стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
8

Газопровод «Грязовец — Выборг» (фоторепортаж)

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Автор репортажа - Александр "Russos" Попов

 

Про то, как добывают газ, я рассказал вам на примере Южно-Русского месторождения. А для доставки газа потребителям используются магистральные газопроводы, которые пересекают нашу страну во всех направлениях, образуя Единую систему газоснабжения России. Строятся они в любых климатических и географических условиях.

«Газпром» осенью завершил строительство II нитки магистрального газопровода «Грязовец — Выборг» протяженностью 680 км (так как строили лупингами, то длина второй нитки получилась меньше длины всего газопровода, которая составляет 917 км). Он предназначен для обеспечения поставок газа в проект Nord Stream (Северный поток) и потребителям Северо-Западного региона России. Газопровод проходит по территории Вологодской и Ленинградской областей. Ресурсной базой для газопроводов «Грязовец — Выборг» и «Северный поток» стало Южно-Русское месторождение (а впоследствии будет ещё и Штокмановское).


Проектная мощность газопровода — 55 млрд куб. м газа в год. Помимо линейной части (диаметр — 1400 мм, давление — 9,8 МПа) сооружено 7 компрессорных станций, включая КС «Портовая», которая является уникальной в мире. Ее мощность составляет более 360 МВт, что позволяет перекачивать газ на расстояние 1200 километров по дну Балтийского моря.


Большая часть пути газопровода проходит по лесным массивам. Половина трассы вообще идет по болотам, которые относятся к наиболее сложным участкам строительства. А в Выборгском районе Ленинградской области около пятидесяти километров проходит через скальные породы, которые также являются не менее сложными. Тут хочется добавить, что легких участков при строительстве магистральных газопроводов не бывает. Везде есть свои нюансы, тонкости и хитрости.

Давайте посмотрим на завершающий этап строительства, который проходил в Ленинградской области: крепкий скальный массив под Выборгом и микротоннель под Сайменским каналом. Все работы проводил «Газпром Инвест Запад».



1. Строительство газопровода велось в разных географических условиях и, можно сказать, каждый день бригада приезжала на новое место работы. Поэтому весь строительный комплекс должен был быть мобильным и работать везде, обеспечивая все новые погонные метры сваренной трубы. Как же это получается?


2. Если в обычном грунте разработка траншеи не вызывает проблем, то в болоте такие работы сопряжены с рядом трудностей, а разработку скальных пород вообще приходится вести буровзрывным способом. Для этого по трассе будущей траншеи бурятся шпуры (отверстия в породе), в которые закладываются заряды.


3. Потом траншею освобождают от остатков скальной породы и выравнивают дно. Затем, перед укладкой трубы, делают песчаную подушку. Вдоль трассы раскладываются трубы. Кстати, это продукция известного своим необычным оформлением современного цеха по производству труб большого диаметра «Высота 239» Челябинского Трубопрокатного завода.


4. Себя они называют линейщиками — они делают только линейную часть газопровода, оставляя пробелы в местах пересечения дорог и других инженерных коммуникаций. Для таких участков существуют другие специализированные бригады: разрывные бригады и бригады прокольщиков — они работают над переходами под ж/д и автодорогами, а также водными препятствиями.


5. Давайте посмотрим на основные этапы сварки линейной части газопровода. На фотографии вы видите мобильный комплекс — передвижная сварочная колонна, комплекс орбитальной автоматической/механизированной сварки труб.


6. Все начинается с подготовки стыков, которые с помощью обычной болгарки зачищаются до металлического блеска.


7. В исходное положение приводится центратор — устройство, которое центрирует кромки новой трубы с уже готовым участком трубопровода. С помощью раздвигаемых жимков центратора, расположенных симметрично по окружности, трубы фиксируются относительно друг друга, при этом выставляется необходимый зазор между кромками, необходимый для сварки корневого слоя шва.


8. Подготовленные трубы вывешиваются трубоукладчиком в монтажное положение при помощи мягких строп–полотенец, исключающих повреждение заводского изоляционного покрытия. На фотографии вы видите очень короткий кусок трубы — это переходное колено, которое имеет разную толщину стенок с торцов. В этом месте над ниткой будет протекать ручей (который сейчас увели в сторону), и по проекту здесь применяются трубы с более толстой стенкой.


9. Классический трубоукладчик — все так же основное средство механизации при строительстве газопровода. Это помимо современных сварочных комплексов и других интересных штуковин.


10. Монтируется новая секция газопровода.


