53

Крупнейший в Европе вертодром на 200 вертолетов строится под Москвой

На границе с Москвой строится крупнейший в стране хелипорт, в котором сможет базироваться до 200 вертолетов. С его открытием ожидается взлет популярности винтокрылой авиации и усиление деловой активности в столичном регионе. Проект крупнейшей вертолетной базы в России реализуется совместными усилиями компаний "НДВ-недвижимость" и вертолетной компании "Аэросоюз".

Строительство ведется недалеко от МКАД в районе Мякинино, вблизи от станции метро "Волоколамская". Открытие первой очереди вертолетного центра с предварительным названием "Хелипорт "БаZа"" ожидается в ноябре этого года. По прогнозам вертолетный комплекс будет открыт в 2015 году. Взлетно-посадочные площадки уже функционируют, строительство объектов инфраструктуры будет завершено к концу 2013 года, а весь проект - к концу 2014 года. "Хелипорт в Мякининской пойме, станет самым передовым инфраструктурным сооружением в мире, - сказал Александр Хрусталев, - в проекте будет применены самые инновационные строительные технологии".

По словам президента компании "Аэросоюз" Александра Климчука, вертодром в Мякинино станет крупнейшим вертолетных хабом в Европе, к тому же "построенным без копейки государственных средств". 

Вертолетный порт будет рассчитан на прием любых вертолетов - от частных (которых в Московском регионе сегодня около 200) до государственных (при желании здесь могут заправляться, совершать посадки или обслуживаться машины МЧС, МВД, ФСБ, МО и санитарной авиации).

Клиенты "БаZы", помимо осуществления взлета и посадки, будут иметь возможность базирования (то есть хранения и обслуживания) своего вертолета, полного технического обслуживания практически всех типов иностранных вертолетов, их покупки, аренды, заправки и обучения пилотированию. Здесь будут также предоставляться услуги вертолетного такси. Наиболее востребованными, вероятнее всего, будут перелеты такси до аэропортов Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово, Шереметьево).  Добраться от хелипорта до аэропорта Шереметьево будет стоить от 2 тыс. рублей.  До метро будут курсировать фирменные автобусы, которые уже закуплены.

 

Инвесторы проекта "БаZа" делают ставку на близость новой вертолетной площадки к границам Москвы. Это позволит вертолетчикам экономить время, которое они сейчас тратят на дорогу до ближайших подмосковных вертолетных центров.

Многократную экономию времени по сравнению с автомобильным транспортом дает и само использование малой авиации. Основное преимущество вертолетов — их скорость и возможность избежать вынужденных простоев в автомобильных пробках.

Полеты на частных вертолетах внутри МКАД сейчас запрещены, но в Подмосковье, где небо открыто для полетов, этот вид транспорта имеет все шансы на развитие. Тем более, что с 2010 года частным вертолетам не надо получать специальное разрешение, достаточно уведомить диспетчера Росавиации за час до вылета.

Главный вопрос — насколько быстро вертолетный транспорт обретет популярность. От этого будет зависеть и то, как быстро инвесторам "БаZы" удастся вернуть вложенные средства.

Для тех, у кого есть время


До сих пор вертолетным транспортом в России пользуются немногие. Если в Америке сегодня около 200 тыс. частных вертолетов (речь идет о классе так называемых легких вертолетов весом до 3,5 тонны), то в России вертолетов всех классов всего около 2000, из которых частных и корпоративных легких вертолетов около 500.

Немаловажно, что российский авиапром не может предложить ни одной достойной модели легкого вертолета. В тех же США производится, пожалуй, самый популярный в мире вертолет Robinson и не менее популярные Bell и MD. Эти американские вертолеты, а также итальянские Agusta и французские Eurocopter, наиболее востребованы у частных и корпоративных клиентов во всем мире.
Однако, отсутствие российских аналогов, по мнению наших вертолетчиков, не основная причина низкой популярности вертолетов в России. Главное — неразвитость инфраструктуры и дороговизна вертолетов в России.

