стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
79

Супермосты

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Очередная заметка для моей колонки на ТОПе. Решил развеять несколько мифов созданных вокруг строящихся во Владивостоке мостов.

  • Мост на остров Русский
  • Мост на остров Русский

Мы тут всем "Сделано у нас", последнее время с нетерпением наблюдаем за завершением строительства двух мостов во Владивостоке.

Если кто еще не знает, во Владике строят два моста, оба вантовых, один на остров Русский, другой через залив Золотой Рог. На наших глазах, без преувеличения, создаются два новых символа России! Эти сложнейшие инженерные сооружения очень ждем не только мы, эстеты, но и жители Владивостока.

Например, мост на остров Русский станет не только крупнейшим вантовым мостом на постсоветском пространстве, но и рекордным в мировой практике мостостроения по длине центрального судоходного пролета, высоте пилонов и длине вант.

Но оказывается, не все разделяют наш восторг этими красавцами. Впрочем, для меня это давно уже не новость, все чем Россия могла бы гордиться, все наши проекты, любое наше движение вперед, встречает бурю критики со стороны совестливых либеральных журналистов, и рукопожатных политиков.

Для начала расскажу зачем эти мосты вообще строят. Конечно не ради красоты, хотя сделать эти важнейшие сооружения еще и красивыми сам Бог велел, как говорится. Но главное их практическое значение.

Проще всего с мостом через бухту Золотой Рог. Дело в том, что Владивосток находится по обе стороны этой бухты, и мост позволит значительно сократить расстояние из одного конца города в другой, и разгрузить задыхающиеся в пробках улицы. И вот, еще немного, и город сможет вздохнуть свободнее.

  • Пилон моста через бухту Золотой Рог
  • Пилон моста через бухту Золотой Рог

Сложнее со вторым мостом, на остров Русский. Как вы помните, в конце этого года на острове пройдет саммит АТЭС. Критики, куда без них, вопрошают, мол зачем было назначать саммит на острове, на кторый даже нет моста, почему не провести его в самом Владивостоке (а лучше вообще не в России).

А теперь приходится строить дорогущий мост, на безлюдный остров. Бандупутенапасут!

Но, как всегда, эти критики либо не понимают, либо делают вид, что не понимают, что на самом деле все намного сложнее, чем им бы хотелось.Ведь ясно, что саммит лишь предлог. В процессе подготовки к нему, преследуется главная цель - цель решить насущные проблемы Владивостока, наших восточных ворот. И одна из проблем - городу просто некуда развиваться. Город с одной стороны ограничен морем, а с другой сопками. И единственное место куда он может расти - остров Русский. Но для этого необходим мост. И он там будет.

  • Осталось немного, стыковка 6-го апреля
  • Осталось немного, стыковка 6-го апреля

Итак, как мы видим, оба моста очень важны для города, являются по сути для него стратегическими, без них Владивосток просто задыхается словно в тисках.

Но критики не унимаются. В известной брошюрке за авторством Немцова и Милова, говорится, следующее:

Одно только строительство двух мостов на остров Русский через бухту Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный обойдётся более чем в $2 млрд. При этом суммарная длина мостов меньше трёх километров. Для сравнения: за $2 млрд китайцы построили Мост через залив Ханчжоувань длиной 35,6 километра, а аналогичный по длине мост во Франции обошёлся в €394 млн.


Ну в этой брошюрке все так, за правдой скрывается ложь. А дело в том, что оба моста, китайский и француский, это по сути не мосты, а виадуки. Так что, в данном случае длина не о чем не говорит, с инженерной точки зрения строительство виадуков сравнительно несложное дело.

Оба виадука имеют и вантовую часть, но она ни в какое сравнение не идет с вантовой частью супермостов во Владивостоке. Например у китайского моста основной пролет лишь 448 метров, что более чем в 2 раза меньше чем лишь у одного моста на о. Русский - 1104 м.  Не впечатляют и пилоны Китайского моста, высота которых не указывается, но на вид, им далеко до пилонов моста через пролив Босфор Восточный - 320 м, и до пилонов моста через залив Золотой Рог - 226 м. У французского моста семь пилонов высотой 88,92 м. Строить низкие пилоны куда проще чем высокие, меньше нагрузка на основание, меньше ветровая нагрузка, и так далее, естественно такие мосты построить дешевле.

