стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
73
nanonews 03 июня 2014, 19:13

Корпус реактора ЛАЭС-2 установили по технологии, не имеющей аналогов в России

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

На Ленинградской АЭС-2 завершился первый этап работ по монтажу корпуса реактора энергоблока №1: многотонное атомное энергетическое «сердце» перемещено в гермозону – в шахту реактора.

Уникальность операции состоит в том, что она проведена «открытым способом» с использованием тяжёлого гусеничного крана Liebherr LR 11350 грузоподъемностью 1300 тонн, точность выхода на координаты у которого выше, чем у полярного крана. Корпус реактора общим весом 328 тонн подавался не в горизонтальном положении, через транспортный шлюз реакторного отделения, а был поднят над зданием реактора первого энергоблока, проведен между балками полярного крана и установлен на штатное место в проектное положение на опорное кольцо в шахту реактора. Расстояние между балками полярного крана и патрубками корпуса реактора составило порядка 750 мм, установленный допуск по совмещению осей корпуса реактора и кольца опорного - 1 миллиметр.

Отметим, что монтаж корпуса реактора «открытым способом» апробирован за рубежом на китайских АЭС «Хайян» и АЭС «Саньмень». В современной России подобный монтаж был осуществлен впервые.

Операция успешно проведена силами ОАО «УАТ» и ОАО «МСУ-90» с соблюдением всех требований промышленной безопасности и под контролем специалистов Управления капитального строительства, специалистов реакторного цеха и цеха централизованного ремонта Ленинградской АЭС-2, а также с привлечением специалистов отдела монтажных технологий субгенподрядчика строительства Ленинградской АЭС-2 – ЗАО «Концерн Титан-2» и при авторском надзоре специалистов ОАО ОКБ «Гидропресс» - генерального конструктора реакторной установки.

«Применение такого технологического решения соответствует требованиям нормативной, проектной и конструкторской документации. Оно позволило существенно упростить схему установки корпуса реактора и снизить риски за счет уменьшения количества операций с восьми до трех. Кран Liebherr отвечает по своим техническим характеристикам всем требованиям к монтажу корпуса реактора, превосходит по аналогичным характеристикам полярный кран и обладает высокими рабочими показателями, гарантируя точность установки и качество монтажа. Монтаж корпуса реактора - чрезвычайно важная операция, от которой зависит срок пуска энергоблока. Она открывает широкий фронт работ для полноценного монтажа оборудования первого контура. И уже сейчас мы можем говорить о возможности оптимизации сроков этого монтажа», - сказал директор Ленинградской АЭС-2 Юрий Галанчук

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Samboris Samboris
    03.06.1419:48:54
    установленный допуск по совмещению осей корпуса реактора и кольца опорного - 1 миллиметр

    Такую махину и с такой точностью! +
  • 1
    Нет аватара Rybak
    03.06.1421:48:29
    кран не наш, понятное дело, но фотку запилить можно было бы!    
    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 4
        Нет аватара const000
        04.06.1410:48:39
        Хвалимся тем, что научились производить еще одну очень нетривиальную операцию и имеем для ее исполнения все необходимое оборудование. А чей кран - дело уже второе. Научимся производить такие краны - и этим похвалимся )
        Ну и сравнивать кран и корпус реактора по сложности проектирования и изготовления - моветон...
        • -1
          Нет аватара vitas
          04.06.1413:46:15
          Ну и сравнивать кран и корпус реактора по сложности проектирования и изготовления - моветон...

