стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
46

Самусьский судостроительно-судоремонтный завод: как в Томской области строят корабли

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Самусьский судостроительно-судоремонтный завод расположен в поселке Самусь, что в 38 км к северу от Томска, в месте впадения речки Самуськи в Томь. До середины 90-х годов завод был градообразующим предприятием для поселка. На нем трудилось более 1400 человек. 

Его история началась с вынужденной стоянки в устье реки грузопассажирского парохода «Гагара» в 1879 году. Он двигался в Бийск с купеческим грузом, но был застигнут внезапным похолоданием. По Томи пошел лед-шуга. Команда выбрала место для остановки и зазимовала. Дело в том, что безопасный зимний отстой для речного флота – большая проблема. Весенний ледоход  – явление грандиозное, но сокрушительное, а в этом месте впадающая речка образовала удобный глубокий затон. Такие укромные места на реках встречаются редко, а знания о них передаются по всему бассейну. С тех пор здесь стали селиться люди, а на берегу возник Самусьский судостроительно-судоремонтный завод.

Сейчас здесь работает всего 186 человек. Но они, как прежде, занимаются судостроением, судоремонтом, машиностроением и обеспечением безопасного зимнего отстоя для речного флота. Из всех этих видов деятельности судостроение занимает 84% от общего объема работы.

 

За время своего существования завод построил 333 теплохода разных видов и модификаций. Катера и яхты, баржи и паромы, понтоны и плавучие краны, грузовые, пассажирские и очистные суда для речного флота… что только не спускали на воду за эти годы. Но особым предметом гордости является трюмная несамоходная баржа грузоподъемностью 2800 тонн, построенная в 1993 году. «Сейчас она эксплуатируется на реке Рейн в Голландии под названием «Самусь», – рассказывает директор завода Шварц Виктор Густавович. – Это был первый и единственный заказ за рубеж. Речной регистр ее принял, и она ушла своим ходом из Самуськов через тогда еще Ленинград в Голландию».

Сегодня на заводе заняты производством обстановочных теплоходов. Этот серийный госзаказ предприятие получило благодаря действию федерально-целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2015 года». Первый этап в этой программе – обновление технического флота. В ее рамках завод должен построить 13 теплоходов проекта 3050 (по три для Новосибирска, Омска, Якутска, Хабаровска и один для Красноярска) и 5 – проекта 3050.1 (два для Новосибирска и три для Омска).

Теплоходы проекта 3050:

Задача обстановочных судов – проверять состояние фарватера реки. Они предназначены для промера глубин судового хода, установки навигационных и береговых знаков. Их характерным отличием является то, что теплоходы проекта 3050.1 оборудованы двумя кранами-манипуляторами в носовой и кормовой части.

Теплоходы проекта 3050.1:

На данном этапе строительства корпус будущего судна уже сформирован. Теперь пришло время подняться «на борт» электрикам, отделочникам и трубопроводчикам, чтобы заняться его «насыщением». Но вообще, как и любое большое дело, строительство корабля начинается с проектирования. На заводе нет своего проектного отдела, поэтому эти работы поручают внешним подрядным организациям. Проект должен предусмотреть огромное количество  деталей, включая толщину стали, из которой будет изготавливаться будущее судно, нагрузки во время его эксплуатации и даже график выполнения работ. Судостроение можно сравнить со строительством дома. От начала проектирования до спуска на воду таких теплоходов проходит от одного года до двух лет.

Январь 2012 года, когда завод приступил к выполнению этого госзаказа, был началом большого объема судостроения. Своих работников остро не хватало, за помощью пришлось обращаться к специалистам на стороне. Судосборщики, электросварщики, трубопроводчики, люди приезжали из самых разных мест, даже из Санкт-Петербурга. На сегодняшний день ажиотаж спал, объем работы рассредоточился, и завод стал справляться своими силами, а мы смогли пройтись и посмотреть, из каких этапов состоит строительство судна.


Заготовительный цех.

Все начинается с обработки металла. Его закупают на Магнитогорском металлургическом комбинате, однако, прежде чем листы специальной судостроительной стали станут частью судна, они должны пройти обязательную подготовку. На заводе для этого существует целая линия.

