Лого Сделано у нас
95

«Вымпел» возрождает суда на подводных крыльях

35-метровое судно, напоминающее изящными обтекаемыми формами то ли космический корабль, то ли подводную лодку, несётся по водной глади со скоростью 65 километров в час. У барной стойки стоит мужчина в ожидании своего коктейля и обсуждает с коллегой последние новости. Это не сцена из фильма, а почти реальность. «Вымпел» выходит на финишную прямую в создании «Кометы 120М». Судно на подводных крыльях пришлось возрождать с нуля, но советские традиции вкупе с современными технологиями вот-вот подарят России уникальный транспорт с совершенно иным подходом к комфорту, салоном бизнес-класса с креслами, как в самолёте, и даже баром.

Возвращение на воду

Одним из важных прорывов в судостроении XX века стало изобретение судов на подводных крыльях: они приподнимают корпус во время движения, уменьшая площадь соприкосновения с водой. Это позволяет развивать гораздо бо́льшую скорость при равном расходе топлива. Такие суда в начале XX века начали строить в Италии, Франции, США, Канаде. В Советском Союзе первая пассажирская «Ракета» появилась лишь в 1957-м. Но отставание по времени СССР компенсировал объёмом: по всей стране использовались более тысячи таких судов — это в разы превосходило показатели любой другой страны.

С распадом Союза производство «крылатых» остановилось практически во всех бывших республиках, хотя некоторые суда используют и по сей день. Неужели оригинальная идея устарела? Нет, решили в нижегородском ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева и спроектировали морскую пассажирскую «Комету 120М».

Такой «Комета» должна стать уже летом 2017-го

За строительство первого в XXI веке СПК взялся рыбинский «Вымпел». О том, в чём особенность этого проекта, рассказывает начальник управления гражданского судостроения завода Сергей Мазохин:

Сергей Мазохин: «Проект уникален не только преимущественными характеристиками, которые достигаются использованием подводного крыла, но и практически эксклюзивностью производства этого типа судов. В мировой судостроительной индустрии в настоящее время суда на подводных крыльях серийно не производятся. Это обусловлено высокой технологической сложностью изготовления конструкций судна и глубокой инженерной проработкой проекта. Но в этом и есть исключительность „Кометы 120М“: построить её в разы сложнее, но в результате мы получаем продукт, который имеет значительные преимущества по сравнению с аналогичными скоростными судами».

Самое главное — при равных скоростях движения и пассажировместимости расход топлива у «Кометы» меньше в 1,5-2 раза. Этот параметр важен при расчёте стоимости билета.

У корпуса судна обтекаемый, современный облик. Для сравнения — большинство пассажирских судов имеет больше плоских элементов в дизайне, что делает их похожими на вагон поезда или автобус. Комфорту пассажиров уделено особое внимание. Это выражено в применении современной шумо- и виброзащиты, системы микроклимата, а также новых отделочных материалов и логистики расположения внутренних помещений.

Сергей Мазохин: «В конце прошлого года „Вымпел“ завершил самый сложный процесс освоения технологий строительства судна — изготовление и установку крыльевого устройства. Это, по сути, прорыв, учитывая, что завод делает такую работу впервые. Летом этого года предприятие должно закончить строительные работы и начать ходовые испытания в акватории Чёрного моря. Уже в следующем году рассчитываем, что в Черноморском бассейне начнется новая эра скоростных пассажирских перевозок с использованием совершенно новой „Кометы 120М“. У туристов и просто пассажиров появится возможность передвигаться между курортами Крыма и Кавказа».

prevnext1 2 3 4 5 6 7 8

Строительство «Кометы»

Заместитель начальника конструкторско-технологического отдела по технологической части Александр Красильщиков рассказывает об особенностях производства уникального транспорта.

Александр Красильщиков: «ЦКБ по СПК имени Алексеева полностью переработало проект советского судна: конструкторы заменили всю начинку, всё оборудование с учётом современных требований. Одна из серьёзных новаций — использование крыла с системой стабилизации качки. На крыльевое устройство установлены закрылки, которые могут поворачиваться и при волнении до четырёх баллов обеспечивать устойчивость судна, смягчать удары волн, что позволит пассажирам чувствовать себя комфортно».

По словам Александра Красильщикова, завод вложил в создание «Кометы» опыт, полученный при строительстве 60-ти «Мангустов» — катеров совершенно иного предназначения, гораздо меньших по размерам, но построенных по тому же принципу.

