стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
41

Модернизация нефтеперерабатывающей отрасли РФ

В 2012 году российская нефтеперерабатывающая промышленность поставила рекорд по объемам переработки нефти за последние двадцать лет и впервые за последние пять-шесть лет избежала традиционного осеннего кризиса на рынке бензина — нефтяные компании наконец-то взяли на себя бремя модернизации советских НПЗ

 

Сейчас мало кто помнит, что на заре новой российской экономики одной из главных целей появления вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) вроде «ЛУКойла», «Сибнефти» и ТНК называлось привлечение инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Но прошло целое десятилетие, прежде чем началась модернизация хотя бы одного из российских НПЗ (первым стал Рязанский НПЗ, принадлежащий ТНК-ВР). Еще десять лет потребовалось, чтобы этот процесс захватил всю отрасль. Есть и первые результаты: у нас в стране наконец производится столько высокооктанового бензина, сколько примерно и нужно нашему рынку. А ведь еще два года назад мы были свидетелями традиционного осеннего бурного роста цен на моторные топлива, что неоднократно приводило к вмешательству властей в работу российских нефтяных компаний.

Всего с 2005 года в нефтепереработку инвестировано порядка 1 трлн рублей — такова цена решения проблемы «осенних обострений». При этом нефтяные компании с разной степенью успешности сумели лишь подтянуть свои НПЗ до низшей планки среднемирового уровня, и только некоторые достигли твердого среднеевропейского. Так что крупные инвестиции в отрасль потребуются и дальше — для повышения технологической сложности НПЗ, увеличения выхода светлых нефтепродуктов и уровня переработки, решения проблемы дисбаланса производства отдельных видов нефтепродуктов, роста конкуренции в отрасли.

Десять лет простоя

Российская нефтеперерабатывающая промышленность и сейчас одна из крупнейших в мире. По общему объему переработки нефти Россия входит в пятерку мировых лидеров, уступая лишь США и Китаю. Это место Россия напрямую унаследовала от бывшего СССР — все крупнейшие НПЗ были построены до 1991 года. Сейчас российская нефтепереработка объединяет более 30 крупных заводов с объемами переработки более 1 млн тонн нефти (см. таблицу 1) и несколько десятков мелких.

Если по объемам перерабатываемой нефти Россия в числе лидеров, то по структуре производства нефтепродуктов и технической оснащенности заводов наша страна до сих пор отстает от стран Запада. По данным компании «Альянс-Аналитика», выход мазута в российской нефтепереработке в 2012 году составил 29% объема переработанной нефти, автобензина — 14,3%, дизельного топлива — 27,8%. Для сравнения: в США выход бензина составляет более 46%, дизельного топлива — 27%, мазута — всего 4%. В странах ЕС выход бензина около 25%, дизельного топлива — 44%, мазута — 14%.

То, что российская нефтепереработка ориентируется в первую очередь на производство мазута и дизельного топлива при сравнительно небольшом выходе бензиновых фракций, во многом объясняется советским наследием: дешевая собственная нефть позволяла плодить самые примитивные НПЗ, без процессов вторичной и третичной переработки, которых особо и не требовалось, ведь основным потребителем моторных топлив в СССР был грузовой транспорт. Свою роль сыграло и территориальное распределение инвестиций в нефтепереработку в последние десятилетия советской власти: почти все новые НПЗ, за исключением разве что Ачинского завода в Красноярском крае, строились за пределами современной России — в Литве, Белоруссии, Казахстане.

После распада СССР и формирования первых ВИНК модернизацией НПЗ почти никто не занимался. В частности, в 1990‑е в основном завершались лишь те проекты, которые были начаты еще в 1980-х. Тогда была проведена модернизация Киришского завода, контролируемого «Сургутнефтегазом», группы уфимских и Московского НПЗ, оказавшихся под контролем региональных властей.

И лишь в начале 2000-х у российских нефтяников появилось как минимум два серьезных резона инвестировать в нефтепереработку — изменение структуры внутреннего спроса и введение государством дифференцированных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов.