  • Пилон моста через залив Ханчжоувань
  • Пилон моста через залив Ханчжоувань

  • Пилон моста через залив Золотой Рог
  • Пилон моста через залив Золотой Рог

  • Пилон моста на о. Русский
  • Пилон моста на о. Русский

А вот какие проблемы пришлось решать строителям моста на о. Русский: ветровые нагрузки до 51 м ∕cек на высоте 70 м, сейсмическая активность до 8,1 баллов по шкале MSK-64, сложная геология, низкие температуры до –31°С, возможное воздействие на островок и опоры нагрузок от навала судов водоизмещением до 66 000 тонн, толщина льда до 80 см.

О таких мелочах, как то, что общая длина мостов вовсе не "меньше трех километров", а с эстакадами более 5 километров, даже и упоминать не стоит, обычная мелкая ложь, ничего особенного.

Вообще, правильнее было бы сравнить наши мосты с другим китайским мостом, который близок к нашим мостам по характеристикам - мостом "Сутун" через через реку Янцзы, у него пролет 1088 метров, а высота пилонов 306, то есть мост лишь немного уступает нашему мосту на о. Русский. Правда полная длина китайского моста больше - 8 км против 3-х. Но стоимость строительства "Сутуна" - 1.7 млрд$. То есть, лишь немногим меньше, чем обошлось строительство обоих Владивостокских мостов! Как видим, на фоне этого моста, близкого по характеристикам, стоимость строительства наших мостов выглядит более чем адекватной.

Короче, все как обычно, критикам, что бы хоть как-то критиковать, приходится заниматься подтасовками, умалчивать факты, юлить и врать. Важно об этом не забывать, и учиться критически относиться к их "разоблачениям", думать своей головой.

А если вас тоже заворожили эти два красавца гиганта, то у нас на сайте есть подробный обзор одного из них, как положено, в трех частях (раз, два и три). На данный момент самая важная часть строительства подходит к концу.

Мост через пролив: осталось смонтировать 3 секции - стыковка 6 апреля.

Мост через бухту: осталось смонтировать 4 секции - стыковка 20 апреля.

Оба моста станут по сути восточными воротами России, нашим восточным фасадом. Мы как-то привыкли считать Дальний Восток этакими задворками, но так уже не будет, оглянитесь, Европа стонет в кризисе, а локомотивы роста давно уже находятся в Азии. Центр перемещается туда, так что, вполне возможно, вскоре именно Владивосток станет парадным входом в Россию.

Но к тому времени нам за наш новый вход стыдно не будет, а напротив нам будет чем гордиться!

 

Фото:  Smit_Smitty , Владимир Кобзарь , а также с сайта skyscrapercity.com

 

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Нет аватара vvs
    26.03.1213:32:48
    Рукопожимаю!
    • 0
      rvk rvk
      26.03.1213:35:23
      Меня? За что?     Как из душа окатило!
      • 0
        Нет аватара guest
        26.03.1213:56:05
        А чем мы хуже, они себя и Рыжкова рукопожимают. Мы же, Роман, вас     За статью спасибо!
      • 0
        Нет аватара guest
        26.03.1214:01:44
        Роман, очень важное предложение. Нужна возможность видеть кто плюсует и минусует стаьи, давайте сделаем голосование открытым, т.к. вот сейчас статью плюсанули 3, а минусанули 2 человека, и я бы, очень хотел знать, кто те добрые молодцы, поставившие статье минус.
        • 0
          rvk rvk
          26.03.1214:07:17
          нет, нельзя, это нарушит баланс.
          • 0
            Нет аватара guest
            26.03.1214:40:26
            Кровавый диктатор во мне сейчас плачет.

