СевМорПуть глазами шведа. Часть 2
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Недавно грузовая фирма Stena Bulk
Танкер Stena Polaris (65.000 т, класс P-MAX, с двойным бортом,
ледовая защита 1A) вышел из Усть-Луги 15 сентября с грузом 37.000
т нафты фирмы Новатек в Южную Корею.
Вторая часть ниже:
4 октября:
Море покрыто блинчиками до предела. Увы, это я не про завтрак. Так было забито море на точке встречи со вторым ледоколом. Название "блинный лёд" происходит просто от внешнего вида, буквально плавающие блины на поверхности. А между ними отражаются солнечные зайчики. Любо дорого глядеть, ведь блинчики качаются размеренно всюду вокруг судна и создают ощущение, будто оно парит.
Стена Полярис изящно скользила сквозь эту красоту до прикола, где будем ждать ледокол Вайгач. Команда высыпала на мостик и палубу любоваться видом. Какая сводка от Вайгача, я спросил русского проводника. Пока не знаю, ответил он. После обеда ответят. Ледовые проводники сверяются с материнскими кораблями (ледоколами) дважды в день: в 9-00 и 21-00 мск. Ледоколы дают справку всем кораблям-участникам конвоя. Но похоже наш далеко, раз вчера вечером сигнал по СВ-радио был такой слабый, сказал русский. Успокоившись, я спустился в кают-кампанию за пиццей с моцареллой, которую мне приготовили по заказу. Потом опять в спортзал, а то у меня брюки ведут себя странно, им холодно и они сжимаются с каждым днём, так что я с трудом застёгиваю пояс. Странно
- :)
Мы с капитаном слушаем переговоры русского проводника с Вайгачём. Хотя мы по-русским конечно не бум-бум, зато наш второй капитан на мостике говорит по-русски. Он посмотрел на нас качая головой. Плохие новости, понятно. Они подойдут к нашему приколу самое раннее 7 октября в полдень по Москве, т.е. вечером тут. Ладно, подождём, ведь тут работают всего два ледокола, Таймыр и Вайгач, проводят конвои с запада на восток и обратно.
Вдруг на нас надвинулась метель и полностью замела корабль и ледяные блинчики. И тут же прекратилась. Так всё быстро меняется на Севморпути.
(c) Patrik Svahn, глава торговых операций концерна Stena Bulk.
Как обычно воскресенье день учений и сегодня не исключение. По легенде мы сажали вертолёт, покидали корабль и тушили пожар, на этот раз на складе красок. В 15-30 завыла сирена и вся команда и пассажиры отправились по местам. Нам достался вертолёт, который заключался в том, что капитан 3-его ранга зачитал вслух сценарии, при которых может понадобиться сажать вертолёт, и чего при этом ожидать.
После обмена опытом и вопросами нас отправили в главный офис для просмотра учебного фильма по посадке вертолётов.
Потом нас всё же заставили "тушить пожар". Начальник объявил по радио с мостика, что на складе красок пожар, это в корме на палубе полуюта (poop deck). Переодеваться пришлось только при помощи сотрудников. Главный инженер успокоил, что склад обесточили, потому пожарники осторожно открыли дверь и принялись тушить воображаемый пожар. Решив, что огонь потушен, все вернулись на место и учения завершились. Нам пришлось раскладывать оборудование, шланги, сопла.
Разложив, снова провыла сирена, теперь пора спасаться с корабля. Мы все побежали в спасательную шлюпку с яркими числами на борту. Матросы, капитаны и пассажиры получают номер при вписке. Он совпадает с местом в шлюпке и числом написанным на её борту.
Так что места есть для всех и сразу видно, кого нет. Это крайне удобно вместо подсчёта людей криками при аварии когда все в потрясении.
Убедившись, что в шлюпке присутствуют все, учения завершились. Снаружи было так студёно и ветрено, что мы с радостью вернулись в главный офис, где нас ждал Капитан. Он был удовлетворён, что все запомнили свои действия и выполнили их беспрекословно. Потом снова обучающее видео. По просмотру я понял, что ни за что на свете не захотел бы, чтобы меня раненого поднимали тросом на вертолёт. Ни за что
- :kolobok_eek:
6 октября:
Позавчера всё море было затянуто "блинами", а сегодня моржами. Вчера нас разглядывали (и по-моему улыбались сквозь бивни) три моржа, сегодня они привели посмотреть на нас всех своих друзей. 10-15 громадных животных оплывали нашу корму, нежно поглаживая друг друга. В паре метров от борта они замерли и стали пристально смотреть нам в глаза. Мы с двумя корейцами пытались встать поудобней на корме для лучших снимков, но моржи нас распознали и стыдливо показывали лишь макушки с глазками. Мы с корейцами даже рассмеялись.
