Обзор годового отчета ОАК за 2011 год
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruДошла очередь и до размещения годового отчета ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Скачать отчет в двух частях можно по следующим ссылкам:
Сразу оговорюсь, что в этом документе есть некоторые нестыковки (особенно в объемах поставок) между различными его разделами, а также с отчетами дочерних зависимых обществ ОАК.
Производство новых воздушных судов
Согласно данным отчета ОАО «ОАК» за прошедший год, объем производства самолетов достиг величины в 102 единицы (годом ранее предприятия Корпорации произвели 74 самолета). В 2011 году предприятиями ОАО «ОАК» построено 17 гражданских воздушных судов: SSJ100-95 – 5 ед. (EK 95015, RA-89001, RA-89002, RA-89003, RA-89004), Ан-148 – 5 ед. (RA-61707,61709-61712), Ил-96-400Т – 1 ед. (RA-96104), Ту-204-300 – 2 ед. (RA-64057 и RA-64058), Ту-204СМ – 1 ед. (б/н 64151), Ту-214 – 3 ед. (Ту-214ОН RA-64519, Ту-214ПУ RA-64520, Ту-214СУС RA-64522). В то же время публиковавшиеся в предыдущем отчете ОАО «ОАК» планы предполагали производство 30 воздушных судов, в том числе: SSJ-100 – 14 ВС, Ан-148 – 8 ВС, Ил-96-400Т – 1 ВС, Ту-204-300 – 2 ВС, Ту-214 / Ту-204 СМ (при условии получения Сертификата Типа и наличия стартового заказчика) – до 5 ВС.
Согласно отчету ОАК в прошедшем году заказчикам переданы 11 гражданских самолетов производства 2010 и 2011 гг. Из числа произведенных в 2011 году поставлено 7 воздушных судов, в том числе SSJ-100 – 5 ВС (один для авиакомпанииArmAvia, получивший регистрацию EK 95015, и четыре для Аэрофлота с номерами от RA-89001 до RA-89004), Ан-148 – 2 ВС авиакомпании «Полет». Кроме того, на конец 2011 года было завершено строительство еще нескольких воздушных судов, которые планировались, но не были переданы заказчикам в отчетном году. В их число попали:
- два Ту-204-300 RA-64057 и RA-64058 – были переданы Специальному летному отряду «Россия» в январе-феврале 2012 г.,
- второй Ту-204СМ с бортовым номером 64151 – передан на сертификационные испытания, получение сертификата типа запланировано на вторую половину 2012 г.,
- три Ан-148, два из которых (бортовые номера 61707 и 61712) планируется, согласно данным отчета ОАК, поставить в 2012 году иностранному заказчику (дополнения к Сертификату Типа в части англоязычной кабины и высотности аэродрома получены в 2011 году), в то же время отчет ВАСО дает информацию, что в связи с отказом первичного заказчика (Министерства обороны Республики Союза Мьянма) от них, был заключен новый контракт с ОАО «ОАК», сроки поставки по которому будут определены после заключения соответствующего договора между ОАО «ОАК» с новым эксплуатантом,
- Ил-96-400Т RA-96104 не был передан из-за переноса по инициативе заказчика самолета (ОАО «ИФК») сроков приемки самолета на 1 квартал 2012 год по причине финансовых проблем у эксплуатанта самолета – ЗАО «Авиакомпания «Полет» (подробнее – в опубликованном обзоре деятельности ВАСО).
В 2011 году была осуществлена поставка 4 новых воздушных судов специальной авиации. В их число попали двасамолета-амфибии Бе-200ЧС, достроенных на ТАНТК по контракту 2010 года для МЧС России, два воздушных судна производства КАПО им. Горбунова – Ту-214ПУ (RA-64520) и Ту-214СУС (RA-64522). Согласно данным отчета ОАК поставка еще одного Ту-214СУС (RA-64524) из плана 2011 г. перенесена на 2012 год (к настоящему времени уже поставлен). Неясно, был учтен в продукции этого года третий А-50ЭИ, получивший индийскую регистрацию KW-3553.