Бесконтрольная модернизация

Бурная автомобилизация страны в сочетании с постоянно растущим числом иномарок вызвала быстрый рост спроса на более качественные бензины с высоким октановым числом. Долгое время единственной компанией, откликнувшейся на этот рыночный вызов, была ТНК-ВР. С 2000-го по 2003 год она вложила около миллиарда долларов в реконструкцию и модернизацию принадлежащего ей Рязанского НПЗ. Он стал первым нефтеперерабатывающим заводом, который начал производить полноценное высокооктановое топливо, то есть не путем разгона прямогонного бензина присадками, а на основе крекингового бензина, дополненного алкилированными фракциями.

Большинство остальных компаний сосредоточилось на иных проблемах. Нефтедобыча становилась важнейшим источником доходов для бюджета, что привело к введению в 1999 году дифференцированных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов. Наиболее низкими пошлины оказались для мазута, и этот продукт стал для нефтяников весьма интересным в качестве альтернативного экспортного товара. В дальнейшем соотношение пошлин на нефть и нефтепродукты менялось, но выгодность экспорта мазута оставалась неизменной. После 2005 года объемы первичной переработки стали расти быстрее, чем объемы добычи нефти, а экспорт нефти начал сокращаться. И этот период «большого мазутного экспорта» длится до сих пор.

Однако, несмотря на то, что «субсидия» обеспечивала достаточно высокий уровень операционной прибыли нефтепереработки, это не привело к инвестиционному буму в отрасли.

Выгодным экспортным товаром стало и дизельное топливо; его, как и мазут, начали использовать на европейских НПЗ в качестве сырья для дальнейшей переработки. Однако для того, чтобы экспортировать российскую солярку по нефтепродуктопроводам (см. карту), ее необходимо было предварительно очищать от вредных примесей, в первую очередь от серы. По этой причине нефтяники были вынуждены массово инвестировать в относительно простые и недорогие установки гидроочистки. Что касается бензина, то инвестиции ограничились относительно небольшими по мощности установками по производству присадок для повышения октанового числа прямогонного бензина. По числу реализованных инвестиционных проектов (см. таблицу 2) такие типы установок уверенно лидируют. Их строительством занималось большинство нефтеперерабатывающих компаний. Все это позволило сравнительно быстро начать выпуск более качественных типов бензина и дизельного топлива, но увеличить глубину переработки нефти все равно не смогло.

Дефицит инвестиций в полноценную модернизацию привел к парадоксальной ситуации: отрасль наращивала объемы переработки, заводы приближались к стопроцентной загрузке производственных мощностей, однако внутренний рынок все острее ощущал дефицит бензина.

Модернизация на ручном управлении

Главным толчком, приведшим к качественному росту инвестиций в российскую нефтепереработку, стало принятие в 2008 году нового технического регламента, в соответствии с которым в России должны вводиться европейские экологические стандарты на производство моторных топлив. В частности, за несколько лет на территории страны должно прекратиться производство топлив стандарта «Евро-2» и начаться переход к стандартам «Евро-4» и «Евро-5». В 2011 году для более точного следования графику модернизации НПЗ между органами власти и нефтяными компаниями были заключены так называемые четырехсторонние соглашения, регламентирующие объемы и сроки ввода нефтеперерабатывающих установок. Основной упор в соглашениях делался на класс топлива, но глубину переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов на НПЗ каждая нефтяная компания должна определить для себя сама. Несмотря на некоторую задержку с введением нормативов, поток инвестиций в нефтепереработку за несколько лет возрос кратно. К 2012 году на нефтеперерабатывающую промышленность пришлось почти 20% общего объема инвестиций в обрабатывающую промышленность России.

Одновременно в отрасли завершилась и консолидация нефтепереработки. Прежде де-факто имеющие несколько акционеров и покупающие нефть у независимых поставщиков уфимские НПЗ и Московский НПЗ вошли, соответственно, в состав «Башнефти» (после поглощения ее АФК «Система») и «Газпром нефти». Последним крупным событием на рынке стало приобретение «Роснефтью» ТНК-ВР, за счет которого компания вышла на первое место по объемам нефтепереработки в России и обеспечила себя несколькими крупными и уже модернизированными НПЗ в европейской части России.

Все основные компании — участники рынка заявили достаточно амбициозные программы модернизации НПЗ. В случае их реализации объем первичной переработки к 2020 году увеличится до 294 млн тонн, выход светлых нефтепродуктов вырастет с 55 до 72%, а глубина переработки — с 72 до 85%. Правда, при этом выход дизельного топлива возрастет сильно — с 27,8 до 38,1%, тогда как бензина — с 14,3 всего до 19,0. В результате изменения выхода и увеличения объема переработки произойдет двукратное снижение выпуска мазута, увеличение выпуска бензина на 50%, а дизельного топлива — на 57%.

