Мифы про Суперджет
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruЭта статья создана по материалам сайта
Миф первый - двигатели пылесосы.
История мифа
Противниками проекта SSJ100 делались заявления о невозможности эксплуатации Superjet 100 в связи с двигателями, расположенными под крылом, например:
«Вследствие низко расположенных двигателей самолет, по заключению Минтранса России и результатам исследования ЦАГИ, требует принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности его эксплуатации в региональных аэропортах России. Позиция ЦНИИ ГА еще жестче – принимать SSJ 100 способны не более 5% (!) аэропортов нашей страны… Дополнительные меры могут быть разными. От помывки полос и рулёжек перед каждым «суперсамолетом» на всем его «земном» пути (что вряд ли возможно) до поднятия двигателей вверх, то есть внесения изменений в конструкцию самого самолета.»
Теория
С точки зрения обывателя высота расположения двигателя — единственное, что определяет вероятность попадания посторонних предметов в двигатель. Специалисты же придерживаются другого мнения:
Преимущественно попадание посторонних предметов и частиц в газовоздушный тракт компрессора происходит:
- во время рулёжки, разбега и пробега из-под передних и основных колёс шасси;
- из-под струй газов при позднем закрытии створок реверса тяги при посадке самолёта;
- при работе двигателя на стоянке из-за возникновения вихревого жгута под воздухозаборником на поверхности ВПП.
И в самом деле. Вихревой шнур — штука нежная, разрушается ветром, или движением на скороссти выше 50 км/ч. С другой стороны, жёсткая резина покрышки, на которую опираются тонны самолётного веса, выбрасывает из-под себя мусор с качеством хорошей катапульты. Таким образом для безопастности самолёта важнее не расстояние от воздухозабоника до ВПП, а положение двигателя относительно конуса выбросов стойки шасси.
Конструкция
Естественно, что конструктора ГСС прекрасно знали про все эти особенности и учитывали их при проектировании самолёта. Доказательство этому —
Понятная картинка
- Ту-334
- Superjet-100
Практика
Самолёт вместе со своими низкими двигателями летает уже не первый год. Как известно, практика — критерий истины, можно даже сказать, единственный критерий. Значит, надо обратиться к опыту тех, кто работал непосредственно с самолётом и прочесть
Аэродинамическая схема турбореактивный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением имеют все иностранные магистральные самолеты, эксплуатирующиеся в России. Необходимо отметить, что в 2011 на иностранные самолеты пришлось 89% пасажирооборота Российских компаний
Низкое расположение двигателей (около 0,5 м) имеют 56 % магистральных самолетов России (Boeing 737 и др. Airbus 318/319/320/321 etc., а также SSJ-100
- Superjet 100
- Boeing 737
Boeing 737 — самый популярный в мире узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт. Сегодня каждые 5 секунд взлетает один самолёт этого типа, на всех широтах, в эксплуатации с 1968г. Многолетняя успешная практика эксплуатации этого самолёта в России доказала возможность безопасной эксплуатации самолёта с низкорасположенными двигателями на ВПП аэропортов России.
В частности, авиакомпания «Якутия» имеет 2 единицы Boeing 737-800, 3 единицы Boeing 737-700, а также заказала два Superjet-100.
С другой стороны, высокое расположение двигателей (1,65м) (
«По словам И.Кравченко, при эксплуатации Ан-148-100 были отмечены попадания посторонних предметов с взлетно-посадочной полосы, но совместно с самолетчиками эта проблема была устранена, все разработанные мероприятия внедрены, а выпущенные ранее самолеты доработаны.»(
Миф второй - попил бюджета.
Сколько стоит Суперджет для бюджета России?
В прессе и на многих форумах бытует мнение что «программа Суперджет-100 безумно дорогая», называются дикие и лживые цифры в десятки миллиардов долларов. Программу обвиняют чуть ли не в развале всего российского авиапрома и «забрали все деньги».
…На практике имеем стабильную господдержку проекта ССЖ в лице ГСС/Сатурн; даже проект 204CM финансируется по остаточному принципу.
