Россия в 2023 году заняла второе место в мире после США по продажам шоколадных кондитерских изделий. Объем продаж составил 9 млрд долларов. Таким образом, Россия обошла Великобританию, Германию и Францию.
Экспорт кондитерской продукции из России за 2017-2023 годы увеличился примерно в полтора раза (на 56%) в стоимостном выражении.
Кондитерская фабрика «Пермская» — старейшее производство на Урале и в Сибири. Уже более 130 лет предприятие дарит радость от сладостей каждому, сохраняя традиции — именно так звучит девиз компании. Корреспондент «Сделано у нас» посетила производство и узнала, что сегодня популярно у любителей сладкого и как фабрика справляется с санкционными вызовами.
«Гагаринские мануфактуры» — это главный производитель шоколада на меду в России. Фабрика была основана в 2013 году в живописной деревне Гагаринская новоселка в Ярославской области, чтобы выпускать натуральные сладости без сахара по собственной рецептуре. За десять лет «Гагаринские мануфактуры» выросли из семейного бизнеса в одного из основных поставщиков шоколада в категории «чистый состав».
Недавно ассортимент торговой марки Abat пополнился кондитерским оборудованием — меланжером для шоколада и котлом для плавки шоколада.
Меланжер для шоколада МШ-07предназначен для перетирания какао бобов, сахара, орехов и других сыпучих ингредиентов до пастообразного состояния при приготовлении шоколада, урбеча или ореховой пасты.
Перетиранаие сыпучих инредиентов производится в чаше меланжера при её врвщении с помощью каменных жерновов (бегунов). Металлические детали машины, контактирующие с продуктом, изготовлены из нержавеющей стали; пластиковые — из полиамида. В качестве смазки вращающихся и трущихся поверхностей деталей меланжера привода вращения чаши применена смазка Molykote G0050FG с наличием пищевого допуска H1 NSF. Для эксплуатации меланжер устанавливается на ровное устойчивое основание без необходимости дополнительного монтажа.
По данным департамента развития экспорта сельскохозяйственной и промышленной продукции Министерства сельского хозяйства России, Россия стала основным источником китайского импорта шоколада и шоколадных конфет за последние два года. В прошлом году китайский импорт шоколада и кондитерских изделий из него достиг 101 тыс. тонн на сумму $438 млн. На Россию в этом объеме пришлось 49 тыс. тонн на сумму $112,6 млн.
Об экспорте кондитерских изделий рассказали на онлайн-конференции «Экспорт кондитерской продукции в Китай и Саудовскую Аравию: знания, инструменты, практики».
Как отметил директор Департамента информационной политики и специальных проектов Минсельхоза России Дмитрий Краснов, «В 2019 году российский экспорт кондитерских изделий стал рекордным, достигнув почти $1,4 млрд. Сегодня отрасль состоит из многих компаний. С точки зрения масштаба и видов продукции она очень разнообразна. Это определяет огромный потенциал, включая развитие экспорта».
Как сообщил президент ассоциации кондитерских предприятий РФ Сергей Носенко, выпуск российских кондитерских изделий достиг 4 млн тонн, а спрос на внутреннем рынке находится в пределах 3,3 млн тонн. «И так как внутренний рынок сейчас насыщен, мы должны изучить потенциал соседних рынков, включая азиатские, арабские и европейские страны».
Согласно прогнозам, в среднесрочной перспективе потребление шоколада на душу населения в Китае сильно не изменится, но в то же время спрос на шоколад станет более избирательным, с акцентом не на ценник, а на более качественные изделия. Китайские потребители хотят выбирать лучшее.
Пищевая промышленность России в 2019 г. продолжила своё поступательное развитие как в производственной, так и в экспортной сфере. При этом для ряда отраслей в условиях относительной стабилизации внутреннего спроса экспортная составляющая становится определяющей динамику. Экспорт готового продовольствия (включая напитки) в 2019 г. составил рекордные 8,3 млрд долл. против 7 млрд долл. год назад, экспорт кормов (которые также относятся к пищевой промышленности, т.к. в основном являются её побочным продуктом) — ещё 1,26 млрд долл. против 1,09 млрд долл. год назад.
Далее рассмотрим наиболее значительные экспортные достижения, товары расположены в порядке убывания стоимости экспорта.
