стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
77

Вода в Восточный Крым: две нити жизни

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Одному из самых масштабных и полезных проектов в Крыму — строительству тракта водоподачи до Феодосии и Керчи — уделяется далеко не так много внимания, как он того заслуживает. Хотя только лишь сумма контракта, перевалившая за 26 млрд рублей, заставляет задуматься о масштабе проекта. Один из исполнителей контрактов — АО «Объединенная энергостроительная корпорация» — в очень сжатые сроки прокладывает новую водную артерию в два крупных крымских города и ряд населенных пунктов Ленинского района, закрывая все их потребности в питьевой воде. Крыминформ решил восполнить пробел и рассказать об объекте и его строителях.

 © news2.ru

Все мероприятия по проекту водоснабжения Восточного Крыма во избежание путаницы стоит разделить на две части. Первая из них — строительство непосредственно трех новых водозаборов на открытых еще в советское время месторождениях — стартовала в декабре 2014 года и была окончена в середине 2016-го. Тогда по заказу и под контролем минприроды Крыма подрядчик пробурил по 12 скважин глубиной от 110 до 160 м на Нежинском, Просторненском и Новогригорьевском водозаборах, на каждом построил резервуары чистой воды и соорудил «коробки» будущих насосных станций на них. Параллельно военные инженеры проложили свои 150-миллиметровые трубы от водозаборов к Северо-Крымскому каналу. Запуск этой временной схемы с 2015 года позволил сбрасывать в канал ежесуточно от 70 до 135 тысяч кубометров воды.

 © news2.ru

Второй условной частью проекта — собственно, строительством тракта водоподачи по Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя — занимается АО «Объединенная энергостроительная корпорация» (ОЭК). Привлечение столь крупной компании, имеющей в портфеле восстановление Саяно-Шушенской ГЭС и строительство Нововоронежской АЭС, является насущной необходимостью, речь ведь идет о Крыме и решении его самой большой, буквально — жизненно важной проблемы.

В целом проект включает прокладку трассы водовода протяженностью 65 км от водозаборов к первой насосной станции (эта часть контракта стоимостью чуть менее 5,2 млрд рублей уже закрыта) и 153,5 км водовода до Феодосии и Керчи, а также строительство пяти насосных.

 © news2.ru

С Просторненского водозабора вода по двум ниткам полиэтиленовой трубы диаметром 800 мм и протяженностью 10,3 км поступает на Нежинский водозабор. Отсюда она уже фактически с двух водозаборов по двум ниткам трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ) диаметром 900 мм доводится до первой сбросной камеры в Северо-Крымский канал южнее села Зоркино, где дамбой пришлось ограничить разлив воды на север по каналу. Далее труба доведена до насосной станции № 1 в селе Октябрьское Советского района. Длина всей трассы из чугунной трубы на этом участке составила почти 25,7 км. К этой же станции подведены две нитки полиэтиленовой трубы диаметром 630 мм и протяженностью 29 км с самого маломощного — Новогригорьевского — водозабора. С него вода по пути на пока еще не работающую насосную тоже сбрасывается в канал.

Стоит учесть, что водовод выполняется в две нитки из труб разного типа и диаметра в зависимости от проекта. От самого очевидного для обывателя — укладки трубы прямо по дну канала — отказались сразу, ведь он навсегда «похоронил» бы канал, который десятилетиями снабжал водой Крым и, не исключено, в будущем возродится. Кроме того, проектных объемов по перекачке воды достаточно для питьевых нужд, а вот система орошения, построенная еще в СССР, без канала функционировать не сможет. Даже минимальное наполнение из естественных источников тоже оставляет надежду аграриям.

Уже сейчас система водоподачи выглядит монументальной, но на деле оказывается все еще временной. Подрядчик полностью выполнил первый из двух этапов — соединил все водозаборы трубами большого диаметра и организовал аварийный сброс в Северо-Крымский канал в объеме около 135 тысяч кубометров ежесуточно. Этой водой сейчас могут пользоваться все потребители восточнее пгт Советский с одной оговоркой — исключительно для нужд снабжения питьевой водой.

 © news2.ru

Для сброса добываемой воды даже не требуется обустройство насосной станции, поэтому трубы и пустили в обход нее. Сегодня воды в канале достаточно для стабильного водоснабжения как минимум Феодосии. С Керчью все немного сложнее из-за большого расстояния и огромных водопотерь в канале на территории Ленинского района — еще в украинские времена здесь в землю уходило до 70% воды.

