MAX
Подпишись
стань автором. присоединяйся к сообществу!
13 сентября 16
19

Уральский ВПК


 Источник фото: blogspot.com



Оборонная промышленность России активно выходит из финансового кризиса: ренкинг топ-20 крупнейших российских предприятий ОПК по размеру выручки в 2010 году, составленный Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), демонстрирует положительную динамику.

Из уральских предприятий в список вошли четыре: Уфимское моторостроительное ПО (УМПО) в составе Объединенной двигателестроительной корпорации занимает третью строчку; НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) на шестом месте, группа «Мотовилихинские заводы» — на 14-м, Курганмашзавод — на 15-м.
Рядом с ними может встать ПО «Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ): объемы производства у него сопоставимы, в структуре выручки военная продукция играет определяющую роль. По итогам 2009 года он замыкал двадцатку ренкинга, но выручки 2010-го не хватило, чтобы удержать позиции (в ренкинг вошли компании, ранее не раскрывавшие информацию о себе).

Казалось бы, положительная динамика должна внушать оптимизм. В отличие от кризисного 2009 года, рост объемов производства демонстрируют предприятия всех секторов: как поставщики комплексов для авиации и морского вооружения, так и производители тяжелой и легкой бронетехники. Заметно возросла военная выручка от экспорта (правда, это говорит скорее о том, что роль внутреннего гособоронзаказа упала). Однако анализ данных об исполненных, заключенных и намеченных контрактах показывает, что для поставщиков техники в сухопутные войска 2010 — 2011 годы могут оказаться последним взлетом перед затяжным падением. А вот для компаний, работающих на военные воздушные силы, все только начинается.
Взлетают

Положение уральских производителей комплексов и комплектующих для авиационной и морской техники относительно стабильно. Хотя УМПО и УОМЗ незначительно увеличили выручку от реализации продукции, им удалось существенно нарастить чистую прибыль: первому — почти в четыре раза, второму — в два с лишним.

Основной доход УМПО был связан главным образом с экспортными поставками вооружений. Так, три четверти контрактов на производство (108 двигателей АЛ-31 различных модификаций), а также на сервисное обслуживание заключено с ВВС Индии, Вьетнама, Алжира, Южной Кореи и Китая. Причем заключались они как напрямую, так и через Рособоронэкспорт и российских авиа­строителей. В частности, только для индийской авиации из России отправлено 30 истребителей семейства Су-27/30, укомплектованных 60 двигателями Ал-31Ф стоимостью порядка 3 млн долларов каждый. Выросли поставки и на внутренний рынок: доходы от внутреннего ГОЗ поднялись в 2010 году на 911 млн рублей.


 Источник фото: smugmug.com




УОМЗ также нарастил объемы производства, главным образом — за счет увеличения реализации спецпродукции (на 10% до 2,97 млрд рублей). Основные поставки связаны с авиационной тематикой (64%): прицельные системы и оптико-локационные станции ушли на экспорт либо через АХК «Сухой», либо НПК «Иркут». На внутреннем рынке значительным событием для завода стала передача ВВС четырех боевых вертолетов Ка-52 с уральской оптикой.


 Источник фото: smugmug.com




Нет сомнений, что по итогам ближайших двух лет финансовые показатели УМПО и УОМЗ будут стабильны. В частности, портфель заказов УОМЗ на четыре года составлял в начале 2011-го примерно 16 млрд рублей: в этом году должны начаться поставки в Алжир 16 истребителей Су-30МКИ (1 млрд долларов), до 2012 года намечено исполнение контракта на 12 истребителей Су-30МК2 (1,3 млрд долларов) для Вьетнама. Кроме того, Рос­оборонэкспорт, по словам его генерального директора Анатолия Исайкина, ведет переговоры с Бразилией о поставках партии вертолетов Ми-28 и Ка-52. Единственным негативным моментом для обеих компаний стало введение в начале 2011 года эмбарго на военно-техническое сотрудничество с Ливией: для этой страны планировалось сделать 12 — 15 истребителей Су-35. УОМЗ должен был поставить на каждый по прицельному комплексу (1 млн долларов за каждый), УМПО — по два двигателя АЛ-31.

Потеря ливийских рынков для этих уральских комплектаторов критичной не станет: в 2011 году в активную фазу входит исполнение крупных внутренних заказов. Так, по оценкам министерства промышленности и торговли РФ, в связи с контрактом правительства России с фирмой «Сухой» доля ГОЗ на УМПО возрастет до 40%, включая продукцию для нового истребителя Су-35. До 2015 года в ВВС России необходимо отправить 48 таких самолетов. Это значит, что УМПО изготовит для них 96 «изделий 117С» — модернизированных АЛ-31Ф. Кроме того, к 2015 году на
УМПО планируется локализовать производство большей части комплектующих для вертолетных двигателей ТВ-3-117, а также новой версии ВК-2500, который ставится на Ми24/28 и Ка-50/52. До 2016 года, по оценкам участников проекта, потребуется не менее 2,5 тыс. ВК-2500 по 210 тыс. евро каждый.