          Не моветон - идиотизм.
        • -3
          Нет аватара guest
          04.06.1416:31:59
          этой статье просто здесь не место - никаких достижений здесь нет, точность установки надуманная - по всей России строятся дома, где погрузочно-установочные работы - обычное дело, эта статья должна быть в обычных новостях, но не здесь. И не надо мне минусовать реплики - мне даже в голову не пришло минусовать вам. Лишний дурацкий патриотизм и радость без повода признак ду рачины.
          • 1
            Нет аватара const000
            04.06.1417:09:20
            Минусовали скорее стиль изложения мысли ) В России каждый день строятся дома с установкой негабаритных компонентов в несколько сот тонн?!! Таких операций по миру тысячи за всю историю однако. Раньше так и вовсе активную зону по месту из компонентов собирали (не у этих реакторов конечно). Доставка и установка таких негабаритных вещей - именно достижение. Конечно попроще, чем полет в космос, но не менее сложное, чем запуск нового детского садика например ))) Для этих операций создается специализированное оборудование, как например для изготовления обечаек больших размеров. Вроде бы простая деталь, но попробуй найди изготовителя на размер метров в шесть? На руках пальцы наверное лишние останутся )))
            P.S. Про излишний ура-патриотизм на сайте соглашусь. Видимо судьба у нас в крайности кидаться...
            • 0
              Нет аватара guest
              04.06.1417:41:25
              Вся соль этой статьи - это очень хороший кран, а примазавшихся к операции контролирующих органов множество, а работал один человек и пара стропальщиков. Причем судя по картинке, где эта "деталька" висит, а вокруг куча народа в шаговой доступности - то никакой техники безопасности нет. А детали сделали до этой операции - молодцы, здесь-в статье расхваливается именно сложная операция с кучей принимавших участие организаций. Заголовок статьи сформулирован излишне-пафосно. Можно было сформулировать по другому - похвалить всех в контексте завершения общего дела.
            • 0
              Нет аватара guest
              04.06.1417:50:30
              У нас на СШГэс роторы под 800 тонн весят - их как-то перемещают и устанавливают, и никто не кричит об этом на всех углах. Просто говорят, что установлен и запущен еще один гидроагрегат! И поднимают бокалы с шампанским.
  • 0
    Нет аватара guest
    04.06.1400:33:19
    Главное чтобы не шутили как на ЧАЭС...
  • 1
    Нет аватара YaYack
    04.06.1411:58:32
    Поздравляю с проведением такой сложной операции монтажников реактора, потому что в первую очередь успешность и точность монтажа зависела от них. Хороший монтажный кран – это незаменимая вещь, но сам по себе он не определяет точность монтажа. Реактор во время установки на место мог раскачиваться, вращаться вокруг своей оси и его требовалось усмирить, он очень инертен. Точность его монтажа должна соблюдаться по всем трем координатам, чего никакой кран не может обеспечить. Молодцы.
    • -2
      Нет аватара guest
      04.06.1417:15:30
      Ребята, да вы что все здесь расхваливаете как зря. Похвалите крановщика лучше. Этот парень молодец - это мастер...но и все. Ну и бригада тоже. Я сам работал стропальщиком в армии - ничего сложного нет. Больше нет здесь никаких достижений. Перестаньте хвастаться без повода - нет здесь движения вперед. Ну купили кран молодцы, что купили. Кредит взяли - работают. Хорошо. Перечислена куча организаций контролирующих, а работал крановщик Вася.(((
      • 0
        Нет аватара YaYack
        04.06.1417:52:15
        Я тоже на монтаже работал, в некоторой степени знаю этот процесс. Для того, чтобы вот такая махина «села» на место разрабатывается в специализированной организации технологическая карта. И по этой карте работает монтажная бригада. Крановщик на кране, должным быть классным, но в данном случае, скорее всего, он даже не мог видеть место посадки реактора. Действовал по командам оператора. Такую махину требовалось удерживать от вращений, смещений и так далее, естественно, не руками, значит, параллельно с краном работали еще и монтажные лебедки. Всеми механизмами управляли люди – монтажники, вот они хорошо справились со своей задачей, тем и заслужили похвалу.
    • 0
      Нет аватара guest
      04.06.1417:47:10
      раскачивание и др. проблем - это стандартная вещь всех стропальщиков, это обычная работа поверьте, это просто мастерство оператора. Кран хороший - что уж тут говорить! Если наш Ми-26 хороший вертолет, то его и хвалят, а здесь кран хороший.
      Реактор - тоже хороший, молодцы. Статья неправильно названа - плохой журналист.
      • 1
        Нет аватара YaYack
        04.06.1418:10:31
        Нет возражений, что техника хорошая, я акцентирую внимание на людях ею управлявших. Ведь можно и с хорошей техникой «больших дров наломать». При монтаже сверхтяжелых изделий требуются классные мастера. Пример из личной практики: монтировали «штуку» всего-то весом в 75 тонн. Для строповки использовали танковые тросы. Первый подъем трос держит, при втором подъеме лопается при натяжке, груз только оторвали от земли, хотя по расчетам должен был держать.
  • 0
    Нет аватара brat_po_razumu
    04.06.1418:06:39
    После первого курса у нас была летняя биологическая практика. Эх, золотые времена, прямо на берегу Волги жили...

    Так на дверь нашей комнаты я повесил плакат по технике безопасности, на котором было изображено нечто непонятное и - грозная надпись: СТРОПИ ТРАВЕРСОЙ!

