Пару слов о деятельности ОАО «Завод специальных автомобилей» в Набережных Челнах
Предлагаю вашему вниманию очень познавательный фоторепортаж Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) — российской научно-исследовательской организации и ее сотрудников о деятельности ещё одного российского автомобильного завода и его продукции. Фоторепортаж отредактирован по правилам сайта «Сделано у нас». Стиль, орфография и пунктуация автора сохранены.
Как известно, ОАО «Завод специальных автомобилей» (ЗСА), расположенное в Набережных Челнах, отвечает за выпуск широкого спектра специальной продукции, включая бронированные автомобили семейства «Тайфун», бронированные машины семейства «Выстрел», а также ведет сборку опытных шасси в рамках ОКР «Платформа». Наибольшая таинственность окутывает работы по последней тематике, о которой известно, что в соответствии с заданием Министерства обороны России работы ведутся с 2010 года по созданию «высокомобильной модульной платформы» различного назначения трех типов, предназначенных для замены в Вооруженных силах России колесных платформ Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).
К семейству шасси по ОКР «Платформа относятся»: К78504 — седельный тягач с колесной формулой 8×8 для буксирования прицепных систем массой 90-165 т и балластный тягач с колесной формулой 8×8 для буксирования прицепных систем массой до 75 т; шасси К78509 с колесной формулой 12×12 грузоподъемностью 50 т; и шасси К7850 с колесной формулой 16×16 грузоподъемностью 85 т. Все машины созданы умом и руками работников ПАО «КАМАЗ» и ОАО «Завод специальных автомобилей» с участием широкой кооперации российских предприятий. На заводе знают о критике их деятельности, но один заводчанин в ответ на вопрос о недостатках ответил просто: «Критиковать можно все, но лучше начать с себя, а потом с жены, потому что она вышла замуж за такого человека». Гордость за свою работу чувствуется везде.
Благодаря тому, что ЗСА расположен рядом с 311-м цехом АО «Ремдизель» удалось узнать некоторые подробности работы предприятия.К7850 проходит ресурсные испытания (объемом несколько тысяч километров), по словам заводчан, в ходе них был истерт не один комплект покрышек и они полностью находятся в графике. На машине действительно стоят мотор-колеса, которые хорошо видны на фотографии (причем электродвигатели российского производства). Безусловно, как и у любой опытной конструкции в ходе испытаний выявляются различные вопросы, но заводчане настроены оптимистично, отмечается высокая отказоустойчивость систем, работа в цехе кипит. Причем шасси каждой из машин имеются более чем в одном экземпляре, на каждой видны следы эксплуатации. Внутри кабины (К78509) — космос: у водителя имеются камеры кругового обзора и экраны системы отображения информации, на которые воводится информация о работе агрегатов и систем, а также имеется возможности с экрана управлять режимами движения (всего их шесть), имеется электронное управление подвеской.
Кроме работ по «Платформе» ЗСА весьма активно развивает тематику бронемашин повышенной защищенности семейства «Тайфун». В настоящее время заказчику в лице министерства обороны России сдано уже порядка 70 машин К63968 «Тайфун-К», в цехе было заметно еще несколько десятков рам для этих машин.
ЗСАтакже ведет работы и по новому защищенному автомобилю К4386 «Тайфун-ВДВ». Машина отличается безрамной конструкцией, усиленной противоминной защитой и оснащена боевым модулем. Новый броенатвомбиль создается специально в интересах Воздушно-десантных войск Российской Феерации. Интересно, что машину разработала группа студентов из ВУЗов Татарстана, они же участвовали в сборке первого опытного образца. Недавно он был замечен во время испытаний в окрестностях Набережных Челнов.
На открытой площадке рядом с предприятием удалось увидеть корпус еще одного корпусного автомобиля повышенной защищенности — К63969, который прошел испытания на подрыв и обстрел.
Результаты видны на фотографиях.По словам разработчиков, данный корпус подвергся боковому взрыву заряда с массой ТНТ 10 кг, под колесом было взорвано шесть килограмм ТНТ, а под передним и средним мостами — по четыре килограмма. На вопрос, что дальше будет с этим корпусом, представитель АО «Ремдизель» Людмила Трейстман сообщила, что имеются планы привезти его на выставку «Армия-2016», «а там как карта ляжет».
Внутри корпуса вроде бы внешне все цело, дверь не перекосило.
Досталось и бортам — проводился обстрел из пулемета. Видна структура многослойной брони с керамикой (темно-серого цвета).
Бронестеклу тоже многое пришлось испытать. Но оно выдержало, как и лобовая проекция.Несмотря на разработку и запуск в производство новой техники, на ЗСА не ушел в историю бронеавтомобиль К43269 «Выстрел». Их производство ведется до сих пор, они по большей части используются для монтажа различного целевого оборудования.
В развитие предыдущего поста пару слов о «Рысях».
В армии различных стран поставленно более 7000 ЛБМ IVECO, известно о 120 случаях подрыва, когда никто из находившихся в пораженных машинах не погиб. Несмотря на многолетние споры по поводу «Рыси», в России так и не создан автомобиль такого класса и такого уровня минной защиты .
Выше уже упоминалась история со сборкой «Ремдизелем» бронеавтомобилей «Рысь» (Iveco LMV). У завода было два контракта на их сборку — от 2013 года на 207 машин, и от 2015 года на сборку 83 единиц. Машины по контракту 2015 года сданы заказчику. Интересно, что из-за санкций Европейского Союза от 2014 года пришлось менять логистику — если машины LMV первой партии доставлялись в Россию на фурах, то вторую пришлось транспортировать по морю из-за запрета на их провоз некоторыми странами ЕС.Из-за возникших бюрократических сложностей машины первой партии так и стоят на заводкой площадке. На заводе надеются, что все формальности получится разрешить в течение текущего лета и оставшиеся «Рыси» отправятся заказчику. Объем выручки «Ремдизеля» от работ по 290 «Рысям» — всего 7,8 млн рублей, которые получились от сложения нормо-часов (на сборку каждой машины из трех модулей требуется 24 нормо-часа).
«Под занавес» посещения Набережных Челнов состоялся состоялся примечательный разговор с генеральным директором АО «Ремдизель» относительно того, можно ли вообще оценить роль и необходимость «Рысей», а также то, стоило ли вообще связываться с этим проектом. Тема, несмотря на годы, все еще актуальная, что показали и наши предыдущие постинги. Он ответил просто: «А как оценивать результат? Как можно оценить жизнь военнослужащих: в килограммах, стоимости страховки? По-моему, ответ очевиден — если машина может спасать жизни и на практике это доказала, то вопрос цены уже второстепенен».
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
06.08.1609:04:35
06.08.1609:26:08
08.08.1601:20:19
06.08.1613:46:39
06.08.1618:56:54
06.08.1616:42:50
07.08.1609:15:26
07.08.1611:29:10
07.08.1618:48:24