Листы металла захватываются со склада пневматическими присосками и подаются через ворота на заднем плане:

Дальше металл проходит через вальцы, которые выпрямляют лист, снимая возможные напряжения:

За вальцами следует дробеструйная обработка, очищающая металл от ржавчины, окалины и других загрязнений. Прошедшие такую обработку листы раскладывают, чтобы покрыть грунтовкой.

Ее наносят ручными валиками. После грунтовки сталь приобретает зеленоватый оттенок. Отсюда листы металла поступают на различные станки, где их будут резать и гнуть, изготавливая из них всевозможные кницы и шпангоуты, стрингеры и бимсы в соответствии с проектом.

Есть на заводе несколько гильотин для рубки металла разной толщины:

Газорезательные станки вырезают детали криволинейной формы:

Кромки вырезанных деталей зачищают и передают судосборщикам.

Либо, если деталь нуждается в дополнительной обработке, она поступает в механический цех.

Механический цех.

Здесь, сосредоточены станки, на которых выполняют сверловочные, токарные и фрезерные работы. Цех производит широкий спектр изделий, начиная от иллюминаторов, и заканчивая гребными валами.

На входе лежат заготовки, которые впоследствии станут различными муфтами, фланцами, крышками и емкостями:

Детали в процессе изготовления:

Фрезерный станок:

После банкротства, случившегося на предприятии в 2009 году, полтора-два года все оборудование пришлось приводить в порядок. Новые инвесторы в лице ОАО «Томская судоходная компании» и ЗАО «Сибирский центр логистики» планируют в этом году приступить к модернизации завода. План мероприятий предусматривает постепенную замену станочного парка – приобретение новых плазморезательных машин, современного оборудования для сварки и замену части станков в механическом цехе.

Помимо основной деятельности завод занимается судоремонтом. В скором времени из Новосибирска должен прийти теплоход «Прилив». На него будут ставить вот такой китайский двигатель:

А это отечественный двигатель Ярославского машиностроительного завода:

Подобные двигатели устанавливают на МАЗы. Сейчас механики его готовят к установке на теплоход проекта 3050.

О размерах еще одного двигателя, находящегося здесь на ремонте, можно судить по этим шатунам:

Эти детали впоследствии станут иллюминаторами на судне:

Цистерны для воды, топлива и отходов делают в первом цеху и затем привозят сюда, где к ним приваривают обработанные на станках детали, грунтуют и испытывают.

Перо руля для теплохода проекта 3050. В будущем, оно будет управлять направлением движения судна:

Процесс изготовления гребного вала для этого же теплохода:

Якоря приходится закупать, поскольку они литые, а на заводе нет своего литейного цеха:

Поток производства, начинающийся в заготовительном и механическом цехе, сходится воедино в судостроительном цехе.


Судостроительный цех.

Судно собирается из нескольких блоков. Нам повезло, что завод работает именно над серийным заказом, так что мы смогли увидеть, как оно проходит разные стадии строительства. Сначала «корпусники», как их тут называют, сваривают плоские секции, из которых затем собирают объемные блоки. Дальше блоки стыкуют между собой и, таким образом формируется корпус судна. Детали соединяют между собой с помощью полуавтоматической и ручной сварки.

Здесь на сборочном стенде происходит сборка первого и второго блока теплохода 3050.1:

Рабочие сначала сварили и собрали плоскую секцию палубы, после чего установили на нее металлический каркас, на который сейчас приваривают листы наружной обшивки:

Пятый блок судна уже готов, и стоит на опорах рядом со сборочным кондуктором, ожидая грунтовки:

Третий блок сделали еще раньше и уже успели загрунтовать:

Грунтовка готовых деталей:

Так постепенно происходит формирование корпуса судна:

Надо сказать, что судостроительный цех впечатляет своими размерами. Он был построен финской фирмой ASPO в 1988 году, и в нем сразу был предусмотрен полный цикл создания судна в крытых помещениях. Новая газовая котельная, построенная уже после банкротства, позволяет не прекращать работу в зимний период. Даже в самые сильные морозы, в цеху стоит плюсовая температура.

На последней стадии начинаются отделочные, трубопроводные, электромонтажные и другие работы. На это судно уже установили кран-манипулятор:

А здесь заканчивается монтаж рубки и внутренних жилых помещений:

В машинном отделении уже установили главный двигатель и два вспомогательных:

Когда все работы будут закончены, останется последняя операция – финальное окрашивание. После него судно выкатывают из цеха, спускают на воду и приступают к его испытаниям. И только после этого, его сдадут заказчику.

