стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
50

Отечественное производство и рынок башенных кранов

Кризис все готов поставить с ног на голову и не собирается оставлять строительную отрасль в покое.

Особенно сильно спад ощущается на рынке башенных кранов. О таких специфических направлениях отечественной промышленности говорят редко, а ещё реже говорят вдумчиво, располагая хоть какой-то информацией. Наиболее частое заблуждение, которое раз за разом копируют специализированные СМИ — это то, что отечественного краностроения не существует вовсе, а если оно и есть, то выпускает устаревшую и некачественную продукцию (о том, как такие предприятия существовали бы в условиях рыночной экономики, журналисты не задумываются). В нескольких публикациях я бы хотел развеять миф об упадке российского краностроения и ввести Вас в реальный курс дел этой отрасли.

Российское производство башенных кранов

В 1980х годах на территории Советского Союза действовало 28 предприятий, специализирующихся на производстве башенных кранов. Суммарные объёмы выпуска достигали 4 000 единиц техники в год. Но в результате череды политических и экономических кризисов многие гиганты не смогли адаптироваться к новым реалиям рынка, и на сегодняшний день в России осталось всего 3 крупных производителя башенных кранов: объединённое предприятие «Одинцовский машиностроительный завод» и «Строммашина»; «Ржевский краностроительный завод» (РКЗ) и «Литейно-механический завод» (ЛМЗ, выпускает технику под брендом GIRAFFE).

Каждый из существующих заводов способен производить по 500 — 800 единиц техники в год, однако при текущих реалиях рынка данные объёмы многократно перекрывают спрос даже при полном отказе от импортной техники.

Сегодня европейские, китайские и отечественные производители наравне борются за внимание потребителей. И если Китай может предложить только низкую цену и зачастую сомнительное качество, то отечественные производители по надёжности и технологичности кранов уже давно сравнялись, а в чём-то даже превзошли европейских конкурентов. Российское краностроение это уже не те серийные КБ, которые застраивали панельными девятиэтажками целые районы. Это современные башенные краны всех категорий: и быстромонтируемые краны для малоэтажной застройки и строительства нулевого цикла; и верхнеповоротные краны, и краны повышенной грузоподъёмности для строительства промышленных объектов.

Производство верхнеповоротных кранов освоено всеми отечественными производителями, на Ржевском заводе и Строммашине производят верхнеповоротные краны с оголовком, а под брендом GIRAFFE выпускаются безоголовочные краны, которые пользуются большим успехом. За счёт неподвижной башни они могут монтироваться не только на опорную секцию или рельсовые пути, но и на анкерное основание, что значительно экономит место на строительной площадке. С использованием монтажной обоймы башенный кран может быть изначально смонтирован на минимальную высоту, что облегчает работу машиниста на нулевом цикле строительства. В дальнейшем с ростом возводимого объекта растёт и сам кран, постепенно наращиваясь секция за секцией без использования дополнительной техники. С увеличением высоты башенного крана начинает играть ключевую роль ещё одно преимущество неповоротной башни: возможность крепления крана к возводимому объекту, благодаря жесткой фиксации башни, кран может вырасти в высоту более чем на 200 метров и строить поистине колоссальные объекты.

В России под брендом Giraffe налажено производство первых отечественных быстромонтируемых кранов SMK-5.66 и SMK-3.33. Компактность значительно облегчает и удешевляет транспортировку быстромонтируемого крана, а уникальная конструкция сокращает время монтажа до 4 часов. При этом кран полностью приспособлен к специфике российского климата, что делает его уникальным не только на российском, но и на европейском рынке: существующие импортные аналоги не могут похвастаться работой в диапазон температур от -40 до +40.

Новый тренд среди иностранных производителей башенных кранов — локализация производства на территории России. Многие ведущие зарубежные производители: Liebherr, DongJian, Peiner частично локализовались на производственных площадках России. Тем не менее, до того чтобы стать «российскими кранами» им ещё очень далеко: конструкторские отделы остаются за границей, а у нас производятся только самые простые в изготовлении типовые элементы (секции башни, рядовые секции стрел), основные и наиболее технологичные узлы всё ещё ввозятся из-за границы. Такая тенденция — это, скорее, полумера для снижения цены, нежели реальный вклад в отечественное краностроение.