Существующие вертолетные базы и площадки сконцентрированы преимущественно в Подмосковье. "Вертолетных площадок для посадки и высадки пассажиров, наверное, пара сотен. Большинство из них — закрытые ведомственные или частные. А вот вертолетных центров, где можно получить какой-то комплекс услуг, всего несколько штук", — констатирует президент "Аэросоюза" Александр Климчук.

В России активно используются вертолеты для связи городов и населенных пунктов в районах Сибири и Крайнего Севера, где в трудных природных условиях вертолету зачастую нет альтернативы. Вертолеты постоянно используют нефтегазовые компании и чиновники. Впрочем, легких вертолетов там практически нет — в основном перелеты осуществляются на дальнемагистральных вертолетах. Есть вертолетные площадки и вокруг других областных центров страны, в основном они также имеют служебное или ведомственное назначение.

В числе ведущих вертолетных компаний "Авиамаркет" (вертодром на 80 машин расположен в Бунькове Истринского района), "Финам Аэро" (площадка в Серпуховском районе Московской области, которая также рассчитана на прием небольших самолетов), Heli Club (небольшая площадка в районе 46-го километра Новорижского шоссе) и "Аэросоюз" (вертодром "Волен" в Яхроме с возможностью базирования до 50 вертолетов и вертодром "Реутов" на восемь вертолетов). В этих центрах клиенту предлагается разный набор услуг — базирование, заправка, аренда и продажа вертолетов, а также обучение пилотированию. Большинство этих компаний могут предложить обслуживание лишь одного или двух типов вертолетов. Выгодно отличается на этом фоне компания "Аэросоюз", которая проводит обслуживание 11 типов иностранных вертолетов. Отметим, для того, чтобы начать технически обслуживать хотя бы одну модель, шести инженерам необходимо пройти обучение за границей, а компании — закупить все необходимое оборудование и пройти сертификацию. Это долгий и дорогостоящий процесс.

Объединяет же все существующие вертолетные центры одно неудобство: дорога от Москвы до них займет не менее полутора часов. И хотя эти центры пользуются спросом у любителей малой авиации, для новых потенциальных клиентов это один из сдерживающих факторов.

Вертолеты наступают


Изменить ситуацию с вертолетной инфраструктурой намерен "Аэросоюз", решивший создать сеть вертолетных центров по всей России. Сейчас компания открыла около десятка вертолетных центров в регионах страны. К концу 2016 года "Аэросоюз" планирует иметь вертолетные центры разного уровня в 40 городах России.

Сеть вертодромов "Аэросоюз" создает и в непосредственной близости от Москвы. В мае этого года компания открыла вертолетный центр в Реутове, на пересечении МКАД и шоссе Энтузиастов. Здесь есть возможность для базирования семи-восьми вертолетов, построена взлетно-посадочная площадка и ангар, создана зона ожидания для клиентов, магазин для летчиков Pilot shop, небольшая парковка и ряд служебных помещений. В ближайшее время должен появиться и заправочный комплекс. "К следующему году мы хотим создать еще восемь небольших вертолетных центров по внешней стороне МКАД", — поделился планами Александр Климчук.

Свою лепту в развитие вертолетной инфраструктуры вблизи Москвы внесла также компания "Русские вертолетные системы". В конце июля она открыла вертолетную площадку на крыше третьего выставочного павильона МВЦ "Крокус Экспо" (65–66-й километр МКАД). Здесь расположена стоянка на несколько десятков вертолетов, предоставляются услуги базирования машин и вертолетного такси HeliExpress. Компания также готова проводить техническое обслуживание вертолетов двух типов (Robinson-44 и российский Ми-34С).

Возможность посадить вертолет есть и во всех московских аэропортах. В сентябре открыта вертолетная площадка на территории аэровокзала в Шереметьево. Здесь предоставляется услуга вертолетного такси, которое может осуществлять 10–15 рейсов в день.

