушного судна демонтируют агрегаты и двигатели, выполнят их ремонт, где потребуется, заменят начинку, заново покрасят, после чего будет установлен срок службы самолета до очередного ремонта, который составит 16 лет.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Большая часть машин предназначена для российских военно-воздушных сил (сегодня на вооружении ВВС состоит более 100 транспортных Ил-76).
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Некоторые самолеты, специально доработанные под нужды иностранных заказчиков, улетят в Китай, Индию или Алжир.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Планируется, что выручка 123-АРЗ на 2015 год составит до 5 млрд рублей. По словам управляющего директора завода Андрея Сахарова, к августу текущего года завод выполнил до 80% государственного заказа 2015 года.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Только за последние три года штат увеличился на 700 сотрудников — до 2 500 человек.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
За несколько лет сотрудники предприятия смогли увеличить выручку в пять раз больше (по сравнению с 2000 годом) благодаря возрастающим объемам выпускаемой в рамках ГОЗ продукции и развитию экспортных программ.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
В 1973 году Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова начало выпуск транспортно-десантных машин Ил-76.Всего за годы работы выпустили около 950 самолетов. Более двух сотен из них до сих пор находится на службе российских вооруженных сил, часть числится во флоте частных авиакомпаний, остальные — у зарубежных заказчиков.Производство Ил-76 в Ташкенте полностью прекращено в прошлом году, когда на доработку в Россию было отправлено два незавершенных борта. Зато у российских авиаремонтников фронт работ стал существенно расширяться.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Для того, чтобы избежать недоразумений с поставкой комплектующих — крепежей, кронштейнов, сот — в Старой Руссе постепенно разворачивается собственное производство отдельных деталей и агрегатов. Список наименований подобных деталей для самолетов уже занимает несколько десятков страниц.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Новое оборудование нужно и для других видов работ: ремонта двигателей, винтов и прочих изделий. Как показал опыт, собственное производство позволяет максимально удовлетворить потребности ремонта.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ

В этом году году на заводе завершили первую очередь модернизации: построили малярный корпус, на базе цеха механической обработки создали участок высокотехнологичного оборудования; также создали вертикальный обрабатывающий центр с уникальной возможностью обработки по 5 координатам для изготовления деталей сложной пространственной формы.