Отстой флота и судоремонт.

Снаружи, за пределами цеха, на площади в несколько километров располагаются на зимний отстой и судоремонт большие и малые суда со всего бассейна. Нам удалось, побывать на заводе в такое время, когда река вот-вот должна была вскрыться ото льда, и весь флот был еще на берегу.

Зимой здесь может отстаиваться до 100 единиц флота. Сейчас практически все они разошлись по месту приписки.

Какие-то суда проводят зиму в безопасном затоне, а часть поднимают на берег, чтобы произвести ремонт подводной части. Каждое лето завод набирает портфель таких заказов. Флот на реке старый, последние двадцать лет новые суда практически не строились, многим из них необходим ремонт.

Вот эти участки обшивки, отмеченные белым, меняли:

Так проверяют все сварочные швы на герметичность: с одной стороны шов мажут известкой, а с другой – керосином. Керосин обладает свойством очень глубоко проникать внутрь металла через мельчайшие капилляры и трещины, делая это гораздо лучше других жидкостей, а на белой известке его будет хорошо видно. Таким образом, если он проступит на обратной стороне обшивки, это значит, что шов имеет сквозной дефект.

Команды теплоходов проводят зиму рядом со своими судами. Живут в общежитии при заводе. Если ремонт гребных валов, винтов и подводной части корпуса, проводят рабочие предприятия, то все остальные работы – починить двигатель, вскрыть палубные настилы и т.д. – выполняет команда.

Из воды суда весом до 800 тонн и длиной до 97 метров поднимает специальное судоподъемное сооружение – СЛИП.

С его помощью теплоходы оказываются на берегу. Оно же возвращает их в реку.

Загрунтованные корпуса судов вдалеке ждут своего заказчика, служа своеобразным напоминанием о банкротстве, случившемся как раз во время их строительства:

«В то время были практически единичные заказы, - вспоминает Виктор Густавович, - серийного речного судостроения в стране фактически не было. Федеральная программа развития транспортной системы заработала только в 2012 году и рассчитана на обновление государственного флота. На данный момент отрасль загружена на 25-30%. Дело в том, что судостроение – дорогое удовольствие. Суда, которые строят на заводе, стоят от 30 до 100 миллионов. Самым дорогим проектом была яхта «Байтерек» стоимостью 500 миллионов для Ульбинского горнометаллургического комбината в Казахстане.

На данный момент почти весь флот подошел к списанию, но найти такие деньги, чтобы его переоснастить, у судовладельцев практически нет. А если говорить о заемных средствах, то высокие кредитные ставки в банках увеличивают срок окупаемости судов настолько, что он почти приближается к сроку эксплуатации – 25-35 лет. Такое долгосрочное вложение средств с неясной перспективой их отдачи не вызывает интереса у частных судовладельцев. Таким образом, без государственной поддержки в деле обновления флота просто не обойтись».

Сегодня завод обеспечен работой еще на один год, так что мы с оптимизмом смотрим в будущее: по федеральным программам мы себя зарекомендовали надежными судостроителями, поэтому оттуда будут поступать и другие заказы. Сейчас наша задача перекрывать другими работами время между госзаказами, над чем мы и трудимся. Ведем переговоры, поэтому без дела, думаю, сидеть не будем».


Текст, фото: Евгений Мыцик.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 1
    Нет аватара termometrix
    31.05.1316:11:23
  • 5
    Нет аватара eugene771
    31.05.1316:28:07
    Обрабатывающих центров не хватает нормальных. Государство должно работающие предприятия модернизировать через дешевые и длинные деньги. Рост прибыли предприятия--рост налоговых поступлений и зарплат работников, и дальнейшая модернизация за счет собственных средств.
    Это даст возможности и для диверсификации и в сложный период предприятие не закроется.
    • 0
      Нет аватара ardenoux
      31.05.1318:43:44
      Евгений, у вас сколько предприятий, чтобы такое сподобиться написать? Особенно про налоги-прибыли-зряплаты...
      • 0
        Нет аватара eugene771
        31.05.1318:54:58
        Раньше бизнесом занимался и знаю что такое текущая себестоимость и как она влияет на будущее развитие предприятия.
        А сейчас я частный трейдер-программист. Все делаю сам, ни на кого не работаю и никто не работает на меня. И я не знаю бизнес, который мого бы меня отвлечь от торговли фьючерсами т к доходности не сопоставимые.
        Времени на самообразования у меня достаточно, чтобы знать, что то что я написал верно.
        • 0
          Нет аватара ardenoux
          31.05.1319:05:07
          чтобы знать, что то что я написал верно

