стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
175

На Белоярской АЭС начался этап энергопуска нового реактора на быстрых нейтронах

На энергоблоке № 4 Белоярской АЭС с реактором БН-800 на быстрых нейтронах начался этап энергетического пуска и освоения мощности. Об этом говорится в сообщении концерна «Росэнергоатом».

Объект также получил от «Ростехнадзора» изменение условий действия лицензии на эксплуатацию, дающее разрешение начать процедуры по набору мощности на очередном этапе ввода в работу нового энергоблока.

Этап энергопуска включает мероприятия по постепенному подъему мощности реактора несколькими «ступенями» — от 1% до уровня мощности, обеспечивающего начало выработки электроэнергии (35%), и далее до уровня мощности, обеспечивающего готовность блока к опытно-промышленной эксплуатации (50%).

При достижении мощности реактора 30-35% от номинальной будет достигнута возможность первого включения турбогенератора энергоблока в сеть.

Ранее планировалось, что энергопуск БН-800 произойдет в сентябре 2014 года, затем сроки были перенесены на октябрь, а затем на 2015 год. «Росатом» планирует ввести новый блок в промышленную эксплуатацию к лету 2016 года.

БН-800 относится к реакторам замкнутого цикла, что позволит минимизировать радиоактивные отходы и расширить топливную базу атомной энергетики. Госкорпорация «Росатом» не раскрывает сметную стоимость блока. По оценкам экспертов, она может составить не менее 135 млрд руб.

Белоярская АЭС имени И.В. Курчатова расположена в Свердловской области вблизи города-спутника Заречный. Новый четвертый блок типа БН мощностью 800 МВт должен стать крупнейшим реактором на быстрых нейтронах в мире.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 10
    Омутин Зафар Омутин Зафар
    11.11.1511:03:21

    По завершению пуска блок станет на уровень распространенных в мире по мощности, это примерно 1 МВт, т. е. может тиражироваться. Замкнутый цикл означает возможность обеспечения эл/энергией всего мира на 1000 лет вперед. Нефть и газ дают возможность только не более чем макс. 50 лет, уголь-поболее, но не сильно.

    Если не получится с атомом, то после 50-100 лет останется энергоресурсы гидро, ветра, что потребует снижения энергопотребления в 10 раз, отсюда- вымирание большинства и деградация экономики и всего остального.

    • 7
      MagiRus MagiRus
      11.11.1511:34:23

      1 МВт

      1 ГВт

      может тиражироваться

      БН-800 это опытно-промышленный реактор, который в принципе не планируется к тиражированию. Единственным исключением может стать такая же опытно-промышленная Саньминская АЭС с 2-мя блоками БН-800 в Китае.

      • -4
        Омутин Зафар Омутин Зафар
        11.11.1515:26:51

        Что за принцип? Если в Китае такие строят, то этот принцип сомнителен. опытно промышленный может статус и поменять, на промышленный, после завершения опытной эксплуатации.

        • 9
          leon_777 leon_777
          11.11.1517:14:31

          Если в Китае такие строят

          Да не строят они, пока только «удочку закидывают». Китайцам просто интересно наш БН-800 самим покрутить, посмотреть на технологии, в частности, на поведение материалов для реакторов такого типа. Почему 2 блока? Не знаю, наверное для того, чтобы нашим было интересноее БН-800 за рубеж передать    

          А БН-1200 должен быть гораздо более экономически оправдан, чем БН-800.

        • 2
          Максим Иванов Максим Иванов
          11.11.1522:51:53

          Технологией БН (быстрых нейтронов) владеем только мы, причём Китай вообще?

          • -1
            Омутин Зафар Омутин Зафар
            11.11.1523:19:05

            Пока мы. Китай этим занимается.

          • 1
            MagiRus MagiRus
            12.11.1511:17:18

            Технологией БН (быстрых нейтронов)

            Аббревиатура «БН» в названии реактора означает «быстрый натриевый», а не «быстрые нейтроны».

            владеем только мы

            Технологией владеют много кто, но только мы ее довели до столь высокого уровня.

            Отредактировано: MagiRus~12:18 12.11.15
            • 0
              Toliamba Toliamba
              12.11.1514:08:31

              Владеют теоретически 8 стран, практически 2, и вторая из стран Индия ))

              • 0
                MagiRus MagiRus
                12.11.1521:37:37

                практически 2, и вторая из стран Индия ))

                Практически 2 и вторая это… скорее Япония — у них хоть реактор лишь временно заглушен, а не полностью закрыт, как в других странах. Ну и про 20 МВт китайский реактор можно добавить. У других стран и подобных лиллипутов нет. Про индийский реактор рано пока говорить, нифига он пока не запущен.