Рынок во время кризиса

Всего в 2015 году объемы продаж башенных кранов в России снизились в 4 раза, а в первом полугодие 2016 года упали практически на дно 2009 года. За 6 месяцев по всей России было продано всего полсотни башенных кранов.

Можно сказать, что рынок достиг своего минимума, количества необходимого для самого скромного обновления парка техники и строительства проектов с государственным финансированием, дальше падать уже некуда. Однако и точек роста в ближайшее время не предвидится: иссякли все источники финансирования жилищного строительства.

Реальные доходы населения упали из-за инфляции, вызванной падением рубля, инфляция и растущая ключевая ставка не дают снизить ставку по ипотечному кредитованию, банки неохотно кредитуют строительный сектор, а государственные средства на фоне бюджетного дефицита расходуются только на первостепенные задачи и ключевые отрасли промышленности.

Текущий политический и экономический кризис выдались действительно затяжными, и выход из них также будет продолжительным. При текущем экономическом курсе кардинальной смены обстановки в ближайшее время не предвидится. Только начиная с 2017 года страна, по прогнозам экспертов, начнет постепенно выходить из кризиса, восполняя потери 2015-2016 года. При такой обстановке рынок башенных кранов ещё долгое время может находиться на спаде.

Игроки рынка, тенденции последних лет

С обострением политической обстановки в Украине, присоединением Крыма и вводом экономических санкций многие ведущие европейские производители покинули российский рынок башенных кранов. Potain, Liebherr, Comansa начали терять свои позиции в ещё благоприятном 2014 году. Освободившийся рынок заполонили башенные краны китайского производства. В первом полугодии 2014 года десятки китайских производителей поставляли в Россию свою продукцию.

Однако наших строителей не обманешь заниженной ценой, вкусив все «прелести» китайского ширпотреба, уже во втором полугодии 2014 года застройщики стали отдавать предпочтение кранам отечественного производства и крупным проверенным китайским поставщикам. Европейские производители под гнётом двухсторонних санкций не особо и боролись за Российский рынок башенных кранов, ещё не подозревая, что тем самым теряют его минимум на пару лет.

Второй удар по рынку пришёлся на рубеж 2014-2015 года: падение цен на нефть и последующее обрушение рубля сделали европейские краны совершенно неконкурентоспособными. Панические настроения охватили население, побуждая скидывать как можно больше накоплений, опасаясь окончательного обесценивания рубля. На этом фоне меньше всего пострадали Российские и Китайские производители башенных кранов, именно они и составили рынок первой половины 2015 года.

Несмотря на недавнюю панику в первом полугодии 2015 года многие всё ещё тешили себя позитивными прогнозами и ожидали скорый рост экономики, признаки системного кризиса экономики могли разглядеть единицы. К середине 2015 года российская экономика была обескровлена: из-за санкций и политических волнений иностранные инвесторы начали выводить свои средства из российской экономики; упавшая нефть лишила казну основного дохода; инфляция, вызванная падением рубля и ростом цен на все импортные товары; обесценила доходы и накопления граждан; банковский сектор ушёл в глухую оборону и, опасаясь массовых банкротств, перестал кредитовать предприятия.

Лишившись основных источников финансирования, жилищное строительство впало в собственный затяжной кризис: есть текущие проекты строительства, но перспективы рынка неясны. Спрос на недвижимость начал падать, однако застройщики не были готовы к снижению цен и до последнего не хотели терять потенциальную выгоду.

В итоге, ко второй половине 2015 года рынок практически сошёл на нет, если бы не проекты с государственным финансированием, такие как строительство стадионов к чемпионату мира по футболу, отрасль уже бы полтора года находилась на критическом объёме рынка в 100 кранов в год.

Европейские компании сильно потеряли свои позиции уже начиная с политического кризиса, и в текущей ситуации вернуть хотя бы старую долю рынка им будет крайне сложно, даже при локализации производства их техники на территории РФ. Лучшие результаты на кризисном рынке башенных кранов показывают отечественные производители. Доля Российских компаний в продажах башенных кранов превысила 50%, вот только производителей эта ситуация не спасает: если у европейских и азиатских производителей после краха российского рынка остались внутренние продажи в регионах производства и поставки на экспорт в другие страны, то экспортные поставки отечественных кранов продолжают находиться на минимальном уровне. По факту российские краны продаются только в границах СНГ, при этом экономическое состояние других стран-участниц содружества в большей мере обусловлено состоянием России.