Александр Красильщиков: «"Мангуст» весь строится в одном стапель-кондукторе, мы не разбиваем заказ на секции или узлы. Также мы делаем и с «Кометой», это самый экономически целесообразный подход. Мы изготовили единый стапель-кондкуктор для корпуса судна на подводных крыльях".

Александр Петрович берёт листок бумаги, кладёт поверх чертежей и начинает рисовать, объясняя технологию.

«И днищевая секция, и борта, и палуба, и рубка собираются вместе».

На предприятии подчёркивают: проектировщик разработал проект и принципиальную технологию строительства, к которой «Вымпел» добавил собственные уникальные наработки. Специально для «Кометы» предприятие купило особый портально-фрезерный станок, позволяющий достичь нового уровня точности деталей. Технологию изготовления крыльев пришлось осваивать заново. В советские времена на предприятиях секции крыльев делали без оснастки. На «Вымпеле» для носового и кормового крыльевых устройств изготовили кондукторы, чтобы достичь максимальной точности.

Взгляд изнутри

Прочитать описание судна и побывать внутри — совершенно разные эмоции. «Комета 120М» ещё не достроена, но весь корпус уже собран, и вполне можно ощутить себя одним из 120-ти его будущих пассажиров.

Александр Кузин, ответственный сдатчик: «Корпусные работы завершены, проведены необходимые испытания. Готовимся к установке валопроводов, монтажу механизмов и устройств. Отделку СПК будем создавать под конкретного заказчика: именно он выберет цвет и ценовую категорию отделочных материалов».

Так салон «Кометы» выглядит сейчас

Вместе с «экскурсоводом» шагаем по помещениям. В «Комете» будет два пассажирских салона, как в большом самолёте. Передний, скорее всего, отведут под бизнес-класс: отсюда откроется особенно красивый вид на море.

А так будет выглядеть после отделки

Сейчас предприятие ведёт поиск заказчиков.

Олег Белков, генеральный директор судостроительного завода «Вымпел»: «Мы провели много переговоров с иностранными заказчиками, параллельно ведём работу с правительством Крыма, руководством Краснодарского края, с Минпромторгом, так как есть указание президента Путина организовать водное движение по маршруту Крым-Кавказ. И сегодня из всех кораблей, которые есть, операторы склоняются к использованию „Кометы“, как своеобразного „маршрутного такси“, которое соединит населённые пункты курортов Краснодарского Края и Республики Крым. Пока речь идёт о серии из пяти „Комет“».

Пожалуй, только фото могут передать масштабы судна, но не масштабы проекта. Как поясняет Александр Кузин, сейчас практически не осталось мастеров, строивших корабли на подводных крыльях в Советском Союзе. Фактически «Вымпел» создаёт совершенно новую технику, которая выведет пассажирские перевозки по морю на непривычный рядовому россиянину европейский уровень. Возможно, Россия пока не нашла решения для вечной проблемы обычных дорог, но рыбинский завод определённо подобрал отличную альтернативу для мест, где есть море.

Автор: Дмитрий Воробьёв

  • 5
    Георгий Свиридов Георгий Свиридов
    20.06.1717:22:46

    Класс корабли. То что загубили выпуск «ракет» это конечно катастрофа. Молодцы что восстанавливают производство и еще лучше что не подняли старый проект(хотя это тоже было бы не плохо-как говорится лучше строить, чем не строить), а создают современные суда. Для России с ее большим количеством крупных рек, такие суда это очень важно.

    Да банально летом, жара. Одно дела поехать в Петергов по пробкам на автобусе и другое дело на «ракете»… Одна поездка в тягость, другая в радость. А Питер это крупны туристический центр.

  • 0
    Нет аватара ivania
    20.06.1718:14:04

    Что же всё-таки эффективнее, воздушная подушка или подводные крылья?

    • 0
      Нет аватара Yarhann
      20.06.1722:21:18

      если быстро то эффективнее самолет но он требует инфраструктуру впрочем как и судно хоть с крыльями хоть без .

      а вот если нет инфраструктуры или она минимальна то тут будут по скорости рулить вертухи а по дешевизне тренспортировки на подушке и самая шара это всевозможные пассажирске плоскодонки которые могут десантировать народ прямо выйдя на берег носом типа Теплоход «Заря» .

      Как по мне на подводных крыльях лучше как прогулочная яхта — быстро и не особо шумно — надеюсь современные образцы будут значительно тише. А относительно Петегофа то конечно суда там рулят какие нахрен автобусы — нюхать выхлопы.

      Отредактировано: Yarhann~22:25 20.06.17
      • 0
        capt4net.livejournal.com capt4net
        21.06.1712:40:04

        Что «Ракета», что «Метеор» не требуют дорогих причалов — достаточно баржи около берега.

