стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
124

Первый шаг: Lada Vesta впервые прошла по конвейеру — репортаж с Ижевского завода

5 ноября пресс-служба ВАЗа распространила сообщение: на Ижевском автозаводе сварен пробный кузов Lada Vesta. Это первый чисто производственный шаг в судьбе модели. До появления пилотных экземпляров Весты ещё минимум три месяца, но уже сейчас начинается отработка «чистовой» технологии сварки, окраски и сборки. А параллельно на ВАЗе строятся прототипы (так называемые S-lot), которые отправят на испытания.

Давайте посмотрим, что сделано на сегодняшний день и что предстоит сделать в ближайшее время. Заглянем, так сказать, за кулисы действа, разыгрываемого на заводе в Ижевске.

Первую партию штампованных деталей для сварки кузова Весты вазовцы получили еще в сентябре. «Железо» изготовлено за границей, на фирмах, которым заказали производство штамповой оснастки. Собственно говоря, это первые «оттиски» с готовых штампов. Для ускорения процесса их отправили самолетами. А сами пресс-формы будут несколько недель плыть через моря и океаны из Южной Кореи и Японии.

Кузов Lada Vesta (заводской индекс — LADA-2180) состоит из 245 деталей, разделенных, в свою очередь, на 927 штампов. Для удобства «кузовщину» делят на мелкую, среднюю и крупную. К последней относятся панели пола, лицевые панели и т. д. Заказ на производство пресс-форм и пробных «оттисков» получили корейские фирмы LG, MS Autotehc и CES, а также японская Ogava Seiki. Именно японцам выпала честь сделать оснастку для наиболее крупных и значимых деталей кузова Весты (239 штампов).

Отштампованные панели «прилетели» в Тольятти, где силами УЭП из них сварили основные заготовки. УЭП — это Управление Экспериментального Производства, находящееся на территории ОПП ВАЗа. Если ОПП — формально нитка основного конвейера, то УЭП — заводик в заводе, площадка с самым современным оборудованием для изготовления пилотных партий или даже просто единичных экземпляров экспериментальных автомобилей. Организовали и оснастили УЭП совсем недавно, Веста для него — первая большая работа. В УЭПе над сваркой первых деталей совместно работали ВАЗовские и ижевские инженеры.

Итак, на ВАЗе сварили основание пола и кузов в сборе — каркас, двери, крышки капота и багажника etc. И все это отправилось в Ижевск, где к тому времени модернизировали один сварочный участок, чтобы можно было работать по обходной технологии — без геометрической оснастки. И 4 ноября первый в истории человечества кузов Lada Vesta был изготовлен.

Надо сказать, что на Ижевском заводе сейчас параллельно работают две сварочные линии — старая, которую модернизировали под Гранту,

…и новая, построенная для Nissan и, в перспективе, Renault.

Разумеется, Весту будут делать на новой линии (AIMS 1), вместе с Nissan Sentra. Нельзя сказать, что она сильно современна — кузова тут варятся, в основном, вручную, на кондукторах.

И только в конце линии стоят четыре робота Fanuc, «собирающие» кузов из крупных заготовок. Точнее, роботы на готовом каркасе проваривают точки по порогам, аркам, крыше и передку.

Еще один здоровенный манипулятор снимает готовый кузов с линии и ставит его на специальную технологическую тележку, на которой каркас отправляется на линию навесных узлов. У этой махины есть прозвище — Годзилла. Причем, что характерно, его так называют сами японцы!

Вот и вся нанотехнология, как сказал бы Анатолий Чубайс. На старой сварочной линии степень автоматизации заметно повыше будет.

На сварке кузова Гранты используется значительное количество робототехники

Тут же находится и склад штампованных деталей, его сейчас оптимизируют, чтобы поставить стеллажи для Весты. Также готовят дополнительные посты для подсборки сложносоставных деталей — дверей, крышки капота, частей пола, боковин и пр. Вот тут, на свободных площадях, все это и разместится.