             © chevereto.org

          • 0
            Нет аватара guest
            26.03.1215:20:17
            А в чем именно нарушает?
            • 0
              Нет аватара airaleais
              28.03.1208:05:02
              тем что сейчас голосуют точно так как есть на самом деле, если голосование будет открытым, результат изменится и минусовщиков явно будет меньше. хотя лично мне от этого плохо не будет)) я тоже за открытое голосования.
        • 0
          Mishania Mishania
          27.03.1200:06:02
          Я бы вообще все выборы сделал не анонимными, чтобы сразу снять все вопросы. Тогда бы было совершенно без вариантов, никаких фальсификаций, откуда? Выборы не анонимные, да за неявку на выборы штраф, совсем небольшой, но чтобы больше было желания натянуть штаны и пойти на участок проголосовать. Это все сумбур, конечно, но все же.
          • 0
            rvk rvk
            27.03.1200:34:32
            не штраф, а 2 раза не пришел - лишаешься избирательного права. Или твой голос получает кто-то другой    
          • 0
            rvk rvk
            27.03.1200:35:59
            Но вообще я считаю что всеобщие выборы вообще нужно отменить. Выборы должны быть только местные. И люди, избранные на местах, в небольших сообществах, постепенно по ступенькам поднимаются вверх.
      • 0
        Нет аватара Ded_Vladimir
        26.03.1216:54:46
        Роман! Не могу понять, почему я не могу повысить вашу карму и карму других активных авторов многократно. Ну хотя бы раз под одной статьей?!
        • 0
          rvk rvk
          26.03.1217:07:38
          Можно поставить + за статью, он идет в рейтинг автора.
          • 0
            sash1234567 sash1234567
            26.03.1218:26:24
            Большое спасибо! Теперь я знаю, как отблагодарить авторов статей. Я даже и не знал, что можно ставить плюсы за статью!
      • 0
        Нет аватара vvs
        26.03.1219:59:41
            любой честный и порядочный человек, гей или демократический журналист тихо и застенчиво ответит, что свобода лучше несвободы наличием свободы.     Роман, это я не со зла. Где плюс поставить? Таки нашел, а он не ставится. Типа я уже поставил?     Отредактировано: vvs~20:01 26.03.2012
  • 0
    Нет аватара guest
    26.03.1214:02:15
    Отличная статья! Спасибо!    
  • 0
    Нет аватара guest
    26.03.1214:30:43
    Пожалуй нужно добавить, что мосты и остров - часть общего подхода по развитию Дальнего Востока. Ведётся модернизация автомобильной дороги Хабаровск-Владивосток, в планах вторая железнодорожная магистраль Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск - Владивосток и реконструируется сушествующей. Про аэропорт уже говорили, но сейчас "Аэрофлот" определяется с местом под региональый хаб. Начаты работы по космодрому "Восточный". Есть оживление в судостроении. Будут развиваться и города. В перспективе Владивосток может удвоить своё население. Готовится климат под инвестиции Ну и вооружённые силы переоснащаются для прикрытия грядущего великолепия.
    • 0
      Нет аватара guest
      27.03.1203:17:25
      > Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск - Владивосток Я бы сказал не вторая магистраль "Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск - Владивосток", а новая "Комсомольск - Находка", (http://sdelanounas.ru/blogs/7752/)идущая по правому берегу Амура параллельно а/дороге Комсомольск - Хабаровск и Хабаровск - Находка (т.н. трасса "Восток". Постороена только на территории Хабаровского края) Про мосты Полпред уже как-то заявлял в СМИ "окончим мосты во Владивостоке, начнём мост на Сахалин"
      • 0
        MiG-42MFI MiG-42MFI
        27.03.1221:24:37
        Про мосты Полпред уже как-то заявлял в СМИ "окончим мосты во Владивостоке, начнём мост на Сахалин"
        Проект тоннеля положили под сукно?
  • 0
    Нет аватара yamalec
    26.03.1215:00:46
    Ещё не мешало бы сравнить зарплату российского, пусть даже гастарбайтера, и китайского рабочего, ну чтобы цены сравнивать. А потом неплохо бы сравнить размеры Франции и размеры России, и неплохо бы подумать либероидной башкой, где находится Владивосток, и сколько стоит логистика грузов для строительства из России. Но думать то не надо, главное - это погромче проорать "бандупутенаподсуд", одновременно попиливая американские гранды. А мосты - красавцы!
  • 0
    Нет аватара guest
    26.03.1216:22:55
    Бандупутенапасут!
    Fixed for the Great Justice: Пандупутинапасут! Отредактировано: google.comaccountso8ididAItOawn3OAuJ0oiv-ulWdSY9gzkauPWGaYlRegk~16:24 26.03.2012
  • 0
    Нет аватара burovik
    26.03.1216:27:54
    Собака (ки) лает - караван идет. Уверен когда начиналось строительство С-Петербурга, тоже было куча разговоров - "куда нам город на болоте" однако кто помнит тех болтунов...
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      26.03.1216:48:16
      когда начиналось строительство С-Петербурга
      Тогда СМИ не было, а Ромодановский был!    
      • 0
        Login_off Login_off
        26.03.1218:30:49
        Привет! Уж не родственник ли он?, кстати во власти сейчас много с известными фамилиями, Шувалов, Нарыжкин, Ромодановский, еще кто-то на языке вертится, а если поставить фото Медведева с Николаем 2, ваще очень похожи Login_off
      • 0
        Нет аватара imperskij@pes
        26.03.1223:32:53
        +1
  • 0
    Нет аватара Ded_Vladimir
    26.03.1216:51:11
    Сегодня ночью видел сон, как к нам в город приехал Немцов. Проходил мимо меня, а я смачно плюнул ему в его поганую рожу! Хоть во сне, но получил удовольствие. Жду триумфа строителей с нетерпением! Отредактировано: Ded_Vladimir~17:27 26.03.2012
    • 0
      sash1234567 sash1234567
      26.03.1218:30:28
      А мне несколько дней назад приснилось, что я ему дежурное освещение привесил под левый глаз! Тоже хорошее настроение было обеспечено на целый день    
  • 0
    Hasky Hasky
    26.03.1217:12:33
    ...Роман, зачет!
  • 0
    28_2010 28_2010
    26.03.1217:15:53
    Очень хорошая статья. Интересная лично мне полезная в будущем (как аргумент в общении и возможных спорах). Спасибо!
  • 0
    El13 El13
    26.03.1219:42:14
    Спасибо за статью, многое стало понятнее. Спасибо и за разъяснение с плюсованием статей, не знал. А на острове Русский уже есть какая-нибудь инфраструктура, много там куда развиваться городу есть?
    • 0
      Нет аватара tumanova
      26.03.1221:32:55
      На о. Русский построен комплекс Дальневосточного Федерального Университета, в сентябре этого года - новоселье.

