145

АэроКомпозит в Ульяновске

При разработке перспективного отечественного среднемагистрального лайнера МС-21 Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК») сделала выбор в пользу создания совершенного аэродинамического крыла из полимерных композиционных материалов (ПКМ). К его разработке и созданию в 2008 году приступила компания «АэроКомпозит», ставшая первым Центром компетенций ПАО «ОАК» в сфере инновационных разработок и производства элементов конструкций воздушных судов из ПКМ. Ульяновская производственная площадка стала первым заводом в мире, где используется инфузионная технология при изготовлении силовых длинномерных элементов консоли крыла самолета.

Принципиальное отличие метода вакуумной инфузии от традиционной автоклавной технологии — он предполагает работу с сухим материалом. Сухой материал — шестимиллиметровая лента из углеволокна с тонким клеевым покрытием для фиксации. В помещении «чистая комната» на участке автоматической выкладки робот наносит на оснастку по всей длине конструкции слои лент под разными углами. Внедрение роботизированных установок на заводе «АэроКомпозит-Ульяновск» позволяет значительно увеличить производительность. Сначала выполняется так называемая позитивная (выкладочная) оснастка, а на следующем участке деталь ждет негативная оснастка — для инфузии.

Далее деталь перемещается на другой участок, где происходит позиционирование стрингеров, их установка на панель кессона крыла — завершающий этап формирования преформы. Затем на преформу устанавливается вакуумный мешок, подключаются каналы для дальнейшего вакуумирования и подачи связующего. В специальном термоинфузионном центре связующее под давлением подается в заготовку. Именно здесь происходит процесс формования будущей композитной конструкции. На выходе композитный элемент представляет из себя монолит 18 метров в длину. При этом на всех участках обеспечен пооперационный контроль. На первых операциях — визуальный с применением ручных приборов, а когда деталь «испеклась», проводится предварительный неразрушающий контроль, после чего конструкция подается на участок механообработки. После механической обработки проводится финальный контроль при помощи роботизированной установки неразрушающего контроля, которая осуществляет сканирование элемента конструкции.

Если вы хотите немного прочитать про теорию и практику композитных материалов, то вам сюда — О материальном в авиации.

Фотографировать производство на этом заводе было очень сложно — очень много снимать было нельзя. Производство очень высокотехнологично и содержит много тонкостей процесса. По сути — это острие авиационной науки в современной истории. Но, вот что получилось. Часть фотографий предоставлена пресс-службой предприятия.

1. Предприятие развернуло свои мощности в неиспользуемых цехах Авиастара, которые были полностью перестроены для решения задач современного производства.

2. Участок автоматической выкладки. На переднем плане панель консоли крыла, на заднем — лонжерон.

3. Выкладка лонжерона крыла шестимиллиметровой углеродной лентой.

4. Выложенные первые два слоя панели-спутника. Вся работа по подготовке основных и технологических материалов, выкладка углеродной ленты, а также сборка вакуумного мешка, проводится в помещении с контролируемыми параметрами — в так называемой «чистой комнате». Специальная система кондиционирования обеспечивает здесь поддержание заданных нашей технологией параметров температуры и влажности воздуха, атмосферного давления. Здесь недопустимо, чтобы в воздухе витали даже мельчайшие дисперсные частицы. Чистота этого помещения площадью 11 тысяч квадратных метров вполне сопоставима с чистотой больничных операционных.

5. Визуальный контроль выложенных слоев.

6. Система перемещения преформ панелей консоли крыла (слева) и система переворота преформ лонжеронов (справа).

7. Присоски.

8. Полученная «П"-образная преформа разрезается. Получается два «Г"-образных профиля, которые складываются в «Т"-образный. На фотографии стрингер установлен в проектное положение, зафиксирован в стапеле и в таком виде монтируется на обшивку панели консоли крыла.

9. Участок выкладки на панель консоли крыла подготовленных стрингеров.

10. Термоинфузионный центр. Формуется все при небольших температурах. Одновременно можно изготавливать несколько изделий. Совместно с длинномерными элементами «поджариваются» и панели-спутники, так называемая, «уменьшенная копия», которая проходит все этапы изготовления параллельно с основным изделием. Спутник предназначен для того, чтобы провести на нем все испытания по контролю качества основного изделия. Так как спутник изготавливается вкупе с самой деталью, в аналогичных условиях и по абсолютно точным параметрам, он является аналогом этой детали. Затем панель-спутник отправляется в испытательную лабораторию, где из нее нарезают около 600 образцов-свидетелей, каждый из которых проверят «на прочность». Специалисты проведут испытания на разрыв, на сжатие и на сдвиг.