Кроме того, в 2011 году были завершены совместные производственные программы ОАО «ОАК» и ГАО «ТАПОиЧ» (г. Ташкент), осуществлявшиеся на основе двусторонних договоров дочерних зависимых обществ ОАО «ОАК» с ГАО «ТАПОиЧ»: был выполнен контракт по поставке двух самолетов Ил-76МФ для Иордании (первый с серийным номером 96-02 был выпущен еще в 2010 г., второй - №94-01 – в 2011 г.) и завершено выполнение контракта по поставке трех самолетов Ил-76ТД-90ВД для авиакомпании «Волга-Днепр» сдачей воздушного судна с серйиным номером 94-07, получившим регистрацию RA-76503. В связи с банкротством узбекского предприятия дальнейшая совместная работа ОАО «ОАК» с ГАО «ТАПОиЧ» не планируется.
Также в отчете ОАК имеются данные о поставке в прошлом году двух первых самолетов Ил-76ТД из строя для китайской компании «Тяньли». Точных данных о том, что это за самолеты и где они ранее эксплуатировались, нет.
Согласно данным отчета ОАК в 2011 году осуществлены поставки 19 самолетов в рамках выполнения государственного оборонного заказа, в то время как планировалось к поставке 21 самолет, таким образом выполнение ГОЗ составило 90% от плановых показателей 2011 г. В число поставленных в интересах Минобороны России самолетов фронтовой авиации попали, по всей видимости, 12 шт. Су-27СМ, 6 шт. Су-34 и 1 шт. Су-35С. Неясно, по какой причине не учтены поставленные в прошлом году по контракту 2005 года восемь заключительных Як-130. Возможно это связано с тем, что эти самолеты не входят в ГОЗ-2011, поскольку контракт, согласно данным реестра контрактов с сайта Федерального казначейства, должен был быть исполнен до конца 2010 г. В число недопоставленных попали, скорее всего, два следующих Су-35С, поставленных ВВС уже в 1 квартале этого года.
В рамках планов военно-технического сотрудничества в 2011 г. было выпущено 69 самолетов при плане в 72, что составило 96% от плановых показателей прошлого года. Количество поставленных самолетов полностью совпадает с развернутым обзором поставок боевых самолетов на экспорт, опубликованном в мартовском номере журнала «Взлет» за этот год. Правда не совсем ясно был учтен в этом количестве поставленный в Индию третий А-50ЭИ, поскольку в отчете ОАК в числе поставленных типов ВС он не указан. В отчете были перечислены следующие поставлявшиеся в прошлом году за рубеж типы самолетов: Су-30МК2, Су-30МКИ (А), МиГ-29К/КУБ, МиГ-29СЭ, МиГ-29Б, и Як-130.
Ремонт и модернизация ранее выпущенных самолетов
В отчетном году предприятиями ОАК, согласно данным отчета ОАК, отремонтировано и модернизировано 17 самолетов в рамках ГОЗ и экспортных контрактов. В их число попали шесть прошедших на ОАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» ремонт и модернизацию самолетов:
- один модернизированный А-50У (борт.№33),
- два отремонтированных противолодочных Ту-142ВПМ (в том числе с бортовым номером «56» из Каменного Ручья),
- один самолет Ту-142ВПМ-Э в рамках ВТС с Индией (борт. №312),
а также два стратегических бомбардировщика Ту-95МС (в том числе с бортовым №62 из Энгельса).
Количество сданных на ТАНТК самолетов и их бортовые номера подтверждены пресс-релизом ТАНТК от 27 декабря прошлого года.
ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» сдало в 2011 году один модернизированный самолет управления и ретрансляции Ил-22 «Сокол». На КАПО им. Горбунова, согласно данным отчетности предприятия, были выполнены ремонт и контрольно-восстановительное обслуживание самолетов Ту-160 с серийными номерами 504 и 703 соответственно (о них подробнее – ранее в моем блоге в обзоре деятельности данного предприятия). Ульяновский Авиастар сдал два самолета Ан-124 после ремонта с модернизацией до уровня Ан-124-100 для МО РФ (зав. №0503, №0506).