      фоторепортаж http://sdelanou....ru/blogs/7761/ Строится огромный научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум», включая жилые дома для сотрудников http://sdelanou....ru/blogs/7633/ Построены новые электроподстанции.

    • 0
      Нет аватара dilettante
      27.03.1208:11:24
      Там еще есть чудесная инфраструктура в виде артиллерийских батарей. )))) Жаль только, что уничтожаемая. (Оставили бы для потомков и на "всякий случай").
  • 0
    Нет аватара Grumant
    26.03.1219:45:54
    Замечательная статья, расширяющая горизонты познания и понимания нашей Родины.
  • 0
    Нет аватара guest
    26.03.1222:04:02
    Почему на вашем сайте появилась графа, в которой всё время выдаётся ссылка на один и тот же сайт http://24smi.org/, где СИСТЕМАТИЧЕСКИ обливают грязью Путина, а также те проекты, ради которых вы собственно, создали этот проект "Сделано у нас!" ??? Странно.... Отредактировано: vkontakte.ruid84423477~22:04 26.03.2012
    • 0
      rvk rvk
      26.03.1223:13:32
      Это всего лишь новостная сеть, она позволяет не только привлечь людей на этот сайт, но и показать другим новости с него, тем самым хоть как-то разбавить то что там уже есть.
      • 0
        Нет аватара guest
        27.03.1217:40:37
        Всё ясно. Спасибо за ответ! Тогда потерпим!   
      • 0
        MiG-42MFI MiG-42MFI
        27.03.1221:22:46
        Рукопожимаю!
  • 0
    Нет аватара imperskij@pes
    26.03.1223:46:56

