Недавно мне удалось побывать в Рыбинске, что в Ярославской области, а здесь живёт одна из ведущих двигателестроительных компаний России — ПАО «НПО «Сатурн». Конечно же, я не удержался и заглянул к ним на огонёк. Между прочим, именно они сейчас собирают авиационные двигатели для самолетов Sukhoi Superjet 100, кроме этого разрабатывают, производят и оказывают последующий сервис и других газотурбинных двигателей (ГТД) для гражданской и военной авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, а также кораблей и судов. Про эти «Рыбинские моторы», скажу по секрету, я давно слышал, я же из Перми, а у нас свои моторы имеются. Так вот долгое время эта парочка сильно неравнодушна была друг к другу. Одеяло каждый на себя перетягивал, мирились-сорились, даже обзывались, короче, сильная конкурентная любовь у них была. Но это всё в прошлом, их помирила АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), куда вошли оба эти предприятия.

    • предъявительские испытания агрегата М35Р-1
    • предъявительские испытания агрегата М35Р-1

    Ростех ввел в эксплуатацию первый в России сборочно-испытательный комплекс газотурбинных агрегатов (ГТА) для морских программ на базе рыбинского предприятия НПО «Сатурн», входящего в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.

    Развитие российской базы морского газотурбостроения реализуется в рамках программы импортозамещения. Одна из важнейших задач проекта — создать испытательную базу для проведения всех видов тестирования корабельных агрегатов с имитацией реальных условий эксплуатации. Кроме этого сборочно-испытательный комплекс будет служить реализации опытно-конструкторских работ, технологического перевооружения и подготовки производства корабельных ГТА. Сметная стоимость строительства — более 6,7 млрд рублей.

    Основу сборочно-испытательного комплекса составляют два стенда: первый — мощностью до 15 МВт, второй — до 40 МВт. При этом возможно проводить испытания как всей энергетической установки, так и ее составных частей. К примеру, дизель-газотурбинный агрегат включает в себя дизельный двигатель, газотурбинный двигатель, корабельный редуктор, локальные системы управления. Одной из особенностей уникального комплекса является максимальная автоматизация рабочих процессов, в частности, система сбора измерительной информации.

    В данный момент на новом объекте стартовали предъявительские испытания агрегата М35Р-1, который применяется в составе крупнейшего в мире корабля на воздушной подушке в качестве привода ходового воздушного винта. Агрегат включает в себя двигатель М70ФРУ-2, редуктор, соединяющие их трансмиссии, систему управления). Особенность М70ФРУ-2 — увеличенные показатели эффективности и межремонтного ресурса по сравнению с применяемыми ранее аналогами. И агрегат, и двигатель являются разработкой НПО «Сатурн».

  • Паблик Видеовонъ: vk.com/public124699880

    Россия. Новые технологии. Производство. Conversion of military technology on NPO Saturn. Импортозамещение. Видео из цехов предпрятия НПО Сатурн, которое полностью заместит украинское предприятия Зоря Машпроект. В конце 2017 году на НПО Сатурн выпустят певрую промышленную партию морских ГТД.

    Штаб-квартира и основное производство расположено в городе Рыбинске Ярославской области. НПО «Сатурн» — единственная компания области, вошедшая в Перечень системообразующих организаций России. Входит в состав АО «Объединённой двигателестроительной корпорации» (ОДК).

    Суперкомпьютерный центр, представляющий собой единый кластер высокопроизводительных вычислительных ресурсов АЛ-100 и СПАК, создан в ПАО «НПО «Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех). В честь юбилея предприятия он назван «Сатурн-100».

    Российско-французский двигатель SaM146, производство которого осуществляется рыбинским ПАО «НПО «Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) совместно с французской компанией Safran Aircraft Engines, отработал 469 413 летных часов (315 741 циклов) в составе пассажирских авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) по состоянию на 6 октября 2016 года.

    Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) успешно решила проблему замещения ранее закупавшихся на Украине двигателей для крылатых ракет и компонентов для головок самонаведения, сообщил глава КТРВ Борис Обносов.

    «Состоялось не просто импортозамещение, а переход на изделия принципиально нового качества», — заявил он в интервью.

    Обносов сообщил, что «на ракете Х-35Э стоял украинский двигатель, а на Х-35УЭ — уже стоит двигатель рыбинского НПО „Сатурн“, который превосходит украинский вариант».

    «С головками самонаведения ситуация следующая: приобретали их у киевского „Арсенала“, а теперь переориентировались на продукцию Азовского оптико-механического завода, входящего в состав КТРВ», - сказал он.

  • Объем гособоронзаказа в 2015 году составил 1,8 трлн рублей. Сегодня эти колоссальные средства означают не только военный потенциал России, но и функционирование тысяч научно-исследовательских организаций и производственных предприятий. О том, какую продукцию выпускает российский оборонно-промышленный комплекс России, что экспортируют и как справляются с внешнеэкономическими вызовами, сайту телеканала «Звезда» рассказали участники отрасли.

