ВВС РФ-2012: на пороге скачка
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
МиГ-29СМТ. Источник: ОАО РСК «МиГ» |
2012-й стал первым годом по-настоящему массового обновления ВВС России. Военному ведомству переданы десятки машин разных классов, что позволяет формировать уже целые подразделения на новой технике. В ближайшие годы этот процесс должен резко повысить способности ВВС решать боевые задачи, в том числе за рубежом.
Сообщения о поставках в войска новой и модернизированной техники уже перестали удивлять: переоснащение касается всех видов Вооруженных сил России. Более интересны те новые свойства, которые обретает армия, авиация и флот, получая новые боевые машины и вспомогательную технику.
ВВС России эти изменения касаются в первую очередь: объем поставок новой авиационной техники в прошедшем году превысили 150 самолетов и вертолетов всех классов, без учета машин, проходящих ремонт и модернизацию. С учетом некоторого временного лага, необходимого для освоения новых машин сначала инструкторами центров боевого применения, а затем и строевыми летчиками, это означает, что в ближайшие год-два достигнут готовности первые строевые подразделения тактической авиации, полностью укомплектованные новой техникой.
Для ВВС России это будет означать ряд существенных изменений. Во-первых, возрастут возможности боевых действий на большом удалении от баз: как за счет большей дальности полета, так и за счет того, что все новые боевые самолеты ВВС России имеют возможность дозаправки в воздухе. При этом в качестве танкеров могут выступать не только штатные заправщики ВВС - Ил-78, но и боевые самолеты, оснащенные контейнерами УПАЗ - унифицированных подвесных агрегатов заправки. В чем-то эта методика напоминает практику альпинистов, когда ассистирующая пара, несущая дополнительные баллоны с кислородом, отдает их своим товарищам, цель которых - непосредственное покорение вершины.
Во-вторых, резко возрастают возможности поражения наземных целей. Вплоть до последнего времени Россия, по сути, располагала только одним самолетом фронтовой (тактической) авиации, способным применять против наземных целей достаточно широкую номенклатуру управляемого вооружения - это бомбардировщик Су-24. Сегодня такой возможностью обладают все новые боевые самолеты ВВС - включая истребители МиГ-29СМТ, Су-30СМ и Су-35, а также модернизированные машины. Первую скрипку в борьбе с наземными целями будут по-прежнему играть ударные машины - Су-34, модернизированные Су-24М2 и многоцелевые истребители Су-30СМ, но сам по себе рост числа самолетов, способных применять высокоточное оружие, означает серьезное изменение боевых возможностей ВВС в ближайшие годы.
Этот рост подкрепляется также увеличением закупок собственно высокоточных боеприпасов, объем производства которых в текущем десятилетии должен вырасти многократно.
Следующим существенным фактором является модернизация системы обучения и боевой подготовки летного состава ВВС. Поставки учебных самолетов нового поколения, нового наземного оборудования, вкупе с увеличившимся до ста часов в год и более средним налетом, позволяет ожидать большей эффективности использования новой техники в возможных боевых действиях. Напомним, что дефицит подготовленных пилотов в строевых подразделениях до последнего времени был одной из главных бед ВВС России.
Чего ждать?
Происходящие изменения, сами по себе положительные, недостаточны для того, чтобы говорить о полноценном возрождении ВВС России. Для этого необходим ряд дополнительных мер, в числе которых на первом месте - улучшение инфраструктуры базирования и системы обеспечения боевых действий. Новое руководство Минобороны уже заявило о расширении прежних планов модернизации военных аэродромов, однако этим дело не ограничится. Необходимым условием является рост числа "спецбортов" ВВС и морской авиации - самолетов, предназначенных для разведки, радиоэлектронной борьбы, дальнего радиолокационного обнаружения и управления и т.д. Эти машины, как правило, создающиеся на базе коммерческих лайнеров, сегодня являются необходимым элементом современных Военно-воздушных сил, отсутствие которого не позволяет эффективно использовать даже самые современные боевые самолеты.
И снова о заправке
Отдельно следует упомянуть и о специализированных самолетах-заправщиках. Компенсировать их дефицит с помощью упомянутых выше контейнеров УПАЗ можно лишь отчасти. Минобороны России предполагает серийное строительство новых летающих танкеров на основе запущенного в серию в Ульяновске модернизированного варианта самолета Ил-76, однако есть и еще один вариант получения машин, способных выполнять эти задачи.
В России на хранении находится несколько десятков гражданских авиалайнеров Ил-62 и Ил-86, в значительной части сохранивших летный ресурс. Переделка коммерческих машин в летающие танкеры, как непосредственно при постройке, так и уже готовых самолетов - достаточно распространенная практика, и, возможно, ВВС России стоит обратить внимание на этот резерв. Ремонт и модернизация лайнеров с установкой новых двигателей и оборудования, если этим вопросом заняться сейчас, может дать ВВС России во второй половине 2010-х годов 30-40 крупных летающих танкеров, которые отнюдь не будут для них лишними. Если ограничиться лишь постройкой новых самолетов, такое число может быть поставлено только к концу 2020-х годов, при этом за счет уменьшения количества транспортников и летающих радаров, которые также строятся на основе Ил-76.
Говоря о новых машинах этого класса, стоит рассмотреть также варианты создания летающих танкеров для тактической и армейской авиации на основе более легких самолетов - типа Ан-148/158 или проектируемого многофункционального транспортного самолета МТС. Эти машины куда дешевле в постройке и эксплуатации, чем их более тяжелые собратья, при этом четырехмоторный летающий танкер с десятками кубометров топлива нужен далеко не всегда. Появление "тактических танкеров" в количестве хотя бы 40-50 единиц резко повысит гибкость тактической авиации, а также позволит задуматься об оснащении оборудованием для дозаправки в воздухе вертолетов армейской авиации, что до сего дня в России никогда не практиковалось.