…Если бы, да кабы средства госбюджета, потраченные на проект ССЖ, были направлены, например, на развитие и совершенствование проекта Ту-204/214…, то думаю, положительный экономический эффект для РФ был бы гораздо больше…
Правда же такова, что Суперджет-100 получил всего 5% всех государстванных денег, выделенных на отечественный гражданский авиапром. Меньше, чем бюджет вложил в реконструкцию Большого или Мариининского театров, меньше чем проект строительства электрички до аэропорта Пулково.
В ФЦП «Развития ГА до 2015 г» перечислены все финансировавшиеся проекты: SSJ, МС-21, Бе-200, Ил-96Т-300 / 400, Ту-204 / 214 / 204СМ, Ми-38, Ка-62, а так же SaM-146, НК-93, ПС-90А-2, ПД-14 и т.д.
Бюджет на весь авиапром по ФЦП 2002-2010 111 млрд. 808,8 млн. руб. (естественно военная авиация сюда не входит)
Бюджетные деньги на весь авиапром 2011-2013: 144 млрд. 118,2 млн. рублей.
Итого на развитие гражданского авиапрома на период 2002 - 2013 выделено 255,9 млрд. рублей.
Заходим в гарант, смотрим
Прокручиваем вниз до «Приложение №2 к федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" (в редакции от 2011 г.) Объёмы финансирования мероприятий федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года"»
Ещё раз прокручиваем вниз до «Реализация проекта RRJ (SSJ-100, SSJ-130NG), создание двигателя SaM146». Смотрим строку «в том числе: средства федерального бюджета*» и видим (млрд. рублей):
2006 |
- |
3,60 |
2007 |
- |
6,18 |
2008 |
- |
1,32 |
2009 |
- |
3,46 |
2010 |
- |
1,34 |
Итого было запланированно выдать по программе 15,9 млрд. рублей.
Сравниваем с тем, что получается из отчетов ГСС выложенных на сайтах ОАК (млрд. руб.):
2006 |
- |
2,50 |
2007 |
- |
4,20 |
2008 |
- |
1,80 |
2009 |
- |
3,60 |
2010 |
- |
1,60 |
Итого было реально выдано на программу 13,7 млрд. рублей.
Сделав простой подсчет увидим, что 13,7 млрд. рублей по отношению к 255,9 млрд. рублей составляет примерно 5%.
В долларах 13,7 млрд. рублей составят около 0,5 млрд. О каких десятках миллиардов бюджетных долларов говорят противники программы SSJ???
Миф третий - отверточная сборка.
Отверточная сборка - неприменимость термина к Суперджет-100.
Во-первых, что такое «отверточная сборка»?
Согласно Расселу Р. Миллеру,
Таким обрвзом можно выделить основные критерии определяющие понятие отверточная сборка:
- 1. нет необходимости производить разработку продукта;
- 2. нет необходимости проводить испытания прототипов;
- 3. нет необходимости проводить сертификацию;
- 4. в страну ввозится набор деталей;
- 5. в страну ввозится инструкция для сборки;
- 6. нет необходимости в раскрутке бренда — он уже известен.
Попробуем разобраться в критериях по пунктам:
- 1. самолет разработан в России компанией ГСС;
- 2. испытания прототипов осуществлены в России отечественным производителем;
- 3. сертификацию продукта осуществлял разработчик самолета, т. е. снова Россия;
- 4. набор деталей ввозимых в страну это единственный пункт, на который опираются критики программы Суперджет, но этот пункт далее мы рассмотрим более подробно;
- 5. инструкция для сборки принадлежит российской компании и сборка самолета осуществляется в этой стране;
- 6. бренд Superjet раньше не существовал (в отличие от Боинг, Эрбас или даже Ан и Ту).
Таким образом уже по пяти критериям из шести самолет Суперджет не соответствует понятию "отверточная сборка".
Почему нужны иностранные компоненты?