Из двух вариантов трассировки — вдоль канала или вдоль железной дороги — выбрали первый как более правильный с экономической точки зрения

Мероприятия по строительству новой системы реализуются одновременно. Наименее затратная часть — завершение строительства Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов за 1,23 млрд рублей. Директор филиала «ОЭК-ГТ» Марк Луньков рассказал, что здесь уже установлены в проектное положение насосы второго подъема от одного из крупнейших мировых производителей — компании Grundfos (Дания), в ближайшее время ожидается поставка запорно-регулирующей арматуры для установки в камеры смешения. Выполнена фундаментная плита под гидролизную камеру, где в воду будет добавляться гипохлорид натрия. Работы здесь идут без какой-либо спешки, потому что достройка водозаборов без самой линейной части — многокилометрового водовода — не имеет прикладного смысла.

 © news2.ru

А вот строительство водовода ведется поистине гигантскими темпами. Служба государственного строительного надзора Крыма выдала разрешение на строительство второй очереди водовода в Феодосию и Керчь в октябре 2018 года, Главгосэкспертиза по первому и второму участкам (от насосной № 1 до насосной № 2 в районе Владиславовки и от нее до Феодосии) прошла во второй половине ноября 2018 года. И за восемь месяцев ОЭК выполнила около 40% этого отрезка. «Второй участок построен более чем на 50% - в этом году он будет досрочно закончен. Первый участок выполнен по укладке трубопровода примерно на 35%, но здесь еще три насосные станции, к строительству которых мы приступили. Это самая большая и сложная НС-2 в селе Владиславовка и промежуточные по дистанции НС-1 в селе Октябрьское и НС-1А в селе Ореховка. Они нужны для поддержания напора на протяженном трубопроводе. В график мы впишемся, но в этом году первый участок сдать не успеем, да и по контракту от нас этого не требуется», — сообщил Марк Луньков.

 © news2.ru

Проект предусматривает подачу потребителям 195 тысяч кубометров воды в сутки: 106 тысяч в Феодосию, 89 тысяч — в Керчь. Разделение потоков будет идти на насосной станции № 2 в районе Владиславовки: полиэтиленовая труба протяженностью 12 км уйдет на Феодосию, а чугунная длиной 93,5 км — на Керчь. От нее также планируется ответвление на районный центр — поселок Ленино, которым сможет воспользоваться и город Щелкино.

На укладке водовода задействовано 58 единиц техники (бульдозеры, экскаваторы, длинномеры, самосвалы, погрузчики) и 258 человек персонала. Месячный план по укладке — порядка 10 км чугунной трубы и 2,4 км полиэтиленовой. По обеим компания идет с небольшим опережением графика. «По чугунной трубе фактически по монтажу надо делать 300 м в сутки, но при наличии трубы мы можем укладывать 500 м и при наборе темпа разогнаться до 700 м. Есть фактор поставки труб от российского монополиста, поэтому сейчас мы уже начали привозить трубы от второго источника — из Китая. Проведенная экспертиза труб липецкого завода „Свободный Сокол“ и китайских показала, что они ничем не отличаются, обе хорошего качества. Второй поставщик требуется еще и потому, что при реализации участка по Керченскому полуострову липецкий завод просто не справится с необходимыми объемами», — отметил директор крымского филиала ОЭК.

«В данный момент производится строительство тракта водоподачи до города Феодосии, этап 2. Ведется монтаж водовода — чугунной трубы диаметром 1000 мм. В месяц монтируем от 10 до 15 км. Работа ведется в несколько захваток, последовательно ведутся земляные работы — снятие плодородного слоя и копка траншеи. На моем участке задействовано 15 единиц техники и 50-60 сотрудников. Работа ведется круглосуточно, в две смены.

 © news2.ru

Труба монтируется двумя экскаваторами и звеном из 6-7 человек. Труба подается в траншею, где вталкивается в уже установленный трубопровод. Стык TYTON (Тайтон) выдерживает очень высокое давление. В раструбе стоит резиновый манжет, а промазка требуется для того, чтобы сухим металлом не задеть трубу», — рассказал прораб участка строительства водовода Денис Попов.