    У нас немцев много училось, все словари облазили, но так и не перевели. Хотя оба слова - германского происхождения!
  • 1
    Нет аватара CEOU
    04.06.1419:58:55
    "по технологии, не имеющей аналогов в России" - Да ладно! Открывает статью ВВЭР-1000 на Википедии и смотрим фото справа: монтаж корпуса реактора Балаковской АЭС открытым способом. Только кран я думаю другой был.   
    • 0
      Нет аватара guest
      05.06.1405:52:13
      согласен! вот и я про то же!
      • 1
        Нет аватара Prokop
        24.06.1422:38:36

        Реактор на Балаковской смонтировали во времена СССР, так что ошибки по большому счёту нет. Потом, на Балаковской нет УЛР (т.н. ловушка расплава) - она добавила дополнительной сложности, потому что нужно было заранее рассчитать зазор между сферическим днищем реактора и силовыми рёбрами плиты нижней УЛР - он не д.б. менее 60 и более 70 мм. Для этого пришлось сделать 3D съёмку нижней части корпуса реактора в горизонтальном положении, хранившимся на ложементах далеко не в горизонтальном положении, зимой, обычными сверхточными геодезическими приборами, по координатам, просчитать без ошибок полученные данные и наложить их на геометрию плиты нижней - поверьте, это было не очень легко.

        Кран "Либхер" здесь не играл значительной роли - монтировать корпус было бы куда проще нашим мостовым "полярным" краном, произведенным Самарским "Тяжмашем" - он стоит на рельсах как вкопанный, при этом крюк его главного подъёма оснащён электромоторами; то есть, поворотный. А "Либхер" качало, как лодку в море, при этом крюк его главного подъёма не имеет электромоторов - корпус раскручивали вручную ещё внизу, сразу после отрыва от кантователя, заранее задав ему нужное положение и потом молили бога, чтобы не поднялся ветер и не раскрутил его вверху. Но "немец" всё равно подкачал: после отрыва от кантоваля и опуске стрелы компьютер вырубил кран. Долго объяснять почему. Скажу коротко: есть у него недостатки. Мучились 4 часа, манипулируя контргрузами, но всё равно пришлось звонить в Германию сервисному специалисту. Тот сказал "компьютер не всегда прав" и посоветовал, что делать. Его совет обошёлся нам ещё в 3 часа манипуляций краном уже практически вручную, с мигающией аварийной лампой на кабине, с помощью обычной линейки и русского "мать-перемать".

        Самое сложное было посадить реактор на опорное кольцо так, чтобы не раздолбать его. Всё-таки вес корпуса 325 тонн - даже небольшая боковая инерция груза могла легко камаз перевернуть, не то что угробить фрезерованные поверхности опорного кольца. Обошлось.

        Но главное во всём этом, это приобретённый опыт. У меня основному прорабу ещё только 27 лет. Бригадиру - чуть за 40. Монтажникам, участвовавшим в этом подъёме, почти всем от 25 и едва за 30 лет. Все без опыта столь серьёзного монтажа. То есть, это реально тяжкое наследие ельцинских времён, когда старички ушли не передав опыт молодёжи, потому что в те времена ничего подобного не строили. Только у меня такой опыт имелся, но свои знания и уверенность в чужую голову не вложишь - такое надо испытать на собственной шкуре. Ребята испытали. Теперь можно уверенно сказать, что разрыв между поколениями, образовавшийся в 90-е, реально преодолён и эти мужики (уже все, как один, мужики) могут монтировать всё, что угодно.

        Такие вот дела, камрады. И да. Сравнивать монтаж реактора со строительством домов (небоскрёбов и т.д.)- это глупость. Допуск по горизонтальности главного разъёма корпуса реактора - 0,1 мм., (1мм - это допуск в плановом положении; писавшие статью не всё указали или не знали). Стало быть, уже при изготовлении корпуса, его опорный бурт д.б. чётко соосен плоскости главного разъёма. И, естественно, посадочная плоскость опорного кольца должна быть выставлена с соответствующей точностью. То бишь, с кривизной не более 0,1 мм. Уверяю вас: таких допусков на строительстве домов (даже самых небоскрёбистых и красивых) нет и никогда не было по определению    Молодцы заводчане: застрогать такую махину с точностью до десятой доли миллиметра могут лишь там, где... могут    Стало быть, мы реально индустриальная и технологичная держава. Это без шуток.

        Отредактировано: Prokop~22:39 24.06.14
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,