стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
68
USSR 29 апреля 2012, 06:07

Российские композиты - запад завидует

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 В Обнинске на производство спутниковой панели от получения техзадания, разработки проекта и до сборки конечной продукции уходит менее трех месяцев, на Западе - почти год.


Россия становится мировым лидером в производстве открытых платформ для космических аппаратов нового поколения. По ряду важнейших технических характеристик они превосходят зарубежные аналоги. А очень скоро отечественные композиционные материалы станут в нашем авиастроении так же привычны, как металл.

Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" (фоторепортаж)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Накануне Дня космонавтики Обнинское научно-производственное предприятие "Технология", бывшее когда-то совершенно секретным, открыло свои двери для журналистов. Корреспондент "РГ" был одним из немногих, кто увидел настоящие тайны высоких технологий. Встречая журналистов, гендиректор предприятия Олег Комиссар напомнил, в общем-то, известную истину. Он сказал: "По своей сути процесс создания авиационной, ракетно-космической и военной техники всегда был инновационным, так как достижение принципиально новых характеристик связано с непрерывными исследованиями и поисками новшеств как в области материаловедения, конструкции, технологии изготовления, так и в методах управления процессами создания новой наукоемкой продукции".

И можно добавить: там, где привычное и поднадоевшее слово "инновация" не пустая декларация, а реальное дело, совершаются настоящие чудеса.

Обнинскому предприятию, созданному в 1959 году, когда-то было определено весьма скромное направление в оборонном секторе авиапрома. Здесь разрабатывали стекла для реактивных самолетов, световое оборудование для аэродромов и радиопрозрачные обтекатели для управляемых ракет. Когда СССР развалился, авиастроение в новой России едва не умерло. Предприятие было обречено, но его спасли разработанные здесь уникальные технологии в области карбоновых композитов, которые создавались в рамках программы "Буран". Они оказались востребованы в космическом ракетостроении.

В 1990-е годы Россия стала активным игроком на мировом рынке космических пусковых услуг. И тут выяснилось, что даже самые лучшие советские ракеты-носители были перетяжелены, так как оболочки третьих ступеней и обтекатели изготавливались в основном из алюминия или стеклопластика. Мало того, что эти материалы - относительно тяжелые, они не являются звукоизолирующими. А зарубежные научные космические аппараты, которые в массовом порядке стали запускать с Байконура и Плесецка, не могли перенести рев в 100 децибел, издаваемый ракетным двигателем на старте. Для звукоизоляции под обтекатели даже забивали маты - совершенно лишний вес.

И когда для "Протона-М" корпуса третьих ступеней и головные обтекатели изготовили из карбоновых композитов, общий вес конструкции уменьшился сразу на полторы тонны. Для ракетостроения это - революционный скачок, так как там бьются за снижения веса хотя бы на килограмм и даже сотню грамм. При этом была достигнута идеальная звукоизоляция, и надобность в совершенно лишнем грузе матов отпала.

Замдиректора научно-производственного комплекса по разработке и производству композиционных материалов Анатолий Свиридов отметил, что при широком использовании современных автоматизированных технологий, самые ответственные элементы, в которых используются композиты, выкладываются все-таки вручную на специальных шаблонах. По словам Свиридова, при этом качество работ и производительность получаются даже выше, чем на Западе.

Еще одно интересное направление. Раньше научно-исследовательскую аппаратуру, выводимую в космос, помещали в герметичный контейнер, который заполняли жидким азотом для постоянного охлаждения. Это было связано с тем, что разница температур на солнечной стороне и в тени мгновенно менялась от +200 до -200 градусов по Цельсию. Не выдерживал металл, на котором крепилась аппаратура, да и сама она не любила таких скачков. Спутники отличались низкой надежностью, быстро выходили из строя из-за неизбежной разгерметизации контейнеров и утечки азота.

В Обнинске совместно с НПО имени "Лавочкина" разработали специальные, опять же композиционные, тепловые панели, так называемой, пассивной системы терморегулирования, внутри которых по тонким алюминиевым трубочкам циркулирует охлаждающее вещество. На них уже и крепится научная аппаратура. Надежность космических аппаратов, собираемых по новой технологии, возросла многократно. Гарантийный срок работы спутников на орбите увеличился с 3-5 до 12-15 лет.