Генеральный директор ПО «УОМЗ» Сергей Максин ожидает в 2011 году увеличения объемов производства только по авиационной тематике в 2,5 раза. Рост связывают с началом серийного производства для российской армии новых боевых вертолетов Ми-28Н («Роствертол») и Ка-52 («Прогресс»). Помимо этого, УОМЗ успешно завершил испытания обзорных и прицельных систем для морских судов, и теперь предприятие обладает полной линейкой оптических систем различного применения. В связи с этим в рамках ГОЗ уже подписаны среднесрочные контракты на поставку оптико-электронных систем для строящихся сторожевых кораблей, противодиверсионных катеров, поисковых и вспомогательных судов со сроками ввода в эксплуатацию до 2013 года.
Положительная динамика выручки уральских предприятий ОПК могла бы внушать оптимизм. Но анализ показывает, что это временное явление
Приземляются

А что происходит на земле? НПК «Уралвагонзавод» смог выйти из убытков 2009 года, но главным образом за счет многократного роста в 2010 году поставок железнодорожных вагонов по заказам РЖД и частных операторов. Выручка от продажи военной продукции сократилась несущественно: с 25,3 до 22 млрд рублей. В 2010 году отсюда в Индию ушли последние 20 танков Т-90С и около 160 машинокомплектов для сборки на заводе в Авади. Стоимость контракта — 1,237 млрд долларов за 124 танка и 223 машинокомплекта. Российская армия в 2010 году также закупила 63 новых танка Т-90А и модернизировала около 200 танков Т-72Б до уровня Т-72БА.

В перспективе, по всей видимости, УВЗ сохранит ориентацию на внутренний рынок гражданской продукции, так как определенности в сфере крупных военных заказов у корпорации нет: экспортных контрактов на 2011 год только три. Первый — на ремонт и модернизацию тысячи танков Т-72 до уровня Т-72М1М на 500 млн долларов заключен с Сирией еще в 2007 году и уже заканчивается. Второй подразумевает продолжение контракта с Индией на 2011 — 2012 годы, но уже исключительно в рамках поставки комплектующих для производства танков Т-90, главным образом двигателей c «ЧТЗ-Уралтрак» (входит в НПК «УВЗ») на сумму 77 млн долларов. О третьем сообщил на днях «Интерфакс»: по его данным, до конца года в Казахстан будет поставлено десять боевых машин поддержки танков (БМПТ). Это новая разработка УВЗ, и Минобороны РФ ее пока не закупает. Возможно, это сможет частично компенсировать завершение крупных экспортных контрактов по танкам.


 Источник фото: tankinfo.ru




Что касается внутренних поставок, то известно, что до конца 2011 года правительство РФ намерено потратить 12 млрд рублей, но не на покупку Т-90С, а на капремонт и модернизацию старых Т-72. Военные утверждают, что дооснастить старый Т-72 до уровня Т-90 почти втрое дешевле, чем купить новый. Как пояснил источник в Минобороны, в армии раcсчитывают, что через два года Уралвагонзавод сделает принципиально новую машину — «Армата».

Пермская группа предприятий «Мотовилихинские заводы» (крупнейший в России производитель артиллерийских и реактивных систем залпового огня), напротив, намерена сделать производство и разработку вооружений по государственным и экспортным заказам ключевым направлением деятельности. Так, уже по итогам 2011 года Мотовилиха планирует увеличить консолидированную выручку в два раза по сравнению с 2010 годом. А к 2015 году компания надеется получить выгоду от увеличения внутреннего гособоронзаказа и нарастить выручку от военного производства до 60% (как это было в советские времена). Для этого в ближайшие четыре года здесь намерены провести серьезную модернизацию, освоить выпуск артсистем калибра 100 мм и 152 мм (сейчас поставляют 120 и 122 мм). Также в 2010 году предприятие завершило разработку облегченного варианта РСЗО «Смерч» (масса по сравнению с базовой версией снижена с 43,7 до 25 тонн).

Действительно, на 2011 год Минобороны РФ увеличило объем ГОЗ для Мотовилихи вдвое. По неофициальным данным, стоимость планируемой к отгрузке спецпродукции оценивается в 2 млрд рублей. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко считает, что увеличение гособоронзаказа связано прежде всего с поставкой и модернизацией РСЗО: «Речь может идти как о “Смерчах”, так и о новых РСЗО “Торнадо-Г” и “Торнадо-С”, которые Минобороны планирует закупать в нынешнем году».