          А что?! И скромненько так получилось и Петросяна такой веселой шуткой удалось переплюнуть с намеком на исторический шедЁвер "учение Маркса всесильно потому, что оно верно".    
          Хотя, я почему-то так и подумал, что фьючерсы-форексы, а отнюдь не бизнес. Теоретически практикующий эксперт.
          • 1
            Нет аватара eugene771
            31.05.1319:15:14
            Основные особенности трейдинга:
            1 Не существует книг, которые бы научили зарабатывать деньги. В любой другой отрасли все гораздо проще.
            По сути придется выступать в роли ученого, который изучает все сам с нуля.
            2. Против тебя торгуют тысячи других трейдеров, и гораздо более крупных игроков с большими финансами и гораздо лучшей технической оснащенностью.
            В любом другом бизнесе вызов гораздо слабее.
            3. Финансы занимают более 80% мирового ВВП. Так что не стоит отзываться о этой отрасли так пренебрежительно.
            Сотрудник кредитного отдела банка оценит состояние бизнеса лучше любого эксперта.


            И не надо путать форекс и торговлю на Чикагской фондовой бирже(CME).))
            Отредактировано: eugene771~19:18 31.05.13
            • 1
              Нет аватара ardenoux
              31.05.1319:24:31
              Про остальной бизнес - бред, конечно. Но купи-продай, а еще и на Чикагской бирже!, все же лучше, чем наркотики или гербалайф какой. Пусть будет.
        • 0
          Нет аватара kedraxlad
          31.05.1322:06:02
          Через какую контору работаете, если не секрет?)
    • 0
      Нет аватара Robadzi
      01.06.1310:01:04
      Обрабатывающих центров не хватает нормальных.

      А им сложно будет что-то продать.
      Много и задорого они не возьмут, а в ином случае доходность сделки будет очень низкой.
      Думаю всё сведётся к приобретению пары-тройки новых китайских станков.
  • 0
    bigpotap bigpotap
    31.05.1316:39:35
    ++   
  • 0
    lapshin-89 lapshin-89
    31.05.1316:51:54
        Тоже сейчас делал статью про судостроительный завод, а комп заглючил.    
    Завтра переделаю.
  • 4
    Korovin_IV Korovin_IV
    31.05.1316:57:12
    Брутально все там
  • 5
    Нет аватара stasik
    31.05.1316:59:43
    Ой зря вы опубликовали эту статью.
    Сейчас прибегут оппозиционеры и покажут вам на первое фото в статье - и скажут:
    вот она, Рашка!

    Но это шутка, а если серьёзно, то я хотел увидеть современный завод с современным высокоточным оборуованием. А увидел обыкновенный завод, состояние некоторых цехов которого вызывает ужас. За состояние завода -. А за то, что несмотря на все проблемы завод работает и выпускает корабли, жирный плюс.   
    • 3
      Нет аватара Neuron
      31.05.1317:12:45
      Федеральная программа развития транспортной системы заработала только в 2012 году//// Скорее всего завод пару лет назад вообще был полуживой, какая модернизация?
      • -2
        Нет аватара stasik
        31.05.1317:18:20
        А раньше почему нельзя было модернизировать?
        Нет просто мне кажется многое оборудование уже близко к списанию
        • 4
          Нет аватара AbrValg
          01.06.1302:20:06
          Раньше завод был банкротом. В статье упомянут 2009 год - недавно в общем-то. Так что сам факт возвращения завода к работе - уже огромное достижение.
          • 0
            Нет аватара brat_po_razumu
            01.06.1302:49:57
            Процедура банкротства и проводилась для того, чтобы вдохнуть жизнь в умирающее предприятие.

            Внешнее управление при процедуре банкротства - это как реанимация: врачи переводят пациента, органы которого не справляются, на искуственную вентиляцию, а в это время делают все для наладить его собственные органы работать.