    • 402092459
    • 402092459

    Введение санкций в отношении России стало импульсом для введения импортозамещения в экономике, и в том числе в оборонно-промышленном комплексе. Нельзя сказать, что прошедший год стал простым для гособоронзаказа в силу его объема и сложности. Об этом еще в начале прошлого года в своем блоге в Twitter писал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Тем не менее, возможности российского ОПК подстроились к внешним условиям благодаря своей истории и программе поддержки, разработанной правительством. Так, Государственная программа вооружений до 2020 года предусмотривает более 19 трлн рублей.

    По заказу ВВС Индии для индийского учебно-тренировочного самолета HJT-36 в России разработан и создается двухконтурный турбореактивный двигатель нового поколения АЛ-55И. В дальнейшем производство серийных АЛ-55И по российской лицензии планируется вести в Индии на заводе корпорации HAL.

    «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) исполняет два контракта по изготовлению и поставке нестандартного оборудования для испытаний двигателя на стенде и приступает к исполнению контракта по организации лицензионного производства. Планируется начать лицензионное производство в Индии в 2016 году.

    Научно-производственное объединение «Сатурн» выполнило государственный контракт по разработке технологии, материалов и оборудования, необходимых для создания газотурбинных двигателей большой мощности. Они предназначены для выработки электрической и тепловой энергии в составе газотурбинных и парогазовых энергетических установок электростанций.

    Государственный контракт между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и ОАО «НПО «Сатурн» на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы был заключен 23.05.2012 года. Результаты этой работы стали первым шагом к созданию модернизированного двигателя большой мощности ГТД-110М, обладающего повышенными показателями и увеличенным ресурсом, говорится в сообщении НПО.

  • Рыбинское НПО «Сатурн» подвело итоги 2013 года, сообщила пресс-служба предприятия. Выручка компании по итогам 2013 года составила более 17,5 млрд. рублей.

    Выработка на одного работника компании увеличилась по сравнению с показателем 2012 года на 43%, составив 1,5 млн рублей. По сравнению с 2012 годом объемы производства выросли на 28%, продажи – на 35%. Предприятие своевременно и качественно выполняет гособоронзаказ.

  • В ОАО "НПО "Сатурн" успешно завершены опытно-конструкторские работы по созданию нового малоразмерного газотурбинного двигателя. Акт государственных стендовых испытаний перспективного изделия утвержден заказчиком. Торжественное вручение Акта ГСИ состоялось в ОАО "НПО "Сатурн" 12 декабря 2013 года на расширенном заседании Государственной комиссии.


    Как отметил генеральный конструктор ОАО "НПО "Сатурн"  Юрий Шмотин, "завершение разработки перспективного малоразмерного газотурбинного двигателя - очень значимое для компании событие.

    Впервые в России создан полностью "электрический" газотурбинный двигатель, превосходящий существующие аналоги. Акт государственных стендовых испытаний утвержден заказчиком, а значит двигатель готов к постановке на серийное производство".

    К двигателю, по ТТЗ, были предъявлены очень высокие требования по габаритам, весу и параметрам. Исходя из необходимости выполнения требований, в конструкцию был внесен ряд нетрадиционных решений, которые потребовали долгой и кропотливой работы конструкторов и экспериментаторов.

    Вступила в действие программа привлечения студентов и аспирантов ВУЗов к научно-исследовательским работам по перспективным направлениям деятельности компании

    С целью создания научно-технического задела, вовлечения молодых специалистов в научные разработки и формирования механизмов привлечения наиболее квалифицированных специалистов в ОАО "НПО "Сатурн" вступила в действие программа привлечения студентов ВУЗов к научно-исследовательским работам, проводимым в рамках перспективных направлений компании.

    Участники программы в период ее действия будут получать именные стипендии от ОАО "НПО "Сатурн". В настоящее время таковыми являются 11 человек - студенты 3 и 4 курсов РГАТУ им. П.А. Соловьева, имеющие средний балл выше 4.0 (по пятибальной системе). Молодые ученые под кураторством специалистов ОКБ НПО "Сатурн" занимаются научными разработками, решают сложные задачи, представляющие интерес для ОАО "НПО "Сатурн".

    ГТД-110

     

    ОАО «Инжиниринговый центр «Газотурбинные технологии» (ОАО «НПО «Сатурн» совместно с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС») выиграло конкурс ОАО «РОСНАНО» по созданию инжинирингового центра, который будет заниматься инновационными продуктами, в частности созданием ГТД-110М — модернизированного газотурбинного двигателя ГТД-110 мощностью 110 МВт.