Все завальцовочное и сварочное оборудование аналогично тому, на чем сейчас делают Ниссаны. Вот так делаются двери:

Участок подсборки дверей

Робот-завальцовщик

Здесь готовится мастика для завальцовки

Сварка каркаса двери

Готовая дверь без лицевой панели

Первый кузов Весты, как несложно предположить, прогнали далеко не по всей сварочной линии, а только по финальному ее участку, где стоят роботы. Основной задачей была проверка программы управления, ее отладка. С первого раза невозможно идеально попасть во все точки сварки, требуется несколько подходов с последующей коррекцией. Это при ручной сварке все просто — зажал деталь в кондуктор, взял клещи… А роботы требуют тонкой настройки, ведь поля допусков «играют» в зависимости даже от качества пресс-форм. Первая сварка вообще прошла так: клещи подводили вручную и давали команды на сварочные импульсы. Это дело фотографировали и отправляли материалы программистам, чтобы те прописали оптимальные траектории для роботов. С первого раза процент попадания в математическую модель всегда невелик, в пределах 10−20%. Надо пояснить: это не ошибки в определении места сварки, а попадание в поле допуска, которое у Весты составляет 1,5 мм. Дело усугубилось тем, что специальных «вестовских» клещей в Ижевске пока нет, их привезут в январе. Так что пришлось обходиться «ниссановскими». Впрочем, так и надо было по плану.

Прочие сварочные операции в Ижевске будут производить только на этапе постройки образцов S-lot 2, с середины февраля 2015 года. Это будет 28 кузовов. Потом пойдут две предсерийные партии (по 30−40 штук). Тогда и проверят готовность не только сварочной, но и сборочной линии.

А вот с окраской все вышло отлично. Возможно, потребуется «чистовая» коррекция программ для роботов, но уже сейчас на первом кузове покрытия легли неплохо. И катафорезный грунт, и эмаль с лаком, и противошумная мастика днища. Трехнедельная отладка программного обеспечения дала свои положительные плоды. Первый кузов в процессе окраски и сушки облепили термодатчиками и проверили равномерность высыхания слоев — все в порядке.

Как уже объявлено, Веста будет краситься в девять разных цветов, три из которых — общие с Ниссаном.

Вот в этом помещении готовятся эмали.

На линии сборки модернизируют 14 постов. Но в целом сборка Весты в разбивке на операции почти не будет отличаться от таковой для других моделей завода в Ижевске. Вот первый проход Весты по сборочному конвейеру (хотя, если честно, то второй — его организовали специально для меня).

Рабочие рассматривают Весту с интересом, тычут пальчиками, дивятся незнакомой конструкции. Совсем скоро им предстоит освоить сборку и этой модели.

И за всем этим наблюдает директор проекта Лада Веста в Ижевске Дмитрий Зверев:

Дмитрий Зверев, директор проекта Lada Vesta в Ижевске

Производство Весты панируется по самому полному циклу, с собственной штамповкой и высокой долей локализации пластиковых деталей.

Пока идут пресс-формы, в соответствующем цехе готовится площадка для новых прессов, тоже южнокорейских.

Здесь будут делать панели не только для Весты, но и для Ниссана. По Весте — 61 позиция, в основном — средняя штамповка. А все прочее «железо» пойдёт с ВАЗа, так выгоднее.

Вот так ныне выглядит действующее прессовое производство:

А вот так — цех изготовления пластмассовых деталей.

Шикарные термопластавтоматы, стенды для вибросварки, роботы для нарезки мягкого пластика… Этот цех тоже запустили недавно, в начале нынешнего года, и чувствуется, что на оснащении не экономили.

Для Весты в Ижевске планируют делать большинство деталей — бамперы, элементы интерьера, всего 113 деталей и узлов. По некоторой информации, на проект номинированы фирмы Полипластик и Basell, но ижевцы утверждают, что справятся и сами.

Еще на заводе будут производить сиденья. Формально это уже зона ответственности фирмы Lear, которая просто арендует у завода небольшой цех в старом корпусе, там, где в 1965 году был сварен кузов первого ижевского Москвича-408.

Теперь вернемся к графику запуска Lada Vesta.

Такие табло висят над главным конвейером

Сборка первого автомобиля намечена на 22 февраля 2015 года. И до конца лета сделают около двух сотен машин.

Все «пилотные» образцы Весты пойдут на заранее определенные испытания — ресурсные, дорожные, краш-тесты. Для каждого образца уже подготовлен свой индивидуальный график. Само собой, после испытаний они будут утилизированы.

Агрегатных комплектаций для Весты предусмотрено, скажем так, три с половиной. Базовым мотором станет ВАЗ-11189 — дальнейшая модернизация нынешнего 87-сильного восьмиклапанника. Этот двигатель будет агрегатироваться только с механической коробкой.

Следующая ступенька — мотор ВАЗ-21129, эволюция 16-клапанника мощностью 106 л.с. Он будет сочетаться как с «механикой», так и с «роботом» (АМТ 2182).

И на вершине гаммы — ниссановский 114-сильный двигатель HR16DE-H4M с механической коробкой JH510. Этот силовой агрегат начнут собирать на ВАЗе, вытесняя «реношный» К4М.