Вместе с укладкой трубы в траншею через каждые километр-полтора строятся камеры переключения — либо с мокрыми колодцами для спуска воды, либо с вантузами для выпуска воздуха. Они обеспечат возможность при необходимости оперативно перекрывать воду.

 © news2.ru

Использование разных — чугунных и полиэтиленовых труб — строители объясняют экономикой. Чугунная труба дороже, но выдерживает более высокое давление, поэтому из нее делается основная магистраль. Например, на участке от Октябрьского до Владиславовки весь проектный объем воды — 195 тыс кубометров в сутки — идет по двум чугунным трубам в метр диаметром. Соответственно, в трубе будет почти вдвое большее давление, чем на участках от Владиславовки в каждом из конечных направлений. Поэтому далее на Феодосию прокладывают полиэтилен, а на Керчь — чугун меньшего диаметра.

К слову, проект третьего участка по Керченскому полуострову только прошел техническую экспертизу, еще несколько месяцев потребуется на сметную. Учитывая это, подрядчик рационально распределил имеющиеся ресурсы. «К третьему участку — 93 км до Керчи — планируем приступить после того, как сметная часть пройдет повторную экспертизу, ориентировочно это произойдет через три месяца. Потребуются изыскательские работы — разминирование, археологические раскопки, вырубка лесонасаждений с компенсацией. Это время мы используем для ударной работы на первых двух участках. После их досрочной сдачи мы перебросим весь персонал и технику на третий участок. Месячный объем вырастет до 20 км чугунной трубы, потребуется несколько поставщиков, но если третий участок начать в текущем году, то двух лет хватит на достройку, и мы выполним контракт в установленные сроки», — подчеркивает Марк Луньков.

 © news2.ru

В ежедневной работе строители серьезных проблем не испытывают. Заказчик активно взаимодействует с хозяевами земельных участков, которые требуется изъять под укладку трубы, никаких срывов пока не было. С финансированием проблем также нет — оплата производится в течение 7-10 дней после предоставления подтверждающих документов. Сам подрядчик свои финансовые обязательства выполняет — оплатил около 10 млн рублей компенсации за вырубку насаждений на двух участках, еще около 40 млн рублей заплатит за самый протяженный третий.

Несмотря на небольшие задержки с прохождением экспертиз, нет никаких сомнений в реализации этого стратегического проекта. Скорее всего, уже в 2020 году очищенная вода по трубе придет в Феодосию, а еще через год — в Керчь. Более того, уже предметно говорят еще об одном проекте — водоснабжении Судака через водовод от Феодосии. И мы станем свидетелями решения еще одной серьезной проблемы Крыма, что наверняка войдет в его историю.

 © news2.ru

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


  • 2
    Badassgoliath Badassgoliath
    15.08.1922:24:11

    Ну трубопровод — это понятно. А сами водозаборы, откуда вода добывается — там воды-то хватит? Это же какие-то подземные источники? Я в этом ничего не понимаю. Там под землёй вода как-то возобновляется?

    Отредактировано: Badassgoliath~22:40 15.08.19
    • Комментарий удален
    • 2
      Сергей Котенко Сергей Котенко
      15.08.1923:07:33

      А сами водозаборы, откуда вода добывается — там воды-то хватит?

      Да, там подсчитаны большие запасы воды.

    • 4
      Clausson Clausson
      16.08.1901:29:29

      Воды под землей много. Особенно в районе Севастополя, в море выходят подземные реки с бОльшим объемом стоков чем наземные. Но! Есть серьезная проблема регулировки забора воды. Если качать слишком быстро начнет поступать вода с моря, т. е. соленая. Причем сток сезонно меняется поэтому надо чутко и четко следить за состоянием горизонта.

      Я не специалист, так что всего не объясню, но с крымским профессионалом разговаривал на эту тему, он мне это все и рассказал.

      Отредактировано: Clausson~01:29 16.08.19
      • -9
        Нет аватара NeoGeography
        16.08.1910:52:14

        Если качать слишком быстро начнет поступать вода с моря
        Как ни качай — выкачанный объём будет замещаться солёной водой из моря, больше неоткуда. А это — неизбежная экологическая катастрофа уже в краткосрочной перспективе.

        • 6
          Нет аватара Cinik
          16.08.1911:35:10

          Не надо набрасывать! Если забор воды будет меньше её естественного стока, то естественный сток всё равно сохранится, следовательно, обратного притока с моря не будет.