В идеале собственным отрядом заправщиков должна располагать каждая авиабаза тактической авиации ВВС России или авиации ВМФ. Как минимум, эскадрилья таких машин должна быть в распоряжении командующего Военно-воздушными силами каждого из военных округов и флотов. При этом задумываться над подобными проблемами следует "уже вчера" - характерные для потенциальных театров военных действий российских ВВС расстояния, будь то Центральная Азия, Тихий океанили Заполярье - требуют полетов на расстояния, превышающие стандартные.
Илья Крамник
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
12.01.1321:17:53
inveider213.01.1318:59:11
13.01.1320:10:13
inveider213.01.1321:22:42
13.01.1322:01:52
inveider215.01.1315:27:42
13.01.1322:04:11
13.01.1321:41:42
inveider215.01.1315:24:07
16.01.1314:51:30
14.01.1310:11:11
15.01.1304:31:35
inveider215.01.1315:33:48
12.01.1322:28:20
top1012.01.1323:42:05
13.01.1311:17:03
12.01.1322:41:26
13.01.1300:40:43
14.01.1314:41:28
13.01.1301:03:44
13.01.1301:16:00
13.01.1301:18:18
13.01.1301:20:58
13.01.1302:13:26
13.01.1309:57:45
13.01.1322:04:53
15.01.1317:25:01
nikolaich13.01.1316:45:24
13.01.1320:44:04
16.01.1314:52:53
13.01.1308:03:48
13.01.1310:00:22
13.01.1318:47:00
13.01.1311:01:48
13.01.1312:55:26
13.01.1313:01:50
13.01.1313:17:12
13.01.1313:45:49
13.01.1314:37:56
13.01.1315:24:15
13.01.1320:54:12
13.01.1316:21:14
13.01.1316:42:16
16.01.1314:57:40
13.01.1320:18:24
13.01.1320:59:01
13.01.1321:46:15
14.01.1317:53:05
14.01.1318:12:10
14.01.1320:17:24
14.01.1318:47:56
14.01.1320:28:23
14.01.1323:07:05
14.01.1301:19:07
17.01.1319:38:42
13.01.1318:23:48
13.01.1321:01:46
13.01.1323:34:10
14.01.1320:38:13
15.01.1300:48:29
13.01.1321:26:15
14.01.1308:34:39
14.01.1303:35:36
14.01.1317:56:26
15.01.1300:50:38
14.01.1311:41:49
14.01.1317:58:03
14.01.1318:13:50
14.01.1318:16:06
14.01.1320:42:08
15.01.1300:53:02
17.01.1319:40:19
17.01.1322:43:41
14.01.1320:27:53
13.01.1311:27:24
13.01.1311:55:28
13.01.1312:01:32
13.01.1313:03:59
13.01.1313:00:09
13.01.1313:49:01
13.01.1313:52:34
13.01.1314:02:04
13.01.1314:39:17
13.01.1321:24:27
14.01.1311:01:42
14.01.1318:03:04
14.01.1321:13:08
16.01.1315:03:31
14.01.1314:54:14
14.01.1318:17:49
14.01.1320:56:42
14.01.1323:56:13
16.01.1300:06:40
13.01.1314:47:45
14.01.1314:56:44
13.01.1314:44:08
13.01.1315:51:19
13.01.1321:29:59
13.01.1316:26:00
13.01.1316:39:43
13.01.1321:43:07
14.01.1310:44:50
15.01.1310:01:12
15.01.1312:36:40
15.01.1316:14:56
15.01.1317:15:50
16.01.1301:09:36
16.01.1310:07:57
16.01.1316:11:30
16.01.1316:36:44
17.01.1310:55:25
17.01.1312:45:22
17.01.1314:57:01
17.01.1315:43:04
14.01.1314:57:48
13.01.1313:55:06
13.01.1315:37:53
13.01.1315:44:52
13.01.1317:37:36
13.01.1317:58:04
13.01.1318:08:34
13.01.1318:18:49
13.01.1318:53:26
13.01.1320:54:46
14.01.1301:28:12
14.01.1314:58:55
17.01.1323:26:40
18.01.1310:10:00
18.01.1312:12:53
18.01.1312:14:56
13.01.1318:46:30
14.01.1318:22:18
13.01.1318:45:48
14.01.1318:24:04
14.01.1307:46:30
15.01.1306:44:36
13.01.1301:25:36
brat_po_razumu13.01.1303:35:28
13.01.1310:31:20
13.01.1310:32:50
13.01.1311:10:46
15.01.1322:56:23
13.01.1317:49:00
13.01.1318:00:26
13.01.1318:07:24
13.01.1318:18:35
13.01.1318:35:24
13.01.1318:58:30
13.01.1319:05:25
13.01.1319:11:17
13.01.1319:24:25
13.01.1319:38:35
13.01.1318:48:48
13.01.1318:57:34
14.01.1314:47:01
15.01.1321:53:15
14.01.1318:19:07
15.01.1312:40:42
16.01.1310:01:54
17.01.1323:16:43
15.01.1322:02:22
16.01.1310:14:32
14.01.1318:20:00
15.01.1301:15:15
15.01.1301:42:43
15.01.1301:45:31
15.01.1320:16:41