Хотя государственная поддержка жилищного строительства постепенно сходит на нет, более важные для экономики отрасли продолжают финансироваться, именно поэтому в последний год поставки башенных кранов для промышленного строительства стали предметом борьбы всех производителей грузоподъёмного оборудования.

Рынок достиг дна и в ближайшие годы будет постепенно восстанавливаться, но не стоит ждать бурного роста, какой был в 2010-2014 и уж тем более в 2005-2008 годах. Текущий кризис не оставил путей отхода или готовых точек роста, рынку придётся выстраиваться заново.

В каком бы направлении ни развивался рынок башенных кранов в ближайшие годы, можно с уверенностью сказать, что за счёт высокого качества, надёжности и современных конструкторских решений отечественная продукция обязательно найдёт своего потребителя.

Источники статистических данных:

 http://comtrade.un.org/data 

 http://stat.customs.ru/ 

https://fedstat.ru/

«Союз производителей дорожной и строительной техники»

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • Комментарий удален
  • Комментарий удален
    • 2
      Сергей Калинин Сергей Калинин
      30.08.1612:59:48

      Вы правы, такие проекты действительно существуют, активно работает и Спецстрой России и целевые программы по обеспечению жильем малоимущих, многодетных семей, сирот, врачей, военных, переселению из аварийного жилья. Финансирование этого направления хоть и было уменьшено (изменение в ФЦП «Жилище» от 26.05.16), но пока не в критических объёмах.

      Эти программы подстёгивают строительную отрасль и понемногу обеспечивают заказами производителей техники, но массовый спрос на башенные краны создаёт именно свободный рыночный спрос на недвижимость и уверенность строительных компаний в будущих заказах.

      В этом направлении есть негативная тенденция: в 2016 году впервые не был повышен размер материнского капитала, неясна ситуация с дальнейшим субсидированием ипотечной ставки. Ведётся разговор о том, что ставка будет понижаться не гос. субсидиями, а банковскими механизмами, но как это будет реализовано на деле пока никто не знает, как никто не знает до какого времени будут продлевать программу материнского капитала.

      • -2
        Нет аватара termometrix
        30.08.1616:39:30

        в 2016 году впервые не был повышен размер материнского капитала, неясна ситуация с дальнейшим субсидированием ипотечной ставки. Ведётся разговор о том, что ставка будет понижаться не гос. субсидиями, а банковскими механизмами, но как это будет реализовано на деле пока никто не знает, как никто не знает до какого времени будут продлевать программу материнского капитала.

        В таком случае гении Минфина обрушат рынок,по сути всю строительную отрасль.И выход из кризиса не будет.

        Михаил Мень:"Субсидии для ипотеки-это серьезна нагрузка для бюджета"

        Продление субсидий для ипотеки в 2016 году обойдется бюджету в 16 млрд рублей

        16 млрд рублей -это «серьезная нагрузка для госбюджета»?!?Копейки.И эти 16 млрд руб поддерживют триллоный рынок,не знаю смеятся или плакать.

        Путин:"Размер бюджетного дефицита должен составить не более 3% ВВП".

        Дефицит консолидированного бюджета России в 2015 г. составил 2,7% ВВП,то есть даже по этому пункту российская экономика недофинансирована на 0,3% ВВП в прошлом году или около 270 млрд рублей.

        Зы.А Россия списала свои должникам более 140 млрд долларов или 8,7 трлн руб по текущему курсу.

      • 2
        Нет аватара termometrix
        30.08.1616:56:08

        Ведётся разговор о том, что ставка будет понижаться не гос. субсидиями, а банковскими механизмами, но как это будет реализовано на деле пока никто не знает

        Очень просто.

        Создается консорциум среди госбанков-это Сбербанк,ВТБ,Внешэкономбанк,Газпромбанк,Россельхозбанк,ЦБ капитилизрует их/дает целевые деньги/ 2-3 трлн рублей дополнительно под реализацию программы поддержки ипотечного кредитования и они выдают ипотечные займы под 7-8% годовых,тогда за счет механизмов спроса и предложения и остальные банки,частные банки,начнут выдавать более доступные ипотечные кредиты.