11. Монтаж трубы и центровка кромок при помощи безударного разжимного устройства — центратора.


12. После монтажа трубы на стык опускается сварочный пост — палатка, в которой размещена часть сварочного и вспомогательного оборудования, а также имеется индивидуальное освещение и приточно-вытяжная вентиляция. Кроме того, работы в палатке могут вестись в любое время года, предотвращая попадание атмосферных осадков и влияние ветра на сварное соединение.


13. На этом комплексе первый (корневой) шов выполняется механизированным способом в среде защитных газов, который увеличивает скорость сварки более чем в три раза по сравнению с ручным способом и повышает качество сварного соединения.


14. После сварки корневого слоя сформированный обратный валик осматривается изнутри и в случае необходимости убираются недопустимые дефекты — подвариваются места с допустимыми смещениями кромок, которые невозможно было выправить при помощи внутреннего центратора.


15. А снаружи корневой слой шва подготавливается к автоматической сварке.


16. Далее на стык устанавливается орбитальная автоматическая сварочная головка (по одной с каждой стороны). Сварка заполняющих и облицовочных слоев шва выполняется полностью в автоматическом режиме — сварщик-оператор следит лишь за перемещением каретки по стыку и регулирует глубину проплавления для более качественного заполнения сварного соединения. Обычно в каждой палатке осуществляется один парный проход. В этом комплексе установлено четыре палатки.


17. Готовый газопровод. После завершения строительства все сварочные швы проверяются неразрушающими методами контроля, например, дефектоскопией.


18. Все работники участка живут в общежитии в Выборге, а на место работы их привозит вахтовка. Она же доставляет им обед и служит столовой.


19. Большинство работает в «Газпроме» уже много лет. Эти люди строили газопроводы во всех уголках нашей страны.


После осмотра этого участка меня везут вглубь Карельского перешейка. Дорога петляет вдоль Сайменского канала. Пока едем, можно насладиться прекрасными видами природы или полюбоваться каналом, который идет параллельно дороге. Но недолго. Следующий участок — микротоннель под Сайменским каналом около шлюза Пялли. До Сайменского канала подобным способом газопровод большого диаметра пересекал реку только один раз: в 2009 году строители газопровода «Грязовец — Выборг» соорудили микротоннель под Невой.

20. Микротоннель сооружался с применением тоннелепроходческого механизированного комплекса Herrenknecht AVM-2000D.


21. Здесь все, как в большом тоннельном строительстве, только вот домкраты находятся не на щите, а в монтажной камере глубиной 21 метр.


22. А оператор сидит в будке, на поверхности — на щите для него просто нет места.


23. Тоннель состоит из железобетонных труб заводской готовности длиной 3 м и наружным диаметром 2,5 м. Конструкция обделки рассчитана на комбинацию максимальных нагрузок от давления грунта и непроницаема для воды. Так как секции труб продавливаются, то в строительный зазор между обделкой и породой нагнетается специальная смазка, которая облегчает продвижение готового тоннеля.


24. Сам щит — это подземный корабль, который оснащен различным оборудованием для работы. В том числе — навигационным, для ведения по заданной трассе. По сравнению с щитом, которым строится метро, здесь очень тесно. Разработка породы ведется с гидропригрузом, и, соответственно, комплекс оборудован насосами для перекачки бентонита и его очистки на дневной поверхности.


25. Домкратная станция, расположенная в стартовом котловане, не может обеспечить продавливание на всю длину тоннеля (а это 250 метров). Поэтому через 50-70 метров устанавливаются дополнительные домкратные секции, которые додавливают щит с обделкой.


26. Лазерным теодолитом, установленным в монтажной камере, обеспечивается точное ведение щита по трассе. Луч попадает на специальные пластины в забое, и по отклонению луча на ней можно видеть, в какую сторону отклонился комплекс.


27. На другом берегу уже сварена и подготовлена для выкатывания в микротоннель рабочая плеть газопровода.


В рамках небольшого фоторепортажа невозможно охватить все 680 километров газопровода и детально рассказать обо всех особенностях его строительства. Но посещение двух объектов в течение дня уже и дает представление о сложности строительства, и немного приоткрывает тонкости строительства линейной части.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 0
    Нет аватара mega
    21.11.1200:39:39
    Репортаж отличный! Масштаб работы хорошо показан. Плюс!
  • 0
    Нет аватара uver
    22.04.1302:38:31
    Я даже не догадывался на сколько сложно строительство таких комплексов!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,