14

Многозадачный Ми-38 на Defexpo India 2016

Компания «Вертолеты России», дебютирующая на одной из ведущих мировых выставок вооружений и военной техники Defexpo India 2016, представила вертолет Ми-38, входящий в число самых высокоавтоматизированных вертолетов мира. По словам экспертов, машина может стать весьма перспективной российской разработкой для экспорта.

Выставка вооружений впервые проходит не в столице Индии, а в городе Квитол штата Южный Гоа. Россия является давним и всегда долгожданным участником этого престижного мероприятия. В этот раз, кроме современных вооружений, Россия представила еще и современный многоцелевой вертолет Ми-38, в конструкции которого реализованы новейшие достижения отечественного вертолетостроения.

Помимо современной прогрессивной конструкции вертолета и его систем, к числу основных преимуществ относятся грузоподъёмность (до 6000 кг в транспортной кабине и 7000 кг на внешней подвеске), скорость (крейсерская 285 км/ч, максимальная 300 км/ч).

«Благодаря реализованным техническим решениям Ми-38 превосходит другие вертолеты своего класса по грузоподъемности, скорости и основным лётно-техническим характеристикам», — сообщили сайту телеканала «Звезда» в пресс-службе компании «Вертолеты России».

Большая дальность полета обеспечивается высокой крейсерской скоростью в сочетании с большим запасом топлива и высокими показателями экономичности силовой установки.

Эксперты отмечают, что в отличие от предшественников, в том числе вертолетов семейства Ми-8/Ми-17, вертолет Ми-38 изначально проектировался с учетом требований современных отечественных и зарубежных норм летной годности, предъявляющих высокие требования к надежности конструкции и безопасности выполнения полетов.

По сравнению с зарубежными вертолетами Ми-38 имеет еще два важных преимущества: безангарное хранение и высокоэффективную противообледенительную систему. Это расширяет возможности использования вертолета в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями.

Потребности рынка: безопасность превыше всего

Ми-38 является многоцелевым вертолетом и может применяться для перевозки грузов и пассажиров в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолета и летающего госпиталя, для полетов над водной поверхностью. Вертолёт может перевозить до 30 пассажиров в условиях высокой безопасности и комфорта: установка двигателей Ми-38 позади главного редуктора значительно снизила уровень шума в кабине. Ми-38 может быть востребован гражданскими авиаперевозчиками, в т. ч. компаниями, выполняющими оффшорные вертолётные перевозки.

Несмотря на то, что Ми-38 создавался в первую очередь как гражданский вертолет. Но, будучи, как и большинство вертолетов, многоцелевым летательным аппаратом, Ми-38 может использоваться в военной авиации качестве транспортно-десантного, а также в других вариантах применения.

В мире в этой нише вертолетов серьезная конкуренция. Покупатели обращают внимание на надежность. Российский Ми-38 отвечают всем основным показателям: безопасность, скорость, цена.

«Здесь установлены двигатели, имеющие режим чрезвычайной мощности, который превышает взлетный режим почти в 1,4 раза. На иностранных машинах, например, на машине AgustaWestland AW101 установлены три двигателя, но они в 1,5 раза дороже», — рассказал главный конструктор Московского вертолетного завода им. М.П. Миля Георгий Синельщиков.

Безопасность — ключевой момент подобных вертолетов. Специалисты отмечают, что обеспечение высокого уровня безопасности полета было одним из основных критериев, определивших подход к проектированию Ми-38.

«Установленные на вертолете отечественные двигатели ТВ7-117 имеют беспрецедентно высокий уровень мощности на чрезвычайном режиме, что обеспечивает безопасное продолжение взлёта с максимальной взлётной массой при отказе одного двигателя», — отметили в компании «Вертолеты России».

В том числе в машине реализована возможность продолжительного полета на одном двигателе и до 40 минут полета при отсутствии смазки в главном редукторе. Многие узлы в конструкции Ми-38 выполнены необслуживаемыми, что также повышает их надежность и безопасность эксплуатации.