При этом основная часть проектов, реализуемых российскими нефтеперерабатывающими компаниями, все еще направлена лишь на облагораживание топлив. Ввод крупных установок каталитического крекинга и гидрокрекинга, направленного на повышение выхода качественных дизельных и бензиновых фракций, начнется только с 2015 года.

Конкурентная среда и конкурентные стратегии

Как ни странно, несмотря на увеличение долей присутствия на рынке НПЗ крупнейших нефтяных компаний, конкурентные возможности не уменьшаются. На рынок нефтепереработки стали выходить небольшие локальные производители нефтепродуктов Юга России и Сибири, как правило начавшие бизнес в середине 1990-х в качестве производителей мазута на экспорт (первопроходцем здесь стал Марийский НПЗ, собственники которого смогли получить доступ к трубопроводной системе «Транснефти»). К началу 2000-х перерабатывать более 1 млн тонн нефти сумели Ильский, Новошахтинский и Антипинский НПЗ. В 2013 году был запущен первый НПЗ в Кемеровской области. Правда, в силу сложившейся специализации на производстве мазута, прямогонного бензина и дизтоплива оказать существенного влияния на рынок даже на локальном уровне эти предприятия пока не могут. Единственным новым крупным НПЗ, построенным нефтедобывающей компанией, стал завод «Татнефти» (прежде не имевший собственной переработки) «Танеко» в Нижнекамске. Однако в настоящее время на нем осуществляется только первичная переработка нефти, а строительство комплекса глубокой переработки нефти только намечается. Большинство мелких НПЗ тоже заявили о планах производства автомобильного бензина, но пока ни один проект не реализован. Так что на рынке автомобильных топлив влияние ВИНК пока абсолютно и нерушимо.

Что касается самих ВИНК, то они стали действовать более вариативно. Часть заводов, которые расположены в приморских районах и имеют выход на экспортные направления, как правило, увеличивают объем переработки и инвестиции в модернизацию со специализацией на дизельном топливе соответствующих евростандартов (гидроочистка и гидрокрекинг). И это логично, ведь экспортный бензиновый завод тут строить неоправданно дорого: по данным Энергетического центра «Сколково», средний российский нефтеперерабатывающий завод из-за худших возможностей выхода на экспортные каналы и более низкого качества продукции проигрывает в доходности среднему крекинговому (бензиновому) европейскому НПЗ около 83 долларов на тонну перерабатываемой продукции. Поэтому модернизация российских НПЗ под бензиновые нужды, то есть строительство установок каталитического крекинга, алкилирования и замедленного коксования, будет производиться только в глубине страны, с прицелом на внутренний рынок. Такую модернизацию на НПЗ в Нижнем Новгороде уже завершил «ЛУКойл», она запланирована на Куйбышевском и Сызранском НПЗ («Роснефть»), на Омском НПЗ («Газпром нефть»), Пермском и Волгоградском НПЗ («ЛУКойл»).

«Роснефть» до слияния с ТНК-ВР располагала относительно устаревшими НПЗ и позже других крупных нефтяных компаний начала заниматься их модернизацией. Сейчас компания реализует два крупных проекта. На базе Туапсинского НПЗ возводится фактически с нуля крупный современный завод. Это крупнейший проект по переработке нефти в России, сейчас на него приходится почти четверть всех инвестиций в отрасль. По набору основных производственных установок (гидрокрекинга, каталитического риформинга, гидроочистки топлива и изомеризации) это будет типичный проект, нацеленный на экспорт дизтоплива. Другой проект, тоже нацеленный на экспорт дизеля, «Роснефть» осуществляет на Дальнем Востоке, на Комсомольском НПЗ. В 2015 году, после ввода в строй крупных установок каталитического крекинга в Новокуйбышевске и Сызрани, компания станет абсолютным лидером в стране по производству высокооктанового бензина.

