стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
110

Сделано в Российской империи! Пароход «Н.В. Гоголь»

Предлагаю Вашему вниманию мой рассказ о пароходе «Н.В. Гоголь» - единственном пассажирском колёсном параходе в России, всё ещё находящемся в регулярной эксплуатации. В этом году пароход успешно отработал свою 102 навигацию!

 1. Пароход «Н.В. Гоголь» в посёлке Брин-Наволок, Архангельская область:

В 1909 году Северное пароходное общество «Котлас—Архангельск—Мурман» получило пароход «Михаил Криличевский», построенный Сормовским заводом в Нижнем Новгороде. Эксплуатация парохода оказалась успешной, и на следующий год пароходство заказало ещё два парохода такого типа, получившие имена «Н.В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко».

Весной 1911 года новые пароходы совершили испытательный рейс от Сормова до Балахны и обратно, после чего были переданы заказчику. Из Нижнего Новгорода на Северную Двину суда перегонялись по рекам Волга, Шексна, Сухона и Северо-Двинской водной системе, причём для прохождения шлюзов пароходы были разделены на три части и затем собраны в Михайловских мастерских в Великом Устюге.

Летом 1911 года «Н.В. Гоголь» начал свою первую навигацию, работая на линии Архангельск-Вологда. По мере падения уровня воды в реке маршрут сокращался сначала до В. Устюга, а потом и до Котласа. Путь от Вологды до Архангельска при следовании вниз по течению занимал 82 часа, обратно (вверх по течению) - 115 часов, причём ежесуточно пароход потреблял 40 кубометров дров.

В 1918 году пароход был национализирован Советской властью (как и все остальные суда на Северной Двине), и вскоре принял участие в Гражданской войне в качестве транспортного и санитарного судна.

После окончания войны «Н.В. Гоголь» вернулся к привычной работе, а в 1939-1941 годах прошёл капитальный ремонт в Великом Устюге, в ходе которого котлы и паровую машину парохода перенесли в новый корпус. В начале 50-х годов паровые котлы «Гоголя» были переведены на жидкое топливо, а в 58-59 годах пароход прошёл второй капитальный ремонт.

В 1972 году пароход «Н.В. Гоголь» приобрело машиностроительное предприятие «Звёздочка» для организации отдыха своих сотрудников, и в 1972-1973 годах уже силами северодвинских корабелов был выполнен очередной ремонт и переоборудование судна для соответствия современным требованиям.

В течении 20 лет пароход эксплуатировался уже в новом качестве плавучей базы отдыха, а с 1994 по 1996 год прошёл свой последний на сегодняшний день капитальный ремонт. Постановлением главы администрации Архангельской области от 14 июля 1998 года пароход «Н.В. Гоголь» объявлен памятником истории областного значения.

2. Добро пожаловать на борт!

3. На «зелёной стоянке» вблизи деревни Власьевское, вид с кормы:

4. Пароход «Н.В. Гоголь» во всём своём великолепии, вид с носа:

5. Гребное колесо левого борта:

6. Поднимаемся на самый верх. Рулевая рубка и дымовая труба:

7. Верхняя палуба:

8. Носовая часть верхней палубы. Прямо по курсу - Архангельск!

9. Кормовая часть верхней палубы. Флаг парохода:

10. 11. С верней палубы открывается потрясающий вид на берега Северной Двины:

12. Левое крыло ходового мостика. Отличная точка для съёмки!

13. Вид на левый борт в корму:

14. Вид на правый борт в корму. Уходим от грозы!

15. Трапы на вторую и главную палубы. Спускаемся!

16. Правый борт, вид в корму:

17. Левый борт, вид в нос:

18. Коридор второй палубы, каюты пассажиров и дверь в музыкальный салон. На стенах висят фотографии, рассказывающие о Центре судоремонта «Звёздочка» и его продукции:

19. Ниже, на главной палубе, висит закладная доска парохода:

20. История парохода и страны в табличках - было и стало:

21. Один из двух коридоров главной палубы. В начале прошлого века здесь, между дровами и мешками с мукой и картошкой, размещались пассажиры. Сравните - пассажировместимость  по проекту составляла 695 человек, сейчас пароход рассчитан на 53 пассажира.