          • -7
            Нет аватара NeoGeography
            16.08.1911:52:36

            А не надо разбрасывать. Если бы забиралось меньше стока, сток и забирался бы. Новость — о том, что никаких методов решения проблемы, кроме как её усугубления, на обозримую перспективу не планируется. Остров есть остров, не зря в своё время канал строили, а не скважины бурили

            • 0
              Нет аватара alex_uns
              16.08.1912:37:26

              согласен полностью и решение есть — газ на воду

              • 0
                Нет аватара Cinik
                17.08.1914:33:48

                Наверное надо реверсную схему подачи воды организовать. Чтобы Украина подавала воду как бы Турции (по гипотетическому подводному каналу), а Турция уже России реверсом по тому же гипотетическому каналу. Как российский газ на Украину. Тогда свидомые, может быть, будут довольны.

            • 0
              Нет аватара psbspb
              16.08.1919:55:26

              Глупости не говорите. Вода куда то уходит, верно? Это же не озеро с определённым уровнем. По сути, это подземная река. И единственное, что нужно делать, Следить, чтоб она не пересохла. Зимой можно накапливать воду в хранилищах, летом тратить.

              По поводу канала. Это проще и дешевле.Пэтому и строили.

            • 0
              Нет аватара Cinik
              17.08.1914:28:46

              Если бы забиралось меньше стока, сток и забирался бы

              На Крым в год выпадает 9-10 кубических километров воды.

              Но из-за неравномерности выпадения по сезонам и территориям, а также из-за геологических особенностей забирать эту воду просто с поверхности не получается.

              не зря в своё время канал строили, а не скважины бурили

              Потому что там решили рис выращивать. Сейчас конечно это невозможно.

        • 0
          Нет аватара cheri
          16.08.1920:58:34

          Как ни качай — выкачанный объём будет замещаться солёной водой из моря, больше неоткуда. А это — неизбежная экологическая катастрофа уже в краткосрочной перспективе.

          звиняюсь, но под землей не может быть «соленой воды» в принципе, если я не ошибаюсь. Соль не проникнет под такую толщу пород, осядет вверху.

          Любая вода под землей — артезианская, кристально чистая, пресная.

          (так просто с точки зрения процесса…)

          • Комментарий удален
            • 0
              Нет аватара cheri
              16.08.1922:37:18

              А откуда минералку тогда добывают? Ессентуки или Нарзан к примеру.

              эти соли, которые в них есть, скорее всего они получают уже на глубине, контактируя с определенным пластом. Глубина их добычи — 300-350м. Крайне вероятно, чтобы что-то сумело пробиться на такую глубину с поверхности   

              Обмен грунтовыми водами — весьма сложная тема и очень интересная.

              А так — дождик прошел — вот вам и грунтовые воды.

    • 9
      Arsenic Arsenic
      16.08.1910:07:54

      Для питьевой воды — более чем достаточно. Проблемы в С/Х, но тоже решаемые (засухоустойчивые сорта, капельное орошение). В конце концов, Израиль как-то справляется, хотя там с водой все гораздо хуже.

  • 2
    Нет аватара termometrix
    15.08.1923:46:44

    Солидный проект.

  • 17
    Clausson Clausson
    16.08.1901:00:03

    Что сказать, липецкая труба ВЧШГ (высокопрочный чугун с шаровидным графитом) это на века, как минимум 100 лет прослужит по гарантии.

     © ltk.svsokol.ru

    Жалко, что в целом по стране труба не сильно востребована. 30 лет завод пытается развивать эту очень перспективную когда-то технологию. Собственно были первыми в мире. Очень не хватало ему вот таких проектов. Ну и конечно тут еще вопрос логистики. Поставки начали еще до строительства моста — фурами, через паром. Китайцам поставлять морем дешевле…

    Для развития нужна ренованиция городов по всей стране.

    Сам по себе материал ВЧШГ, будь он придуман в наше время вполне подошел бы для ведомства Чубайса. Литейный (серый) чугун разогревается и в жидком виде модифицируется лигатурами в результате чего «чешуйки» углерода дробятся практически до состояния «фулеренов» (шаровидной формы). Самые что ни на есть нанотехнологии )))) Результатом является материал который сочетает в себе не сочетаемое: прочность и долговечность чугуна с эластичностью стали. По сути свойства материала близки к сталям типа Ст. 20 (являющегося основным материалом для нефтепроводных труб). Этот «чугун» выдерживает 10% удлинение с эластичностью порядка 270 МПа и прочностью на разрыв 420 МПа. Получается чугун, но эластичный, или можно сказать сталь, но с запредельным для стали содержанием углерода дающим прочность и коррозионную стойкость.