Цены не станут быстро расти, но и падать не будут

Модернизация российских НПЗ, даже в таком незаконченном виде, уже приносит свои плоды. Производство бензинов от Аи-95 и выше быстро растет, фактически вытеснив из легальной топливной торговли бензины более низких марок. Наконец, на внутреннем рынке произошло насыщение бензином стандарта «Евро-3» и выше. Интересно, что в случае реализации всех без исключения проектов строительства заявленных мощностей в стране образуется избыток бензина, который, в отличие от дизтоплива, не имеет экспортного потенциала, за исключением разве что Казахстана. Однако если это и произойдет, то только после 2020 года, так что радикального снижения цен на бензин можно не ждать.

Что касается дизельного топлива, то программы модернизации НПЗ повышают его качество, во многих случаях оно уже может поставляться на экспорт напрямую потребителям, то есть без предварительной обработки на местных НПЗ. В частности, по данным ИАЦ «Кортес», доля дизтоплива с содержанием серы 0,035% и ниже выросла с 35,5% в 2011 году до 50,2% в 2012-м. То есть все излишки дизтоплива неминуемо будут уходить на экспорт, не оказывая никакого давления на внутренние цены.

Кроме того, по мнению аналитиков ИАЦ «Кортес», нефтяным компаниям для покрытия издержек необходима более высокая маржа. Поэтому инвестиционные затраты, скорее всего, будут сдерживающим фактором для снижения цен на нефтепродукты. А с учетом роста акцизов с 1 июля этого года на автомобильные бензины и дизтопливо классов «Евро-4» и «Евро-5» цены будут удерживаться на достаточно высоком уровне до разворота мировых цен на нефть.

И эта ситуация продлится, видимо, вплоть до 2015 года, когда правительство собирается вывести экспортные пошлины на мазут на один уровень с пошлинами на сырую нефть. Только после этого привлекательность НПЗ лишь с первичной переработкой нефти, без производства качественного товарного автомобильного бензина и дизтоплива, снизится. Только тогда фронтальные инвестиции в нефтепереработку со стороны всех без исключения игроков рынка, включая «Газпром нефть», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть», резко снизят выход мазута и увеличат выход моторных топлив. И внутрироссийский рынок бензина и дизеля имеет шанс стать действительно конкурентным.

1) Все НПЗ России:

http://expert.ru/ratings/vse-npz-rossii/

2) Крупнейшие текущие инвестиционные проекты в российской нефтепереработке

 http://expert.ru/ratings/...sijskoj-neftepererabotke/ 

3) Карта Российской нефтепереработки:

4) Основные инвестиции в российскую нефтепереработку запланированы после 2015г.

5) Динамика переработки нефти в России:

6) Внедрение технологий в сравнению с миром:

7) Структура вводимых мощностей:

8) Доли нефтяных компаний на рынке РФ:

9) Динамика экспорта нефтепродуктов:

 