Первой в производство пойдет Веста со 106-сильным мотором, именно ее презентуют как серийную 25 сентября 2015 года. Закончить сертификацию модели с восьмиклапанным мотором планируют в середине октября того же года, а с двигателем HR16 — вообще в декабре. Так что самая мощная и дорогая Веста не появится в автосалонах раньше февраля 2016 года.

Поразительно, но запуск Весты почти не отклоняется от плана. Да, были задержки с поставками штамповки из Южной Кореи, отчего пришлось переписать график производства «пилотов». Но сейчас все устаканилось и вошло в нормальную колею.

Веста — первая ВАЗовская машина на новой платформе за Бог знает какой срок. Ведь все нынешние переднеприводные модели, по большому счету, лишь деривативы старой «восьмерочной» платформы, с архаичными решениями типа отсутствия переднего подрамника или верхнего расположения рулевой рейки. А Веста имеет вполне современную конструкцию, во многом унаследованную от знаменитого Проекта С. Мне довелось довольно много общаться с создателями Проекта С и Lada B (так на первых этапах именовалась Веста). Некоторые уже не работают на ВАЗе… Так вот, они создали действительно новую и оригинальную конструкцию, за нее не стыдно. Даже с учетом того, что основные конструкционные элементы Весты разрабатывались семь-восемь лет тому назад.

Оригинальная передняя подвеска с L-образными рычагами, новыми поворотными кулаками и кастором в пять градусов. Передний подрамник с закрепленной на нем рулевой рейкой с электроусилителем на валу. Рулевая колонка, регулируемая по наклону и вылету руля. Самая длинная база в истории серийных ВАЗовских моделей — 2620 мм (2635 мм по другим данным), длиннобазную Ниву-2131 не считаем, это другой класс. Расчетная жесткость на кручение — 15 000 Н.м/град. В общем, Веста по базовым параметрам выглядит вполне современным автомобилем.

И что самое интересное, Веста станет первой моделью, производство которой подготовлено полностью по стандартам альянса Renault-Nissan.

Кого-то это печалит. Кого-то обнадёживает. Но все ждут Весту как минимум с любопытством.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 16
    Нет аватара termometrix
    23.11.1420:41:00

    + Удачи!

    • 3
      Александр Саликов Александр Саликов
      24.11.1410:57:50

      "АМТ 2182"

      АМТ, то есть «автоматизированной механической трансмиссией». Первый серийный «робот» отечественной разработки!

      Вазовская трансмиссия АМТ 2182 создана как раз по упрощенному, «французскому» рецепту — пять передач

      В итоге «робот» всего на пять килограммов тяжелее исходной трансмиссии и не требует перенастройки шасси. А главное, может выпускаться на существующих мощностях механосборочного производства, отчего и обходится АвтоВАЗу вдвое дешевле, чем закупка «автомата» Jatco. Теоретически «робот» без проблем агрегатируется с вазовскими двигателями на автомобилях всех трех собственных переднеприводных платформ, так что следом версию АМТ получат Гранта, Веста и автомобили Datsun."

      Отредактировано: Александр Саликов~11:58 24.11.14
      • 5
        Нет аватара komar
        24.11.1411:54:00

        Уже ставится на Приору

        Волжский автозавод приступил к серийной сборке Lada Priora с роботизированной коробкой передач — продажи автомобиля начнутся 25 октября 2014 года по цене от 395 000 рублей.

        «Прежде всего, я благодарю наш коллектив, который не только в короткие сроки освоил новый продукт, но и добился хороших показателей по качеству. На 50% вырос показатель STR (производство готовой товарной продукции стопроцентного качества с первого раза), почти вдвое снизилось количество жалоб от клиентов. Уверен, АМТ понравится нашим покупателям. АМТ — это две коробки по цене одной. Это экономия топлива — Lada Priora расходует всего 6 литров на 100 километров», — заявил президент ОАО «АвтоВАЗ» Бу Андерссон.

        5 НАИВНЫХ ВОПРОСОВ СОЗДАТЕЛЯМ АМТ

        Какова надёжность АМТ?

        Обещанный срок службы новой коробки — 10 лет (хотя гарантия покрывает только 3 года или 50 тысяч км). Скорее всего, сцепление и механическая часть проживут достаточно долго, так как электроника очень аккуратно обращается со сцеплением. Поэтому вопросы вызывает только долговечность актуаторов, которые, кстати, ремонту не подлежат.

        Как трогаться на подъёме?

        Увы, но системы помощи при старте на подъёме нынешняя версия робота не имеет, поэтому нужно либо быстро оперировать педалями, либо пользоваться ручником. При этом, если обороты упадут ниже минимальных, сцепление выключится автоматически.