    Отредактировано: Clausson~03:24 16.08.19
    • 0
      serp_1 serp_1
      16.08.1912:12:35

      Ну и конечно тут еще вопрос логистики. Поставки начали еще до строительства моста — фурами, через паром. Китайцам поставлять морем дешевле…

      А нельзя разве из Липецка трубы довезти до р.Дон и потом баржами до Крыма?

      • 0
        Clausson Clausson
        16.08.1912:38:28

        Увы, нет.

      • -1
        Нет аватара alex_uns
        16.08.1912:41:14

        и собрать трубопровод из Ростова до Крыма, правда на таком расстоянии быстро засрется

  • 3
    Нет аватара абрамыч
    16.08.1911:07:38

    В деревне жены под Феодосией и вода ,и газ и интернет есть.Как в городе живут.Однокласник возит начальство на мосту за 50 000р.

  • 0
    Нет аватара Valdis15
    16.08.1912:14:56

    Может зря всё-же отказались от водовода с реки Кубань? Для Керчи он бы решил проблему точно, а может и для Феодосии.

    • 0
      Нет аватара alex_uns
      16.08.1912:45:42

      какой диаметр труб и что с ними делать? вешать трубопровод на опоры моста? рассчитаны ли они на это? или топить их в иле? нет это сомнительное решение по сравнению с восстановлением подачи воды через старый канал с Украины.

      • 0
        Нет аватара Valdis15
        16.08.1912:50:03

        Проблемы решаемы. Газопровод лежит в иле и ничего.

        • -1
          Нет аватара alex_uns
          16.08.1912:58:18

          газопровод значительно меньше в диаметре и естественно легче.

          поинтересуйтесь, какой вам нужен диаметр трубопровода, чтобы обеспечить водой город Керчь., а если еще для орошения, промышленности. там трубы будут большого диаметра, вес у них будет огромный. Лежит в иле значит будут висеть в иловой каше. у которой неоднородная структура. значит будут обязательно критические нагрузки на сам трубопровод, которые его и разорвут.

          • 1
            Нет аватара Valdis15
            16.08.1913:05:45

            Большой диаметр имеет и большую площадь опоры. В любом случае это решаемая инженерная задача.

            • -1
              Нет аватара alex_uns
              16.08.1913:11:25

              В Питере бывает так с сетями отопления. Сначала идет небольшая водопотеря. Вода размывает под трубой каверну, труба провисает и лопается от собственного веса. И это в неподвижном грунте на песочном подготовленном основании. В море вам трубу придется уложить в тоннеле. Чтобы уйти от подвижности грунтов.

          • 1
            Arsenic Arsenic
            16.08.1913:09:00

            Газопровод рассчитан на гораздо более высокое давление, и поэтому у него очень толстые стенки (30-40 мм), водопровод гораздо тоньше, поэтому будет весить в разы легче даже при большом диаметре.

            Отредактировано: Arsenic~13:10 16.08.19
            • 0
              Нет аватара alex_uns
              16.08.1913:21:22

              у вас будет не самоток, а водопровод высокого давления. ну и не забываем о весе воды в трубах, и о прогибах этих труб под действием собственного веса и веса воды. Вы же не положите водопровод на фундаменты в проливе, на ил? это стабильный грунт? и достаточное основание? интересно, он там засасывать умеет, а если да то как?

              почему водопровод не самоток? потому что дно не ровный уклон от Тамани в сторону Керчи и будут у вас и ямы и горки, например судоходный канал, и не забываем про скорость прохождения воды в трубе самотоком и под давлением.

              Отредактировано: alex_uns~13:58 16.08.19
              • 1
                Arsenic Arsenic
                16.08.1913:26:35

                Я не силен в водопроводах, зато в нефтепроводах немного понимаю по профессии.

                Так вот, толщина стенки стандартного магистрального нефтепровода — 10 мм, плюс минус. Рабочее давление 30 атм. Этого хватает что бы подавать нефть со скоростью 1-2 м/с на расстояние километров 100 (примерно такого порядка расстояние между НПС). Вода — гораздо менее вязкая жидкость по сравнению с нефтью, так что даже меньшего давления хватит.