11. На снимке монолитные элементы после выхода из термоинфузионного центра. Слева — панель консоли крыла. Справа — панель центроплана

12. Заместитель начальника композитного производства Павел Дягилев рассказывает об особенностях технологического процесса. Рядом с ним — композитная панель консоли крыла самолета перед механической обработкой. Это длинномерный монолит.

13. Пятикоординатный фрезерный центр позволяет выполнять механическую обработку как мелких, так и крупногабаритных изделий (18 метров в длину) сложной геометрии.

14. Верхняя панель консоли крыла и лонжерон на участке проведения неразрушающего контроля.

15. Ультразвуковое исследование лонжерона крыла.

16. К сожалению, когда я там был, готовые консоли крыла были уже доставлены на Иркутский авиационный завод, где полным ходом идет сборка первого самолета МС-21. Но сборочный участок и станции впечатляют.

17. Две панели центроплана на сборочной станции.

18. Установка компенсаторов нервюр. Они соединяют обшивку с нервюрами и позволяют обеспечить заданную форму профиля поверхности.

19. На предприятии готовятся к установке стенда для предварительной стыковки консолей крыла лайнера с центропланом.

20. Рядом собирают предкрылки консоли крыла.

Друзья, первый полет МС-21 уже почти реальность. Он должен состоятся уже в этом году. Да даже, если в следующем — это будет грандиозное событие в отечественном авиастроении.

Огромное спасибо сотрудникам компании «АэроКомпозит» за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 11
    Леонид Медведев Леонид Медведев
    10.05.1619:26:11

    И это в моём городе!!!

  • 15
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    10.05.1619:42:42

    Верим в проект МС-21. Все у нас получится!

  • 1
    Нет аватара creaze
    10.05.1620:24:44

    Да уж, композиты — коварный материал, по сравнению с металлом.

    • 1
      alexander63ru alexander63ru
      11.05.1611:17:59

      Интересно, а карбонить и карболента Японские или наши ?

      В любом случае Отечественное гражданское авиастроение

      возрождается на новом уровне! И это радует !    

      Отредактировано: alexander63ru~13:29 11.05.16
      • 0
        Андрей Хворых Андрей Хворых
        11.05.1612:56:00

        вать производство на этом заводе было очень сложно — очень много снимать было нельзя. Производство очень высокотехнологично и содержит много тонкостей процесса. По сути — это острие авиационной науки в современной истории. Но, вот что получилось. Часть фотографий предоставлена пресс-службой предприятия.

        Японцы в одной из своих газет сказали что «Карбоновые крылья суперсовременного авиалайнера МС-21 совершеннее крыльев Boeing 787», попытались описать в чем крутость технологии, и откуда у нее «ноги растут». Интересно. Правда много раз одно и тоже повторяют. перевод есть на «Иносми» [ссылки отключены]

  • 6
    Павел П Павел П
    10.05.1623:47:28

    Ничего не понимаю в самолётостроении, но на фото выглядит очень круто    

    Оборудование и цеха впечатляют. Надеюсь МС-21 будет одним из лучших в своём классе. И мы будем летать на самых хороших самолётах    

  • 8
    Нет аватара angel
    10.05.1623:59:40

    Ужас как чисто. Аж страшно, что такой порядок может быть. 5 балов за фото.

    Хочу чтобы таких предприятий было на 1,2,3 а 10,20,30.

  • 3
    megajob megajob
    11.05.1601:49:15

    Какая картинка красивая (нарисованная), там явно и другие «крылышки» можно склеить    . И размерчик такой «размашистый», а композиты не только в МыСы21 можно применить и еще они плохо «радарятся» к чему бы я.    

    Молодцы, слов нет. Как говориться «просраливсеполимеры» уже не актуально       

  • 1
    Нет аватара hvt
    11.05.1605:01:35

    Можно узнать производительность завода в штуках за год.

    • 1
      Александр Принцип Александр Принцип
      11.05.1609:19:50

      МС-21

      Собираются выходить на уровень 40 штук в год.

      • -1
        Нет аватара hvt
        11.05.1609:26:55

        Это получается 20 комплектов в год, при заказе 160 самолетов(заказано самолетов MC-21), получается 8 лет строительства самолетов. Боинг за 49 лет, построил 8000 самолетов Boing 737, это 160 самолетов в год, а мы за 8 лет.((( Из чего складывается цена за самолет, если 20 самолетов в год и какая окупаемость данного проекта? А вообще новость позитивная, современное производство у нас.

        Отредактировано: hvt~14:47 11.05.16
        • 0
          Нет аватара qwerty_asd
          11.05.1614:46:40

          Это получается 40 комплектов в год.