Рост гособоронзаказа — позитив. Но сможет ли выручка по нему заменить выпадающие доходы от экспорта? Прежде доля экспорта составляла 40%. Исходя из отчетности за прошлые годы, именно он составлял основной доход Мотовилихи. В 2009 — 2010 годах предприятие экспортировало реактивные системы залпового огня «Смерч» в Индию и Туркменистан. Также был заключен договор на поставку в Туркмению шести РСЗО. После этого информация о новых экспортных договорах не поступала.


 Источник фото: rambler.ru



Сложнее всего, по нашим оценкам, ситуация складывается на Курганмашзаводе (КМЗ). В 2010 году рост военной выручки с 3,2 до 5,6 млрд рублей здесь обусловлен крупными экспортными контрактами (завод поставлял БМП-3 в Индонезию, Туркмению, Ливию и Кувейт) и небывалым за последние 12 лет гособоронзаказом. Значительное (на 56%) увеличение объемов ГОЗ произошло в результате поставок на экспорт в счет госдолга бывшего СССР и госкредита РФ, а также крупного заказа на поставку БМП-3 в российские войска. При этом рост поставок военной продукции на внутренний рынок составил 44%. В совокупности с дополнительными объемами заказов для Минобороны РФ объемы по экспортным контрактам позволили обеспечить полную загрузку производства в 2010 году и в значительной степени — на 2011 год. Но уже в ближайшее время КМЗ может понести серьезные потери. Дело в том, что в 2010 году завод не смог выполнить обязательства по поставке в войска заказанной техники и наполовину. В отделе департамента военной техники машиностроительно-индустриальной группы концерна «Тракторные заводы» (куда входит КМЗ) поясняли: в 2010 году портфель заказов на БМП-3 достиг 314 единиц (75% мощностей), это рекордный уровень с начала их производства в 1997 году. Однако подвели комплектаторы: Барнаултрансмаш не смог нарастить производство двигателей под новые заказы — вместо 314 двигателей поставил менее 200. Мотовилиха освоила производство 100-миллиметровых пушек только к январю 2011 года. В результате выполнение ГОЗ сместилось на полгода. Автоматически завис в воздухе вопрос о поставке в 2011 году для ВДВ России десяти машин БМД-4М и десяти унифицированных бронетранспортеров «Ракушка», созданных на базе БМД-4М.


 Источник фото: rambler.ru




Как сообщал командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов, Курганский машзавод не дал гарантий, что произведет их. В итоге, как заявил в середине лета зампред Комитета Госдумы по обороне Игорь Баринов, на Курганмашзаводе больше не будут закупать боевые машины пехоты и десанта. Из новых заказов у КМЗ пока только модернизация 135 БМП-3, стоящих на вооружении в ОАЭ с 1991 года (сумма контракта — около 74 млн долларов). Срок исполнения не уточняется, но известно, что модернизация пройдет в несколько этапов. В КМЗ утверждают, что по результатам 2010 года подготовлены проекты нескольких крупных экспортных контрактов, реализация которых планируется с 2011 по 2013 годы. В случае подписания этих контрактов в перспективе будет обеспечена стабильная загрузка производства. Но о них пока ничего не известно.

О перспективах. Представители Рособоронэкспорта заявляют, что ближневосточные конфликты не помешали экспорту военной продукции из России. В первом полугодии, по его статистике, на долю сухопутных вооружений пришлось 31% от общего объема экспорта (авиация заняла 38%, ПВО — 18%), хотя ранее доля оружия сухопутных войск не превышала в среднем 20% в год. Так что революции скорее помогли.

Тем не менее по итогам уже заключенных контрактов видно: рассчитывать на стабильные заказы могут только производители комплектующих для военной авиации и флота. Почему? Одна из главных причин — они способны предложить рынку новые образцы военной техники. Пример: двигатель 117С УМПО. А вот танк «Армата» с принципиально новыми тактико-техническими характеристиками УВЗ обещает военным уже почти десять лет.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в наш Телеграм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: expert.ru

Комментарии 0

Для комментирования необходимо войти на сайт

  • 0
    Нет аватара Garin_13.09.11 21:50:22
    Русские люди очень талантливы , чтоб создавать технику для " ЧИСТО ОТОМСТИТЬ " Экономичную и с высокой окупаемостью. Гарантировано несколько килограмм вражеской не живой массы , на каждую тонну произведённой продукции. Отредактировано: Garin_~21:51 13.09.2011
  • 0
    Нет аватара PaulNSK13.09.11 22:40:08
    Сэр, слово "ренкинг" терзает мне уши до невозможности. Можно попросить вас писать если не ранкинг (что вполне по смыслу похоже на "ранг"), то хотя бы "рэнкинг", как нравится википедии?