По словам заместителя гендиректора по научно-производственной деятельности Анатолия Хмельницкого, в год выпускается около 170 панелей, что позволяет комплектовать 20 спутников. Европейская корпорация "Астриум", выпускающая аналогичные изделия, комплектует всего 5-7 спутников в год. При этом у них на сборке занято почти 200 человек, а у нас - 25, и площадь французского сборочного цеха - в десять с лишним раз превышает российский.

В Обнинске на производство спутниковой панели от получения техзадания, разработки проекта и до сборки конечной продукции уходит менее трех месяцев, на Западе - почти год.

Очень важная технологическая деталь. К панелям клеят специальные стекла (закладные элементы) в количестве до 1500 штук, толщиной 120 микрон и зазором между ними - 100 микрон. В США и Западной Европе операцию выполняют дорогостоящие и сложные в обслуживании роботы. В России это делают вручную. А производительность и точность склейки в несколько раз выше, чем у робота. Когда западные специалисты сравнили, что и как делается у них, а что в России, они испытали состояние близкое к шоку. Этого не может быть! Но это есть.

Важнейший элемент космических аппаратов, как пилотируемых, так и автоматических - солнечные батареи. От них зависит энергетика, а значит и жизнедеятельность космических посланников Земли. В России разработано новое поколение солнечных батарей, которые позволят при минимальной их массе переводить в электроэнергию до 30% световой энергии Солнца. Вклад Обнинска - создание для этих батарей каркаса на основе карбона. Он обладает уникальными прочностными характеристиками, а весит всего 480 грамм на квадратный метр. У западных аналогов, для сравнения, этот параметр - более полутора кг на квадратный метр. Именно такие каркасы выбраны для батарей на уникальный космический аппарат "Гелио-зонд", который планируют отправить в сторону нашего светила для более детального его изучения.

Мы уверены, что вся продукция отечественного машиностроения уступает зарубежным аналогам по всем параметрам. Однако сказанное выше свидетельствует о том, что сейчас уже не все западные технологии, даже космические, дотягивают до уровня российских. По важнейшим и наукоемким направлениям Россия выходит в лидеры. Нам есть, чем гордиться, но мы об этом и не догадываемся.

А теперь немного об авиации - той сфере деятельности, с которой и начиналась история Обнинской "Технологии".

На Западе в гражданское авиастроение активно внедряются углепластики. Американцы называют свой новейший "Лайнер мечты" самолетом с "черным крылом". Скоро такие крылья будут и у нас. И работы начнутся не на пустом месте, так как первые "черные крылья" появились в России в начале 90-х годов прошлого века на самолетах ОКБ Сухого Су-47 "Беркут" и Су-29.

Не забывают на предприятии и про стекло. Широко используются специальные наноразмерные покрытия, которые творят чудеса. Антибликовые делают их невидимыми для человеческих глаз, и кажется, что пилот летит на огромной скорости в открытой кабине. Другие, наоборот, отражают слишком яркий солнечный свет, насыщенный ультрафиолетом, и рассеивают электромагнитное излучение, делая кабину невидимой для вражеских радаров. Кстати, такие покрытия, но иного технологического уровня, могут весь самолет превратить в "невидимку".

Я поинтересовался: не в Сколково ли разработаны эти уникальные нанотехнологии. Мне ответили: сколковским инноваторам до такого уровня разработок, как до Луны.

