Экскурсия по заводу «Промтрактор»
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruЗавод «Промтрактор» расположен в городе Чебоксары. В советские годы этот гигант занимался выпуском одной единственной модели — легендарного тяжёлого промышленного трактора Т-330. Сейчас предприятие принадлежит концерну «Тракторные заводы» и занимается выпуском широкой линейки тракторов, бульдозеров, трубоукладчиков, экскаваторов и другой тяжелой техники под маркой «ЧЕТРА»
Совсем недавно я уже рассказывал о ЧЕТРЕ, с техникой которой я познакомился на выставке СТТ-2013. Теперь мне удалось не только увидеть технику, но и посмотреть как она производится и даже посидеть за «штурвалом» самого тяжелого бульдозера этой марки — Т-40.
Надо сказать, что сейчас завод переживает свое второе рождение. Новые экономические условия, необходимость конкурировать с грандами, заставили очень серьезно пересмотреть многие производственные процессы на заводе. Если раньше завод производил одну модель, то теперь это более десятка моделей, и это требует определенной гибкости в организации производства. И конечно же не обойтись без модернизации.
На зводе установлены современные обрабатывающие центры
Обрабатывающие центры «МАZAK», «DOOSAN», позволяют обрабатывать широкую гамму изделий, в отличии от более старых станков.
Впрочем, перевооружить такой огромный завод очень быстро — задача непосильная, тем более что далеко еще не все оборудование выработало свой ресурс. Поэтому на заводе целый зоопарк — старые станки соседствуют с новейшими. Впрочем, часто эти «старые станки» тоже достаточно интересны. Например, в середине 80-х были закуплены высокотехнологичные немецкие обрабатывающие комплексы SCHISS. Линия работает до сих пор. Она состоит из 25 обрабатывающих центров, отличающихся лишь оснасткой и загруженным ПО
Обслуживанием линии занимаются вот такие роботы — эти малыши перевозят обрабатываемые детали по всему цеху без какого либо вмешательства человека
Для ориентации в пространстве используют вот такие вот метки.
А вообще в цехе механообработки работают всего 20 человек! Им остается только загружать нужные программы и следить за тем как все остальные операции выполняют машины.
В советское время численность рабочих на Промтракторе достигала 30 000 человек. Завод тогда производил около 2000 тракторов Т-330 в год. Сейчас завод производит около 1200 единиц различной техники силами всего лишь 3000 работников. По сути мощность предприятия не изменилась, хотя по количеству стало меньше, но значительно расширился ассортимент, а производить один трактор куда как проще чем десяток различных моделей машин, многие из которых значительно тяжелее и сложнее старого доброго Т-330.
Конечно, уменьшение количества работников произошло не только благодаря автоматизации. Раньше «Промтрактор» представлял из себя типичный для СССР завод «все в одном». Здесь производили все, начиная от гаек и болтов. Естественно, это очень неэффективно, и сейчас всякая мелочевка отдана на аутсорс. Так же выведено и литейное производство, литейкой занимается другой завод в составе единого концерна.
Конечно, работы еще много предстоит сделать. По соседству с современными автоматизированным центрами находятся и вот такие станки времен царя гороха. Это соседний цех — цех трансмиссий. Правда я не заметил, что бы за этими станками кто-то работал.
Впрочем, среди этого «парка Юрского периода» есть и современное оборудование.
Старое оборудование постепенно вывозится из цехов, и идет на металлолом. Освобождаемые площади занимаются под другие нужды, например вот тут сейчас цех сборки трансмиссий для сельхозтракторов, а раньше производили какую-то мелочевку.
«Промтрактор» производит кабины для всей техники «Тракторных заводов».
Например эти кабины предназначены для тракторов Владимирского тракторного завода
А это кабины для техники ЧЕТРА
А это не знаю для кого кабины :)
Красят кабины и другие наружные детали в современной окрасочной камере методом порошкового напыления.
После окраски и сборки, детали отправляются на главный конвейер, что бы наконец стать трактором.
