Кто двигает авиацию?
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Годный пост от
Авиадвигатели мы строим еще с советских времен, но про них
незаслуженно забывают, когда называют Россию исключительно
сырьевой экономикой. Расскажу немного про нелегкую судьбу этой
отрасли, поскольку сам с ней связан по работе.
Двигатель – самая высокотехнологичная и сложная
деталь самолета. Именно от него зависят скорость, вес,
грузоподъемность, в конце концов,и жизни людей тоже.Потребность в
более продвинутых моторах стимулирует развитие техники. Они тащат
за собой остальную авиапромышленность – под новые разработки
создаются следующие модели гражданских лайнеров и истребителей
следующего поколения.
В сороковых летали на поршневых двигателях. Основой сразу
нескольких советских самолетов был АМ-38,
изобретенный Александром Микулиным (понятно сразу, почему такое
название). Им оснащались высотный истребитель МиГ-3, штурмовики
Ил-2 и Ил-10. «Мирных» самолетов мы в ту пору не производили.
Форсированный вариант этого двигателя – АМ-38Ф
позволял Ил-2 развивать скорость до 390 км/ч. Много это или мало?
Для гоночной машины неплохо, но современные истребители,
например, выжимают более 2500 км/ч.
АМ-38Ф
Исторически в СССР сложилось несколько крупных центров производства двигателей: Москва, Рыбинск, Уфа, Пермь, Куйбышев, Запорожье. Ил-2 идвигатели к нему делали в Куйбышеве (сегодня Самара). Во время Великой Отечественной войны, после эвакуации заводов из Москвы и Воронежа, здесь организовали замкнутое производство самолетов, которое позволяло ежедневно отправлять новые машины на фронт.
После войны авиастроение не стояло на месте – гонка вооружений все время подгоняла прогресс. В сороковых у нас наладили серийный выпуск турбореактивных двигателей, в пятидесятых – газотурбинных, в шестидесятых – турбовентиляционных. К восьмидесятым ежегодно проходили государственные испытания одного-двух двигателей в год.
ТВЗ-117
К сожалению,после перестройки все изменилось. В девяностых за 8 лет было сертифицировано всего два двигателя. Важнейшая сфера машиностроенияоказалась не готова к рыночным условиям. Многие заводы оказались вдруг не партнерами, а конкурентами. Самарский «Моторостроитель» жестоко воевал за заказы со своим бывшим напарником – СНТК им. Кузнецова (
Так, после развала Союза российские вертолетчики,по сути, стали заложниками неприятной ситуации – поставщик двигателей ТВЗ-117, которые устанавливаются фактически на все наши вертолеты, от Ми-8 до Ка-52, отныне официально считался иностранным предприятием – речь идет об украинском «Мотор Сич». Казанский завод КМПО имел возможность предоставить альтернативный мотор, но в середине девяностых он вообще перестал делать двигатели.
По сути, только в конце двухтысячных дело сдвинулось с мертвой точки. Было очевидно, что вновь производить современные движки мы сможем, только если восстановим разрушенные связи. Этим и занялась корпорация «Ростех», учредив в 2008 году «Объединенную двигателестроительную корпорацию» (ОДК), куда вошли все ключевые профильные заводы. Результаты (в том числе и новая продукция) не заставили себя долго ждать. Вот, например, двигатель SaM146.
SaM146
Его делает НПО «Сатурн» совместно с компанией Snecma (Франция). Двигатель разработан специально для новейшего гражданского самолета «Сухой Суперджет».
Двигатель АЛ-41Ф1 – еще более важная разработка «Сатурна»: от него, без преувеличения, зависит безопасность нашей страны. Моторпредназначен для нового российского многоцелевого истребителя пятого поколения ПАК ФА. А его модификацией (АЛ-41Ф1С) будут оснащать истребители четвертого поколения – Су-35С.
АЛ-41Ф1
ПАК ФА
Не менее важен для нашей авиации двигатель ПД-14. К тому же он является наглядным примером вновь налаженных связей между двигателестроительными предприятиями. Головной разработкой занимается «Авиадвигатель» (Пермь), за комплектующие отвечают «Уфимское моторостроительное производственное объединение», НПО «Сатурн» и пермская компания «Стар». Серийное производство запустят на «Пермском моторном заводе».
ПД-14
Двигатель будет использоваться в гражданской авиации. Он разрабатывается специально для нового ближнесреднемагистрального самолета МС-21. Многоцелевой транспортный Ил-214 тоже будет летать на этом движке.
В Самаре вот-вот запустят серийное производство ракетных двигателей НК-33А, разработанных ОАО «Кузнецов».Они предназначены для выведения космических аппаратов и транспортных кораблей на околоземные орбиты. Двигатель уже прошел серию государственных испытаний, и им даже заинтересовались в Штатах. Для американской ракеты Taurus II создана модификация НК-33/AJ26.
НК-33/AJ26
Огневые испытанияНК-33
В вертолетной отрасли дело сдвинулось с мертвой точки в ноябре прошлого года, когда казанское КМПО
ВК-2500
Прошло всего четырегода с того момента, когда «Ростех» создал ОДК, но уже появились новые разработки в военной и в гражданской сферах.Сегодня объединенная двигателестроительная отрасль снова превратилась в мощную и конкурентоспособную структуру.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
10.01.1315:10:12
10.01.1315:14:58
10.01.1315:19:35
10.01.1315:30:05
10.01.1315:15:43
10.01.1315:15:59
10.01.1315:28:25
10.01.1315:29:34
10.01.1315:42:54
10.01.1316:28:09
10.01.1320:10:04
10.01.1315:35:53
10.01.1316:12:10
10.01.1316:12:45
10.01.1316:20:39
gorlopan10.01.1316:22:48
10.01.1320:17:44
10.01.1322:18:41
11.01.1320:34:52
11.01.1300:23:51
11.01.1308:37:32
10.01.1316:31:32
10.01.1317:17:07
10.01.1317:44:24
10.01.1317:37:51
12.01.1310:30:19
10.01.1317:13:58
10.01.1318:23:15
10.01.1319:45:51
10.01.1319:18:39
11.01.1300:42:16
10.01.1319:50:53
10.01.1322:28:40
10.01.1323:24:06
11.01.1301:23:11
11.01.1320:53:32