        • 0
          MagiRus MagiRus
          12.11.1511:15:47

          Что за принцип?

          Этот принцип заключается в расшифровке того, что я уже описал выше, а именно — «БН-800 это опытно-промышленный реактор». Ключевое слово здесь это «опытно», т. е. он изначально не был предназначен к широкому распространению, а выступает лишь в качестве промежуточного этапа между опытно-промышленным БН-600 и уже промышленным БН-1200.

          Если в Китае такие строят, то этот принцип сомнителен

          Почему это сомнителен? То что его могут построить (причем не факт что действительно построят, — тут зависит от успехов или неуспехов собственной чисто китайской программы по развитию быстрых реакторов) не означает что они станут промышленными. Опытным данный реактор делает в первую очередь то, что предназначен он в первую очередь не для получения на нем электроэнергии и не для наработки нового топлива, а предназначен он для испытания на нем новых видов топлива, новых режимов работы, новой оснастки и т. д. и т. п.

    • 0
      Иван Симонов
      11.11.1512:41:10

      я бы на водород ставил))

      • 0
        Омутин Зафар Омутин Зафар
        11.11.1513:04:52

        С Юпитера водород привозить?    

        • 1
          Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
          11.11.1515:16:55

          Они там на Юпитере все малахольные. Один Паптимус наш Сирокко чего стоит.    

          • 0
            Нет аватара Филин
            11.11.1518:36:38

            Это да. И до чего дело доведись — вот тебе и пожалуйста.

        • 0
          Андрей Степанов Андрей Степанов
          13.11.1504:41:36

          Водорода на Земле всяко больше чем урана.

          • 0
            Омутин Зафар Омутин Зафар
            13.11.1521:23:22

            ?? Грамм урана в 4 млн. раз по энергетике выше. Водорода на Земле в концентрированном свободном виде нет.

            • 0
              Андрей Степанов Андрей Степанов
              14.11.1506:11:32

              Водород можно и в термоядерных реакторах использовать. Которых правда пока нет.    

              • 0
                Омутин Зафар Омутин Зафар
                14.11.1510:02:51

                Водород нельзя. Можно гелий 3, которого достаточно только на поверхности Луны или в атмосфере тяжелых планет — Юпитера Сатурна, Урана.

                Водород дает при термояде тепла на грамм столько сколько выделяет тело человека. И требует бОльших параметров давления и температуры.

                Т.е. водород при термояде в размере 100 кГ будет давать ватт 100 мощности, правда миллиарды лет, но это уже не важно.

                Отредактировано: Омутин Зафар~11:05 14.11.15
      • 0
        MagiRus MagiRus
        12.11.1511:24:55

        Быстрые реакторы на основе натрия и свинца недостаточно хорошо подходят для выработки водорода. Более перспективным для этих целей является ВТГР (высокотемпературный газоохлаждаемый реактор), наработки по которому есть и в России, но более активно его развивают другие страны и в первую очередь как раз тот же Китай. Остальные способы получения водорода довольно энергоемкие, а значит не смогут серьезно конкурировать с тем же атомом. Исключением может стать лишь применение водорода в автомобилях или иной технике, но лишь при условии что электромобили так и не получат действительно энергоемких, компактных и дешевых батарей. А я все-таки в этом вопросе оптимист и считаю что будущее не за водородомобилями, а за электромобилями.

        Отредактировано: MagiRus~12:28 12.11.15
        • 0
          Иван Попов
          12.11.1513:46:20

          В любом случае водород будет нужен для авиации и средств выведения на орбиту. На электричестве ни реактивный, ни ракетный двигатель не сделать.

          Кстати Китай собирается начинать строить свой «БН-600» в 2017, так что без конкуренции мы тут точно не останемся.

          • 0
            MagiRus MagiRus
            12.11.1521:49:31

            В любом случае водород будет нужен для авиации и средств выведения на орбиту.

            Про «средства выведения на орбиту» в принципе согласен…, но общий объем водорода там явно будет небольшой, чтоб составлять какую-то заметную долю в общем энергобалансе, а вот насчет водорода для авиации… Вариант возможен, но тут будет конкурент в виде получения жидкого синтетического топлива из угля или газа, либо при помощи других технологий, коих довольно много, но все они пока проигрывают чисто экономически классической нефтедобыче-нефтепереработке.

            Кстати Китай собирается начинать строить свой «БН-600» в 2017, так что без конкуренции мы тут точно не останемся.