Расставаясь с журналистами, руководитель холдинга "РТ-Химкомпозит", в который входит обнинское предприятие, Сергей Сокол сказал, что лично он верит - отечественные высокие технологии, в том числе, по производству композиционных материалов нового поколения, займут лидирующее место на мировом рынке. Тем более что по ряду направлений мы уже впереди.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Нет аватара guest
    29.04.1212:02:56
    НУ не стоит так травмировать хомячков руша их тезис о просранныхполимерах..   
    • 0
      Нет аватара MisterSharikov
      29.04.1220:13:51
      Прежде чем ржать, поглядите на фото с четырьмя пенсионерками, которые старательно укутывают обтекатель в плёнку... Вот от чего у западных коллег случается шок. Нужно молиться богу, чтобы эти люди успели передать свой опыт новому поколению. По поводу дорогущих роботов, которые наклеивают защитные стёкла. Через 10 лет эти роботы будут стоить вдвое дешевле, и будет накоплен огромный опыт по их созданию и применению, а кто будет клеить эти стёкла у нас?
      • 0
        Нет аватара vvv
        29.04.1220:47:40
        "старательно укутывают обтекатель в плёнку" - странно - но как везде на упаковке готовой продукции используют неквалифицированный труд - пенсонерки как раз подойдут.. - или опыт по упаковыванию бесценен??)) про роботов вы загнули)) наврятли кто нибуть в мире может реально прогнозировать что будет через 10 ЛЕТ... причем "ПЕНСИОНЕРКАМ" - на мой ВЗГЛЯД лет по 45 - 50......
        Отредактировано: vvv~22:37 29.04.12
        • 0
          Нет аватара MisterSharikov
          30.04.1200:53:47
          И действительно, как же я не заметил. Это же малярши перед побелкой помещения наклеивают плёнку! А мужик на фото вышие - это их бригадир. Но тогда зачем эта фотография была включена в заметку? ЦРУшных интернет-хомячков прадовать? По поводу роботов и прогнозов на 10 лет. Любому профану ясно, что роботы будут совершенствоваться и дешеветь. Чем дальше - тем больше. Ясно, что пожилые сотрудники будут "убывать". Чем дальше - тем больше.     Вот вам и "наврятли" P.S. Интересно, как тут за малейший скептицизм минусуют жестоко
          • 0
            Нет аватара vvv
            30.04.1207:18:13
            вон пару постов ниже вам ответили... а насчёт роботов - то НЕ везде они могут применяться...и да вы правы "Любому профану ясно, что роботы будут совершенствоваться и дешеветь." - но этот путь займет уж точно не одну сотню ЛЕТ...
            • 0
              Нет аватара MisterSharikov
              30.04.1213:06:50
              Парой постов ниже Zveruga фактически ответил ВАМ. Эти женщины занимаются не "упаковкой готовой продукции", как вы выразились, а ответственным технологическим процессом, как я и предполагал. Ну и с прогонозами вы путаетесь. Сначала вы утверждаете, что всё настолько стремительно развивается, что никто не сможет прогнозировать на 10 лет вперёд. А теперь вы утверждаете, что с роботами вообще жуткий застой, и их развитие займет "не одну сотню лет". Короче, вы сами себя дисквалифицировали из обсуждения.
              • 0
                Нет аватара vvv
                01.05.1216:56:29
                мдя... с вами всё ясно. желаю удачи вам ))))
          • 0
            Нет аватара PolarWolf
            01.05.1218:32:30
            К сожалению это проблема сайта. Когда стараешься анализировать через чур "розовую" статью, через призму здорового скепсиса, это встречает непонимание и агрессию. Думаю, если появится статья, в которой будет " компетентно доказано", что с помощью новых тульских рогаток, можно с 2-3 выстрелов камушками завалить F-22, местные также громко будут орать хвалебные оды, а всех сомневающихся минусовать)
            • 0
              Нет аватара MisterSharikov
              01.05.1220:12:07
              Огромное количество людей никогда не обучали вдумчиво работать с информацией - отсюда чисто бинарное мышление, когда картина мира чёрно-белая. Главный тезис сайта "у нас не всё так плохо". Но этот тезис слишком сложен для понимания, поэтому его заменяет тезис "мы самые крутые"+"кто сомневается - тот урод"
              • 0
                Нет аватара MagellanN
                02.05.1216:05:42
                Огромное количество людей никогда не обучали вдумчиво работать с информацией
                Ну)) Учитывая, что вы и вам подобные превращаете ЛЮБУЮ статью на данном портале в посыл а-ля "у нас все дерьмово", то...Таки да) Вас тоже никто с информацией работать не учил)) Или наоборот. Учили. Но со "своеобразными" целями)
                • 0
                  Нет аватара MisterSharikov
                  03.05.1223:00:17
                  Грязно передёргиваете. Пожалуйста, найдите фразу "у нас всё дерьмово" или что-нибудь в этом духе. Нет такой фразы, если не считать ваши фантазии. Вот вам и бинарное мышление.
                  • 0
                    Нет аватара MagellanN
                    04.05.1202:34:12
                    Грязно передёргиваете. Пожалуйста, найдите фразу "у нас всё дерьмово" или что-нибудь в этом духе. Нет такой фразы, если не считать ваши фантазии. Вот вам и бинарное мышление.
                    Тра-ля-ля, тра-ля-ля. Бинарное мышление.)) Ну вот)) Ответ по типу: "сам дурак". Уровень дет.сада. А понтов-то, понтов) "Работать с информацией")) Ну-ну.    
                    • 0
                      Нет аватара MisterSharikov
                      04.05.1213:41:22
                      Ещё раз прошу вас, найдите фразу "у нас всё дерьмово" или что-нибудь в этом духе.
      • Комментарий удален
      • 0
        Нет аватара Ra
        30.04.1202:15:27
        От блеать.. как собранный вручную Роллс-Ройс - так это зашибись и классика, а как собранный вручную спутник - гамно... Ну-ну...    p.s. так скоро фаллоиммитаторами размножаться будем...   
        • 0
          Нет аватара MisterSharikov
          30.04.1213:19:22
          По соотношению "цена-качество", собранный вручную Роллс-Ройс - это дорогущее гавно, хотя и классика.
          • 0
            Нет аватара PolarWolf
            01.05.1218:35:22
            Ты об этом авторитетно расскажи пассажирам этих Роллс-Ройсов, они тебе растолкуют твою неправоту, а также твое непосредственное родство с этой субстанцией, после чего ты сам с ними в этом охотно согласишься.
            • 0
              Нет аватара MisterSharikov
              01.05.1220:02:56
              Боже упаси, пассажирам Роллс-Ройсов чего-нибудь доказывать.
      • 0
        RadiantConfessor RadiantConfessor
        30.04.1203:54:30
        Неужели вы не в курсе, что и на западе композит женщины закройщицы краят и укладывают? Там где есть простые детали там применяют роботов для кройки, но сложные детали с изгибами везде в мире укладывают женщины. Т. к. это очень кропотливый труд, который женщины выполняют хорошо. А пенсионерки эти профессионалы своего дела. Или вы хотите, чтобы на ответственном для всей страны участке стояла молодая ПТУшница? Вот, полюбуйтесь как в США ручками выкладывают корпус стелс самолета.