        У нас иногда так «Ракета» заменяла «Зарю», когда те в ремонте были.

        • 0
          Нет аватара Yarhann
          21.06.1721:37:28

          ну это несерьезный подход баржа у берега и т. п. причал или есть или его нет и соответственно необходимо использовать соответствующий транспорт. каждый инструмент надо применять по назначению. у баржи как бы тоже есть свое предназначение она не пристань для транспорта. может в совке и были бесхозные баржи, но нонче у каждой посудины есть хозяин и после списания в утиль ее распилят на металл.

          • 0
            capt4net.livejournal.com capt4net
            22.06.1712:56:37

            Это нормальный подход, который обеспечивает применимость крылатых судов где угодно, без постройки бетонных причалов за кучу денег.

            Вместо баржи можно построить дебаркадер — он тоже недорогой.

            Можно баржу в него переоборудовать.

            • 0
              Нет аватара Yarhann
              22.06.1720:14:46

              слово построить мне больше внушает доверия пусть будет дебаркадер ) … хотя можно конечно и баржу переоборудовать ) но думаю что баржу лучше в утиль сталь устала ей надо заново родиться в плавильне

  • 2
    Нет аватара вадим 1980
    20.06.1721:06:41

    у каждой модели есть + и —

    Отредактировано: вадим 1980~21:07 20.06.17
  • 2
    Денис Субботин Денис Субботин
    21.06.1700:16:19

    Видел информацию по Р24. всё ждал, когда на СУН появится… Дождался, спасибо опубликовавшему.

    Интересно будет посмотреть на новые суда. В детстве на каком-то из подобных ездил на дачу по Новоладожскому каналу. было прикольно.

  • 2
    Александр Скориков
    21.06.1700:34:20

    отлично, можно будет сгонять в Сочи на пару дней и вернуться в Ялту или из Алушты в Севастополь за полчаса, а можно из Ростова, жаль, машину там только не пристроить

  • -8
    Нет аватара stasik
    21.06.1700:57:34

    И чем здесь гордиться? Это какой-то полный позор. Простое суденышко, которое должно строиться за 2-3 месяца, строится 4 года (!) и до окончания строительства еще очень далеко, по сути построен только корпус. Чем здесь гордиться? Пора признать, что Россия напрочь потеряла все технологии скоростного судостроения.

    • 3
      Нет аватара brat_po_razumu
      21.06.1705:33:13

      Глупость. Если я построил или строю себе хороший дом, или баню — я этим горжусь. Совершенно не важно, сколько я этот дом себе по времени строю — это от моих финансов зависит. Есть деньги — строю, временно нет денег — не строю, дом хороший — горужусь.

    • 0
      Нет аватара SergeyFX
      21.06.1707:29:42

      диванный специалист или доктор всех подряд наук?

    • 1
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      21.06.1708:29:10

      оторое должно строиться за 2-3 месяца

      Приведите пример, когдва и где суда подобного класса строятся 2-3 месяца.

      строится 4 года

      Ну да. Изначально его собирались построить чуть меньше, чем за 2 года. Но завод строит его на свои бабки. Сколько есть бабок у завода, на столько и строит. Сколько еще раз это надо повторить что бы дошло???

  • -6
    Нет аватара RedJak
    21.06.1701:40:20

    Всё хорошо кроме одного…цены…Цена этого судна 540(пятьсот сорок) миллионов рублей!!! Девять миллионов долларов…Да вы там ребята совсем опупели!!!Даже учитывая то,что головное судно всегда дороже последующих,это БАСНОСЛОВНО ДОРОГО…Потому и строят уже несколько лет,да всё достроить не могут.Именно по-этому же и нет РЕАЛЬНЫХ заказчиков.Разговоры про мифических греков это лишь разговоры.Греки не идиоты…Завод строит судно за свои деньги,т.к нет заказчика…Учитывая то,что противодиверсионные «Грачата» этого же завода стоят для государства в 912 миллионов рублей штука,можно считать что все они из платины с алмазным напылением…

    • 1
      Nikolay Kozmin Nikolay Kozmin
      21.06.1703:35:49

      И чем здесь гордиться? Это какой-то полный позор. Простое суденышко, которое должно строиться за 2-3 месяца, строится 4 года (!) и до окончания строительства еще очень далеко, по сути построен только корпус. Чем здесь гордиться? Пора признать, что Россия напрочь потеряла все технологии скоростного судостроения.