5 лет назад Президент России Владимир Путин ввёл продуктовое эмбарго против ряда стран. Они потеряли возможность поставлять в Россию продукты питания. Под ответные меры попали те государства, которые ввели антироссийские санкции. Это сильнее всего коснулось пищевой промышленности Европы. Именно она активно продавала в Россию продвольствие.
Экспорт какао и продуктов из него в первом квартале 2019 года составил 54,5 тыс. тонн (+15,7%) на сумму 140,5 млн долларов (+1,2%).
Более 95% экспорта какао и продуктов из него приходится на шоколад и продукты, содержащие какао.
Основными рынками сбыта российского шоколада стали Казахстан и Китай. Экспорт в Казахстан за этот период составил 10,9 тыс. тонн (+23,9%) стоимостью 24,7 млн долларов (+2,5%). Отгрузки в Китай в физическом выражении выросли на 18,8% и составили 7,6 тыс. тонн стоимостью 19,4 млн долларов (+12,1%).
Кондитерская фабрика «Победа» — современное российское предприятие, основанное в 1999 г. За 20 лет работы компании удалось завоевать признание и любовь почитателей шоколада как на отечественном рынке, так и за рубежом.
В 2010 г. экспорт составлял «только» 100 тыс. т. К 2013 г. он вырос более чем в 1,5 раза до 168 тыс. т. Однако затем случилась потеря украинского рынка и снижение платежеспособного спроса в других странах СНГ. В результате к 2015 г. экспорт снизился до 148 тыс. т. При этом год стал переломным — сильно подешевевший рубль сделал привлекательными поставки в дальнее зарубежье, и прежде всего в Китай. Ручеёк из 50 тонн в месяц, зародившийся во второй половине 2014 г., за несколько лет превратился в поток, достигающий 7 тыс. т в пиковые предновогодние месяцы.
Успех на китайском направлении вдохновил наших кондитеров на открытие и других рынков. В 2017-2018 гг. стали восстанавливаться рынки СНГ (из Украины для нас открыт только Донбасс, закупающий в 5 раз меньше, чем прежняя страна). Всё это, наряду, конечно же, с высоким качеством российского шоколада, конфет и пр., привело к быстрому росту российского экспорта. За последние три года он увеличился более чем в 1,5 раза или на 85 тыс. т и достиг в 2018 г. очередного рекорда в 233 тыс. т.
Признавайтесь, кто любит сладкое? Под этим роликом выражайте чувства без стеснения, ведь он посвящен лидеру российского рынка кондитерских изделий — компании «Объединенные кондитеры»!
Забайкальская компания «Шоколадная слобода» вывела продукт собственного бренда Siberian Life на российский рынок за 2 года, сообщил 2 ноября представитель компании.
Инновационная сладость придает бодрость и полезна для здоровья
Ученые из Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) во Владивостоке создали шоколад, обогащенный высокотехнологичным экстрактом женьшеня, рассказывает РИА Новости.
«Сверхкритическая СО2-экстракция позволяет получить концентрат с практически идентичным природным соотношением биологически активных веществ растения. Новый шоколад обладает хорошими адаптогенными свойствами, восстанавливает силы, полезен и вкусен», — отметила автор разработки аспирант департамента пищевых наук и технологий Школы биомедицины ДВФУ Майя Разгонова. Она отметила, что при получении экстракта женьшеня применялась особая технология извлечения компонентов на наноуровне.
В шоколаде использован дикий сорт женьшеня из Лазовского района Приморского края. В одной плитке содержится суточная доза гинзенозидов и других полезных нутриентов, обладающих иммуностимулирующим, антиоксидантным и энергетическим эффектами. Также в продукт добавляют кедровые орехи, а чтобы подчеркнуть уникальность — пищевое сусальное золото.
На территории садового центра Imperial garden Осенью 2016 года завершилось строительство шоколадной мини-фабрики Vento d’Oro.
Мини-фабрика Vento d’Oro была построена для создания одноименного Grand CRU шоколада, который создается по технологии bean-to-bar.
В самом начале владельцами компании было принято решение начать выпуск на территории России чистого натурального шоколада всего из двух компонентов какао-бобов и тростникового сахара. Шоколад создается без каких-либо добавок, консервантов, улучшителей, красителей, стабилизаторов, ароматизаторов, различных добавок и т. д.и т. п.
Оборудование на котором производится шоколад так же российское.
Церемония открытия филиала российской шоколадной фабрики
Pobeda Confectionery состоялась в среду в латвийском
городе Вентспилс.