Итого получается одиннадцать подтвержденных в отчете ОАК самолетов после ремонта и модернизации. Неясно какие именно воздушные суда входят в оставшиеся шесть самолетов, поскольку из официальных данных ОАК и его дочерних обществ известно не менее чем о десяти таких бортах:
- прошедшем на ВАСО ремонт с доработками Ил-96-300 RA-96017, ранее эксплуатировавшемся в КрасЭйр и переданном в прошедшем году СЛО «Россия»;
- истребителях Миг-31Б, прошедших согласно отчету ОАК на НАЗ «Сокол» ремонт с модернизацией до МиГ-31БМ по новому контракту от 1 августа 2011 года. Точный объем сданных самолетов неизвестен, по данным известного январского интервью зам. министра обороны Сухорукова не был передан своевременно один самолет, невыполнение плана также подтверждает и отчет НАЗ «Сокол» за прошедший год;
- первом из десяти самолетов Ил-76МД, поставляемых Китаю. О контракте на поставку самолетов данного типа из наличия ВВС России (?) было впервые сообщено в прошедшем году. Данные о сданном КНР после ремонта Ил-76МД есть в отчете ОАК, но их нет в отчетах ОАО «ОАК-ТС» и ОАО «Ил»;
- семи Ил-76, прошедших на ОАО «Ил» ремонт по данным отчета данного предприятия (1 самолет ФСБ РФ RF-76325; 4 самолета Индийских ВВС; 2 самолета ВВС Алжира);
- неуточненного количества модернизированных до уровня МиГ-29СМ истребителей ВВС Перу.
РСК «Миг» совместно с НАЗ «Сокол» в 2011 году продолжило работы по модернизации индийского парка самолетов Миг-29. На КнААПО, НАПО, Иркутском авиазаводе работ по ремонту и модернизации самолетов в прошедшем году не осуществлялось.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
В прошедшем году предприятиями ОАК выполнялись следующие НИР и ОКР:
Гражданская авиационная техника
1) Продолжение НИОКР по разработке ближнемагистрального самолета новой генерации (NG). На март 2012 года запланирована защита технического предложения (аванпроект) в рамках прохождения вторых ворот качества (Gate 2).
2) Проведение НИОКР по созданию самолета МС-21. Подготовка прохождения четвертых ворот качества (Gate 4).
3) Во второй половине 2012 года намечено окончание работ по сертификации Ту-204СМ и получение дополнения к сертификату типа (ДСТ).
4) Продолжение работ, выполняемых в рамках Европейской рамочной программы FP7: проект CREAM («Инновационная технологическая платформа для компактных и надежных электрических интегрированных приводов и силовых установок») и проект SVETLANA («Проведение исследований в области разработки перспективных технологий автоматизации процессов сбора, обработки и анализа полетной информации для повышения безопасности полетов гражданских ВС».
Транспортная авиация
1) Продолжалась работа по подготовке к эскизно-техническому проекту «Модернизация самолетов Ил-76МД и Ил-78М2 из строя».
2) В рамках ОКР по созданию самолета Ил-76МД-90А завершена передача ЭКД на ЗАО «Авиастар-СП» и произведена технологическая подготовка производства, собран первый опытный образец самолета Ил-76МД-90А.
3) Продолжалась работа по разработке аванпроекта по созданию российско-индийского многоцелевого транспортного самолета (МТС).
Специальная авиация
1) На ОАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» в кооперации с головным исполнителем ОАО «Алмаз – Антей» велись работы по проектам «А-100» (перспективный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения на базе Ил-76МД-90А) и «А-60» (работы по НИР «Дуэлянт» выполняются по государственному контракту №5933 от 02.09.2006, заключенному с войсковой частью 21055, и предполагают испытание модернизированной летающей лаборатории 1А2 (№86879) с размещенным на ней экспериментальным оборудованием лазерного комплекса авиационного базирования).
2) На ОАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» в кооперации с головным исполнителем ОАО «Концерн «Созвездие» выполняются работы по теме «А-90». Ранее о данном направлении ничего не сообщалось.
3) ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» представило на государственные сертификационные испытаниямодернизированный самолет Ил-22ПП самолет «Порубщик». В рамках данной ОКР, проводимой на основании договора с Минобороны РФ №93032 от 8 ноября 2009 года, осуществляется разработка самолета-постановщика помех и попутной воздушной разведки. Годом ранее ЭМЗ им. Мясищева в своем отчете сообщал о том, что разработана РКД на опытный образец самолета Ил-22ПП и аппаратуру активных помех (изд. Л-415), начаты работы по изготовлению летного образца. По всей видимости, модернизированным Ил-22 стал самолет с заводским номером 0393610235 и регистрационным RA-75903, замеченный с новыми обтекателями весной этого года. 3)
4) ОАО «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» также осуществляло работы в интересах Росгидромета по созданию самолета-метеолаборатории (ОКР «Атмосфера») на базе Як-42Д RA-42440 по контракту от 6 октября 2010 г. на сумму 1 125 990 тыс.руб. Планируемый срок поставки – декабрь 2013 г. ;
4) ОАО «Ил» вело модернизацию самолета Ил-20 по теме «Рецензент», а также подготовлены расчетно-калькуляционные материалы для заключения контракта на поставки модернизированных противолодочных самолетов Ил-38Н (подробности в ранее опубликованном в моем блоге обзоре деятельности данного предприятия).