      Всё хорошо кроме одного…цены…Цена этого судна 540(пятьсот сорок) миллионов рублей!!! Девять миллионов долларов…Да вы там ребята совсем опупели!!!Даже учитывая то,что головное судно всегда дороже последующих,это БАСНОСЛОВНО ДОРОГО…Потому и строят уже несколько лет,да всё достроить не могут.Именно по-этому же и нет РЕАЛЬНЫХ заказчиков.Разговоры про мифических греков это лишь разговоры.Греки не идиоты…Завод строит судно за свои деньги,т.к нет заказчика…Учитывая то,что противодиверсионные «Грачата» этого же завода стоят для государства в 912 миллионов рублей штука,можно считать что все они из платины с алмазным напылением…

      Граждане провокаторы и тролли.

      Гордиться не кто не призывает, просто хорошая новость, что на предприятии делают такой прикольный теплоходик.

      Цена адекватна.

      Сроки и стоимость выбирает поставщик — они исходят из коммерческой составляющей, а не гособоронзаказ выполняют, так что им виднее что делать)

    • 0
      Нет аватара SergeyFX
      21.06.1707:28:39

      А сколько должен стоить такой проект? Расскажешь обо всех тонкостях или просто зашел тявкнуть попутно?

      • 0
        Nikolay Kozmin Nikolay Kozmin
        22.06.1721:36:37

        Кому должен? Сколько инвестор готов заплатить, столько и стоит, т.к. инвестор точно проверяет оправданность цены…

        P. S. Попутно тявкнул…

    • 3
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      21.06.1708:26:41

      Всё хорошо кроме одного…цены…Цена этого судна 540(пятьсот сорок) миллионов рублей!!! Девять миллионов долларов…

      Passenger Boat 150 seat (Пассажирский катер на 150 мест) — Япония — 1100000 $

      Подержанный (1997г. выпуска) и не на подводных крыльях

       http://kapitanoff.ru/suda.html#n3 

      Да ждапы совсем опупели!!!    

    • 0
      Олег Котов
      21.06.1713:12:22

      Ребят вы в школе учились? Экономика в школе была? Что составят цену продукции? Большая часть — это зарплаты, издержки, аренда, маркетинг, логистика и т. п. помножьте это все на сроки строительства. Добавьте первоначальные инвестиции на оборудование.Какие платиновые алмазные? 20 человек персонала с зарплатой хотябы 100 тыщ в месяц за год съедят 25 миллионов, за 2 года 50. А там не 20 человек и не 100 тыщ, и подготовительные работы не строительство сарая.

      • 0
        Нет аватара RedJak
        21.06.1722:55:25

        Учились не только в школе,но ещё и в кораблестроительном институте,который в России всего один,в отличии от десятков и сотен других ВУЗов не имеющих отношения к кораблестроению…   …Второй и последний такой институт есть только на Украине.То-есть в СССР было всего два кораблестроительных института.

    • 1
      Dmitry S Dmitry S
      23.06.1712:59:29

      Цена этого судна 540(пятьсот сорок) миллионов рублей!!!

      И что? Это, по-вашему, много, что-ли? В Самаре к чемпионату мира по ф, будь он неладен, закупили трамваи по 90 млн за штуку. Трамваи, блин. А тут — скоростное судно.

  • 0
    Kolyda Kolyda
    21.06.1709:18:08

    В мировой судостроительной индустрии в настоящее время суда на подводных крыльях серийно не производятся. Это обусловлено высокой технологической сложностью изготовления конструкций судна и глубокой инженерной проработкой проекта.

    По Амуру челночки из Китая отнюдь не на советских «Кометах/Ракетах» тридцатилетней давности плывут. Похоже китайские «товарищи» штампуют их как корабельные шлюпки.

    35-метровое судно, напоминающее изящными обтекаемыми формами то ли космический корабль, то ли подводную лодку, несётся по водной глади со скоростью 65 километров в час. У барной стойки стоит мужчина в ожидании своего коктейля и обсуждает с коллегой последние новости.

    В конце шестидесятых в командировку из Хабаровска в Комсомольск поехал на «Ракете». По пути мужчина из Троицкого перестарался «у барной стойки» и выпал за борт с кормы (или его пьяные коллеги «уронили»). Пару часов его искали, потом вернулись в Хабаровск на дозаправку и следствие. Запомнилась сия поездка.

