Сегодня завершена ледокольная проводка отряда кораблей Северного флота (СФ) во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером (ТАРКР) «Пётр Великий» четырьмя атомными ледоколами через районы со сложнейшей ледовой обстановкой в проливе Матисена и на подходах к проливу Бориса Вилькицкого, расположенного между полуостровом Таймыр и архипелагом Северная Земля.

    Как отметил командующий СФ адмирал Владимир Королёв, под флагом которого проходит арктический поход отряда кораблей СФ, «уникальность операции состоит в том, что для совместного решения общей задачи был задействован весь атомный надводный флот Российской Федерации – тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и четыре атомных ледокола Госкорпорации «Росатом» — «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр».

    Ледокольная проводка 10 боевых кораблей и судов обеспечения СФ осуществлялась более 40 часов. Около 400 миль отряд кораблей прошел в сопровождении атомных ледоколов, надежно обеспечивающих навигационную и ледовую безопасность.

    30 июля в 23:49 атомный ледокол «50 лет Победы» Росатомфлота достиг точки Северного Полюса в 100-й раз. Это юбилейное посещение «макушки планеты» надводным судном за всю историю судоходства в Арктике.  Впервые географической точки Северного полюса достиг атомный ледокол «Арктика» под руководством капитана Юрия Кучиева. Это произошло 17 августа 1977 года.

    Из ста посещений Северного полюса лишь 15 раз его посещали иностранные суда (в частности, 8 раз до точки Северного полюса добирался шведский дизельный ледокол «Оден» и один раз - теплоход Vidar Viking,  трижды макушку планеты посещали ледоколы США и Германии, один раз - ледокол  из Канады). Из российских судов, помимо атомных ледоколов, 21 июля 1994 года Северного полюса достиг дизельный ледокол «Капитан Драницын», и трижды  - в 2005, 2007 и 2010 годах - научно-исследовательское судно «Академик Федоров», которое дважды возглавлял капитан Михаил Калошин и один раз - Валерий Викторов.

    Среди атомных ледоколов чаще всего до географической вершины планеты добирался атомоход «Ямал» -  46 раз. У а/л «50 лет Победы» этот рейс стал двадцатым. Среди капитанов на Северном полюсе чаще всех бывал Александр Лембрик (а/л «Ямал») - на его счету 22 похода на Северный полюс. 14 раз посетил Северный полюс капитан Станислав Румянцев (а/л «Ямал»), 11 раз - Андрей Смирнов (а/л «Ямал»), 10 раз - Валентин Давыдянц (а/л «50 лет Победы»). Для Дмитрия Лобусова, который  привел атомоход «50 лет Победы» к точке Северного полюса, этот рейс стал одиннадцатым.