         © s019.radikal.ru

        Или казалось бы зачем на Боинге женщины при производстве крыльев Дримлайнера?

         © seattletimes.nwsource.com

        Роботы говорите? Вот и посчитайте сколько будет стоить проектирование, производство и монтаж на предприятии робота для создания двухсот вот таких деталей. Это же не массовое производство где необходимы десятки тысяч штук.

         © csmres.co.uk

        Отредактировано: Zveruga~04:29 30.04.12
        • 0
          icxcnika8888 icxcnika8888
          30.04.1205:33:25
          + + + Просто УБИЛ хомячину! Хомяк порван на куски и шмотки его глупости как фейерверк стали очевидны для всех! Вот все бы так АРГУМЕНТИРОВАННО и со ЗНАНИЕМ дела умели бы отвечать!
          • 0
            Нет аватара MisterSharikov
            30.04.1213:41:37
            Ну, и какие "хомячьи глупости" стали вам очевидны? По пунктам: 1) Женщины пенсионного возраста занимаются ответственным технологическим процессом. Да или нет? 2) У буржуев роботы успешно применяются там, где у нас ручной труд. Вопрос только в цене, сейчас роботы стоят дороже ручного труда (тут, кроме цены робота нужно учесть, сколько получает рабочий у нас). Или вы сами дискутировать не можете? Люди типа вас - незаменимые помощники в травле.
            • 0
              icxcnika8888 icxcnika8888
              01.05.1200:43:31
              + + + Алексей, есть такое выражение: "иди учи матчасть!"
              • 0
                Нет аватара MisterSharikov
                01.05.1213:36:59
                Михаил, а кроме расхожих фраз, свои мысли то в голове есть?
                • 0
                  icxcnika8888 icxcnika8888
                  02.05.1203:20:36
                  + + + Мысли есть: 1. Прости, что тебя оскорбил: всеж каким бы брат не был, осуждать ближнего - грех, а цена греха - смерть. Так что, первое что хочу сделать - это попросить прощение за "хомяка" 2. Теперь в рамках деятельного покаяния (исправления, то беж), прокомметирую твои слова. Итак: >> Прежде чем ржать, поглядите на фото с четырьмя пенсионерками, которые старательно укутывают обтекатель в плёнку... Нужно молиться богу, чтобы эти люди успели передать свой опыт новому поколению. Полностью согласен, только слово Бог надо с большой буквы писать. >> По поводу дорогущих роботов, которые наклеивают защитные стёкла. Через 10 лет эти роботы будут стоить вдвое дешевле, и будет накоплен огромный опыт по их созданию и применению, На счет "в двое дешевле" - не думаю. В стоимости оборудования прослеживается явная тенденция к удорожанию в следствии УСЛОЖНЕНИЯ. Сейчас как ты знаешь, основное направление - это создание т.н. "комбайнов": МНОГОФУНЦИОНАЛЬНЫХ высокпроизводительных КОМПЛЕКСОВ. Если говорить о перспективах станкостроения, то прослеживается переход от создания специализированных отдельных станков к созданию МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ интегрированных систем, когда несколько станков объединяются в единый комплекс. Цена подобных систем снижаться в ближайшие 10 лет вряд-ли будет. Поскольку, главная ставка делается ставка создание КОМПАКТНЫХ установок ВЫСОКОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ: лучше меньше оборудования, но более высокого качества (за счет этого можно снизить издержки на содержание основных фондов: одно дело отапливать небольшой цех, с другой - огромный + земля имеет тенденцию дорожать и т.д.). А за качество, Алексей, приходиться ПЛАТИТЬ, как сейчас, так в ближайшие 10 лет точно. Так что, в ближайшие 10 лет, если говорить В ЦЕЛОМ, роботизированные производственные комплексы дешевле не станут: они станут более функциональными, более производительными, более компактными и как следствие - более ДОРОГИМИ! >> а кто будет клеить эти стёкла у нас? Алексей, говорю тебе ответственно, как человек имеющий достаточной большой опыт в инженерной работе и как технолог: есть такие операции, в которых заменять человека НЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО. Я не специалист по авиостроению, но лично мне, мой опыт подсказывает, что ближайшие 10 лет "клеить эти стекла у нас", как и на предприятиях ВЕДУЩИХ западных стран будут РУКАМИ. Поскольку в авиостроении/космической промышленности на ОДНОЙ производственной ПЛОЩАДКЕ выполняется такое ОГРОМНОЕ количество самых РАЗНОРОДНЫХ и СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОПЕРАЦИИ, что эти предприятия будут ПОСЛЕДНИМИ, где человеческий труд будет заменен роботизированным. Роботизация - это хорошо, но есть такое понятие как ЭФФЕКТИВНОСТЬ (единица продукта/результата полученная на единицу затрат/вложений в единицу времени, с единицы объема/площади) и ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ (стоил ли овчинка выделки). Так вот, по этим параметрам, по крайнем мере, пока не будут созданы новые источники энергии (компактные и очень мощные: как ты знаешь, терминатора и сейчас сделать можно; главная проблема - это отсутствие надлежащих источников энергии; та же самая песьня, кстати, и с лазерами и другим оружием направленной энергии) и компактные квантовые компьютеры (один из ключевых элементов элементной базы при создании систем искусственного интеллекта), чего в ближайшие 10 лет произойдет вряд ли. Заменить человека в авиационной и космической промышленности роботизированными системами, в той мере, в какой сейчас это имеет место быть на современных автозаводах, увы не удастся. В первую очередь по технико-экономическим причинам. С Богом!