    А вот на «Метеоре» по Уссурийскому заливу замечательно! Правда давным-давно это было…

    Отредактировано: Kolyda~09:20 21.06.17
    • 2
      Нет аватара olegg
      21.06.1712:13:50

      «По Амуру челночки из Китая отнюдь не на советских «Кометах/Ракетах» тридцатилетней давности плывут. Похоже китайские «товарищи» штампуют их как корабельные шлюпки."

      Это только вам похоже. А на самом деле этих челноков возят на Полесьях (пассажировместимость до 60 человек) постройки до 1996 года, поставленных из Белоруссии и переименованных в Лунтан

      Отредактировано: olegg~12:14 21.06.17
      • 0
        Kolyda Kolyda
        21.06.1719:36:12

        А на самом деле этих челноков возят на Полесьях (пассажировместимость до 60 человек) постройки до 1996 года, поставленных из Белоруссии и переименованных в Лунтан

        Спасибо за науку. Часто их приходилось видеть в районе Хабаровска и знакомые на таких ездили за тряпками в Китай. И в разговоре про поездку отвечали — «…да на китайской „Ракете“ в Фуюань плавали». Честно признаться уверен был, что китайцы скопировали, у них это любимое занятие.

  • 1
    Vladimir Smolnikov Vladimir Smolnikov
    21.06.1712:12:32

    Поставлю плюс однозначно!

    Но дорогие товарищи-господа, в чем-то stasik прав.

    Для серийной постройки таких судов, а их нужно сотни и с учетом того что будет экспорт. Я не буду сильно критиковать.

    Производство, верфь нужно бы модернизировать. Реорганизовать и дооборудовать.

    Строить такой катер 4 года — это никуда не годится. Нормальное время его постройки меньше года 8-11 месяцев. На одну штуку. Если же закладывать 4-5 штук, то получим их за это же время.

    Это очень выгодное коммерчески производство. Туристический сервис развит по всем странам побережья. Спрос будет обеспечен. Но сможет ли завод обеспечить своевременно этот спрос? На данном этапе — нет.

    Завод мог бы развиваться за счет средств и денег будущих заказов, под будущую продукцию. Но это нужно напряженно работать, по возрастающей.

    У нас могут делать все от самолетов до таких катеров. Но блин не умеют и не хотят продавать, не хотят сами искать заказчиков. Парадокс.

    Конечно государство поможет средствами и деньгами при плохом положении. Это правильно, но обратная сторона этого — поощрение иждивенчества и безинициативности.

    КАТЕР ПРОСТО ОТЛИЧНЫЙ.

    • 0
      Нет аватара RedJak
      21.06.1722:37:38

      Судно станет ОТЛИЧНЫМ только после ходовых испытаний,принятия в строй и опытной эксплуатации…А до того момента всё это только теория.Это известно любому корабелу…Ну, а остальным достаточно красивых фотографий,картинок и слов…   

  • 0
    Нет аватара olegg
    21.06.1712:19:57

    Комета-120 конечно хороша.

    Но было бы здорово воплотить в реалии два проекта, значащихся на заводе Море в Феодосии:

    1) ПАССАЖИРСКИЙ КАТАМАРАН SUPERFOIL 30

    Скорость полного хода, узлов — 48

    Пассажировместимость, чел — 148

    Мореходность — Обеспечивается ход при волнении до 3 баллов

    ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ - 150 миль (при скорости 40 узлов)

    2) ПАССАЖИРСКОЕ СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ «ОЛИМПИЯ"

    Скорость полного хода, узлов — 37

    Пассажировместимость, чел — 250

    Пассажировместимость, грузопассажирский вариант с 5 легковыми автомобилями, чел — 195

    Мореходность — на крыльях судну обеспечивается ход на волне высотой до 2,5м (при 3% обеспеченности) и ветре не более 6-ти баллов;

    — в водоизмещающем положении судну обеспечивается ход на волне высотой до 3,5 м (при 3% обеспеченности) и ветре не более 7 баллов.

    ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ - 300 миль

  • -1
    Нет аватара RedJak
    21.06.1722:32:39

    Для тех кто в восторге от цены в 540млн.деревянных.

    На сегодняшний день феодосийский ССЗ «Море» готов поставлять новые «Восходы» по цене 50млн.рублей за судно."Восход" это конечно не «Комета-120м»,но и цена в одиннадцать раз меньше…   …Так что чешите репы и думайте…

  • 0
    Нет аватара Славер
    22.06.1701:40:09

    «расход топлива у «Кометы» меньше в 1,5-2 раза. Этот параметр важен при расчёте стоимости билета"

    Видимо владельцы комет, ракет и пароходов не учитывают это, т.к. цены ровным счётом дороже, чем на обычные суда именно во столько раз

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,