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 5
    Нет аватара Ten
    20.05.1314:04:03
    Полезный обзор.
    Одно из его достоинств: беспристрастное (не политизированное и без приукрАс) констатирование фактов.
  • -2
    Maksim Starostin
    20.05.1314:49:52
    А вот что толку всем массово вкладываться в выпуск высококачественного бензина, если он "не имеет экспортного потенциала"? Произойдет затоваривание российского рынка, а за границей брать не будут.
    • 4
      kubanets kubanets
      20.05.1314:56:27
      Сделайте поправку на рост автопарка к 2020г. Думаю, что расчет на это.
    • 0
      Нет аватара bars_16
      20.05.1315:37:54
      Высококачественный бензин - это снижение нагрузки на экологию. Потенциал экспортный во многом зависит от налоговой политики...Нефтепереработка в европе относится к низкомаржинальному бизнесу , а учитывая большое влияние на умы европейцев зелёных партий,вариант приобретения готового продукта по "сходной" цене взамен остановки экологически опасных предприятий вполне может сыграть на руку российском экспорту нефтепродуктов...
      • 0
        kubanets kubanets
        21.05.1309:26:42
        Где-то встречалась цифра, что наши ВИНК уже имеют доли в Европейских НПЗ суммарной мощностью в 168 млн. тонн переработки. Так что для них это будет закрытие своих же НПЗ.    
        • 0
          Нет аватара bars_16
          21.05.1309:58:04
          Я сейчас примерно прикинул.Если не брать НПЗ Украины и Белоруссии,то мощность европейских НПЗ, в которых есть доля российских компаний следущая:
          Лукойл - 25,4млн тонн
          Роснефть - 38,2 млн тонн
          Газпромнефть - 7,3млн тонн
          Структуры Тимченко -10,2млн тонн...
  • 0
    Нет аватара bars_16
    20.05.1315:02:36
    В целом вектор статьи абсолютно правильный,но масса всяких неточностей....
    • 0
      kubanets kubanets
      20.05.1315:37:55
      А вы не могли бы их указать, я думаю, что это будет только на пользу.
      • 0
        Нет аватара bars_16
        20.05.1316:50:35
        Да ничего особо принципиального. Просто в статье указано,что Татнефть не имела своей переработки,но это не так. Компания контролировала Кременчугский нпз до рейдерского захвата,сейчас вопрос рассматриввается в стокгольмском арбитраже по иску Татнефти + у неё был завод "Петрофак" на 500тысяч тонн ,производящий бензин ,дизельку,вакуумный газойль ,серу,битум.На Танеко в этом году гидрокрекинг начнёт работать в режиме пусконаладки, а в статье указано ,что строительство глубокой переработки только начинается... Насколько помню первым стал модернизироваться Пермский НПЗ,а не Рязанский...
        Если все планы реализуются , то мощности по первичной переработке будут за 300млн тонн и тд...В приложениях эксперта указаны не все строящиеся установки ,их под 40,да и по срокам есть разночтения с источниками компаний......
        Заводы в 1 млн тонн переработки не относятся к крупным...,но ,повторюсь,это не принципиально
        Отредактировано: bars_16~10:21 21.05.13
    • 0
      Нет аватара tetra
      20.05.1315:38:27
      попрошу поподробнее, пож-ста, про неточности
  • 0
    Нет аватара Sanek80
    20.05.1317:18:43
    А интересно, во сколько оценивается экспорт бензина с челноками в приграничных областях?
    Прибалты, поляки и т.п. субъекты каждый день по полным бакам вывозят в своих авто.
    Вроде бы мелочь, но так делают тысячи людей............
    • 0
      Нет аватара Ten
      20.05.1323:53:51
      А интересно, во сколько оценивается экспорт бензина с челноками в приграничных областях?

      Да ни во сколько, это сущий мизер.Кроме того это выгодно для нашей розницы (завозят ведь наличку).
  • Комментарий удален
  • Комментарий удален
  • 1
    Orlan05 Orlan05
    21.05.1303:13:27
    Пару слов о том, кто контролирует нефтегазовую отрасль России и сколько государство получает от экспорта углеводородов.

    Либералы любят заявлять о том, что львиную часть доходов от добычи и экспорта российской нефти и газа, получают олигархи. Давайте проверим так ли это на самом деле..

    Парад либералов в 90-е:

    Всего в 2000 году в России было добыто около 320 миллионов тонн нефти. Доля нефтяных компаний(в процентах от общего) в этом объеме, составила(данные по СИДАНКО за 1999г):
    1- Лукойл - 77.8 млн. тонн – 24.7 %
    2- ЮКОС - 49.6 млн. тонн – 15.7 %
    3- Сургутнефтегаз - 40.6 млн. тонн – 12.9 %
    4- ТНК - 23.7 млн. тонн(бывший актив Роснефти) – 7.5 %
    5- Татнефть - 23.0 млн. тонн – 7.3 %
    6- СИДАНКО - 20.0 млн. тонн(?)(Бывший актив Роснефти) – 6.3 %
    7- Сибнефть - 16.5 млн. тонн(бывший актив Роснефти) – 5.2 %
    8- Славнефть - 12.3 млн. тонн – 3.9 %
    9- Роснефть - 8.7 млн. тонн – 2.8 %
    10-ОНАКО - 6.8 млн. тонн(бывший актив Роснефти) – 2.2 %

    На долю этих компаний, пришлось примерно 88 % от общего объема добытой нефти. Как мы видим из данных, доля государственной компании ОАО «Роснефть» в общем объеме добычи, составила целых 2.8 % - ничего не скажешь, жирный кусок «нефтяного пирога». Кстати, если не ошибаюсь, Роснефть в начале 2000-х должна была быть приватизирована(по планам 90-хх).