По словам совладельца предприятия Андрея Муравьева,
за первый год планируется произвести более 10 тысяч тонн
шоколадных плиток, более 705 из которых будут экспортированы
в страны ЕС, США, Южную Америку и Ближний Восток.
«Таможенные пошлины осложняют поставку шоколада
из России в ЕС. Поэтому принято решение строить фабрику
в Латвии, чтобы она стала плацдармом для европейского
рынка. Мы — первая кондитерская фабрика в России,
открывающая производство в Европе», — пояснил
Муравьева .
На первом этапе на вентспилсской фабрике будут работать 25
человек, а в Риге в торговой сфере будут задействованы
еще 10 человек. С ростом производственной мощности число
работников будет увеличено до 75.
Экспорт с/х продукции в Китай и место
российского меда в продовольственной корзине. Почему крупнейший
мировой экспортер начал стремительно увеличивать закупки
отечественной сельхозпродукции. За что в Поднебесной полюбили
российские шоколад, кукурузу и растительное масло.
Компания THEOBROMA «Пища Богов» — российский производитель
какао-продукции и шоколадных конфет без сахара.
Продукция компании прошла добровольную сертификацию по российской
Программе «Качество и Экология». Это означает строгий контроль
исходного сырья и всех этапов производственного процесса:
продукция тщательно проверяется, тестируется и только
потом фасуется и поступает в продажу.
В процессе приготовления не применяется термообработка, за счёт
чего продукт сохраняет все природные витамины и микроэлементы,
легко усваивается и приносит организму только пользу.
Российские производители сахаристых кондитерских изделий
опережают своих коллег из Германии по объемам выпуска. Такие
данные приводит агентство Leatherhead Food Research.
Транснациональные кондитерские и продовольственные корпорации
вынуждены подчиняться жёстким местным ограничениям и поэтому
постоянно наращивают свое присутствие на развивающихся рынках
России, вкладывая огромные средства в создание новых и расширение
существующих производственных баз.
В 2011-2012 годы США были названы ведущим производителем
сахаристой кондитерской продукции. Следом шли Китай и Германия,
на пятки которым уже в то время наступали бурно развивающиеся
Бразилия, Индия и Мексика.
По словам рыночного аналитика Leatherhead Джонатана Томаса, за
последнее десятилетие производство сахаристых сладостей в России
увеличилось, что стало возможным, в том числе, и благодаря
инвестициям международных корпораций в развитие своих предприятий
на территории страны.
Несмотря на это лидером кондитерского рынка России является
местный холдинг "Объединенные кондитеры", хотя в ближайшем
будущем его позиции могут снижаться под натиском таких
международных компаний как Perfetti Van Melle, выпускающей
леденцы Chupa Chups, которая активно инвестирует в расширение
местного производства.
Одной из причин того, что в ближайшие несколько лет Россия
перегонит Германию по объемам выпуска сахаристых кондитерских
изделий, может послужить дороговизна сахара. Многие германские
кондитеры несут убытки из-за неэкономических ограничений
Еврокомиссии, в связи с чем местная ассоциация кондитеров
проводит частые акции против квот на производство сахара в
Европе, действие которых продлено аж до 2017 года.
Год назад основатели компании Mixville Олег Гуськов и Александр Финагин решили сделать для российского рынка оригинальный шоколад с множеством вариантов добавок. Денег на выход в розничные сети не было. Тогда компания предложила своим потенциальным клиентам создать и заказать «авторский шоколад» у них на сайте, в «конструкторе ингредиентов».
Компания Mixville вышла на рынок премиального шоколада со 100 тысячами рублей и «конструктором ингредиентов»Фото: picvario.com / Russia Look
Идея компании Mixville пришла в головы Олега Гуськова и его партнера Александра Финагина год назад довольно традиционным путем. В какой-то момент они задумались: а почему в России нет того же, что есть в Европе. В данном случае речь шла о качественном шоколаде с большим разнообразием добавок. Партнеры решили, что выбора качественного шоколада в России не хватает, и задумались о собственном производстве.
Очень скоро стало понятно, что выйти в розничные сети с небольшим бюджетом не получится. «Например, встать на полку в одной сети «Перекресток» стоило бы нам всех имеющихся денег, — поясняет Гуськов. — Мы пришли к выводу, что для того чтобы быть конкурентоспособными в рознице, нужно иметь либо много денег, либо много связей».