                Вода ничего не будет весить — силу архимеда никто не отменял.

                • 0
                  Нет аватара alex_uns
                  16.08.1913:40:43

                  Вода ничего не будет весить — силу архимеда никто не отменял.

                  хотя… вода пресная весит меньше чем соленая, согласен. архимер работать будет.

                  и все-таки высокое давление в нефтепроводе. да и лежит нефтепровод не на иле с подводными течениями.

                  хотя… знаете… вспомнилась картинка как опускается труба газопровода с судна на дно. это чуть ли не кривая как доллар. и трубы стальные. правда это безобразие    оправдывает, что это разовая нагрузка.

                  Отредактировано: alex_uns~14:04 16.08.19
    • 2
      Нет аватара Катаклизм
      16.08.1915:29:42

      Я вот тоже думаю что с материка как минимум в Керчь трубу бросать на много ближе и проблем с водой нет. Странно почему так не сделали.

  • 5
    Нет аватара guest
    16.08.1912:38:59

    Причем здесь остров и, а свое время? В то время технологий не было такого рода, гораздо проще было нагнать людей и техники и прокопать канал. Тем более что это делалось для рисоводства, к примеру, которое в Крыму нафиг никому не упёрлось. Или для строительства комбината Титан, который тоже является идиотским проектом на территории Крыма. Крым это курорт и оздоровление, какие-то зерновые и виноград. Ну и некоторые специфические задачи))))).

    • 0
      Нет аватара alex_uns
      16.08.1913:04:10

      Ну и некоторые специфические задачи))))).

      типа строительства и любого вида промышленности

      • 0
        Нет аватара rs
        16.08.1914:00:06

        Непотопляемый авианосец «Крым»

  • 1
    Нет аватара Parhit
    16.08.1914:42:20

    Просто ради интереса, кто-нибудь может объяснить, почему нельзя в ответ Днепр перекрыть? Он ведь в смоленской обл. начинается?

    • Комментарий удален
      • 0
        Нет аватара King3214
        16.08.1920:54:31

        Белоруссия — это болота.

        Меньше воды — меньше болот. Им только в радость будет.

    • 0
      Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
      16.08.1914:43:53

      Сам подумай почему    

    • 0
      Нет аватара guest
      16.08.1915:33:23

      В порядке бреда порассуждаем.     1) Уподобляться скакуасам? 2) Река — это не водопровод, у нее есть притоки. У крупной реки притоков дофига. Откройте карту бассейнов крупных рек. Даже если гипотетически перекрыть течение реки недалеко от истока, то ниже по течению река полностью не исчезнет, хотя какое-то влияние это, безусловно, окажет. Представьте, что Волгу «перекрыли» до слияния с Камой. 3) Куда воду девать? Предлагаете море под Смоленском организовать? 4) Люди, предлагающие устроить довольно масштабную экологическую катастрофу, не дружат с головой и географией. Так уж исторически сложилось, что небратья живут рядом с нами (см. карту). Если им устроить, например, опустынивание какой-нибудь существенной части земель, то жители регионов России, живущие к Востоку и Юго-Востоку от 404 будут счастливы еще одному источнику дерьма, которое будет разноситься с западным и северо-западным ветрами. Воронеж, Ростов, Краснодар будут «благодарны». Это же относится к фантазиям на тему обустройства радиоактивной пустыни на месте некоторых населенных пунктов 404.

      Отредактировано: Dennis Petrov~15:46 16.08.19
      • 0
        Нет аватара King3214
        16.08.1920:56:08

        Ничего страшного не случится в РФ.

        В крайнем случае из того трубопровода по которому Днепр будет течь сделают ответвление.

        А «небратьев» жалеть не надо. Они сами этого хотели. Пусть наслаждаются.

  • 2
    Нет аватара guest
    16.08.1915:21:10

    Каддафи смог протянуть через всю Сахару Великий ливийский водопровод, суммарной мощностью как несколько Северокрымских каналов И обеспечить все безводное средиземноморское побережье Ливии длиной несколько сот километров.

  • 0
    Нет аватара King3214
    16.08.1920:53:00

    Надо Днепр, который из России течет, в трубы загнать и в Крым направить.

    Будет справедливо.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,