            Конечно не останемся… Желающих овладеть «быстрым нейтроном» сейчас становится больше. Более того, Китай амбициозно заявляет, что станет первой страной, которая будет на промышленном уровне строить реакторы 4-го поколения (те самые бридеры на быстрых нейтронах), причем в качестве основного проекта анонсируя не реакторы на натрии, а те самые «газовые» реакторы, упомянутые мною выше.

            Отредактировано: MagiRus~22:52 12.11.15
        • 0
          Нет аватара Tcheluskin
          12.11.1523:44:43

          А я все-таки в этом вопросе оптимист и считаю что будущее не за водородомобилями, а за электромобилями.
          Я даже знаю, за какими конкретно электромобилями:

          • 0
            MagiRus MagiRus
            13.11.1508:23:55

                ничего не имею против и даже наоборот только за подобные «электромобили», но все-таки более вероятным считаю сценарий массового появления электромобилей, а ля беспилотный гугломобиль.

            Подобная штука, полностью доведенная до ума, убивает сразу нескольких зайцев и вполне заметно «ранит» те «электромобили», что вы указали в своем посту.

    • 5
      Иван Попов
      11.11.1514:03:29

      БН-800 — расшифровывается как реактор на Быстрых Нейтронах мощностью 800 МВт, а если верить википедии его проектная электрическая мощность — 880 МВт, тепловая 2,1 ГВт

      Первая в СССР опытная атомная электростанция мощностью 5 МВт была запущена в 27 июня 1954, и не уверен что возможно создать меньшую по мощности АЭС (если только КПД ухудшать), или использовать РИТЭГ, но это будет уже не АЭС.

      • -2
        Омутин Зафар Омутин Зафар
        11.11.1515:02:15

        Ошибся я в запаре, не 1 МВТ, а 1 тыс. МВт.

      • 0
        MagiRus MagiRus
        12.11.1511:29:49

        БН-800 — расшифровывается как реактор на Быстрых Нейтронах

        Быстрый Натриевый

  • 6
    Pavel Parhomenko Pavel Parhomenko
    11.11.1511:22:37

    Тут полностью согласен. Лучше не спешить с запуском. Пускай всё по 100 раз проверят, прежде чем запускать.

    • 0
      Нет аватара argr
      12.11.1510:34:01

      Известная история: при первой попытке запуска вылезли технические проблемы. Для их устранения пришлось ремонтировать радиоактивные топливные сборки, искупавшиеся в натрии (работы проводились в инертной атмосфере). Этот ремонт сам по себе что-то вроде «топить урановые ломы в ртути», если бы кто-то описал его в красках — получился бы захватывающий триллер.

      • 0
        Александр Кувшинов Александр Кувшинов
        12.11.1511:54:25

        Тех. проблемы — всего лишь болты крепления не выдержали, так как были скопированы с БН-600. Проработали сборки немного, активности большой не набрали, так что думаю по 1 поднимали из бассейна и перекручивали на новые.

  • 25
    Nelton Nelton
    11.11.1511:31:38

          

    Одно из тех событий, которых ждал в течении года, наряду с началом испытаний «под крылом» ПД-14, автодвигательными заводами и 4м мостом в Красноярске

    да, и ссылку лучше эту:

     http://www.rosenergoatom....04a8a002d82bdc3eaeadd70c6 

    Отредактировано: Nelton~12:32 11.11.15
  • 12
    Нет аватара Paperworm
    11.11.1512:15:36

    Если не ошибаюсь, пуск должен был быть раньше. Однако, насколько мне известно возникли какие-то проблемы с блоком (возможно с фундаментом). Похоже, проблемы решили.

    Пуск и работа этих блоков — гордость России. Никто в мире не смог такого сделать. Да были опытные реакторы у Франции, США. Но дальше опытов не пошло.

    Мало того, что они практически безопасны, так еще и позволяют дожигать отработанное топливо обычных станций.

  • 13
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    11.11.1514:07:43

    Как мне представляется, России просто необходимо использовать на максимум одно из своих конкурентных преимуществ — передовая атомная энергетика. Ставку нужно делать на современные сверхнадежные и на 100% безопасные АЭС, и тут реакторы на быстрых нейтронах в случае успешной реализации проекта помогут нашей стране укрепить лидерство в области мирного атома. Если атомная энергия будет дешевой и безопасной, то российской промышленности будет легче конкурировать на мировой арене.

    • 2
      Омутин Зафар Омутин Зафар
      11.11.1515:25:06

      Надо все использовать, где можно и где нельзя.

