• vysokepece1
    • vysokepece1

    В России создали уникальную технологию изготовления изделий из самого тугоплавкого материала в мире — карбида гафния.

    Карбид гафния считается самым тугоплавким материалом в мире (температура его плавления 4000 градусов). Его свойства крайне перспективны для использования в качестве теплозащитного покрытия для российских космических кораблей. Об этом сообщает портал «info.sibnet».

    Уникальная технология, разработанная специалистами Института ядерной физики им. Г.И. Будкера позволит создавать на основе этого перспективного материала необходимые для отечественной промышленности изделия.

    Традиционный способ получения карбида гафния невероятно энергозатратный. Российским ученым удалось упростить создание и обработку этого материала.

    Ученые пропустили карбид гафния специальное устройство, в котором можно смешивать и измельчать твердые вещества до микроскопических размеров. Затем нагрели и поместили под синхротронное излучение. Этот процесс занял всего пару минут.

    По словам старшего научного сотрудника ИХТТМ СО РАН Алексея Анчарова, уникальная технология может быть использована для получения других материалов с подобной теплоемкостью (тантала, молибдена и вольфрама).

    В Институте химии твердого тела и механохимии СО РАН разработали дешевый и эффективный метод трансформации гидроксида алюминия в субмикронный порошок альфа-оксида. Это вещество можно применять для производства высококачественных керамических изделий — в том числе, и для оборонной отрасли.

    Разработка может быть востребована при создании подложек интегральных микросхем, изоляторов, свечей зажигания, запорной арматуры в химическом производстве и броневых пластин для военной промышленности. В настоящее время сырье для выпуска этой продукции закупается в Германии.

  • Исследователи из Института химии твердого тела и механохимии СО РАН разработали новый материал для литий-ионных аккумуляторов на основе наноразмерного литий-марганцевого оксида. Он позволит сделать батареи более ёмкими и значительно увеличить скорость заряда. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Materials.

    На сегодняшний день литий-ионные аккумуляторы являются самыми распространенными, они используются во множестве устройств — от мобильных телефонов до электромобилей — и всё время совершенствуются.

    Однако, несмотря на все свои преимущества, кобальтат лития, служащий в течение многих лет основным катодным материалом для таких батарей, имеет и отрицательные стороны. Во-первых, кобальт-содержащее сырье сосредоточено преимущественно в руках одной компании, поэтому стоимость его довольно высокая. Кроме того, этот материал имеет не слишком высокую практическую энергоемкость и термически неустойчив, то есть не выдерживает работы при больших скоростях заряда-разряда, когда прикладываются большие токи. Это исключает его применение в крупногабаритных аккумуляторах — например, для набирающих сегодня популярность электромобилей.