Собранная машина отправляется на испытания, и после их прохождения отправляется заказчику в одну из 40 стран мира. Для испытаний у завода есть собственный полигон, на котором и мне удалось протестировать технику ЧЕТРА, но об этом чуть позже.
После экскурсии по заводу состоялось торжественное событие. У ЧЕТРА есть традиция называть технику именами прославленных спортсменов. На сей раз этой чести удостоились два порузчика ЧЕТРА: им дали имена чемпионок Универсиады 2013, тяжелоатлеток Ольги Зубовой и Татьяны Кашириной
На площадке были представлены и другие модели техники ЧЕТРА, в том числе и новейшие, например карьерный самосвал С-33 грузоподъемностью 33 тонны. Сейчас он проходит испытания.
Скоро его будут производить на этом заводе. Вообще, если раньше завод производил только промышленные трактора, то теперь здесь делают еще и экскаваторы и скоро начнут производство самосвалов, и даже… зерноуборочных комбайнов. Да, вы не ослышались! Сюда на Промтрактор переводят производство комбайнов «Енисей» из города Красноярска. Для красноярцев грустная новость, но если подумать, то все же это правильное решение, так как основные потребители этой техники находятся в европейской части России, как и основные поставщики комплектующих, часть из которых производится здесь же, на Промтракторе. Сейчас полным ходом идет обучение рабочих и установка оборудования в одном из цехов.
А вообще, здесь каждый год внедряют по 1-2 новых модели, а в той или иной степени готовности находится еще около 20 новых единиц различной техники!
Ну, а теперь на полигон!
На полигоне нам не только показали технику в деле, но и дали всем желающим «порулить».
Я выбрал самый большой бульдозер Т-40. Представляете что значит управлять 40-то тонной махиной? Да это же мечта любого мужчины!
Впрочем, управлять современным бульдозером даже проще чем автомобилем, и уж тем более не сравнить со старыми тракторами. Никаких рычагов в виде кочерги, к которым надо прилагать огромные усилия. Под руками удобные джойстики и кнопки. Передачи переключаются просто нажатием кнопок. Отвал приводится в движение джойстиком. Даже стояночный тормоз и тот всего лишь кнопка. Руля нет, за поворот отвечают две удобные кнопки, под ногами две педали: газ и тормоз. Кресло очень удобное, в салоне не трясет, шум приемлемый, разговаривать можно свободно даже с открытой дверью. Работать на такой машине — одно удовольствие!
Очень интересной и насыщенной получилась эта поездка! И очень показательной. Удалось как бы побывать на стыке двух эпох, старой советской и новой Российской, увидеть своими глазами этот переход, ощутить трансформацию не только самого производства, но и менталитета, подходов, методов организации. Увидеть и проблемы, а их, между нами говоря, еще немало, но и процесс их решения.
Многие говорят, что вот мол, наша промышленность держится на советском наследии. Да, это так, вот только наследие это далеко не всегда со знаком плюс, потому как в современных условиях это наследие зачастую тянет вниз. И дело не только в устаревших станках и неэффективной организации производства, но и в инертном закостенелом мышлении, и борьба с этим мышлением чуть ли не самое сложное в становлении новой России, во всех сферах, и в производстве в том числе. Но на Промтракторе видно, что новое современное мышление побеждает, меняя и выводя на новый уровень производство такой сложной и технологичной техники.
Еще больше фотографий из поездки можно посмотреть здесь и здесь.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
17.09.1318:55:11
17.09.1319:04:23
17.09.1320:33:34
17.09.1320:47:05
17.09.1321:40:37
17.09.1321:56:20
19.09.1310:36:02
28.09.1323:24:06
17.09.1321:40:57
17.09.1323:13:09
18.09.1312:42:13
17.09.1322:15:23
17.09.1323:11:49
18.09.1306:19:24
18.09.1309:46:30
18.09.1318:00:34
18.09.1320:24:33
19.09.1309:20:35
19.09.1309:58:35
19.09.1309:47:37