     © aqualogo-engineering.ru

  • 0
    Нет аватара imperskij@pes
    26.03.1223:59:16
    хорошее ландшафтное видео, правда конструкуия моста на о. Русский показана не верно ровно год назад выложено, вид с вертушечки
  • 0
    Нет аватара zk
    27.03.1211:10:33
    а что такое по факту - виадук? википедия толком не объясняет.
    • 0
      Boris_45 Boris_45
      27.03.1213:36:07
      Сооружение мостового типа, предназначенное для преодоления неводных преград - ущелий, оврагов, дорог, железнодорожных путей и т. п.
      dic.academic.ru (http://dic.academic.ru/dic.nsf/stroitel/45)
      • 0
        Нет аватара zk
        27.03.1215:04:32
        т.е. любая дорожная развязка - это виадук получается?
        • 0
          Boris_45 Boris_45
          27.03.1215:36:29
          Ну если судить по приведённому определению, то ДА.
  • 0
    Нет аватара chrom
    27.03.1211:29:37
    Спасибо автору за статью. Обожаю этот сайт, ибо он, наверное, последнее пристанище позитивной информации в современном интернете. Однако, иногда довольно тяжело смотреть на проявление слепого фанатизма, тоже здесь встречающегося. Причем фанатизма весьма яростного и неадекватного. Мало кто осознает, что критика - это здоровое явление. Законы нашего мира предполагают развитие на почве противоречия. Диалектика, модная сейчас синергетика... Друзья, давайте будем относиться к противоположной точке зрения как к источнику дальнейшего роста, а не как к поводу ломать копья! Итак, вот такая история вчера стала "историей дня" на анекдот.ру. Просьба прочитать, посмеяться, если кому будет смешно, а потом задуматься. Что это? Проделки Госдепа, реальное головотяпство или коррупционное вредительство? Если есть представители ППС ДВФУ, очень интересно их мнение! "На одном промозглом острове у Владивостока через полгода состоится некий саммит. Ради двух дней его проведения, чтобы было кому потом жить на возведённой потёмкинской деревне, федералы не поленились распродать здания трёх главных университетов, расположенных в центре города, и заставить безропотных преподов паковать чемоданы. Только вот жилья им на острове не построили. Саммит выльется миллиардов в 600, на эти деньги новый Владик можно было отстроить. Но столько достойных людей приняло участие в распиле, что о преподах как-то забыли. Ездить им придется с осени на работу за 10-20 км по пробкам и высоченному узкому мосту, качающемуся от ветра. В штормовые дни мост будут закрывать, чтобы не сдуло машинки. Паром в такие дни тоже не ходит, так что есть реальный шанс остаться куковать на острове. Когда эта простая мысль овладела потихоньку сотрудниками университета, в воздухе завитала другая - а вот хер мы будем мотаться на этот остров за эту зарплату! И тогда родилась президентская инициатива - пусть сотрудники строят там себе жильё сами за свои деньги, а мы им землю продадим на льготных условиях. На днях состоялось заседание ректората, на котором разбиралось соответствующее постановление. Дано: 10 тыс. преподов и сотрудников, которым теперь на острове работать, если не разбегутся. Пункт 1 - землю давать только преподам! Сократили целевую аудиторию до 3 тысяч с хвостиком. Пункт 2 - только имеющим 5-летний стаж! Отмели молодёжь, аспирантов, и приглашённую из других городов профессуру. Но местные старпёры пока в обойме. Для них придуман следующий пункт, самый загадочный: Пункт 3 - не пущать тех, кто уже имеет в собственности землю! Дело в том, что любой нормальный препод среднего и старшего возраста имеет в собственности дачу с земельным участком. Но несколько сот потенциальных претендентов на островную землю, возможно, остались еще не добиты этими тремя пунктами. Для них придуман Пункт 4 - право на покупку земли имеют только граждане, уже состоящие в социальной очереди на жильё! Чтобы попасть в эту очередь, надо свою бедность очень сильно доказать. Ну и так далее, пунктов много. В общем, когда прикинули, сколько сотрудников имеют право построить себе жильё на острове при поддержке этого постановления, получилось человек пять. Но вот только именно у них денег на это нет..."
    • 0
      Boris_45 Boris_45
      27.03.1213:38:09
      вот такая история вчера стала "историей дня" на анекдот.ру