Причина выбора иностранных поставщиков — не только в меньшем весе или более высокой надёжности систем. Главный и основной критерий — возможность сертификации комплектующих в отдельности, и систем в составе самолёта - по нормам EASA/FAA. А так же возможность создания этих систем за приемлемые сроки, деньги, с гарантией качества и стабильностью цены. Российские поставщики ни первого, ни второго, ни третьего, обеспечить не брались. А задача была поставлена однозначная: возможность сертификации SSJ по международным нормам. Это является одним из базовых принципов, если хотите, «краеугольных камней» данного проекта, без чего он не был бы реализован.
По этой причине, в системе кондиционирования воздуха Суперджета есть система обнаружения утечек: в составе российских систем кондиционирования воздуха она не применялась, но тот же «Либхер» с ней давно «знаком». А сертифицировать самолёт в Европе без этой составляющей невозможно. И такие «нюансы» присутствуют практически в каждой системе. Самолёт может и хвалили бы за выбор отечественных поставщиков, только для самого SSJ, рыночные возможности были весьма туманными.
На сколько процентов SSJ состоит из импортных комплектующих?
Одна из основных претензий критиков: Суперджет-100 — «не наш», потому как имеет большое количество иностранных компонент.
«В SSJ 80% импортных комплектующих.»
Так какое количество иностранных компонент в SSJ?
Точной информации нет, так как самолет это очень сложный агрегат и содержит в себе огромное количество приборов, датчиков, систем и т. п. Можно-ли применять понятие "количество компонент" в данной ситуации? Что если ОАК закупит миллион болтов иностранного производства и установит их в произведенном в КнААПО планере Суперждета? Тогда по отношению к миллиону болтов один планер будет одной миллионной процента. Это ли не показатель бреда в умах применяющих подобные сравнения?
Но можно произвести сравнения в разрезе финансов. На сколько процентов в финансовом плане Суперджет состоит из иностранных компонентов?
Чтобы узнать долю импортных комплектующих, надо зайти на
Получится:
- В 3 квартале 2011 года доля импорта в поставках материалов и товаров составила 61,5%.
- Во 2 квартале 2011 года доля импорта в поставках материалов и товаров составила 53,32%.
- В 1 квартале 2011 года доля импорта в поставках материалов и товаров составила 41,1%.
- В 2010 году доля импорта в поставках материалов и товаров составила 53.6%.
- В 2009 году доля импорта в поставках материалов и товаров составила 56,5%.
- В 2008 году доля импорта в поставках материалов и товаров составила 18,2%.
- В 2007 году доля импорта в поставках материалов и товаров составила 55,4%.
Как видно, доля импортных поставок колеблется в районе 50-60%, цифры в 80% нет и близко.
Данные из отчётов
Число 80% озвучил депутат Миронов на одном из заседаний Думы. По поводу того на каком основании он сделал такие выводы могу предположить, что это отношение количества поставщиков иностранных компонентов к отечественным. Т. е. из всех поставщиков компонентов SSJ 80% иностранные. Но подобное сравнение аналогично отношению миллиона импортных болтов к одному отечественному планеру.
А как у них?
Смотрим
- Производители компонентов самолета Боинг 787
При этом...
- Вклад отечественных разработчиков в создание самолета Боинг 787
Среди многочисленных комплектующих А380 есть и детали российского производства. В частности, стойки шасси, теплообменники и системы кондиционирования. Кроме того, российские специалисты участвовали в разработке технической документации А380.
Всё, от алюминия до двигателей, от шасси до стёкол, от электросистем и до заклёпок в новейшем китайском самолёте - западного производства.
- Производители компонентов самолета Embraer E-Jets
На фоне EMB наш суперджет просто суперроссийский. Подумайте:
- ВСЁ проектирование и ВСЕ испытания (статика, ресурс и пр) велись в России. У Эмбрайера это импорт.
- ВЕСЬ фюзеляж и крыло SSJ делают в России. У Эмбрайера это импорт, 4 из 6 "бочек", крыло, оперение - делают за рубежом.
- Композиты для SSJ делают на ВАСО, у Эмбрайера всё импорт.
- Метал для Суперджета - российский, у Эмбрайера и заклёпки и металл - импорт.
