-
Технологический суверенитет страны складывается из благополучия каждого из ее регионов. В свою очередь, неотъемлемой частью развития экономики отдельных территорий является транспортная доступность, обеспечить которую призвана региональная авиация.
Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») участвуют в создании перспективного регионального самолета с электрической силовой установкой (СУ). Работа ведется в рамках НИР «Интеграл-РС» по заказу НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» в тесном сотрудничестве с ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова» и ФАУ «CибНИА имени С.А. Чаплыгина».
-
Малая авиация — один из наиболее востребованных в нашей стране и активно развивающихся сегментов отрасли. Разрабатываемые летательные аппараты (ЛА) местных воздушных линий должны отвечать самым современным вызовам и требованиям. Свой вклад в исследования, направленные на создание новейших отечественных воздушных судов, вносит и Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
-
Госкорпорация «Росатом» совместно с Московским физико-техническим институтом (один из членов консорциума опорных вузов Росатома) успешно завершили итоговые испытания комплекса ледовой разведки на базе беспилотного летательного аппарата (БПЛА) палубного базирования. Испытания прошли при участии индустриального партнера — ООО «Ирбис Скай Тех» — и поддержке Фонда НТИ.
-
В условиях западных санкций наша страна реализует программу импортозамещения в авиастроении, в частности, идут работы над импортонезависимой версией самолета SJ-100.
В рамках создания самолета Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») реализует целый комплекс исследований. Так, в настоящий момент завершился очередной цикл испытаний модели SJ-100. Заказчик работ — ПАО «Яковлев» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех).
-
Российские ученые обнаружили разгонный блок Centaur, пропавший из поля зрения астрономов после выведения американского частного лунного посадочного модуля Peregrine на орбиту. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные Института прикладной математики имени Келдыша (ИПМ) РАН.
«В ходе наблюдений, проведенных в ночь с 9 на 10 января 2024 года научным сотрудником Крымской АО РАН Василием Румянцевым, „пропавший“ разгонник был найден и исследован при помощи телескопа АТ-64», — говорится в сообщении в Telegram-канале института.
-
В токамаке Т-15МД получен разряд с током плазмы 260 кА, длительностью более 2 секунд. Эти показатели — рекорд для российских токамаков по длительности импульса.
Физический пуск термоядерной установки токамак Т-15МД был осуществлен в НИЦ «Курчатовский институт» 18 мая 2021 года. Это начальный этап ввода установки в строй, демонстрация работоспособности всех ее систем.
-
Коллектив ученых химического, геологического факультетов МГУ и НИЦ «Курчатовский институт» расшифровал структуры и описал свойства карбонатов пятивалентного нептуния.
Исследование, выполненное в рамках проекта РНФ № 22-73-10056, затрагивает обширную проблему создания безопасных и надежных хранилищ для высокорадиоактивных отходов ядерной энергетики.
-
Корпорация «Московский институт теплотехники» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») при участии десятков предприятий поставило в Ханты-Мансийский автономный округ — Югру двенадцать высокотехнологичных агрегатов флота гидравлического разрыва пласта.
-
Завершился 92-й рейс научно-исследовательского судна Института океанологии РАН «Академик Мстислав Келдыш» в Карское море.
В исследованиях приняли участие сотрудники Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) в рамках Программы совместных научных исследований Росрыболовства и РАН на 2021 и последующие годы.
-
В Красноярске специалисты Института нефти и газа СФУ разработали водородный двигатель для арктических условий. Об этом изданию ТАСС сообщил на генеральный директора компании «Русский водород» Владимир Седов.
Учёные и инженеры института сначала установили разработанный водородный двигатель на автомобиль Tesla для первых тестов. Водородный бак емкостью 3 кг подавал водород в топливный элемент, где при взаимодействии с атмосферным кислородом образуется электроэнергия. Эксперимент прошёл успешно — это позволило увеличить запас хода электромобиля с 400 км до одной тысячи км.