Слева за дверью гребное колесо, справа за стеклом - машинное отделение. Гуляя по палубе, пассажир может заглянуть в окно и увидеть работу паровой машины. Потрясающая «фишка»!

22. Сложно передать словами свои эмоции, когда попадаешь в машинное отделение:

23. Техника начала прошлого века в прекрасном состоянии!

24. 25. 26. Работающая паровая машина - «сердце» парохода:

27. Машинный телеграфъ:

28. Органы управления:

29. Паровая машина тройного расширения:

30. Пар для машины вырабатывают два паровых котла, это левый:

31. В топке бушует пламя:

А после пекла котельного отделения был освежающий душ водяных брызг от гребного колеса!

32. Этот вид привёл дочь в полный восторг - «Папа! Ты посмотри, сколько ключиков!»

На Великой Северной Двине не осталось ни одной пристани, кроме причалов речных вокзалов в Котласе и Архангельске, поэтому швартовку к необорудованному берегу в местах стоянок экипаж парохода выполняет самостоятельно - где Вы ещё увидите такую экзотику?

33. Брин-Наволок. Спуск шлюпки на воду для доставки швартовной партии на берег:

34. Крепи кормовой!

35. Паровой брашпиль:

36. Ожившая Живая история:

37. Очередной круиз окончен. Пароход «Н.В. Гоголь» в Архангельске:

Первоначально именно этим кадром и должен был заканчиваться пост.

Но потом я подумал, что без потрясающей красоты северных пейзажей, которые всю жизнь окружают пароход «Н.В. Гоголь», этот пост будет не полным! «Гоголь» за более чем век своей жизни уже и сам стал неотъемлемой частью этих пейзажей. Добавил - смотрите и любуйтесь!

38. 39. Северные деревни.

40. «Вечер».

41. «Радуга».

42. Двина-труженица.

43.

44. «Мохнатый шмель - на душистый хмель, цапля серая - в камыши. А цыганская дочь...»

45.

46. Идём под мост!

47. «Белая ночь».

48. «Гроза».

49. «Отражение».

50. 51. Такие закаты бывают только на Русском Севере!

52. «Русская тройка».

Теперь Вы понимаете, почему я выбрал свой псевдоним? :)

Спасательное судно «Коммуна»: sdelanounas.ru/blogs/14027

Описание этого, а также других моих путешествий можно будет прочитать в моём ЖЖ.

Осталось только его завести... Но как только я заведу - оповещу!

Фотографии автора (кликабельно)

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 10
    t4v t4v
    20.10.1320:47:12
    очередной эксклюзив от Андрея, и в очередной раз- как минимум шикарно.

    4. Пароход «Н.В. Гоголь» во всём своём великолепии, вид с носа:

    на этом месте невольно улыбнулся   

    Спасибо, Андрей.
    Отредактировано: t4v~20:51 20.10.13
    • 5
      A_SEVER A_SEVER
      20.10.1320:53:49
      можно в высоком разрешении?
      Все фотографии кликабельны!    
      Пароход «Н.В. Гоголь» во всём своём великолепии
      На сайте fleetphoto.ru это фото заняло 1-е место в конкурсе!    
      • 3
        t4v t4v
        20.10.1320:59:24
        а бутылка на топке она для чего-то, или просто забыл кто-то?)))
        • 6
          A_SEVER A_SEVER
          20.10.1321:02:44
          а бутылка на топке она для чего-то
          Некоторые любят погорячее!    
      • 2
        t4v t4v
        20.10.1322:08:17
        На сайте fleetphoto.ru это фото заняло 1-е место в конкурсе!