5) ОАО «Туполев» совместно с ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» осуществляло лётно-конструкторские испытания самолета Ту-214 «Фракция», Контракт на данную ОКР был заключен между в/ч 45807 (по данным поисковых систем это эксплуатационная комендатура ГРУ МО РФ), ОАО «Туполев» и КАПО им. Горбунова еще 29.11.2002. По данным общедоступных арбитражных дел, сдача первого и второго экземпляров Ту-214Р (RA-64511 и RA-64514), построенных по данной ОКР, была запланирована еще на ноябрь 2008 г. Систему радиотехнической разведки «СРТР» для них разрабатывал ФГУП «Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени академика А.И. Берга» (Шифр «Фракция-4КРР»). Из материалов данных дел прослеживается патологическая цепочка по взысканию долгов за просрочку выполнения данной ОКР: в пользу государственного бюджета с КАПО было взыскано неустойки в размере 206 млн.руб. и пени 150 млн.руб., с соисполнителя ФГУП ГосНИИАС в пользу КАПО – 171 млн.руб. неустойки, с Института им. Берга в пользу ГосНИИАС – 8 2млн.руб. неустойки. Что примечательно работы по данной ОКР осуществлялись в прошедшем году из собственных средств предприятий без бюджетного финансирования.
6) ОАО «Туполев» в кооперации с головным исполнителем ОАО «Концерн радиостроения «Вега» осуществляло работы по самолетам для программы «Открытое небо» - Ту-214ОН RA-64519 и RA-64525. Первый из этих самолетов планируется к сдаче в текущем году, второй – в 2013 г.
Послепродажное обслуживание и эксплуатация
1) Дальнейшая разработка единой системы послепродажного обслуживания авиационной техники (ППО АТ) ОАО «ОАК» в части гражданской авиации.
2) Отработка финансовой модели сервисного обслуживания самолетов семейства Ту-204/214 с целью формирования экономически целесообразной системы ППО для данного семейства и более старшего поколения российской и советской авиационной техники.
3) В рамках первого контракта на сервисное обслуживание самолетов типа Ил-76 МО РФ выполнялся авторский надзор, продление ресурсов и сроков службы, поставка готовых изделий и агрегатов.
Перспективы ОАО «ОАК» на 2012 год:
- в 2012 году ОАО «ОАК» планирует поставить заказчикам 36 ВС, в том числе: SSJ-100 – 24 ед., Ан-148 – 9 ед., Ту-204-300 – 2 ед., Ил-96-300 – 1 ед. В феврале 2012 года завершена валидация в EASA сертификата типа SSJ-100, во второй половине года планируется получение сертификата типа на самолет Ту-204СМ. К настоящему времени уже поставлены заказичкам два ТУ-204-300, а также несколько Ан-148 и SSJ-100,
- по программе SSJ-100 планируется дальнейшее наращивание серийного производства самолетов и начало поставок зарубежным заказчикам.
- для снижения себестоимости серийного производства самолета Ан-148 на ОАО «ВАСО» проводится ряд мероприятий по оптимизации организационной структуры предприятия, по работе с поставщиками комплектующих изделий и материалов, а также мероприятия по повышению технического и технологического уровня производства.
- в целях реализации планов ГОЗ и экспорта в 2012 г. планируется заключение долгосрочных контрактов с Минобороны России в сегменте фронтовой, военно-транспортной и специальной авиации (контракт по ВТА планировалось заключить еще в прошедшем году);
- в сфере фронтовой (тактической) авиации основные перспективные разработки будут сфокусированы на создании перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) для Минобороны России, а также на российско-индийском проекте создания перспективного многофункционального истребителя (ПМИ);
- продолжение работ по контрольно-восстановительному обслуживанию и ремонту самолетов дальней авиации Ту-160, Т-95МС, Ту-22М3.;
- запланирована модернизация самолета Ил-96-300 № 0014 для СЛО «Россия».
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
14.06.1223:10:30
15.06.1200:58:35
15.06.1215:50:19
15.06.1216:25:57
15.06.1206:33:39
15.06.1210:56:19
15.06.1214:43:31
15.06.1222:59:37