    • 0
      megajob megajob
      13.11.1520:06:22

      Ммм как бы вам ответить     — спите спокойно    . В общем — меньше знаешь крепче спишь.

  • 9
    SergeySeverny SergeySeverny
    11.11.1514:10:42

    очень важное событие! ждём выхода на полную мощность! если всё получиться — мы монополисты в мире по таким реакторам

    • -2
      Омутин Зафар Омутин Зафар
      11.11.1516:40:05

      Китай ведет работы, но будет готов лет через 5-10.

      • 4
        Holso Stitchred Holso Stitchred
        11.11.1517:18:16

        Китайцы построили свой энергоблок на БН не без помощи Росатома, если не ошибаюсь.

      • 1
        sash1234567 sash1234567
        11.11.1518:40:31

        Учитывая китайские способности к обучению чему-то новому врядли у них получится так быстро…    

        Мне китайцы никак не могут сшить веломайку по готовой выкройке… Уже пол года мучаюсь…

        Скоро я сам китайский выучу, чем они что-то дельное сделают…    

        Отредактировано: sash1234567~19:42 11.11.15
        • 2
          Омутин Зафар Омутин Зафар
          11.11.1518:49:58

          В США половина профессоров -китайцы. Не надо китайцев недооценивать. Политический слой их, по крайней мере более разумен, чем многих других.

      • 0
        MagiRus MagiRus
        12.11.1511:34:15

        Готов он будет раньше…, но не факт что будет вообще нормально работать. Французы, американцы и японцы тоже строили и запускали натриевые реакторы на быстрых нейтронах…, только вот довести до ума их так и не смогли, в результате чего им пришлось тупо приостановить (или вообще закрыть) свои программы по быстрым реакторам.

        Отредактировано: MagiRus~12:35 12.11.15
        • 1
          Омутин Зафар Омутин Зафар
          12.11.1514:06:34

          Почивать на лаврах не стоит. Уже много раз нас это подводило. в 1905 году ходили настроения-этих япошек враз разгромим, этих обезьян. Что вышло-все знают. перед ВОВ тоже самое- громить врага малой кровью на его территории. К обороне не особо готовились. Что вышло в первый страшный период, тоже известно.

          Отредактировано: Омутин Зафар~15:08 12.11.15
          • 0
            MagiRus MagiRus
            12.11.1521:39:47

            Безусловно — перефразируя рекламу БМВ хочется сказать, что лучший способ предсказать будущее и быть в нем лидером — это создать будущее самому.

            • -1
              Омутин Зафар Омутин Зафар
              12.11.1521:46:58

              Естественно.

              Кстати, для ясности. Я ничего не пишу про Ту-204. Потому что МС-21 на подходе. По широкофюзеляжному даже намерений нет. Где, когда? А сроки разработки боюсь представить. Поэтому, пока не поздно надо производить Ил-96, и приучить к мысли всех, что мы будем делать такие самолеты.

              И планировать разработку новых моделей.

              Отредактировано: Омутин Зафар~22:47 12.11.15
              • 0
                MagiRus MagiRus
                13.11.1508:17:35

                По широкофюзеляжному даже намерений нет.

                Не совсем так. Были намерения объединить усилия с Китаем по широкофюзеляжнику, правда с тех пор никаких новостей не проскакивало, да и лично я сам был не в восторге от подобной кооперации. В любом случае…, посмотрим как будут развиваться события после запуска МС-21.

                • 0
                  Омутин Зафар Омутин Зафар
                  13.11.1521:28:33

                  На Китай хитрожопый никакой нет надежды, да и что они могут нам дать? Своих есть спецов, пока. Еще время прошляпим-и тех не будет. МС-21 это не тот самолет, это другая ниша. Там свои спецы по МС-21 есть, пусть этим и занимаются. Широкофюзеляжник-это параллельное дело. Да и МС-21 уже почти в серии. Разработчики свободны, пора засесть за широкофюзеляжник.

                  Отредактировано: Омутин Зафар~22:29 13.11.15
        • 0
          Toliamba Toliamba
          12.11.1514:12:37

          Вы забыли про Индию, они запустили таки свой www.atomic-energy.ru/news/2015/06/17/57708

          • 0
            MagiRus MagiRus
            12.11.1521:30:54

            Нет, я про нее не забыл, просто я писал про тех, кто уже обжегся на «быстрых» реакторах, так не сумев довести их до ума. А Индия свой «быстрый» реактор еще не запустила, чтоб что-то говорить о ней и никаких даже примерных сроков нет. То что указано в новости пока что лишь хотелки. Индия сейчас ровно в той же ситуации как и Китай, только на чуть-чуть обгоняя его по срокам, но с такими же туманными перспективами реализации полноценной программы чисто своими силами (хотя там наши спецы тоже немало помогают).