В аэропорту Внуково вертолеты пока могут приземляться на взлетно-посадочные полосы, которые используются самолетами. Но уже в 2015 году во Внуково-3 появится вертодром и ангары. Как рассказал в середине сентября совладелец и председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев, в этот проект будут вложены собственные средства компании в размере 30 млн долларов.

Однако масштабы всех этих вертодромов несопоставимы с хелипортом, который строится в Мякининской: он будет рассчитан на базирование 200 вертолетов, а его инфраструктура — на предоставление максимального количества услуг.

Пропеллер для бизнеса


Возможность строительства современного хелипорта на 200 вертолетов появилась после того, как президент Группы компаний "НДВ" Александр Хрусталев увлекся вертолетами. Сначала он использовал вертолет для работы: "У нас множество объектов недвижимости не только в Москве, но и в Московской области. Чтобы их объехать на автомобиле, потребуется недели две. На вертолете я облетаю их за полдня. Заодно вижу, как возводятся объекты у конкурентов. И на переговоры с клиентами и партнерами мы теперь тратим не весь день, проводя большую его часть в пути, а буквально пару часов. А всю МКАД можно облететь буквально за полчаса", — с восхищением отмечает он.

"Заболев" вертолетами и увидев несомненную пользу этого транспорта, г-н Хрусталев прошел обучение и получил удостоверение пилота. Главной проблемой для новоиспеченного вертолетчика стало базирование его узнаваемого черного Robinson с аэрографией звездного неба. Тратить время на дорогу до вертолетных центров в Московской области президенту НДВ в конце концов надоело. Пока он искал место под площадку для собственного вертолета, на рынке был выставлен на продажу земельный участок рядом с МКАД площадью три гектара. "Мне очень понравилось это место — рядом удобный съезд с Кольцевой автодороги, в двух километрах Рублевка, недалеко станция метро "Волоколамская". Но такой участок, мягко говоря, несколько больше, чем мне надо. Дальше все произошло очень быстро. Я не любитель строить что-то маленькое и потом бесконечно это расширять. Мы поговорили с Александром Климчуком, смоделировали ситуацию, и стало понятно, что на этом участке мы сможем посадить не десятки, а порядка двухсот вертолетов. Так родился проект хелипорта", — рассказал г-н Хрусталев. Отметим, что возможность построить большой хелипорт "Аэросоюз" искал с 2008 года.

При таком масштабе проект не мог оставаться лишь площадкой для посадки и высадки пассажиров. На выкупленной территории помимо многоуровневого вертолетного центра запланировано строительство четырехзвездочной гостиницы, парковки на 300 машин, ресторанов (переговоры ведутся с ресторанным холдингом Ginza), яхт-клуба и стоянки для катеров, рассчитанной на 100–150 спортивных катеров и гидроциклов.

В числе услуг, которые будут здесь предоставляться, — продажа всех наиболее популярных типов вертолетов, их аренда, авиатакси, обучение пилотированию и управлению катерами и снегокатами, а также базирование и техническое обслуживание всех этих видов транспорта. До метро будут курсировать фирменные автобусы, которые уже закуплены. Общий стиль нового хелипорта "БаZа" планируется выдержать в вертолетной тематике — даже мебель будет сделана из лопастей и частей фюзеляжа авиатехники.

Собственный парк вертолетов "БаZы" сейчас насчитывает семь машин. "К концу следующего года парк собственных легких вертолетов составит не менее двадцати машин. Будут закуплены и вертолеты бизнес-авиации. Их будет порядка шести. В покупку вертолетов вместе с необходимым для них специальным оборудованием к следующему году будет инвестировано 35–50 миллионов долларов", — говорит Александр Хрусталев.

Инвесторы уже вложили в проект около 10 млн долларов. Общий бюджет проекта находится на утверждении, но уже можно сказать, что стоимость хелипорта "БаZа" оценивается приблизительно в 30 млн долларов, не считая суммы на закупку вертолетов.