- Дизайн кабины пилотов Суперджета делала жуковская фирма, у Эмбрайера всё импорт.
- В создании Суперджета принимают участие и нижнегородские фирмы (Гидромаш, Теплообменник, Скат) и ульяновские, у Эмбрайера всё импорт.
- Фирма ГСС принадлежит на 75% России (через 100% российский ОАК), Эмбрайер же принадлежит правительству бразилии на 0.3%, а бразильским банкирам на 33%.
Однако Эмбрайер все считают бразильским самолетом, сделанным бразильской же фирмой. Что мешает кому-то считать SSJ российским самолетом? Вероятно, или недалёкость, или ангажированность, или проплаченность конкурентами.
У Айрбаса, Боинга, Эмбраера, MRJ и CRJ одинаковая ситуация с частями. Все авиапроизводители ставят на свои лайнеры наилучшее, что есть на планете и никто не заморачивается псевдопатриотическим идеями в стиле «ставь отечественное». Мало ли или много отечественных ПКИ — производителю самолетов никогда не важно, ему надо сделать изделие «самолёт», да так, чтобы он был не хуже конкурентов! И не задача авиапроизводителя поднимать всю отрасль, у него на это никогда не хватит ни средств, ни времени. Задача подъема отрасли важна, но этим должны заниматься другие структуры, никак не КБ и не самолетостроитель.
Подумайте, что было бы, если бы на суперджет НЕ поставили все наилучшее что было на момент проектирования. А поставили по принципу «лишь бы отечественное». Ответ очень простой: получился бы очередной Ту-334, самолёт, несертифицируемый на западе и не продаваемый даже в самой России.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
15.06.1221:07:35
Disgusting15.06.1222:21:17
15.06.1222:27:44
kesha1116.06.1213:34:48
16.06.1214:39:17
16.06.1216:00:59
WindWarrior17.06.1202:09:37
17.06.1202:20:14
16.06.1218:49:14
19.06.1213:19:37
16.06.1218:51:38
16.06.1219:43:58
17.06.1218:41:55
ln9118.06.1201:10:46
19.06.1213:16:07
25.07.1214:40:22
20.07.1220:19:43
Disgusting15.06.1222:20:53
15.06.1222:46:57
Disgusting16.06.1200:03:25
16.06.1208:15:59
16.06.1209:29:19
DeaDok16.06.1214:22:59
16.06.1214:24:07
DeaDok16.06.1214:46:53
16.06.1215:22:51
DeaDok16.06.1215:32:27
17.06.1218:55:17
DeaDok17.06.1223:49:18
ln9118.06.1201:18:11
19.06.1213:22:08
16.06.1214:44:45
DeaDok16.06.1215:04:03
16.06.1215:18:50
DeaDok16.06.1215:25:39
16.06.1215:29:50
DeaDok16.06.1215:39:07
16.06.1217:34:50
16.06.1215:19:45
DeaDok16.06.1215:26:21
brat_po_razumu16.06.1220:38:18
ak26218.06.1215:06:37
20.06.1216:21:26
ak26220.06.1219:17:01
20.07.1220:05:15
16.06.1215:21:14
DeaDok16.06.1214:21:31
16.06.1214:32:05
DeaDok16.06.1214:53:07
16.06.1215:24:49
DeaDok16.06.1215:34:38
16.06.1217:53:01
19.06.1213:27:53
brat_po_razumu16.06.1220:42:40
16.06.1219:51:33
20.07.1220:01:38
15.06.1222:48:33
15.06.1223:06:40