        Что будет зимой?

        В плане зимней эксплуатации робот даже предпочтительнее классического автомата Jatco. Если последний не позволит запустить двигатель, когда температура ниже -27ºС, то машину, оснащённую АМТ, можно заводить при любом морозе. Из-за отсутствия режима «Паркинг» постоянно пользоваться ручником не придётся, так как есть возможность оставить машину на передаче.

        Можно ли «раскачивать» машину?

        Можно! Включать R из положения A и наоборот можно без нажатия педали тормоза, если скорость не превышает 3 км/ч. Для новой коробки также разрешены буксировка и запуск двигателя… «с толкача».

        Есть ли «защита от дурака»?

        И не одна! Например, робот разомкнёт сцепление, если во время запуска двигателя машина стоит на передаче. Впрочем, в одном уровне защиты создатели даже перемудрили: в ручном режиме коробка не переключится на вторую передачу — это удобно при подъёме на холм, но как только мотор достигнет предельных оборотов, сцепление выключится.

        Отредактировано: komar~13:05 24.11.14
  • 13
    Ruslan Ruslan
    23.11.1421:07:48

    Красивая машинка получилась. Молодцы.

  • 7
    андрей семененко андрей семененко
    23.11.1421:19:43

    автору статьи респект!

    посмотрел — в России производится около 2 млн легковых авто. из них отечественные «иномарки» больше 50% с локализацией производства запчастей. чуть меньше половины — отечественные с полным циклом. практически все заводы б.м. вписались в современную экономику благодаря кооперации — газ, камаз, уаз, ваз и даже иж. зил только не осилил. для сравнения в Украине в 13 году собрали 70 тыс(

    • 0
      Роман Долгополов Роман Долгополов
      23.11.1422:10:31

      Не производится, а продаётся.Производится меньше конечно

      • 3
        Attrakcion Attrakcion
        23.11.1422:52:25

        Прогноз Минэкономразвития по производству авто в России на 2014 год — 1,86 млн. единиц. Так что все правильно

        • -1
          Нет аватара termometrix
          24.11.1400:05:34

          Прогноз Минэкономразвития по производству авто в России на 2014 год — 1,86 млн. единиц.

          При разумной денежно-кредитной политики выпуск автомобилей в России спокойно может составить 2,3 -2,5 млн штук ежегодно.Но политика Минэконома и Минпромторга вместе с ЦБ

          задавила спрос у покупателей.А весь мир стимулирет производство.Потенциал автомобильного рынка в России весьма серьезен:

          --------

          Список стран по количеству автомобилей на 1000 человек

          https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_vehicles_per_capita

          Россия находится на 57-ом месте…

      • 1
        андрей семененко андрей семененко
        23.11.1422:53:56

        России производится около 2 млн легковых авто

        посмотрел — 1,9 млн легковых в 13 году

         http://itar-tass.com/ekonomika/1470346 

  • 4
    Геннадий Марков Геннадий Марков
    23.11.1421:19:58

    Шикарный обзор! Узнал много интересного не только о Весте, но и о производстве на нашем Ижевском заводе. Впечатляет! Большое спасибо.

  • 2
    Hitagara Hitagara
    23.11.1421:22:46

    Блог не тот, это производство. Транспорт и логистика это поезда, вокзалы, логистические центры, порты и т. п.

  • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара komar
    24.11.1405:29:44

    Это следующая модель в очереди на производство

    • [ссылки отключены]

    А почему фото не вставляются?

    Отредактировано: komar~06:30 24.11.14
    • 1
      MagiRus MagiRus
      24.11.1415:40:38

      Потому что только-только зарегистрировался… Это защита от ботов.

  • 1
    SergeySeverny SergeySeverny
    24.11.1405:56:07

    спасибо за подробный обзор!+ просто классная работа

    ждём Весту    

  • 0
    Нет аватара Guard
    24.11.1410:36:14

    Спасибо за обзор!

    P. S. вот только фраза «по обходной технологии» глаз уж очень резануло.

    • 5
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      24.11.1410:43:18

      Ничего страшного в этом нет. Все пилоты и предсерия всегда используют обходные технологии. От первого пилота до предсерии они постепенно снижаются. Это еще даже не предсерия пока. Эти машины никогда не увидят торговой сети. В серии уже обходных технологий обычно нет.

      Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~11:44 24.11.14
  • 0
    Андрей Белоглазов Андрей Белоглазов
    24.11.1411:35:03

    Вообще все — супер!