Отличительная особенность проекта: все финансовые вложения инвесторов будут сделаны из собственных средств. "На этот проект мы кредиты не берем. Я не хочу ни от кого зависеть. Кроме того, подобных проектов еще не было и невозможно написать точный бизнес-план. По сути это стартап-проект, а на стартапы лучше идти со своими деньгами. Потому что если "влетел", то "влетел" я один. Собственные средства у нас есть, и инвестируем мы их вдолгую", — рассказывает Александр Хрусталев.

Весь пакет документов еще не согласован. Но, по словам инвесторов, проект находит поддержку на всех уровнях, и препятствий к его полной реализации они не видят. Благо большая часть чиновников на всех уровнях власти — тоже вертолетчики. Ожидается, что сроки окупаемости проекта составят пять-семь лет. "Что касается спроса на услуги "Аэробазы", то здесь больше ощущений, чем холодного расчета. Мы с Александром Хрусталевым почти ровесники и родом из социализма. В свое время в своем бизнесе каждый из нас был в чем-то пионером", — говорит г-н Климчук. "Ни у кого не возникает сомнений, что это перспективный рынок. Но когда он до конца "выстрелит", чтобы ты отбил инвестиции, — это другой вопрос", — говорит г-н Хрусталев.

Популяризировать вертолеты


Росту спроса на вертолетный транспорт должны способствовать услуги "БаZы" по предоставлению аэротакси. Добраться от хелипорта до аэропорта Шереметьево будет стоить от 2 тыс. рублей. "Час полета на вертолете стоит примерно 24 тысячи рублей, — рассказывает Александр Хрусталев. — До Шереметьево лететь около семи минут. Вместе с обратной дорогой продолжительность полета — 14 минут. Две тысячи рублей с человека получается, если разделить на троих пассажиров сумму, которую необходимо заплатить за это время полета. При этом 24 тысячи рублей за час полета — это коммерческая стоимость. Себестоимость может составлять 10–12 тысяч рублей".

Основной доход проекту должны приносить плата за базирование и обслуживание вертолетов, гостиничный бизнес и яхт-клуб, а также аренда и продажа вертолетов. "Сейчас речь идет о создании нового рынка. Спрос на вертолеты растет, в частности, продажи вертолетов в "Аэросоюзе" увеличиваются ежегодно на 20–30 процентов", — говорит Александр Климчук. Отметим, что компания является официальным дилером и сервисным центром практически всех популярных марок вертолетов. Так что в дальнейшем на "БаZе" можно будет купить вертолеты Robinson, Bell, Eurocopter, Agusta и MD.

По словам главы "Аэросоюза", в отличие, например, от яхт, вертолеты не приобретаются как имиджевая вещь. "Большинство покупателей считают свои время и деньги и приобретают вертолет, чтобы не терять время в автомобильных пробках. У многих вертолет окупается за год-два", — рассказал Александр Климчук.

Как отметил главный редактор "Авиа.ру" Роман Гусаров, вертолетные перевозки начали особенно активно развиваться после того, как были упрощены правила использования воздушного пространства на низких высотах и осуществлен переход с разрешительного порядка полетов на уведомительный. А по единодушному мнению экспертов, резкого всплеска популярности вертолетов удастся добиться, если будут сняты ограничения на полеты над Москвой. Планы разрешить вертолетам летать хотя бы над руслом Москвы-реки и лесопарковыми зонами существуют уже давно. По словам Виталия Ванцева, Внуково, как и другие заинтересованные компании, находится в постоянных переговорах с властями по этому поводу. "Первые открытия, регламенты — далеко не для всех, сразу скажу — мы увидим через два года", — заявил председатель совета директоров Внуково.

