«Ангара» будет производиться с широким использованием композиционных материалов
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Перспективная ракета-носитель (РН) тяжелого класса «Ангара» будет производиться с широким использованием полимерных композиционных материалов. Об этом сообщил журналистам генеральный директор Обнинского научно-производственного предприятия (ОНПП) «Технология» Олег Комиссар на пресс-туре, организованном в преддверии Дня космонавтики в Обнинск.
«В «Ангаре» доля композитов будет на 20% выше, чем в «Протоне-М», — сказал генеральный директор ОНПП «Технология» Олег Комиссар. — Примерно в два раза будут улучшены свойства материалов».
Увеличение доли композиционных материалов в конструкции носителей и космических аппаратов Комиссар назвал «устойчивой тенденцией современности». Композиты — это и отличные функциональные свойства, и колоссальное снижение массы. Стоимость доставки на орбиту 1 кг полезного груза составляет порядка 20 тыс долларов, поэтому экономия даже 10 г способствует снижению стоимости запуска и эксплуатации. «Углепластик это позволяет сделать», — отметил глава предприятия, уточнив, что по сравнению с алюминием плотность углепластика почти в два раза меньше, он легкий и при этом прочный как сталь.
«В ракетах-носителях «Протон-М» и «Ангара» вся головная часть, все верхние отсеки полностью выполнены из углепластика», — подчеркнул Комиссар. По его оценке, композитные оболочки выполняют роль акустической защиты для полезного груза, потому что при старте РН идет очень мощное акустическое воздействие порядка 100 дБ, а космический аппарат очень хрупок.
«Так, при использовании в оболочках головных обтекателей алюминия и стеклопластика, для акустической защиты аппарата внутри вешают маты толщиной полметра, которые повышают массу и уменьшают пространство для полезного груза, — пояснил Комиссар. — А это не очень хорошо».
Олег Комиссар сообщил, что Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева совместно с ОНПП «Технология» ведёт проработку новых обтекателей для РН тяжелого класса, увеличенных диаметров. «Это перспективное направление нашего развития, я думаю, через год-два мы перейдем на более крупногабаритные», — подчеркнул Комиссар.
В настоящее время диаметр обтекателей составляет около 4 м, а новый обтекатель будет диаметром 5 м. «Это новое поколение, это новый полезный груз, потому что нынешние обтекатели обеспечивают выведение на орбиту шеститонного полезного груза, а новые — тонн восемь позволят вывести», — отметил глава предприятия.
У современных КА доля полимерных композиционных материалов составляет не менее трети от общей массы конструкции. «Например, аппарат «Спектр-Р» имеет 10-метровую антенную чашу, — сказал Комиссар. — Если ее целиком сделать из металла, то она будет коробиться от перепада температур и не сможет принимать сигнал. Поэтому применяют углепластик, карбон».
Специалисты могут так подобрать структуру карбона, что коэффициент расширения у него будет нулевой, и при любом перепаде температур такая деталь не изменится в размерах ни на миллиметр.
«В этом особенность размеростабильной конструкции, — подчекнул Олег Комиссар. — Мы это направление по космосу начали в девяностых годах, и на сегодня мы лидеры, крупнейшие разработчики и производители размеростабильных конструкций для всех отечественных космических аппаратов».
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
12.04.1221:50:40
13.04.1202:00:07
13.04.1220:08:25
13.04.1206:57:51
12.04.1222:37:02
12.04.1222:58:46
13.04.1201:53:46
13.04.1207:17:13
13.04.1220:18:46
15.04.1207:59:56