Вода определённо холодеет вслед за температурой. Ледяные блинчики смерзаются в один торос. Скоро зима. А было ли тут лето? Не заметил. Холодает ежедневно. А моржам нипочём. Они плещутся, но всегда блюдут безопасное удаление. Или просто подплывут и пристально смотрят. Им наскучило и они медленно поплыли прочь.
В 15-00 мы снялись с якоря. Русский переговорил с Вайгачом и приказал медленно продвигаться на восток, чтобы встретить их ночью. Нам повезло и мы пересечём труднейший участок Пути днём. Этот тонкий лёд не предел для нашего корабля ледового класса 1А и его капитана Стипановича.
Только запустили двигатели как моржи исчезли, хотя играли у нас на виду весь день. В моём списке зверей, кого я хочу встретить на Севморпути остался только белый медведь.
7 октября:
Стою на мостике сегодня в 10-30, фотографирую красоту. Слышу второе судно в нашем конвое Mari Ugland спросило Вайгач, видят ли они медведей. Там усмехнулись и пообещали известить все суда, когда встретят медведей. Я даже попросил капитана 3-го ранга оповестить весь наш корабль по громкой связи, чтобы никто не пропустил. Он расхохотался и сказал: "Будет сделано".
Начинаю спускаться с мостика к себе и вдруг объявляют: "Все, кто хотел увидеть белого медведя, вернитесь на мостик". Мгновенно поднимаюсь, а там уже толпа пытается снять его, что трудно из-за белой шерсти. Теперь я понимаю, почему они так камуфлируются. Мне удалось его заметить, идущим по толстому льду.
Мы все замерли, стоя снаружи на холоде, с раскрытыми ртами, глядя на огромное животное. Корабль уносил нас всё дальше, пока его не скрыла метель.
Вчера глубокой ночью нас встретил Вайгач, ведущий встречное судно Афрамакс на запад. Им по связи передали, теперь вы сами по себе. Вайгач развернулся и обогнал нас. Как и собрат Таймыр, этот тоже выглядел как парк аттракционов в ночи. Такая вьюга, что я разглядел встречный афрамакс, только когда он прошёл совсем близко. Дальше мы просто пошли по уже проторенной дороге, по которой провели афрамакс.
Снова привычный вид кормы ледокола на несколько дней. Все обрадовались, что не пришлось стоять на якоре и можно двигаться.
Тут лёд совсем непроходимый. Хотя это молодой лёд до полуметра, ледокол режет его как пирожок. Наша Стена Полярис привычно легко следует прямо за ледоколом, а вот Mari Ugland тормозит. Вайгач всё время орёт на неё по ОВЧ-радио, чтобы не сбавляла скорость и не удалялась от нас до 6 кабельтов. "Слушаюсь", отвечает корабль и тут же тормозит, чтобы потом с трудом догнать. Ледоколы крайне требовательны, чтобы их приказы молча выполнялись, только так можно провести судно.
Тут кругом айсберги, потому надо идти строго за ледоколом ровно по проторенному пути. Хотя на Севморпуть пускают только защищённые корабли, айсберг может пропороть обшивку. Мы верим только Вайгачу, ведь в прошлом году он даже проводил через Севморпуть два финских ледокола. Дважды в обе стороны.
Вечером лёд совсем сомкнулся и мы увидели старый серый лёд в три метра толщиной. Но нас не удержать. Разница между молодым и старым льдом в том, что проторенный путь, оставляемый ледоколом, смыкается быстрее в старом льду. На удалении 6 кобальтов от ледокола он смыкается сразу между нами и ледоколом. Потому крошка сильно стучит по корпусу и корабль трясёт.
Вот такие насыщенные сутки. Вчера мы мирно разглядывали моржей, сегодня мы поспеваем за атомоходом сквозь вьюгу и торосы, пока нас обходят белые медведи. Поверьте, это точно одно из величайших приключений моей жизни!