          И вообще, Вы сравниваете самый успешный самолёт в истории (в данном классе, естественно) и только-только запускаемый в производство? - Правильней сравнивать с Bombardier CS300, с Comac C919 или с Ту-204 — они тоже только-только запускаются… Ну почти.    

          А если хотите сравнивать со сверхуспешными моделями — пожалуйста: Boeing-737 по состоянию на 1968 год и Airbus A320 по состоянию на 1989 год. И то это некорректно, так как состояния рынка совсем разные…

          Отредактировано: qwerty_asd~16:50 11.05.16
          • 0
            Нет аватара hvt
            11.05.1617:22:25

            40 самолетов это уже, что-то. Заказ 4 года.    

            Отредактировано: hvt~19:24 11.05.16
        • 1
          Павел П Павел П
          11.05.1616:44:41

          Главное не в том что у МС-21 будут крылья из полимерных композиционных материалов. И даже не в планируемых количествах. Хотя поддержу вашу мечту о 160 самолётах в год (и правда хотелось бы столько). Главное то что эта технология вообще начала применяться. Начало самое сложное. Отработка процессов, обкатка и подборка оборудования и материалов. Тестирование результатов. Скорее всего через сколько то лет самолёты и прочие летательные аппараты будут делать совсем не из металлов (сам планер\корпус). Поэтому надо начинать уже вчера.

          • 0
            Нет аватара hvt
            11.05.1617:30:27

            А углеродную ленту, кто производит? вообще все импортное, кроме сборки получается sdelanounas.ru/blogs/23728/. А наши материалы есть?

            Отредактировано: hvt~19:39 11.05.16
            • 0
              Нет аватара Egregore
              12.05.1601:43:07

              убейте тролля

            • 0
              Нет аватара brat_po_razumu
              12.05.1602:45:27

              У нищих — слуг нет. Выясни — и сообщи нам, где производится сырье.

              Может, мы это сырье в Штатах или там Японии закупаем. Так сообщи нам, что Штаты-Япония — торгуют сырьем.

            • 0
              Павел П Павел П
              12.05.1616:45:55

              Честно говоря не знаю. Но если даже лепят из импортного материала (в чём я сомневаюсь ибо когда нужда заставляла всё что угодно сами делали всегда) это как раз прекрасный повод сделать свой.

  • 1
    Ольга Солодахина Ольга Солодахина
    11.05.1608:54:30

    Люди, хочу спросить! А что у нас в стране с экранопланами? Рогозин говорил, что мол, в Крыму опять будут производство восстанавливать и опять все в разговоры ушло? Или как? Нет никаких хороших новостей по стране? Вроде как в экранопланах тоже можно использовать композитные материалы, что удешевит производство…А?

    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      11.05.1608:57:34

      говорил, что мол, в Крыму опять будут производство восстанавливать
      В Крыму никогда не делали экранопланы.

      • 1
        Ольга Солодахина Ольга Солодахина
        11.05.1610:22:08

        Пардон, восстанавливать на Каспии и перебрасывать их в Крым для перевозки пассажиров)

  • -1
    Нет аватара Rash
    11.05.1610:01:45

    На 5-ом фото тетенька покрытие в лупу разглядывает, упершись при этом в него рукой. Это есть гуд?    

    • 1
      Нет аватара MM5
      11.05.1611:45:54

      Руки тетеньки в стерильных перчатках!

      • 0
        Нет аватара hvt
        11.05.1612:49:35

        А что нельзя эту операцию автоматизировать, техническое зрение сейчас на подъеме.

        • 0
          Нет аватара MM5
          11.05.1612:56:32

          Автоматизировать можно. Но зрение человека пока превзойти невозможно!

          P. S. www.youtube.com/watch?v=_W8jf89gs8E (3.32 мин).

          • 0
            Нет аватара hvt
            11.05.1613:05:13

            Я конечно не знаю, что она проверяет, но мне кажется, что если нужно, то можно сделать. Я готов в этом поучаствовать на добровольных началах, дайте ТЗ.

            Отредактировано: hvt~15:06 11.05.16
            • 0
              Нет аватара MM5
              11.05.1613:13:18

              Бери … разрешаю

              • 0
                Нет аватара hvt
                11.05.1613:19:09

                Давай.

                • 0
                  Нет аватара MM5
                  11.05.1613:22:04

                  Бери

                  • 0
                    Нет аватара hvt
                    11.05.1613:25:05

                    Где.

                    • 0
                      Нет аватара MM5
                      11.05.1613:25:50

                      Традиционно … в Караганде

                      • Комментарий удален
                      • Комментарий удален
  • 0
    arslan86 arslan86
    16.05.1611:10:21

    Хорошая статья!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,