                  Отредактировано: icxcnika8888~03:25 02.05.12
                  • 0
                    Нет аватара MisterSharikov
                    02.05.1213:18:27
                    Спасибо за обстоятельный и достойный ответ! Зла вообще не держу, так как вижу, что у человека "за державу душа болит". Признаю, что перегнул с негативом, но это была реакция на провокационный заголовок ("Запад нам завидует") и на слишком восторженные комментарии. Тенденции роботизации, которые Вы описали, скорее указывают на надвигающуюся революцию в этой области. Даст Бог, и через 20-30 лет российские "изделия" будут бороздить просторы космоса.
                    • 0
                      icxcnika8888 icxcnika8888
                      02.05.1218:30:18
                      + + + >> это была реакция на провокационный заголовок ("Запад нам завидует") и на слишком восторженные комментарии. Алексей, ГОВНА на наши головы средства массовой ДЕБИЛИЗАЦИИ и так льют хоть отбавляй. В то время, как нам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО есть чем гордиться. Про наши проблемы те, кто здесь бывает, и так очень хорошо все знает и понимает. Просто здесь место, где собираются люди, которые ищут мед, а не говно: знаешь, есть люди-пчелки, а есть люди-мухи. Пчела, летая по полю, ищет цветы и мед. Навозная муха - говно. Ну а кто ищет, тот найдет. Тем более говна на поле нашей жизни куда больше чем прекрасных цветов...
        • 0
          Нет аватара MisterSharikov
          30.04.1213:17:05
          Спасибо за грамотное пояснение - уважаю людей, которые "в теме", да ещё и с фотографиями. Тут просто крендель двумя постами выше писал, что эти женщины "упаковкой готовой продукции" занимаются     , а потому можно на это дело и пенсионерок употребить. По поводу роботов. Из самой заметки следует, что роботы успешно применяются для наклеивания стёкол на панели. Одна проблема - дорого стоят. А у нас ручной труд пока дешевле роботов. Это работает до поры до времени, но можно проспать технологический рывок, как это уже было не раз.
        • 0
          Нет аватара tigerair
          04.05.1200:58:04
          хочу такой карбонстойка с педалями под унитаз         
    • 0
      Нет аватара tigerair
      04.05.1200:55:39
                вспоминается мультфильм про ворону у которой что-то украли.
  • 0
    Нет аватара Lyudov
    29.04.1212:16:58
    Очень интересно.
  • 0
    Нет аватара guest
    29.04.1215:49:22
    здорово молодцы
  • 0
    Нет аватара beenign
    29.04.1215:50:20
    полимеры? так их просрали же....   
  • 0
    Нет аватара guest
    29.04.1217:15:29
    Хорошая статья! Единственно, не понравилось слово "Запад". Не уж то так трудно уточнить ряд стран, о которых идет речь.
  • 0
    Нет аватара guest
    29.04.1217:47:48
    Да, хомячков сейчас разорвет просто! Полимеры и композиты то все просрали, а тут такие новости!    
  • 0
    Нет аватара guest
    29.04.1220:09:58
    Молодцы!!!! У страны есть будущее!!!
  • 0
    akop akop
    30.04.1200:14:12
    завидует? нет не завидует, он о них даже не знает. надо бы добится того что-бы запад эти композиты у нас покупал. вот это было бы здорово. + за ствтью, заголовок кака.
  • 0
    Нет аватара matvei
    30.04.1203:48:58
    был я лично на опытном заводе по производству углеволокна в Мытищах в году 2007-2008. Честно сказать удручающие зрелище.
    • 0
      Нет аватара Mikamoon
      30.04.1212:59:35
      Ты воздух то не сотрясай. Факты 20011-2012 года приведи. Да, и на каком конкретно предприятии был?
  • 0
    RadiantConfessor RadiantConfessor
    30.04.1204:26:35
    Это предприятие чуть ли не верх научно-технологичного производства в России. Там есть и много других высокотехнологичных производств. Они даже нано материалы (здесь конкретно нанотрубки и фуллерены) учатся применять в производстве корпусных деталей. Есть у них и гагантские магнетроны для нанесения покрытий наноразмерной толщины, которые дают необычные эффекты.
    Отредактировано: Zveruga~04:27 30.04.12
    • 0
      Нет аватара MisterSharikov
      30.04.1213:42:59
      Можно ссылку? Реально интересно.
      • 0
        RadiantConfessor RadiantConfessor
        30.04.1214:18:14
        Крупногабаритное производственное оборудование (магнетронный распылитель)