  • -8
    Sergey Babenko Sergey Babenko
    24.11.1412:03:21

    Как так долго можно создавать машину? За это время Тесла выпустила несколько прорывных автомобилей и полность переписала бортовое ПО. А китайская Geely сделала революционную для себя серию Emgrand. Что можно делать так долго при отсутсвии нормальной автоматизации сборочной линии и нормального бортового ПО?

    • 2
      Нет аватара komar
      24.11.1412:21:33

      Аналог Теслы, но значительней дешевле LADA ELLADА     ( на безе калины -2)

      тест драйв здесь [ссылки отключены]

      так что вазовцы в этом направлении работы ведут.

      Да и в этом и в следующем году Ваз запускает не менее интересные модели, причем в отличие от китайских не скопированных, а полностью своих, это лада веста и кроссовер

      «глава АвтоВАЗа Бу Андерссон поделился информацией о ценах на две будущие новинки — кроссоверы XRay и XRay Cross. Цена на первый будет начинаться с 430 000 рублей, на второй — с 500 000 рублей.

      Младшая модель Lada XRay встанет на конвейер в декабре 2015 года.

      Lada XRay Cross станет на ступеньку выше и должен появиться весной 2016 года."

      Почему-то ссылки и фото, я не могу вставить.

      Отредактировано: komar~13:25 24.11.14
    • 3
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      24.11.1412:23:27

      Как так долго можно создавать машину?

      А долго это сколько? Когда начаты работы по Весте?

      • -6
        Sergey Babenko Sergey Babenko
        24.11.1413:09:28

        Проект видоизменялся с 2010 года. Если есть более точная информация буду рад почиать.

        Отредактировано: Sergey Babenko~14:10 24.11.14
        • 9
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          24.11.1413:38:24

          Нет. После похорон Лада С в 2009 и разругательства с магной возникла некоторая пауза. Все силы были брошены на лоу кост (Гранта) и Калина-2. До этого времени проекты существовали чисто номинально и основные силы были брошены именно на Лада С. Сколь-либо значимая работа над Вестой началась одновременно с Х-рей, т. е. практически в феврале-марте 2012 с приходом Мартина. Кстати именно по этому у Весты есть Х в морде лица, а у Гранты и Калины-2 нету. Марин не успел с новым стилем к нем.

  • 0
    Иван Таманцев Иван Таманцев
    24.11.1415:25:50

    Интересна какая подвеска будет у нее?Независимый или полунезависимая торсионная подвеска,или оставят жесткую балку?

  • 0
    Рамиль Миннигалиев Рамиль Миннигалиев
    24.11.1417:00:44

    Вот это обзор! Однозначно плюс!

    Сам жду Весту, буду продавать своего японца.

  • 0
    Михаил Волков Михаил Волков
    24.11.1417:41:19

    странно, а почему в ижевске, ВАЗ что же тогда производит?

    • 2
      Нет аватара komar
      24.11.1418:32:02

      Приора, Калина, Нива, Гранта, Ларгус, Ниссан-Алмера, Дайхатсу.

      А дочернее предприятие ИЖ-авто не загружено, на заводе выпускают только Гранту и Гранту-Лифтбэк, планируемая мощность ИЖ-Авто 300 тыс. автомобилей. Вот эти мощности Ваз и будет загружать. Да, и еще на ИЖ-Авто выпускают с этого года Nissan Sentra.

      Веста и Сентра одного класса автомобили и чем-то похожи, и будут собираться на одной линии, возможно по этому и организован выпуск Весты на Иж-Авто.

      Отредактировано: komar~20:00 24.11.14
      • 0
        d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
        25.11.1406:37:52

        Дайхатсу.

        Это Вы погорячились. Таки Датсун     И еще к списку добавьте Логан и Сандеро вместе со степвеем    

        • 0
          Нет аватара komar
          25.11.1407:02:40

          Да, перепутал, на Вазе собирают с апреля Datsun — on-DO.

          • [ссылки отключены]

  • 0
    Нет аватара kerosene
    26.11.1405:58:51

    Судя по размерам Весты, она принадлежит к C-классу и для нее движок 114 л.с. слабоват, нужно ставить 1,8 л. атмосферник 128 л.с. как на новые Приоры. Ну и конечно, сразу же нужно было выпускать вместе с седаном и универсал. А если бы был «псевдо-4WD» (автоматически подключаемый задний привод через вискомуфту по типу Тойотовского V-Flex), то такие машины расхватывали бы как горячие пирожки и не только у нас, но и за бугром.

    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      26.11.1407:37:45

      Судя по размерам Весты, она принадлежит к C-классу

      Я устала повторять… (С)

      Веста в В-классе, но самый верх класса. До С чуточку не дотягивает.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,