    2000-е годы:

    Всего в 2010 году в России было добыто 505 млн. тонн нефти. Доля нефтяных компаний(в процентах от общего) в этом объеме, составила:
    1- Роснефть – 122.7 млн. тонн – 24.3 %
    2- ЛУКОЙЛ – 90.1 млн. тонн – 17.8 %
    3- ТНК-ВР(ТНК) – 71.7 млн. тонн – 14.2 %
    4- Сургутнефтегаз – 59.5 млн. тонн – 11.8 %
    5- Газпром нефть – 29.9 млн. тонн – 5.9 %
    6- Татнефть – 26.1 млн. тонн – 5.2 %
    7- Славнефть – 18.4 млн. тонн – 3.6 %
    8- Башнефть – 14.1 млн. тонн – 2.8 %
    9- Газпром – 13.5 млн. тонн – 2.7 %
    10- Русснефть – 13.0 млн. тонн – 2.6 %

    На долю этих компаний, пришлось примерно 91 % от общего объема добытой нефти. Доля государственной компании ОАО «Роснефть» в общем объеме добычи, составила 24.3 % (в 2000 году 2.8 % ), т.е. увеличилась почти в 9 раз. Доля государства в целом, увеличилась до 32.9 %(государственные компании ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром нефть»(бывшая «Сибнефть»), ОАО «Газпром»). В начале текущего года, Роснефть(государство владеет примерно 70 % акций) завершила сделку по поглощению(покупке) ТНК-ВР и таким образом вернула все свои активы,которые были потерянны в 90-е годы.Сегодня ОАО «Роснефть» контролирует примерно 40 % нефтедобывающей отрасли России, а государство в целом, контролирует более половины нефтяной отрасли России. Кроме того есть мнение, что Роснефть вынашивает планы по поглощению Сургутнефтегаза, но поживем увидим.

    Что касается добычи газа – государство контролирует 90-95 % всего добываемого в России газа. В начале 2000-х, государство владело всего лишь 38 % акций в ОАО «Газпром». В 2004 году, государство довело свою долю в ОАО «Газпром», до контрольного пакета и сейчас государству принадлежит более 50 % компании. Кроме того, в 2005 году законодательно закрепили условие, по которому доля государства не может быть ниже 50 % + 1 акция(контрольного пакета). Что примечательно, 80 депутатов проголосовали против поправок в закон, закрепляющего это правило.

    Что касается налогообложения отрасли, то тут тоже произошли существенные изменения. В 2000 году были приняты поправки в Налоговый Кодекс России и введен налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ(на начало текущего года НДПИ по нефти, составил около 150 США за тонну). Сегодня государство взимает в виде налогов(НДПИ и экспортная пошлина) около 80 % с каждой тонны нефти. Данные по размеру экспортной пошлины, по годам, можно найти в открытом доступе(на начало текущего года, экспортная пошлина составляла 396.5 $ за тонну).

    Вот такая ситуация в нефтегазовой отрасли России, на сегодняшний день. Кроме того, Газпром и Роснефть обладают исключительными правами на разработку российского шельфа. Добавлю лишь, что все приведенные данные, были взяты из открытых источников и любой желающий может с интересом провести время, изучая их. Не претендую на истину в последней инстанции и потому буду признателен, если кто-то увидит ошибку в приведенных мной данных и укажет мне на нее.

    + новости   
    Отредактировано: Ruslan05~03:17 21.05.13
    • 0
      kubanets kubanets
      21.05.1309:31:29
      Кстати, если не ошибаюсь, Роснефть в начале 2000-х должна была быть приватизирована(по планам 90-хх).


      Пытались на торгах продать за 500 млн. долл., но на тот момент покупатель не нашелся (продавали сразу после кризиса 98-го года).
  • 0
    MagiRus MagiRus
    21.05.1312:13:15
    Интересная статья, +. Одна цитата только немного смущает -
    нефтяные компании наконец-то взяли на себя бремя модернизации советских НПЗ

    Если бы не постоянные пинки от государства, нефтяники бы еще долго собирались...    . Очень хорошо что правительство не повелось на отмену запрета на топливо Евро-2 с 2013 года еще на год, как некоторые нефтяники и эксперты советовали сделать. Лукойл очень вовремя провел модернизацию основных производств и сейчас снимает сливки. Роснефти незачет.
    Отредактировано: MagiRus~12:18 21.05.13
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,