В большинстве цехов работы по реконструкции площадей либо еще идут, либо уже подходят к окончанию.
Перед покраской ненужные участки заклеивают бумагой.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Надписи внутри готовы к нанесению.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
В малярном цеху начинается покраска деталей.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Завод постепенно внедряет программу импортозамещения. Около 60% наиболее востребованных деталей уже изготавливаются собственными силами. Болты, гайки, прокладки — все раньше приходилось закупать у поставщиков. Теперь эта проблема решена. Например, более 4 тыс. наименований прокладок, которые используются для ремонта двигателей Д-30КП, в полном объеме производят на предприятии с помощью лазерных комплексов.
Имеющиеся резиновые детали во время капитального ремонта меняются полностью. Тем не менее, прежде чем пустить комплектующие в производство, необходимо пройти множество согласований с разработчиками и изготовителями — без письменного разрешения детали в серию не идут.
На заводе освоили и процесс изготовления стеклопакетов из ориентированного органического стекла, которые применяются на Ил-76. Ориентированное стекло — это разогретое при определенной температуре и растянутое по разным осям на заданную толщину особое стекло высокой прочности, и работа с ним требует профессиональных навыков.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
На Ил-76 стоит порядка 88 стекол, и на каждое из них нужна своя пресс-форма. Для внутреннего и внешнего стекла они разные. Причем на предприятии собственными силами делают не только сами пресс-формы, но и стекла. Из 88 стекол на данный момент уже освоено 32.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
К началу 2015 года на развитие производственно-технической базы и перевооружение производства было направлено более 2,1 млрд рублей. Эти средства пошли на строительство порядка 25 тыс. м2 новых производственных площадей, реконструкцию аэродрома, склада ГСМ, а также трех производственных корпусов цеха по ремонту самолетов Ил-76 и Л-410 с устройством в каждом корпусе наливных полов, модернизацией откатных ворот и инженерных коммуникаций.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
В России сегодня летают десятки малых транспортных самолетов Л-410 чешского производства, которые, конечно, удобнее ремонтировать дома.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
L410 в ангаре после испытательного полета.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Еще одним важным видом деятельности работы 123 АРЗ стал ремонт двигателей.Несколько лет назад двигательное направление натолкнуло руководство на идею развить не совсем профильное для завода направление энергетики. Так, в Старой Руссе отслужившие свой срок двигатели АИ-20 переоборудовали для установок теплоэлектростанций. Вот уже несколько лет электричество и тепло предприятие не закупает на оптовом рынке энергетики, а производит самостоятельно, снабжая часть близлежащих кварталов.
На территории предприятия реализован ряд необычных идей в области промышленного дизайна, посмотреть на которые приезжают жители как родной Новгородской, так и соседних областей.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Также в последние время все больше туристов стараются совместить экскурсию по местам Достоевского, который работал в тарой Руссе над романами «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» с посещением авиаремонтного завода.Посмотреть на то, как осуществляется производство авиатехники, съезжаются не только представители различных промышленных предприятий, отдыхающие и школьники Новгородской области, но также жители Санкт-Петербурга, Москвы и других городов.В течение года через музей завода проходит более тысячи экскурсантов.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
За три прошедших года заводская территория преобразилась: появилась зеленая аллея, были установлены стальные макеты самолетов, выполнявших фигуры высшего пилотажа.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
По правилам пожарной безопасности на территории предприятия находится много открытых водоемов. На самых больших рабочие установили фонтаны.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
На сегодняшний день Россия и западные страны содержат сотни гражданских, военных и транспортных самолетов отечественного производства, срок эксплуатации которых составляет от двадцати до пятидесяти лет. Естественно, что каждое воздушное судно нуждается в периодическом ремонтном обслуживании.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Около года назад в состав ОАК вошло девять авиаремонтных предприятий, занимающихся ремонтом воздушных судов для министерства обороны и других ведомств.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ
Сегодня портфель заказов 123 АРЗ распланирован до 2025 года. Помимо транспортников Ил-76 здесь планируют обслуживать новые машины, например, модернизированные Ил-76-90-МДА, к выпуску которых ульяновский завод Авиастар-СП приступил в прошлом году.
  • 123 АРЗ
  • 123 АРЗ

За прекрасные фотографии и подписи под ними, огромное спасибо Марины Лисцевой, алиас Фотограферши!

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 21
    user78 user78
    29.09.1522:08:13

    +! Отличный репортаж!

    строительство порядка 25 тыс. м2 новых производственных площадей, реконструкцию аэродрома, склада ГСМ, а также трех производственных корпусов цеха по ремонту самолетов Ил-76 и Л-410 с устройством в каждом корпусе наливных полов, модернизацией откатных ворот и инженерных коммуникаций.

    В этом году году на заводе завершили первую очередь модернизации: построили малярный корпус, на базе цеха механической обработки создали участок высокотехнологичного оборудования; также создали вертикальный обрабатывающий центр с уникальной возможностью обработки по 5 координатам для изготовления деталей сложной пространственной формы.

    Около 60% наиболее востребованных деталей уже изготавливаются собственными силами. Болты, гайки, прокладки — все раньше приходилось закупать у поставщиков. Теперь эта проблема решена. Например, более 4 тыс. наименований прокладок, которые используются для ремонта двигателей Д-30КП, в полном объеме производят на предприятии с помощью лазерных комплексов.

    Только за последние три года штат увеличился на 700 сотрудников — до 2 500 человек.

       

    Отредактировано: user78~23:25 29.09.15
  • 3
    pallman pallman
    29.09.1522:25:41

    Фотки того, как стало. А будут фотки как было? Тема же называется «было-стало».