-
Строительство шестиэтажного здания общей площадью около 6 тыс. кв. м завершилось в конце июля 2023 года. В новом строении, фасад которого выполнен в серо-бежевой цветовой гамме, размещены рабочие кабинеты, переговорные и операционный зал для приёма посетителей. Там также предусмотрен пищеблок с обеденным залом, вспомогательные и технические помещения.
-
Разработка надежной гражданской авиатехники лежит в основе обеспечения связанности территорий нашей страны, что является ключевым условием для устойчивого экономического развития. Сегодня в рамках программы импортозамещения ПАО «Яковлев» создает модификацию ближнемагистрального реактивного самолета нового поколения — SJ‑100, оснащенного системами полностью российской разработки. В конце августа его опытный образец совершил первый полет.
-
Ученые Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий разработали алгоритм обучения спайковых нейронных сетей в динамической среде.
Исследования помогут в создании биоподобных устройств, способных к самообучению в режиме реального времени при взаимодействии с окружающим миром.
-
Курс на глобальное импортозамещение в авиационной отрасли касается не только производства отечественных запчастей и самолетов, но и концептуальной разработки авиалайнеров будущего. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») активно вовлечен в этот процесс. Один из векторов деятельности — исследования перспективных аэродинамических компоновок магистральных самолетов. В фокусе внимания ученых центра авиационной науки — отработка новой интегральной компоновки и повышение топливной эффективности разрабатываемых гражданских воздушных судов.
-
Ученые Курчатовского института создали микробный топливный элемент, в котором вместо дорогостоящей мембраны, разделяющей анодную и катодную камеры, использовали солевой мостик — трубку, заполненную смесью раствора калийной соли и агар-агара и предназначенную для переноса положительно заряженных частиц (протонов) от анода к катоду.
Эффективность транспорта протонов понизилась, но стоимость электроэнергии, генерируемой таким МТЭ, оказалась на порядок ниже.
-
Ученые ФИЦ «Институт катализа СО РАН» при поддержке Российского научного фонда создали катализаторы, с помощью которых удалось повысить экологичность термолизного масла, снизив содержание хлора в нем в 200 раз.
Термолизное масло — это продукт переработки пластиковых отходов, который рассматривают как перспективную добавку к моторным топливам или как самостоятельное топливо.
-
Ученые НИЦ «Курчатовский институт» создали биодеградируемый кейдж, который крепко соединяет позвонки, а после их сращения, в заданные сроки, заменяется костной тканью пациента.
Спинальный кейдж — конструкция, которую в ходе операции на позвоночнике устанавливают на место разрушенного межпозвонкового диска для сращения соседних позвонков, поврежденных в результате травм или заболеваний.
-
Ученые Курчатовского института создали новый класс функциональных материалов на базе кремния и германия, которые могут стать базой для создания новых устройств наноэлектроники и спинтроники.
Это слоистые структуры, свойства которых зависят от количества монослоев. Их создание стало возможным благодаря разработке оригинального метода синтеза с использованием прекурсоров на основе силицена и германена. Материалы демонстрируют широкий спектр свойств — от магнетизма с высокой подвижностью носителей заряда до сверхпроводимости.
-
Исследователи из Института неорганической химии СО РАН создали мезопористые металл-органические координационные полимеры — уникальные соединения для выделения легких алканов (метана и этана) из сложных многокомпонентных смесей.
Станция EXAFS-спектроскопии: Институт катализа СО РАН © catalysis.ru
Эти углеводороды широко используют в энергетике и химической промышленности.
-
Первая термоядерная плазма успешно получена на токамаке Т-15МД, установка работает устойчиво. Об этом в день 80-летия Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» сообщил его президент Михаил Ковальчук.
По его словам, получена устойчиво плазма, «миллионы градусов», токамак запустился с первого момента. Как сказал Ковальчук, «сложнейшая дорогостоящая установка запустилась сразу и сейчас набирает мощность и выходит на мировые параметры».