         © mx1.technologiya.ru

        Крупногабаритное производственное оборудование (внутрикамерная оснастка)

         © mx1.technologiya.ru

        Читайте их сайт Your text to link here... А вот конкретно новость о применении наночастиц. Your text to link here...

         © mx1.technologiya.ru

        ОНПП "Технология" проводит исследования в области наноматериалов и нанотехнологий. Нанотехнологии обеспечивают революционное изменение способов разработки и производства конструкционных и специальных материалов. Модификация связующего введением нанотрубок и наночастиц позволяет не только улучшить на 20-30% механические свойства углепластиков, используемых при изготовлении ответственных крупногабаритных конструкций для авиационно-космической техники, но и существенно снизить разброс свойств без изменения технологии формирования изделий. Ожидаемые результаты: повышение прочности и модуля упругости углепластика вдоль волокон на 25-40%, уменьшение изменения прочности углепластика вдвое, увеличение трещиностойкости композиционного материала, снижение коэффициента линейного теплового расширения эпоксидной матрицы, повышение температуры стеклования на 20%.

  • 0
    Нет аватара ak262
    02.05.1215:01:35
    Почитал. Питомник и Проницательный на марше - Сергей Птичкин опять жжот напалмом. Хоть бы давал вычитать интервьюируемым.
  • 0
    Нет аватара ak262
    02.05.1215:13:24
    СОб-сно ссылка на интервью-первоисточник, без закидонов Птичкина. http://newsreda.ru/?p=6568
  • 0
    Нет аватара Megard
    03.05.1210:01:24
    "они испытали состояние близкое к шоку" - посмотрев эти фотографии я тоже испытываю шок, действительно нам демонстрируются новейшие космические технологии.
  • 0
    nanonews nanonews
    25.06.1213:20:44
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,