Популярный во всем мире однодвигательный вертолет Robinson стоит порядка 750 тыс. долларов, Eurocopter — 3,2–3,5 млн евро, Agusta — 4,5 млн евро. Если же речь идет о серьезном двухдвигательном вертолете, то его цена составит 9 млн евро. Время ожидания вертолета после покупки — от трех месяцев до года. Для малых вертолетов оптимальное расстояние перелета 200–300 км, высота полета — 150–500 м. Скорость самого распространенного Robinson-44 в зависимости от ветра — 200-220 км в час.

Вертолет Robinson тратит около 50 л топлива (авиационный импортный бензин марки LL100) в час, которое стоит около 100 рублей за литр. Eurocopter необходимо 160–180 л топлива (керосин) в час стоимостью 30–40 рублей за литр. Обслуживание Robinson при среднем налете не более 100 часов за год стоит в среднем 4–4,5 тыс. долларов в год. Если налет за год составил более 200 часов, то обслуживание может обойтись примерно в 9 тыс. долларов в год. Обслуживание Eurocopter обойдется дороже на 20–30%.

******

В исходной статье не упомянут российский легкий вертолет Ансат:

Многоцелевой легкий вертолёт Ансат с двигателем PW 207K компании Pratt&Whitney может применяться для перевозки грузов и пассажиров, использоваться для наблюдения, поисково-спасательных и медико-эвакуационных работ. Ансат отличается самой большой кабиной в классе и возможностью быстрой трансформации компоновки салона. Широкая сдвижная дверь и большой объем салона (8 м3) позволяют с комфортом перевозить до 8 пассажиров и размещать максимум оборудования в специализированых вариантах исполнения (поисково-спасательный, медико-эвакуационный).

Разработчик: ОАО «Казанский вертолетный завод»

В этом сравнении он заметно выигрывает у Eurocopter

Так же готовится к производству легкий вертолет АП-55

АП-55 - 3-4 местный (плюс пилот) многоцелевой вертолет соосной схемы с газотурбинным двигателем. Соосная схема более безопасна для обслуживающего персонала, вертолет имеет меньшие габариты, обеспечивает меньший расход топлива по сравнению с одновинтовыми вертолетами. Конструкция АП-55 предельно проста и использует алюминиевые сплавы и композитные материалы. Среди технических и технологических решений есть и запатентованные новинки. В частности это несущая система, трансмиссия.

Дополнительный источник:

На МКАД построят крупнейший хелипорт в Европе


  • 2
    Нет аватара termometrix
    09.10.1318:09:26
    Однозначный +
  • 2
    Виктор Качурак Виктор Качурак
    09.10.1322:27:42
    "+"
    Этот МЕГА-ПРОЕКТ будет способствовать популяризации малой авиации...
  • 3
    Нет аватара KapitanBlad
    09.10.1323:38:28
    Наиболее востребованными, вероятнее всего, будут перелеты такси до аэропортов Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово, Шереметьево).

    Не даром говорят, что новое - это хорошо забытое старое.

    Примерно в середине 60-х годов, я с папой и мамой одыхал на Азовском море в селе Горелово. Рядом с селом была самолетная полощадка (поле и небольшой сарайчик) с которой мы, по окончании отдыха улетели на Ан-2 в Запорожье. Оттуда на Ил-18 во Внуково, а из Внуково на вертолете (!) в Быково. Т.е. в те времена вертолетное сообщение, по крайней мере между аэропортами, существовало. Потом это все куда-то делось. И не только это.
    Этот МЕГА-ПРОЕКТ будет способствовать популяризации малой авиации...

    Несомненно! Похоже, что малая авиация, как та трава, прорастающая сквозь асфальт, таки пробивает себе дорогу в жизнь.
  • 2
    Нет аватара eugen9504
    10.10.1301:20:00
    +
    Очень хорошая новость, надеюсь вертолетное сообщение станет этаким прорывом в развитии московского авиаузла.    
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт, или вы можете воспользоваться вашим аккаунтом в LiveJournal, или в других социальных сетях: OpenId OpenID Вконтакте Twitter Yandex facebook Google Mail.ru