        Вот и все,довольно элементарный рыночной механизм.Нужна только воля со стороны государства и эффективный контроль за расходованием средств ЦБ.

        Отредактировано: termometrix~16:38 31.08.16
        • 1
          Нет аватара termometrix
          30.08.1621:36:03

          Либо создается Жилищно-сберегательный госбанк,ЦБ капитализирует его 2-3 трлн руб. дополнительно и он начинает выдавать ипотечные кредиты под 7% годовых.И остальные банки начнуть делать тоже самое.

          Но создание такого банка это размножение бюрократии…

          Вариант описанный выше лучше,имхо.

          Отредактировано: termometrix~23:37 30.08.16
    • 1
      Нет аватара termometrix
      30.08.1616:13:41

      в плане строительства жилья для граждан, проживавших в аварийном жилье (плюс программы Жилье для российско семьи; обеспечение жильем многодетных семей, сирот, инвалидов, ветеранов войн, учителей, врачей, военных, полиции, МЧС

      Это состовляет максимум 8-10% от всего строительного сектора,а то и меньше.

  • -2
    Нет аватара termometrix
    30.08.1616:09:59

    В чем смысл этого поста?!

    График иллюстрирует тотальный обвал в этом сегменте,огормная недозагрузка проммощностей,а это означает только одно-скороожидаемая череда массовых банкротств производителей стройтехники:

    Отредактировано: termometrix~18:12 30.08.16
    • Комментарий удален
      • -1
        Нет аватара termometrix
        30.08.1618:10:45

        экспортировать продукцию и не расширят географию экспорта.

        Это в теории вероятности,в условиях жуткого перепроизводства по всему миру,рассчитывать на внешние рынки нельзя особенно.

        Нужна нормальная программа обновления основных фондов строительной отрасли России и СНГ.

        В 2013 г. парк башенных кранов в строительных организациях насчитывал 3,9 тыс. единиц

        Ежегодное производство около 200 шт. в среднем обеспечивает заказами заводов на 20 лет вперед.

        Отредактировано: termometrix~20:46 30.08.16
    • 0
      Сергей Калинин Сергей Калинин
      31.08.1606:10:19

      Это не первое обрушение рынка башенных кранов, в 2009 году ситуация была аналогичная, рынок рухнул с 1470 кранов/год до 100 (импорт+отечественное производство). Правда тогда рынок обрушился быстрее и быстрее восстановился, сегодня таких радужных перспектив пока что не наблюдается.

      Конечно, тот год подкосил многие производства, однако, как видите, предприятия выжили, выводят на рынок новую продукцию и совершенствуют производство.

      Конечно производственные мощности недозагружены, но есть многолетний опыт, компетенции, собственные конструкторские разработки, при грамотном управлении и должном уровне «гибкости» даже в текущей ситуации можно не только выжить, но и развиваться.

      Однако государственная поддержка отрасли действительно нужна, при этом она должна быть не столько финансовая, сколько регулятивная. Очень многие крупные и нетиповые проекты отдаются иностранным компаниям, поскольку у них уже есть наработки в этом направлении, собственные проекты при таком отношении никогда не появятся.

      //судя по комментариям, стоит подготовить отдельный материал по этому вопросу.

      Отредактировано: Сергей Калинин~08:18 31.08.16
  • 1
    von_gobelen von_gobelen
    30.08.1620:47:26

    Очень интересно. Хотелось бы увидеть обзор с точки зрения нормативной базы. У меня отрасль работает по базе 84 года. Башенные краны использовать крайне затруднительно.

    • 0
      Сергей Калинин Сергей Калинин
      31.08.1607:02:06

      У меня отрасль работает по базе 84 года. Башенные краны использовать крайне затруднительно.

      А в какой отрасли и сфере Вы работаете?

      У башенных кранов, автокранов, гусеничных ДЭК-кранов и др. свои сферы применения, и не во всех проектах они взаимозаменяемы. Хотя, конечно, за 30 лет краностроение ушло далеко вперед.

      Отредактировано: Сергей Калинин~09:03 31.08.16
      • 0
        von_gobelen von_gobelen
        31.08.1620:07:32

        Строительство подземных сооружений. Краны используем вместо горных комплексов. Глубина подъёма до 85 метров.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,