        Нет, я про Гоголь и нос...
      • 1
        Evgenij Evgenij
        21.10.1303:56:07
        спасибо
  • 3
    bigpotap bigpotap
    20.10.1320:57:54
    ++    
    Обалдеть, даже самому захотелось там побывать, особенно в машинном отделении!!! Интересно, остались еще какие нибудь корабли на ходу, построенные при Царе?
    • 2
      A_SEVER A_SEVER
      20.10.1320:59:53
      остались еще какие нибудь корабли на ходу, построенные при Царе?
      В конце поста есть ссылка! ;)
      • 3
        atom atom
        20.10.1323:03:20
        Читал, что из "Коммуны" хотят сделать музей. Вроде как выведут из состава флота и передадут украинской стороне. Не слышали о таком? Обидно будет, если оставят на Украине. Лучше в Новороссийск к "Кутузову"   
      • 0
        d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
        21.10.1308:30:38
        Еще у одного из ССЗ есть работающий до сих пор буксир царской постройки. Правда че-то я его с ходу не нашел    
        • 0
          A_SEVER A_SEVER
          21.10.1311:00:20
          Дим, а не знаешь, что за пароход стоит в Самаре?
          • 0
            d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
            21.10.1311:06:02
            Колесный? С ходу не вспомню, но он не то что не царский. Он вообще кажись послевоенный    
            • 0
              d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
              21.10.1311:11:47
              Да, точно. Это "Александр Полежаев" проекта 737А тип "Рязань" (Иосиф Сталин), построен в Будапеште в 1955
               http://fleetphoto.ru/ship/6563/ 
              • 0
                A_SEVER A_SEVER
                21.10.1312:25:55
                Это "Александр Полежаев" проекта 737А
                Спасибо, вспомнил!
          • 3
            d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
            21.10.1311:19:17
            И буксир нашелся     Зовется "Соколик". Бегает на СНСЗ. В этом году ему 110 стукнуло. Он наверное получается самый старый на территории РФ    

             http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-56822/ 
  • 1
    Нет аватара Aleks
    20.10.1321:05:42
    На фото не показаны ещё 2 закладные доски, 1941 и 1959 года, когда пароход капитально ремонтировался на Велико-Устюгской верфи.
    Кроме того от первого парохода (1911 года выпуска), остались только Сормовская паровая машина ПМ-5 и паровая же рулевая машина. Они были перенесены в новый корпус осенью 1939 года. Старый корпус был использован под гостинницу в Котласе.

    Эх...детство золотое. 2 раза ходил на нем в пионерлагерь в Ляпуново...
    А сколько позднее вина на нем выпито.....
    Отредактировано: Aleks~21:11 20.10.13
    • 2
      A_SEVER A_SEVER
      20.10.1321:15:06
      Старый корпус был использован под гостинницу в Котласе
      Читал и слышал об этом.
      Интересно, как можно вытащить движок, не сильно попортив корпус?
      И как потом отапливать без движка? Печки ставить? Или с берега?
      • 1
        Нет аватара Aleks
        20.10.1321:19:50
        А Бог его знает. ЕМНИП корпус использовали всего 2 года.
        Пароход этот вообще очень ремонтопригоден. Съемная труба и рубка, для прохода под Ягринским мостом на зимнюю стоянку.
        А сколько бабла в него вкачали!

        Надо будет у ребят спросить. Скорее всего машину снимали вместе с элементами старого набора. Потому как при ремонте пришлось заказывать партию соответсвующих электродов. Сталь качественная   
        Хотя когда смотришь на мотыли работающей как часы столетней машины-восторг!
        Отредактировано: Aleks~21:46 20.10.13
  • 1
    Нет аватара Aleks
    20.10.1321:14:17
    Рекомендую видео "Пароход Н.В. Гоголь из века в век"
     http://video.yandex.ru/#!...earch?text=Пароход  Н.В. Гоголь из века в век видео&where=all&filmId=DOV06C73UXI
    Отредактировано: Aleks~21:25 20.10.13
    • 1
      A_SEVER A_SEVER
      20.10.1321:23:32
      Рекомендую видео "Пароход Н.В. Гоголь из века в век"
      Помню, Вы его размещали на сайте, но пользователи его почему-то не оценили...
      • 1
        Нет аватара Aleks
        20.10.1321:33:14
        Где то в конце 70-х в Северодвинск приволокли еще два подобных парохода
        А.С. Пушкин и Степан Разин. Уж не помню кто их приобрел и для чего.
        Один треснул и дал течь возле Северодвинского яхтклуба на Яграх, мы с него детьми мелкую навагу с корюшкой таскали. После разобрали на металл.
        А "Пушкин" сгорел при не выясненных обстоятельствах в 7 км от города у дер.Шихариха в одном из рукавов Северной Двины. Причем кто то при этом похоже здорово поживился. Судно было укомплектовано вплоть до посуды и столовых приборов.(говорили что сервизы с логотипом всплывали после в городе) Вот такая грустная история...
        Отредактировано: Aleks~21:42 20.10.13
  • 1
    Нет аватара Snowbourn
    20.10.1321:22:59
    Иван Фёдорович..а..кхм..Николай Васильевич Гоголь - Человек и пароход!    
    Классный корабль!    
    Отредактировано: Snowbourn~21:25 20.10.13
  • 4
    Нет аватара germanych
    20.10.1323:18:47
    Очень поучительно.Андрей,спасибо.И,разумеется огромный плюс.   
    • 3
      A_SEVER A_SEVER
      20.10.1323:54:24
      спасибо
      Всегда пожалуйста!    
  • 1
    Dmitry Kokorev Dmitry Kokorev
    20.10.1323:26:30
    электромотор выглядит совершенно бездушным супротив парового двигателя. По Волге Гоголь ходит? посмотреть бы в живую.