15.06.1223:11:06
15.06.1223:13:02
15.06.1223:13:53
15.06.1223:18:48
15.06.1223:24:12
16.06.1215:45:20
16.06.1217:16:38
Disgusting16.06.1200:07:21
16.06.1208:19:14
16.06.1209:30:36
16.06.1200:48:08
Disgusting16.06.1200:06:19
16.06.1200:54:09
16.06.1210:20:25
16.06.1214:21:57
16.06.1215:20:20
17.06.1211:11:39
17.06.1218:05:05
17.06.1218:30:55
15.06.1223:08:39
15.06.1223:02:55
15.06.1223:06:25
15.06.1223:24:09
15.06.1223:28:10
15.06.1223:31:16
15.06.1223:45:14
16.06.1200:20:26
16.06.1208:27:11
DeaDok16.06.1214:26:49
16.06.1214:40:52
DeaDok16.06.1214:55:16
19.06.1213:34:23
16.06.1202:52:54
16.06.1211:40:19
16.06.1208:23:45
Maksimich16.06.1211:06:01
16.06.1214:25:00
DeaDok16.06.1214:27:41
16.06.1219:57:40
Prosto_tak17.06.1205:47:15
17.06.1223:20:34
19.06.1213:35:52
15.06.1223:32:51
15.06.1223:33:57
15.06.1223:37:32
15.06.1223:40:09
15.06.1223:43:01
15.06.1223:47:39
16.06.1201:02:28
16.06.1206:02:00
20.07.1220:12:02
15.06.1223:53:06
16.06.1201:01:23
16.06.1208:38:14
16.06.1211:36:52
16.06.1216:05:33
16.06.1220:36:12
15.06.1223:49:43
15.06.1223:56:56
16.06.1200:01:34
16.06.1200:25:19
16.06.1200:05:55
16.06.1200:34:26
16.06.1201:15:27
16.06.1216:22:21
20.07.1220:16:06
16.06.1201:12:45
16.06.1215:58:47
18.06.1217:30:36
20.07.1220:10:17
16.06.1200:54:54
16.06.1209:04:59
16.06.1210:37:09
16.06.1200:03:47
16.06.1201:43:35
16.06.1201:51:01
16.06.1201:58:24
16.06.1202:01:04
16.06.1202:08:10
16.06.1202:21:43
16.06.1202:31:37
16.06.1202:38:34
16.06.1203:05:09
16.06.1203:39:20
16.06.1203:57:34
infopol16.06.1208:29:24
16.06.1204:11:19
16.06.1206:08:52
16.06.1208:45:09
16.06.1206:05:02
16.06.1204:14:58
16.06.1204:32:34
16.06.1202:24:01
16.06.1202:53:16
16.06.1203:52:55
16.06.1204:52:03
16.06.1205:10:02
16.06.1205:34:48
DeaDok16.06.1214:36:56
16.06.1220:10:24
16.06.1220:08:01
16.06.1206:26:04
16.06.1206:40:41
brat_po_razumu16.06.1203:44:38
16.06.1204:02:18
16.06.1204:53:33
16.06.1222:58:12
brat_po_razumu16.06.1204:25:11
16.06.1204:41:37
brat_po_razumu16.06.1205:07:09
16.06.1205:39:05
16.06.1206:43:14
DeaDok16.06.1214:41:03
21.07.1200:11:18
brat_po_razumu16.06.1214:56:51
16.06.1205:30:36
16.06.1205:36:19
16.06.1206:35:40
16.06.1220:15:36
21.07.1200:03:06
16.06.1204:26:29
16.06.1204:43:17
16.06.1204:59:42
16.06.1223:03:01
16.06.1206:38:49
16.06.1206:49:01
16.06.1204:37:28
16.06.1205:35:05
16.06.1205:50:34
16.06.1206:54:15
DeaDok16.06.1214:48:36
16.06.1220:42:19
16.06.1204:40:00
brat_po_razumu16.06.1204:45:42
16.06.1204:48:53
16.06.1207:34:57
16.06.1210:32:45
16.06.1204:49:56
16.06.1206:47:27
16.06.1205:02:48
brat_po_razumu16.06.1205:15:34
16.06.1205:40:45
16.06.1205:47:41
16.06.1220:46:25
16.06.1207:31:53
16.06.1211:55:12
16.06.1207:03:35