«Следствием выполнения требований сертификационных норм является также высокий уровень пассивной безопасности при аварийном приземлении с высокой вертикальной скоростью», — сообщили в пресс-службе компании.

Специалисты специально обратили внимание на то, что шасси Ми-38 было специально выполнено в неубираемом варианте. Во-первых, в целях облегчения конструкции, а во-вторых, для повышения безопасности в случае аварийного приземления с большой вертикальной скоростью.

«Шасси Ми-38 имеет дополнительный ход амортизации, что поглощает значительную долю энергии удара. Пассажиры и экипаж размещаются в безопасно деформируемых креслах, в дополнение к люкам аварийных выходов все окна транспортной кабины могут быть использованы для эвакуации пассажиров», — подчеркнули в пресс-службе.

Стоит отметить, что в конструкции Ми-38 решена ещё одна серьезная проблема вертолетостроения — устранена опасность разлива топлива и его последующего возгорания при аварийном приземлении.

«На Ми-38 установлена топливная система, которая при жесткой посадке, избегает пожара», — подтвердил Синельщиков.

При использовании Ми-38 для полетов над водными акваториями вертолет дополнительно оснащается системой аварийного приводнения и необходимым набором аварийно-спасательного оборудования и снаряжения. Надежность конструкции вертолёта и его систем подтверждена в ходе сертификационных испытаний.

Российское производство и отечественные комплектующие

Вертолет в конце 2015 года получил Сертификат типа воздушного судна в грузовом варианте, предназначенном для перевозки груза массой до 4200 кг на скоростях до 250 км/ч.

«Получение Сертификата типа на вертолет Ми-38 и позволяет запустить установочную серию этого вертолета на Казанском вертолетном заводе. В ходе развертывания серийного производства предстоит поэтапно увеличивать ресурс, выполнить ряд дополнительных программ и получить дополнения к сертификату типа, расширяющие возможности Ми-38», — сообщили в пресс-службе «Вертолетов России», подчеркнув, что вертолет будет производиться в России из отечественных комплектующих.

В пресс-службе отметили, что поэтапное увеличение ресурса и дополнительные программы позволят увеличить грузоподъемность до 5000 кг внутри транспортной кабины и 6000 кг на внешней подвеске, скорость горизонтального полета до 300 км/ч. Кроме того, это позволит разрешить полеты в условиях обледенения и при экстремальных температурах.

«Следующим этапом будет разработка пассажирского и оффшорного варианта Ми-38 и сертификация его по категории „А“, которая предусматривает реализацию самых жестких требований сертификационных норм в части перевозки пассажиров, безопасного продолжения взлета при отказе одного двигателя, выполнения аварийных посадок на сушу и воду», — отметили в пресс-службе.

Авионика

Стоит отметить, что вертолет Ми-38 не уступает своим конкурентам и по электронной начинке. В частности, он оснащен интегрированным бортовым комплексом оборудования ИБКО-38, индикация данных которого осуществляется на жидкокристаллических дисплеях в кабине экипажа.

«Комплекс обеспечивает экипаж необходимой пилотажной и навигационной информацией, осуществляет контроль и управление бортовым оборудованием. ИБКО-38 формирует единое информационно-управляющее поле кабины пилотов, обеспечивает оптимальное взаимодействие экипажа с оборудованием, снижает нагрузку на экипаж», — сообщили специалисты «Вертолетов России».

Именно благодаря этому состав экипажа Ми-38 сокращен до двух человек.

Комплекс обеспечивает автоматизированный контроль состояния основных систем, агрегатов и оборудования с индикацией их состояния экипажу. Благодаря ИБКО-38 реализовано автоматическое и директорное управление на различных этапах полёта, выполнение точного захода на посадку по сигналам ILS, выполнение полетов как по внутренним и международным воздушным трассам, так и вне их, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, по правилам как приборных, так и визуальных полетов.