      Даже если и не с этого сайта, в любом случае такой маразм не комментируется.
      • 0
        Нет аватара anatolnsk
        27.03.1214:40:40
        Ты уверен, что это маразм?
        • 0
          Boris_45 Boris_45
          27.03.1214:58:08
          Абсолютно. Я бы ещё пункт добавил. N. По окончании саммита запретить въезд на остров, а всё построенное - снести.
    • 0
      g-r-i-n g-r-i-n
      27.03.1215:14:02
      Сразу скажу, я вообще не в теме. Но настораживают некоторые доводы из этого "анекдота": - "На одном промозглом острове" - неужели более промозглом чем сам Владивосток? Нам дают намек на то, что якобы из людей веревки вьют. - "на возведённой потёмкинской деревне" - типа темнота рассейская, царь-душегуб.. - "Но столько достойных людей приняло участие в распиле" - настолько заезженный штамп, что уже даже сомнений не остается в честности и искренности "правдолюбов" - "Ездить им придется с осени на работу за 10-20 км по пробкам и высоченному узкому мосту, качающемуся от ветра." - дальше конкретней. Мост на то и строится, чтобы разгрузить потоки, т.е. пробки. Если речь о пробках в городе, то слабо верится, что в центр города, где раньше были распроданные сейчас здания универа, им ехалось с ветерком, а вот за город будет ощутимо сложнее. Еще нам намекают, что нужно толерантно относиться к людям с боязнью высоты и склонностью к морской болезни. А сама дорога через мост должна быть по четыре полосы в каждую сторону. Я сейчас вижу как минимум по две, а то и три. Более-то куда? Остановка и стоянка на мостах и эстакадах запрещена (кстати под ними тоже ;) - "На днях состоялось заседание ректората" - непонятно к чему это. Там обсуждались пункты или принимались? Если второе, то вся эта критика точно не в тему. - собственно пункты. Зная склонность хомячков к личному комфорту (им ничего не стоит расширить мир комфорта методом обрезания "лишней", угловатой для них информации) вполне допускаю, что в оригинале эти пункты - не одновременный фильтр, а порядок приоритетов по времени заселения. Т.е. чем большим пунктам соответствует претендент, тем больше шансов. Преподы не проходящие по всем пунктам имеют минимальный, но приоритет. А когда очередь дойдет до не-преподов, то тогда и принимать для них поправки, это все равно будет не раньше чем через несколько лет. - ну и полное отсутствие ссылок говорит о высокой художественной ценности произведения. Ну а действительно - где в анекдотах вы слышали про ссылки? И еще. Если в статье заменить некоторые существительные и прилагательные, то ее вполне можно применить ко многим "городкам особого назначения". И по логике автора получается, что т.к. преподы теперь будут терять квалификацию в пробках, то и нечего развивать все эти Саровы и им подобные, один дискомфорт нам, хомячкам. Я за критику, но аргументированную. Этот опус недостоин этого высокого звания.
      • 0
        Нет аватара chrom
        27.03.1215:41:23
        Полностью согласен. История - литературщина полная. Но всё же, даже такие "шедевры" должны иметь какое-то основание, ибо даже фантасты пишут о реальных проблемах, прикрываясь миром будущего. К сожалению, пока осталось не освещено мнение местных. Будем надеяться, что их взор таки падет на сей пост, и они прольют свет на реальную ситуацию.
  • 0
    Нет аватара guest
    27.03.1213:12:05
    Статья очень понравилась! Строителям хочу пожелать удачи! До этого в новостях только про пожар что-то слышал, но толком ничего не понял тогда. Мосты просто обожаю, но к сожалению, у нас в Самаре интересных нет. Кировский (совершенно обычный мост через р. Самара) мост вот никак не достроят. Вот бы сняли потом фильм про строительство этих мостов, и желательно, чтобы у нас же его и сняли. На данный момент у меня любимым мостом является "Милау". Надеюсь скоро ситуация изменится.
    • 0
      Нет аватара guest
      27.03.1215:15:51
      В статье и в википедии про сооружение Миллау оно же Мийо сказано, что это не мост, а виадук. Поэтому мост на Русский его заруливает    
  • 0
    SergioSAR SergioSAR
    29.03.1202:45:05
    Роман, плюсую! Спасибо!
  • 0
    Нет аватара guest
    31.03.1220:12:40
    Впечатляет!!!!!!!!!!
  • Комментарий удален
  • 1 2
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,