16.06.1212:27:04
brat_po_razumu16.06.1215:32:07
16.06.1217:14:11
brat_po_razumu16.06.1217:35:48
16.06.1218:46:49
16.06.1206:24:13
16.06.1213:58:14
16.06.1204:14:08
16.06.1204:54:13
16.06.1205:07:03
16.06.1206:13:35
16.06.1219:34:12
17.06.1201:24:04
16.06.1206:53:32
16.06.1219:35:09
16.06.1219:36:16
16.06.1220:49:18
16.06.1220:50:09
16.06.1221:28:20
16.06.1221:30:03
17.06.1201:26:55
16.06.1206:50:45
16.06.1201:54:49
16.06.1211:46:03
16.06.1212:35:30
16.06.1213:28:48
16.06.1202:10:19
16.06.1202:49:46
16.06.1203:19:46
18.06.1215:51:25
18.06.1217:25:04
18.06.1217:36:34
18.06.1218:40:11
18.06.1218:52:34
18.06.1223:26:10
19.06.1200:38:37
19.06.1203:28:10
19.06.1214:04:32
21.06.1213:16:58
brat_po_razumu16.06.1204:03:15
16.06.1204:35:33
16.06.1206:55:39
16.06.1213:04:12
16.06.1220:39:06
16.06.1223:16:25
16.06.1203:48:43
16.06.1204:10:08
16.06.1204:27:13
16.06.1206:30:00
16.06.1207:01:10
16.06.1207:16:59
16.06.1221:32:45
17.06.1201:29:41
16.06.1219:42:58
17.06.1201:44:30
16.06.1210:46:02
brat_po_razumu16.06.1204:11:57
16.06.1204:22:46
brat_po_razumu16.06.1204:33:29
16.06.1204:44:44
brat_po_razumu16.06.1204:49:13
16.06.1204:55:13
16.06.1213:47:50
16.06.1219:45:28
16.06.1220:29:14
16.06.1220:37:17
17.06.1201:48:29
16.06.1220:27:06
16.06.1206:56:03
16.06.1207:26:01
16.06.1212:09:15
16.06.1219:48:40
16.06.1220:31:02
16.06.1220:35:13
16.06.1220:54:24
17.06.1201:52:54
16.06.1213:05:17
16.06.1220:25:04
16.06.1205:49:07
16.06.1207:30:02
16.06.1211:17:15
16.06.1219:51:38
16.06.1212:06:08
16.06.1214:16:31
16.06.1220:43:45
16.06.1219:53:36
16.06.1220:32:40
infopol16.06.1208:19:33
16.06.1209:23:35
16.06.1209:56:18
16.06.1213:11:27
16.06.1219:57:15
16.06.1220:33:20
17.06.1202:02:12
16.06.1210:14:28
16.06.1211:30:09
16.06.1211:33:46
16.06.1211:46:58
16.06.1211:58:26
16.06.1212:24:29
16.06.1212:37:28
16.06.1213:26:26
16.06.1210:50:34
16.06.1211:09:08
16.06.1211:49:51
16.06.1211:58:05
16.06.1212:03:21
16.06.1212:41:08
16.06.1214:09:12
16.06.1214:46:30
16.06.1217:25:40
16.06.1220:45:05
16.06.1223:01:04
17.06.1200:10:29
17.06.1200:49:27
16.06.1220:49:40
16.06.1222:59:37
17.06.1200:11:45
17.06.1200:47:29
16.06.1213:10:53
16.06.1217:31:00
16.06.1217:40:59
16.06.1217:57:22
16.06.1211:13:19
16.06.1211:55:20
16.06.1212:34:41
16.06.1213:20:01
16.06.1220:13:45
16.06.1220:34:15
17.06.1202:07:42
16.06.1220:56:59
brat_po_razumu16.06.1215:48:07
16.06.1217:51:44
16.06.1220:20:47
16.06.1220:58:47
16.06.1214:10:40
16.06.1214:49:24
16.06.1216:02:10
16.06.1216:43:50
16.06.1216:57:33
17.06.1211:11:08
17.06.1218:16:39
16.06.1215:32:03
DeaDok16.06.1216:18:56
16.06.1217:42:36
17.06.1202:10:32
17.06.1211:27:46
17.06.1213:00:32
19.06.1223:00:32
17.06.1209:01:04
16.06.1217:47:51