    ОАО «Инжиниринговый центр «Газотурбинные технологии» зарегистрировано. В настоящее время проводятся корпоративные процедуры по вхождению участников проекта в акционерный капитал компании с размером долей: ИНТЕР РАО — 50% плюс одна акция; РОСНАНО — 40% минус одна акция и ОАО «НПО «Сатурн» — 10% акций.

    «Целью создания инжинирингового центра является доведение технических и экономических характеристик ГТД-110 до лучших мировых образцов в данном классе мощности, — сказал управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн» Илья Федоров. — Двигатель будет усовершенствован и доработан, планируется создание камеры сгорания, обеспечивающей допустимый уровень вредных выбросов NОx 50 мг/м3. Результатом этих работ станет повышение эксплуатационной надежности изделия. Кроме того, в производстве двигателя планируется применение технологий наноструктурированных покрытий, что увеличит надежность горячей части турбины, повысит ресурс наиболее изнашиваемых частей и всего двигателя в целом. ГТД-110М станет основой для создания российских ПГУ большой мощности».

  • 12 апреля 2012 года, Рыбинск. – Сегодня, в Международный день авиации и космонавтики, ОАО «НПО «Сатурн» получен сертификат Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) на производство серийных двигателей SaM146.

    Управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн» Илья Федоров: «Вручение сертификата одобрения производственной организации  (Production Organisation Agreement, POA) - событие  по истине историческое.  Пройдя серию сертификационных аудитов EASA и получив  сертификат, ОАО «НПО «Сатурн» подтвердило право самостоятельно организовывать работу по производству современной и надежной продукции для европейского рынка, организовывать поднадзорные НПО «Сатурн» производства на других предприятиях России и за рубежом, самостоятельно выбирать поставщиков для двигателя SaM146.
    НПО «Сатурн» стало первой в России компанией, заработавшей сертификат  одобрения производственной организации в EASA на выпуск гражданских двигателей. Этот факт ставит нас в одну линейку с ведущими международными производителями газотурбинной техники». 

  • НПО "Сатурн" успешно прошло завершающий сертификационный аудит производства серийных двигателей SaM146 на соответствие требованиям EASA

    • Двигатель SaM146 Фото: Роман Гусаров
    • Двигатель SaM146 Фото: Роман Гусаров

    В ОАО "НПО "Сатурн" (город Рыбинск Ярославской области) состоялся сертификационный аудит производства серийных двигателей SaМ146 представителями Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA).

    Третий сертификационный аудит авиационных властей Евросоюза является завершающим этапом процесса сертификации производства двигателя SaM146 по требованиям EASA (Part 21). Результаты проведенной проверки, по оценкам аудиторов EASA, дают возможность в ближайшем будущем получить сертификат на одобрение производственной организации ОАО "НПО "Сатурн".

    Сертификация даст возможность использования двигателей SaM146 на воздушных судах, летающих по территории стран Евросоюза, тогда как сейчас они работают только на территории России и стран СНГ.


  •  Источник фото: npo-saturn.ru



    2011 год стал ключевым для программы SaM146. В начале года получен сертификат АР МАК, дающий компании разрешение на серийное производство двигателей SaM146. В июле завершен большой объем работ для получения сертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту двигателя SaM146, на очереди – получение аналогичных сертификатов от EASA.
    В 2011 году состоялась отгрузка газотурбинного двигателя большой мощности ГТД-110 №6 для блока №2 Ивановских ПГУ, мощность блока 325 МВт. Второй ГТД-110 для завершения комплектации блока №2 будет поставлен заказчику до конца текущего года.
    Исполнен контракт на капитальный ремонт двигателей Д-30КП-2 в интересах МО РФ. После ряда лет недофинансирования государство изыскало существенные средства для поддержания летной годности военно-транспортной авиации. В результате в 2011 году был произведен ремонт около 50 двигателей на сумму более 1 миллиарда рублей.


  •  Источник фото: i-mash.ru



    10 октября. ОАО «НПО «Сатурн» завершило работы по государственному контракту на ОКР «Разработка технологий создания морского газотурбинного двигателя (ГТД) с полным ресурсом до 100 тысяч часов мощностью 8 МВт (на базе газотурбинного двигателя 4-го поколения, разработанного для госзаказчика) и газотурбоагрегата на основе морского (судового) ГТД мощностью 8 МВт».

    Впервые для морского ГТД в качестве воспламенения камеры сгорания применена плазмоструйная система зажигания, которая обеспечила уверенный запуск, как на газовом, так и на жидком топливе, и позволила уменьшить номенклатуру внешней обвязки.

    По словам управляющего директора ОАО «НПО «Сатурн» Ильи Федорова, «разработка двухтопливного ГТД морского применения мощностью 8 МВт является событием как для НПО «Сатурн», так и для всего российского двигателестроения. Мы надеемся на запуск новой отечественной разработки в промышленное производство. В ходе проведенных работ получен огромный научно-технический задел для использования в дальнейших разработках ГТД наземного применения».