    Помнится в 80х ходили колесники. Мало но ходили. уже не помню названия
    Отредактировано: Dmitry Kokorev~23:27 20.10.13
    • 3
      A_SEVER A_SEVER
      20.10.1323:53:40
      По Волге Гоголь ходит?
      По Волге "Гоголь" в первый и последний раз ходил в 1911 году - от Нижнего Новгорода до Балахны и обратно, потом была только Северная Двина.
      Т.ч. если хотите его увидеть - добро пожаловать в Архангельск!
  • 2
    Orlan05 Orlan05
    21.10.1300:16:40
    +    шикарные фото! с большим удовольствием прокатился бы на этом пароходе   
  • 2
    Нет аватара Cinik
    21.10.1300:22:44
    Феноменально.
  • 1
    Виктор Качурак Виктор Качурак
    21.10.1306:54:19
    Огромный "+"
    Потрясающая фото-экскурсия! Спасибо!

    P.S. Очередной раз хочется поставить Вам "+" в карму, но увы, плюс может быть только один, и тот я поставил уже очень давно.
  • 0
    OptimEast OptimEast
    21.10.1308:34:47
    Отличная статья!
  • 1
    Masilla Rus Masilla Rus
    21.10.1308:43:59
    Отличная статья, великолепные фото!

    50. 51. Такие закаты бывают только на Русском Севере!
    Верно! Добавлю
    Отредактировано: Masilla Rus~08:44 21.10.13
  • Комментарий удален
  • 0
    Миша Перминов Миша Перминов
    21.10.1310:54:28
    Шикарный пост!
  • 1
    CosmonautTV CosmonautTV
    21.10.1311:17:54
    Если бы не английские деньги на революцию 1905 года РИ, до сих пор существовала бы и была бы могучей и сильнее чем СССР на пике своего могущества. Спасибо автору за репортаж которым он напомнил к чему стоит стремится в службе нашей Родине.
  • 0
    Нет аватара IvanRUS
    21.10.1312:45:50
    "+++" за репортаж написанный с любовью!
  • 0
    Нет аватара 107887993
    21.10.1312:46:13
    Красивый пароход + ,а не на этом пароходе снимался фильм забыл как называется..с михалковым,цыганями ?
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      21.10.1313:00:12
      а не на этом пароходе снимался фильм забыл как называется
      В фильме «Жестокий романс» снимался пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна», он же «Добрыня Никитич», он же «Карл Маркс», он же «Спартак».
      Увы, пароход утрачен, как и однотипный «Великая княжна Ольга Николаевна», он же «Алеша Попович», он же «Володарский»...
      Отредактировано: A_SEVER~13:01 21.10.13
  • 0
    Нет аватара eugen9504
    21.10.1313:30:46
    Отличная статья!    Великолепные фотографии природы, хочется покинуть ненадолго родной юг и увидеть тайгу своими глазами   
  • 0
    Нет аватара VedMed
    21.10.1314:13:50
    Очень интересно! А дореволюционных интерьеров кают не сохранилось? Любопытно было бы взглянуть.
    • 0
      A_SEVER A_SEVER
      21.10.1314:20:49
      А дореволюционных интерьеров кают не сохранилось?
      В 1939 году пароходу заменили корпус.
  • 0
    iva153 iva153
    21.10.1321:50:24
    Огромное спасибо! Отличный репортаж и шикарный пароход! Дай, бог, ему ходить по Северной Двине еще столько же!
    Отредактировано: iva153~21:51 21.10.13
  • 1 2
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,