      • 0
        Александр Кувшинов Александр Кувшинов
        12.11.1511:57:22

        Китай замахнулся на аналог БН-1600 (!). Потом оказалось, что нет материалов под такой высокий флюенс     А так у них мелкий исследовательский CEFR работает, в прошлом году по-моему его даже перегрузили (или в этом уже).

  • 0
    Андрей Хворых Андрей Хворых
    11.11.1520:52:43

    Отличная новость! Долгожданная!

  • 0
    Tuck Trucker Tuck Trucker
    12.11.1500:37:02

    Всё же эти станции будут опаснее, потому что работать будут на более радиоактивном топливе, но зато почти без отходов. Правда сами АЭС после конца срока службы превращаются в радиоактивные отходы и их целиком утилизируют.

    • 1
      Нет аватара argr
      12.11.1510:41:22

      Всё же эти станции будут опаснее, потому что работать будут на более радиоактивном топливе

      Опасность определяется не этим, а возможными сценариями аварии. Энергоблок РБМК, как оказалось, при определенном стечении обстоятельств может взорваться. Корпусные реакторы с водой под давлением просто тихо расплавляются внутри (Тримайл Айленд, Фукусима). Данный реактор, вроде как, при фукусимском сценарии не должен даже расплавиться. В этом смысле он более безопасный.

      но зато почти без отходов

      Это преимущество пока глубоко в теории. Аналогия: принципиально возможно отправить человека на Марс, но пока не ясно, как конкретно, да и дороговато выходит. Так и тут: физика процессов позволяет утилизировать отходы, но технически очень много проблем. Более того, к решению этих проблем пока не подступались, потому что есть другие более насущные вопросы: не все ясно с изготовлением топлива, поэтому про утилизацию рано говорить.

      Я все хочу написать об этом большую подробную статью, но в последнее время беда со свободным временем   

      • 0
        Tuck Trucker Tuck Trucker
        13.11.1503:37:34

        Не знаю на счёт безопасности конкретно этого реактора. Я говорил о некой средней безопасности АЭС, а раз топливо более радиоактивно то оно и потенциально более опасно. К примеру урановые сборки для обычных реакторов вообще можно брать голыми руками, они практически не радиоактивны пока не поработали в реакторе.

        В теории любую станцию можно сделать безопасной, на практике какие-то форс мажоры эту защиту обламывают. К примеру на Фукусиме всё вроде бы было безопасно, пока цунами не залил агрегаты которые хоть и были рассчитаны в том числе на цунами, но не на такой высоты.

        Можно гарантировать безопасность если закопать всю станцию целиком под землю к примеру, но на практике из-за стоимости используют компромисс между ценой и безопасностью.

        Ну и конечно рассуждения мои о самой идее. Заявили что без отходов хотят сделать. Понятно что пока это опытные работы.

        Отредактировано: Tuck Trucker~04:40 13.11.15
    • 0
      MagiRus MagiRus
      12.11.1511:37:38

      эти станции будут опаснее, потому что работать будут на более радиоактивном топливе

      Их бОльшая опасность не в мифическом «более радиоактивном топливе», а в используемом теплоносителе — натрии, который является крайне агрессивным элементом при том нагреве, что происходит в недрах БН-реакторов.

    • 0
      Александр Кувшинов Александр Кувшинов
      12.11.1512:01:01

      Сейчас есть проект БРЕСТ — быстрый реактор с естественной защитой. Теплоноситель свинец, при критической аварии все просто разбегаются, а реактор без всяких взрывов превращается в большой свинцово-урановый торт и почти не фонит.

  • 0
    Александр Родионов
    12.11.1507:25:37

    Молодцы наши атомщики! В постоянном развитии и движении. А Китайцы?, пусть делают что хотят. В атомной отрасли они нам не конкуренты, сколько мы знаем китайцев…априори что-то своё они ещё ни разу не сделали. А копировать-дело не хитрое.

  • 0
    Serzh Sarkisyan
    12.11.1507:59:00

    У меня, как у жителя Саратовской области, БАЭС ассоциируется с Балаковской атомной электростанцией, хотя Белоярская и постарше будет и Яндекс её на первое место ставит.

    Но, как оказалось, у Белоярской и Балаковской АЭС есть ещё один аббревиатурный конкурент — Билибинская АЭС)

    • 0
      MagiRus MagiRus
      12.11.1511:48:02

      А еще есть Белорусская АЭС и Балтийская АЭС.    

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,