  • 6
    SergeySeverny SergeySeverny
    30.09.1504:59:30

    отличный репортаж!

    спасибо!   

  • 4
    ups ups
    30.09.1507:28:37

    Территория завода просто класс, молодцы. А мне вот такой вопрос интересен,а что авионики и двигатели не собираются менять на более современную или пока просто не хватает мощностей по выпуску. Планер проверенный не мешало ему бы более эконом и мощные двигатели и более современную кабину пилотам.

    • 0
      gradimir grujic gradimir grujic
      30.09.1507:58:55

      А мне вот такой вопрос интересен,а что авионики и двигатели не собираются менять на более современную или пока просто не хватает мощностей по выпуску. Планер проверенный не мешало ему бы более эконом и мощные двигатели и более современную кабину пилотам.

      Зато есть Ил-76МД-90А.

    • 0
      Нет аватара pivopotam
      30.09.1516:44:26

      самолет -- это не паровоз. Нельзя просто взять и поменять двигатели или авионику, без проведения полноценных испытаний и сертификации. Любое устройство в самолете должно быть испытано и сертифицированно на надежную работу в составе лайнера.

      Авиация -- очень консервативная отрасль. Айрбас-320, например, летает с компьютерами уровня Пентиум-1 внутри. А самая современная система передачи данных между системами самолета, AFDX, устанавливается только на Айрбас-380, Боинг-787 и … Суперджет. Все остальные самолеты как были сертифицированы, так и летают, и никто переделывать их не собирается -- дорого и долго.

      и да, уже выпускают Ил-76МД-90А. У которого новая авионика, двигатели, улучшенное крыло. А вот нижнюю часть кабины (все эти стекла) переделывать не стали -- чтобы не проходить заново программу статических испытаний

      • 3
        d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
        01.10.1508:52:12

        самолет -- это не паровоз. Нельзя просто взять и поменять двигатели или авионику, без проведения полноценных испытаний и сертификации.

        Поверьте, на паровозе без проведения полноценных испытаний и сертификации тоже ничего просто так не поменять    

  • 4
    Нет аватара Сибиряк
    30.09.1507:35:45

    Спасибо за репортаж! Я так понимаю ремоторизацию проводить слишком дорого и, возможно придётся менять конструкцию самолёта.

  • 0
    Нет аватара tt33
    30.09.1511:39:53

    Фотограф Марина Лысцева. В подписи ошибка.

  • 0
    alekcandr alekcandr
    30.09.1512:21:23

    Классные фото и замечательный рассказ, спасибо.

  • 0
    Нет аватара Toplevel
    30.09.1514:19:01

    Классная статья

  • 1
    Нет аватара Starik
    30.09.1515:31:06

    В СТАРОЙ РУССЕ ХОРОШО!!!   

    Отредактировано: Starik~16:31 30.09.15
  • 1
    Александр Ворожейкин Александр Ворожейкин
    30.09.1519:44:37

    Отличный репортаж! Благодарность автору.

  • 1
    Нет аватара koshmar
    01.10.1507:19:07

    Всё на стеллажах, красота и порядок. Другим предприятиям отрасли наглядный пример, как надо организовывать рабочий процесс.

    Кстати, только этот АРЗ способен провести капремонт Ил-76 за счёт огромной номенклатуры выпускаемых ими же запчастей. То есть могут восстановить «размарадеренный» борт своими силами, а не ожидать годами поставок «двух болтов, трёх гаек и пяти б***их прокладок». Поэтому не удивлюсь, если именно им отдадут контракт по программе Ил-76МДМ.

    Отредактировано: koshmar~08:35 01.10.15
  • 1
    Нет аватара mik88
    01.10.1511:20:46

    Даже на космоснимках видно, что завод очень ухоженный. Молодец директор! Так держать!

    Отредактировано: mik88~12:21 01.10.15
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,