8 октября:
Всю ночь судно содрогалось от ударов льдин о борт. Мощь льдин больше, чем вы можете предположить. Днём сменилось на блинчики и теперь мы идём плавно, значит скоро открытая вода и труднейший отрезок Севморпути пройден с гордо поднятой головой.
Наша новая задача высадить ледового проводника. Обычно он пересаживается просто на ледокол. Но нас опять подвела погода. Обычно русские пускают катер с ледокола к нашему судну, и проводник перекарабкивается по лоцманскому трапу.
Но по сводке ветер и качка будут как в Норвегии, и мы заранее переживаем. Пытаемся его успокоить шутками, мол легко довезём вас до Южной Кореи. Он сдержанно улыбается.
---
А вы знали, что корабли фирмы Стэна пересекают Севморпуть в 9-ый раз с 2011 года? Поэтому мы несколько лет сотрудничаем с Русским госуниверситетом имени Макарова в Санкт-Петербурге, специализирующимся в ледовой навигации. 25% всех офицеров на борту кораблей Стэны (более ста танкеров) - русские, большинство - макаровцы.
---
Утром впервые увидел солнечный свет за всё время на Севморпути. Вокруг всё сливалось в одну белизну, не разобрать, где море, где небо. Больше всех полному штилю радовался русский. Так что в 11-00 Вайгач приказал нам отключить двигатели. Mari Ugland остановилась только у нас перед самой кормой и ещё 30 минут подплывала. Вайгач медленно направился к нам. Подойдя, оказалось, что их команда высыпала на борт и фотографирует нас. Потом русские стали спускать катер с кормы с двумя матросами внутри.
Пока катер забирал с Mari Ugland, Вайгач расчистил ему дорогу между нашими судами. Мы свесили лоцманский трап до 1,5 метров над ватерлинией строго по инструкции.
Наш проводник Сергей следил с мостика за катером, и стал со всеми прощаться. Он поблагодарил нас за сотрудничество, которое ему показалось предельно успешным. Потом Главный Офицер проводил его на палубу, где матросы ждали с его багажом и приготовились помочь ему карабкаться по борту корабля.
Только спустившись его крепко обняли русские сотрудники ледокола, очень обрадованные его увидеть.
Матросы спустили его багаж и мы заметили, как русские крепят что-то к верёвке, перед тем как мы её подняли. Это был компакт-диск со снимками Стэны Поларис, которые они наснимали за наш поход. Мы им замахали в благодарность. А Вайгач уже разворачивался к сухогрузу Nordic Bothnia, к которому шёл и катер с русским проводником. Сергей нам пояснил ранее, что пересядет прямиком на этот корабль и проведёт его по Севморпути на запад. Он обрадовался, что можно сразу работать в пути, а не сидеть ждать на ледоколе.
Мы разогнались и остались одни.
Spasibo Sergey, Do svidanya!
Днём спокойно шли через Восточно-сибирское море без тени льда. Ледокол предупредил нас не разгоняться больше 9 узлов если встретим ледовые блинчики.
Шеф-повар приготовил восхитительные шоколадные кексы:
Корейские журналисты попросил устроить им фотосъёмку. Легко. А зачем? Они хотят, чтобы при пересечении официальной границы Севморпути завтра, в тот же день в газетах напечатали всю команду, празднующую завершение похода, поэтому снимок надо сделать заранее за день.
И корейцы заставили нас переснимать этот снимок 15 (пятнадцать) раз на ледяном ветру.
Я вышел на мостик в 15-00 а вокруг темно. Завтра выйдем в Берингов пролив. Хорошо недолго провести в уединении без ТВ и интернета, но этих двух недель достаточно. Нам даже стало интересно, что было в мире, пока мы отсутствовали. Скажу честно, преклоняюсь перед чукчами, живущими в такой дали, но я бы так не смог.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
11.10.1308:55:04
11.10.1309:25:18
11.10.1309:37:32
11.10.1310:43:07
11.10.1310:50:31
11.10.1310:55:26
11.10.1313:22:20
11.10.1315:00:52
11.10.1318:18:48
brat_po_razumu11.10.1319:16:47
12.10.1301:41:01
12.10.1321:09:47