            Помогает не всегда - но спасает жизни. И заводы.
            • 0
              Нет аватара AbrValg
              01.06.1303:43:25
              Внешнее управление это один вариант. А второй, который к сожалению настиг огромное количество предприятий - ликвидация с распродажей активов. Так что я очень рад, что завод всё же выжил и работает.
              • 0
                Нет аватара brat_po_razumu
                01.06.1304:39:31
                Тут ситуация такая: с распродажи панельных коробок цехов, двадцати станков 1970 г выпуска - никаких долгов себе не вернешь.

                Ибо - ну кто купит здания и оборудование завода, что в статье: кому бы это было нужно?

                Речь во всех случаях идет только о спасти предприятие - ибо только тогда с него можно иметь доход. С неработающего предприятия - ясное дело, ноль доходов.
        • 0
          A_SEVER A_SEVER
          01.06.1311:06:39
          А раньше почему нельзя было модернизировать?
          Читаем ответ директора:
          Флот на реке старый, последние двадцать лет новые суда практически не строились
          На какие средства проводить модернизацию?
    • 2
      Bingo Bingo
      31.05.1317:19:56
      Пусть меня заминусуют, но мне тоже не понравилось внешнее состояние завода. Хочется видеть его современным, а не так, будто на 50 лет в прошлое вернулся    Но за новость в любом случае ПЛЮС
    • 7
      Нет аватара brat_po_razumu
      31.05.1319:26:56
      Хомячье как придет - так и уйдет. Посмотревши картинки с судостроительной верфи Роттердама, Нидерланды:





      И это еще те, кому повезло. А этой - роттердамская верфь RDM - уже больше нет, закрыта с 1990-ых гг. Было:



      Стало:



      Фоторепортаж о сносе верфи сопровождается словами:

      Dus veel plezier (met traan) bij het bekijken van de foto’s.


      Приятного простотра - со слезами.
      • -3
        Нет аватара Ten
        01.06.1303:41:21
        И причём здесь Роттердамские дела?
        Мне может и о Детройте вспомнить?
        Да, им(догадайся кому,самостоятельно) плевать было на нас когда замышляли развал СССР.
        Так вот: теперь мне АНАЛОГИЧНО плевать на их беды и проблемы.

        Теперь ближе к теме Самусьского судостроительно-судоремонтного завода: завод уже вЫстоял, хуже уже не будет, т.к. некуда.
        Отредактировано: Ten~03:44 01.06.13
        • 5
          Нет аватара brat_po_razumu
          01.06.1304:23:54
          Все познается в сравнении. Я ответил на конкретный комментарий участника.

          Да, нашей стране в 1990-ые был нанесен колоссальный удар. Это как если бы тебе или мне дали бы одновременно в кадык, солнечное сплетение, по печени - да еще сзади бы по почкам добавили.

          Но люди не ноют, не утирают сопли - ЛЮДИ ВОЗРАЖДАЮТ СТРАНУ, развивают производство.

          Мне может и о Детройте вспомнить?


          Про знаменитые недавно еще на весь мир гданьские судоверфи в Польше - я даже не вспоминаю.

          Они, не подвергаясь никаким ударам - наоборот, с массовой закачкой евроденег - просрали все.

          Мы - развиваем.
          Отредактировано: brat_po_razumu~05:20 01.06.13
    • 2
      A_SEVER A_SEVER
      01.06.1311:11:36
      я хотел увидеть современный завод с современным высокоточным оборуованием
      Вам в Зеленодольск:

         
    • 0
      chupak chupak
      01.06.1316:14:25
      Ну кстати качество этих первых фотографий по минимум решается бочкой краски и выделением десятка человек на несколько дней ну гето еше немного подштукатурить. Это же реально позорище, чай не в африке живем, нужно соответствовать имиджу великой державы.. Быстренько организовать субботник, встречают у нас пока все также по одежке.
  • 4
    Нет аватара burovik
    31.05.1317:26:29
    Здорово что завод выжил и сейчас много заказов, но видно что выживание далось нелегко, судя по первой и второй фотке процесс пошел, ничего потихоньку обновят оборудование и основные фонды, речной флот обновлять надо, будут заказы - будет развитие.
  • 7
    Нет аватара mmx
    31.05.1318:38:54
    Похоже никто не читал, только фотки смотрели:
    Новые инвесторы в лице ОАО «Томская судоходная компании» и ЗАО «Сибирский центр логистики» планируют в этом году приступить к модернизации завода. План мероприятий предусматривает постепенную замену станочного парка – приобретение новых плазморезательных машин, современного оборудования для сварки и замену части станков в механическом цехе.
  • 9
    Нет аватара Muttono
    31.05.1318:39:44
    С учетом того что это глубинка под Томском, да еще и после недавнего банкротства - очень даже неплохо - чистые цеха, трезвые люди, хоть и старые но работающие станки.
    Скажу честно - доводилось видеть работающие заводы в гораздо более плачевном состоянии. А тут после стольких лет фактического простоя не разворовали и не пропили - чудеса да и только.
    Новости +
  • 0
    Нет аватара ardenoux
    31.05.1318:49:36
    Mitsik, спасибо огромное вам за статью одновременно и содержательную, и про обычную, как сказали бы, "глубинку" совсем обделенную общим вниманием. Ведь надо понимать, что не только нашими широко известными флагманами кораблестроения в Питере да Мурманске отрасль состоит и гордиться может.
    И лично мое мнение. Мне кажется, что можно будет сказать, что отрасль встала на ноги и начала нормально работать только тогда, когда будут дышать и работать небольшие производства, как приведенное в Вашей статье. Спасибо еще раз, плюсую!
  • 1
    user78 user78
    31.05.1319:03:27
    Жирный плюс. А те, кто ноют, что дескать цеха выглядят негламурно, просто не читали статью. Уже в этом году будет модернизация. Главное, что завод выжил, имеет заказы, рабочих, инвесторов - лёд тронулся!
  • -2
    Нет аватара Konstantin
    31.05.1319:54:06
    За обзор +, но где корабли?
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      01.06.1311:18:52
      но где корабли?
      Завод занимается гражданским судостроением, готовая продукция видна на 2 и 3 фотографиях!
      • 0
        Нет аватара Konstantin
        01.06.1315:09:09
        Вот поэтому "корабли" в заголовке и не уместны.
  • 1
    Doc Doc
    31.05.1320:16:44
    Попадаются такие заметки: на душе кошки скребут.
    А за любовный репортаж - честный полновесный "+".

    Мужики, вы молодцы, что сохранили завод, пусть вас всего 186, а было 1500. И новым инвесторам спасибо, что взялись за неподъемный труд возрождать завод. И авторам федерально-целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2015 года» спасибо, что удалось остановить кирдык.

    И вообще, есть ещё порох.    
    И автору - + в карму    
  • 1
    Нет аватара guest
    31.05.1321:15:22
    Сложная судьба у завода. На грани был... Посмотрим на него через пару лет.
  • 0
    Нет аватара koshmar
    01.06.1303:51:23
    даже сегодня, спустя четверть века, советские станки работают и работают. И с их помощью строят и ремонтируют суда. Несмотря на лозунги 90-х "никому это не надо". А заводу лучше специализироваться на ремонте, т.к. для судовладельцев это пока безальтернативный вариант поддержания своей флотилии.
    • 0
      Нет аватара Ten
      01.06.1304:40:17
      А заводу лучше специализироваться на ремонте, т.к. для судовладельцев это пока безальтернативный вариант

      Не согласен.
      Только ремонтные дела это довольно малые финансовые потоки. Да к тому же они сезонные. А вот новое строительство более выгодно. И вести его можно круглогодично. У завода опыт уже богатый в этом деле: 333 судна.
      К тому же задача перед заводом стоит сейчас почти фантастическая: не только стабильно работать, но ещё и модернизацией заниматься (по мере поступления финансов).
      Отредактировано: Ten~04:45 01.06.13
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      01.06.1320:12:40
      Есть и чисто ремонтные заводы, а Самусь таки и строить может. Вот они и совмещают. А судовладельцы таки заказывают и строят новые суда. Вы пройдитесь по блогу Судостроение     Вот только пока в основном вспомогательный и торговый флот. Строительство пассажирского и рыболовного пробуксовывает. Но вроде и здесь нашли варианты стимулирования. Поглядим, что из этого выйдет.
      Кстати, на счет ремонта. У нас в речном флоте воз и маленькая тележка танкеров (порядка 600 штук) эксплуатация которых будет невозможна в ближайшем будущем из-за вступления новых правил безопасности. Их придется либо полностью перестраивать по типу RST05 либо заменять новыми    
      Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~22:50 01.06.13
  • Комментарий удален
  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    01.06.1311:16:05
    "+" Очень интересно и наглядно!
    Да, нет ни внешнего лоска, ни гламура, но есть люди, и они заняты делом!
  • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,