По словам экспертов, высокая надежность вертолета, его цена и скорость помогут вертолету занять нишу среди зарубежных дорогих и менее эффективных аналогов.

Фото: Алексей Иванов/ТРК «Звезда», «Вертолеты России»

  • 4
    A_SEVER A_SEVER
    31.03.1615:26:44

    многозадачный Ми-38 покоряет мир
    Я бы добавил «со скоростью улитки» (тут нужен зевающий смайлик)

    Первый полёт Ми-38 был в декабре 2003 года, до сих пор нет ни одного серийного экземпляра, переданного заказчику. Да, я понимаю — на сроках создания вертолёта сказалась ставка на импортные двигатели, которая себя не оправдала, и пришлось делать свои. Но о покорении мира ещё говорить явно преждевременно.

    • 1
      gradimir grujic gradimir grujic
      31.03.1615:39:52

      Ну чтож, медленно, но верно    

      «Многозагадаочный» EuroMil он же :O

      Отредактировано: gradimir grujic~17:45 31.03.16
    • Комментарий удален
  • 0
    koshmar koshmar
    31.03.1619:42:15

    Ми-38 вынужден конкурировать с Ми-8/Ми-17. Поэтому не удивительно, что он не пользуется спросом ввиду надёжности и популярности семейства Ми-8.

    • 0
      Вова-Н Вова-Н
      31.03.1620:07:34

      Он не конкурент, он их замена.

      • 0
        Нет аватара fram
        01.04.1603:30:41

        Еще бы найти желающих произвести замену.

      • 0
        koshmar koshmar
        01.04.1610:27:43

        Он не конкурент, он их замена.

        Лучшее враг хорошего.

        От добра добра не ищут.

        Смысл покупателям менять дешевую, надежную, проверенную полувеком эксплуатации машину на неизвестный эксплуатантам вертолет?

        Вся эта автоматика, повышенная безопасность и резервная мощность может заинтересовать только европейского потребителя, но туда российского производителя не пустят. Это их пирог и делить его с кем-то европейцы/американцы не будут. Рынок для российских вертолетов — Азия и Африка. Те же индусы могли бы заинтересоваться, но… у них есть правило не покупать технику, которая не находится в серии. Вот если РФ сама закупит хотя бы 200 этих вертолетов — тогда будет интерес и зарубежных покупателей. Но России этот вертолет пока не нужен, возможно на него обратят внимание после 20 года.

        • 0
          Вова-Н Вова-Н
          01.04.1619:27:20

          Все равно надо развивать эту машину. Вот Ка-226 тоже разработали еще 25 лет назад, а довели до ума только недавно. И кстати индусы его купили и вроде как пока по сути единственные его пользователи.

  • 1
    Вова-Н Вова-Н
    31.03.1620:13:15

    многозадачный Ми-38 покоряет мир

    Слишком громкое заявление.

    То Россия завоевала рынок климаттехники Европы, то весь Мир вертолётами.

    Скромнее надо быть и честнее. Китайцы вот не кричат на весь мир, а делают и тихой сапой реально завоевали почти все рынки.

    • 0
      gradimir grujic gradimir grujic
      31.03.1621:08:39

      Скромнее надо быть и честнее.

      Журналисты) Поменял заголовок!

      Отредактировано: gradimir grujic~07:00 01.04.16
    • 0
      Нет аватара Zor
      01.04.1616:10:37

      Китайцы вот не кричат на весь мир

      Вы просто китайскую прессу не читаете.    

      • 0
        Вова-Н Вова-Н
        01.04.1619:21:46

        Может быть и так    

        Но хвастаться все равно пока рано.

        • 0
          Нет аватара Zor
          02.04.1603:44:29

          Ну, сделали новый большой вертолёт (таких немного в мире), показали на серьёзной выставке… Достижение? По моему — да.

          Как говорит один мой знакомый: «Сам себя с утра не похвалишь, потом ходишь весь день как дурак».

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,